соглашение государств, политических партий, организаций, избирательных объединений, предусматривающее совместные действия для достижения общих политических целей, а также их союз.
Блок
БЛОК
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Блок
объединение нескольких государств, значительно изменяющее их стратегическое и геополитическое качество, выводящее их на более высокий уровень планетарной деятельности. По закону "пространственной прогрессии".
Блок
англ. block, нем. Block, франц. bloc) - простейший механизм, служащий для подъема тяжестей и парусов. На судах употребляют блоки трех видов: металлические, деревянные с оковкой и деревянные без оковки. Существует много разнообразных блоков, которые различаются по назначению, форме и числу шкивов.
Источник: Военно-морской исторический справочник
БЛОК
Александр Александрович (1880–1921) — русский поэт-младосимволист, драматург, первым из символистов заявивший, что «искусство должно изобра-жать жизнь и проповедовать нравственность». Характер-ными образами блоковской дореволюционной лирики являются образы Русироссии (цикл «На поле Куликовом» и др.), Прекрасной Дамы («Стихи о Прекрасной Даме»), Петербурга («Петр», «Ночь. Город угомонился» и др.), таинственного манящего «соловьиного сада» — олицетворения покоя, счастья, красоты, ветра, несущего с собой тревоги, смутные предчувствия (поэма «Соловьиный сад», «Осенняя воля» и др.). Раздумья поэта о судьбах страны, русского самодержавия, о былой высокой культуре и о бездуховности буржуазной цивилизации, о своей собственной жизни сопровождались «трагическими предсказаниями неслыханных перемен, неожиданных мятежей» (циклы «Ночные часы», «Странный мир», «Новая Америка», поэма «Возмездие» и др.). Пьесы А. Блока «Король на площади», «Незнакомка», «Роза и Крест» способствовали утверждению театрального символизма, а постановка его «Балаганчика» дала возможность В. Э. Мейерхольду перейти от символического театра «настроения» к условному театру. После Октябрьской революции А. Блок одним из первых обратился к изоб-ражению грозных событий семнадцатого года, окрасивших в кровавый цвет поднятый на дыбы мир «свободы без креста». Носителями революционного подвига в его поэме «Двенадцать» являются красногвардейцы, мало чем отличающиеся от каторжников с «бубновым тузом» на спине, готовые пальнуть «пулей в святую Русь». А. Блок был одним из организаторов и председателем Дирекции Большого Драматического театра, открытого в 1919 г.
БЛОК
1. (Bloch), Марк (6.VII.1886 - 16.VI.1944) - франц. историк. Род. в Лионе в семье проф. истории Гюстава Б. В 1919-36 - проф. Страсбургского ун-та, затем - Сорбонны. В период нем. оккупации - активный участник Движения Сопротивления; расстрелян гестапо. Методологич. взгляды Б. наиболее систематично изложены в кн. "Защита истории" ("Apologie pour l´histoire...", P., 1949). Б. исходил из объективной реальности и познаваемости ист. прошлого, из существования закономерностей в развитии об-ва. Чтобы понять причины ист. процессов, Б. предлагал исследовать не только поступки отд. людей, но и социально-экономич. и природные условия их жизни. При этом, признавая взаимодействие в истории различных факторов, он преувеличивал влияние на ср.-век. экономику торговли, роста населения и недооценивал роль произ-ва. Оставаясь в целом на идеалистич. позициях, Б. рассматривал сами экономич. категории как отражение определ. взглядов людей. Соответственно феодализм трактовался Б. как "совокупность идей и образов"; его сущность Б. видел в системе "личных связей". Осн. труды Б. посвящены зап.-европ. феодализму. Бульшая часть их носит обобщающий характер. Наиболее ценная его работа - "Характерные черты франц. аграрной истории" ("Les caracteres originaux de l´histoire rurale fran?aise", t. 1-2, 1931-56, рус. пер., т. 1, 1957). В своих трудах Б. доказал общинное происхождение осн. систем землепользования во Франции; раскрыл огромное значение общины в жизни ср.-век. франц. деревни. В то же время Б. не понимал феод. природы сеньории и относил ее возникновение к очень отдаленным временам, считая ее "значительно старше франкской эпохи". Широкое распространение получили воззрения Б. на развитие франц. серважа. По мнению В., в 11-12 вв. сервы составляли большинство сел. населения Франции (за исключением Нормандии), причем этот "класс сервов" возник в результате медленной эволюции, в ходе к-рой потомки людей различного юридич.статуса (от рабов до мелких аллодистов) оказались в единой по своей форме зависимости, не похожей ни на одну из ранее существовавших форм. Достоинства этой теории Б., подчеркивающей единство феод. зависимости осн. массы сел. населения, ослабляются известным юридизмом в трактовке критериев серважа, а также ошибочным представлением о клас. неоднородности ср.-век. крестьянства. Б. принадлежит интересная попытка сравнит. изучения агр. и социальной истории ряда зап.-европ. стран. Методологич. и конкретно-ист. воззрения Б. оказали сильное влияние на большое число историков, группировавшихся вокруг основанного Б. в 1929 (совм. с Л. Февром) журн. "Annales d´histoire ?conomique et sociale" (ныне - "Annales. Economies, Soci?t?s, Civilisations"). Соч. (кроме назв. в ст.): Rois et serfs, P., 1920; La soci?t? f?odale, t. (1-2), P., 1939-40; The rise of dependent cultivation and seigniorial institutions, в кн.: Cambridge economic history of Europe..., v. 1, Camb., 1942; Seigneurie fran?aise et manor anglais, P., 1960. Лит.: Кон И. С., Люблинская А. Д., Труды франц. историка Марка Блока, "ВИ", 1955, No 8; Кон И. С., Философский идеализм и кризис бурж. историч. мысли, М., 1959. Ю. Л. Бессмертный. Москва. 2. (Blok), Петрус Йоханнес (10.I.1855 - 24.X.1929) - нидерландский историк. Проф. в Гронингене (с 1884) и Лейдене (с 1894). Автор многотомной "Истории нидерландского народа" (1892-1907) и многочисл. исследований, посв. преим. вопросам политич., дипломатич. и культурной истории Нидерландов (гл. обр. средневековой), историографии и источниковедению. Подготовил ряд фундаментальных публикаций док-тов. Был склонен к эклектич. обобщениям; оспаривал в печати правильность положений ист. материализма. Соч : Geschiedenis van het Nederlandsche volk, 3 ed, dln 1-4, Leiden, 1923-26, нем. пер. - Geschichte der Niederlande, Bd 1-6, Gotha, 1902-18; Geschiedenis eener Hollandsche stad in de Middeleeuwen, 2 druk, dln 1-4, S´Gravenhage, 1910-18; Verspreide Studiеn op het gebied der geschiedenis, Groningen, 1903; Willem de eerste, prins van Oranje, dln 1-2, Amst., 1919-20; Frederik Hendrik, 1924; Geschichtschreibung in Holland, Hdlb., 1924. Лит.: Kroon J. С., Bibliographie der werken van P. J. Blok, Amst., 1928. A. H. Чистозвонов. Москва.
БЛОК
Александр Александрович (1880, Санкт-Петербург – 1921, Петроград), русский поэт, драматург. Родился в семье профессора-юриста. В детстве и юности часто жил в имении Шахматово под Москвой, принадлежащем его деду, ректору Петербургского ун-та. В 1891–98 гг. учился в 9-й петербургской гимназии, а в 1898–1906 гг. – на юридическом, а затем на историко-филологическом ф-те Петербургского ун-та. Серьезно писать стихи начал с 18 лет, все они отмечены влиянием В. А. Жуковского, А. А. Фета, Я. П. Полонского, затем поэт увлекся философией и поэзией В. С. Соловьева и сблизился с символистами. У Жуковского Блок перенял трепетное отношение к красоте окружающего мира, полного тайн и загадок, возвышенность чувств, а у Соловьева – образ Вечной Жены, которая является синтезом гармонии, красоты и добра. В 1903 г. Блок женился на дочери знаменитого ученого-химика Д. И. Менделеева Любови Дмитриевне. Ей была посвящена первая книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1904). Любовь трактуется здесь как неземное и святое чувство, дарованное Богом. Это и чувство к конкретной женщине, и воплощение соловьевского культа женщины-Богоматери.
Блок стал одним из лидеров рус. символизма, но чуждым мистическим настроениям некоторых поэтов этого направления, их нежеланию знать реальную жизнь. Успех книги определили выразительность и метафоричность языка поэта, тяготение к цветовой и звуковой выразительности, сложная структура образов. Время поэтического дебюта Блока – революционная ситуация, обострение социальных противоречий, от которых литература не могла стоять в стороне. Блок оказался социально чутким поэтом. В 1907 г. вышла его вторая книга «Нечаянная радость», где лирический герой как бы спустился на землю с небесных высот. В этом цикле самым популярным стало стихотворение «Незнакомка», героиня которого еще напоминает героиню «Прекрасной Дамы», но уже приходит в самое земное из земных мест – кабак. Так Блок пытается соединить возвышенное и низкое; это сказывается и в лексике стихотворения: романтической и обыденно-разговорной. Герой жадно всматривается в окружающую жизнь, он – очевидец происходящих событий, демонстраций на шумных улицах, митингов, общего недовольства. В этом сборнике появилось первое стихотворение, посвященное теме Родины.
1906–07 гг. – переломные для Блока, это время переоценки ценностей, развенчания иллюзий, отказ от мистицизма. В это время он обращается к драматургии. Увлечение театром было давним: в юности он много играл в любительских спектаклях, мечтал о карьере артиста. В 1906 г. написаны три лирические драмы: «Незнакомка» (развивает тему одноименного стихотворения), «Король на площади» (остросовременное отрицание канонов прошлого), «Балаганчик» (отказ от былых верований, поворот в сторону реальности). Одновременно формируется новое понимание роли искусства в жизни общества и назначения художника: если в ранних стихах герой Блока – отшельник, индивидуалист, рыцарь Прекрасной Дамы, то теперь поэт говорит о долге художника перед народом и эпохой. Сам Блок активно участвует в литературной жизни, пишет большое количество литературоведческих, критических, публицистических статей («О реалистах», 1907; «О лирике», 1907; «Народ и интеллигенция», 1908; и др.). Поэт ставит вопрос об общественном служении каждого художника, который должен быть в глубине души публицистом, человеком с общественной позицией. Цикл стихов «Вольные мысли» (1907) отражает изменившиеся взгляды поэта, он отходит от подчеркнутого лиризма и намеренной асоциальности, новый герой тесно связан с окружающим миром, с судьбами народа и страны. Призывы поэта служить родине и обществу не находили отклика у его вчерашних единомышленников, он оказался одинок в своем поиске дальнейшего пути, и духовно близки ему оказались трагичнейшие рус. поэты – Е. А. Баратынский, Ап. Григорьев, Ф. И. Тютчев. В 1915 г. Блок пишет статью «Судьба Аполлона Григорьева», в судьбе которого он видел много общего со своей собственной. Меняется и лирическая героиня поэта – в 1910 г. Блок пишет стихотворение «В ресторане», где лирическая героиня уже хорошо освоилась в обстановке пьяного веселья; исчезает возвышенное: цыганка «визжала заре о любви». Но и возвышенное не перестает быть предметом поэтического внимания Блока – драма «Роза и Крест» (1912–13), поэма «Соловьиный сад» (1915).
Образ Родины стал одним из важнейших в творчестве Блока, в его изображении это двуликая страна – нищая, богомольная и одновременно разбойная и вольная, выразителен в этом отношении цикл «На поле Куликовом» (1908) – этапное произведение поэта. По словам самого Блока, «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории». Блок проводит параллели между событиями давно прошедшими и современными, его герой находит себя в битве за спасение Отечества. Поэт верит в возможность единения народа и интеллигенции в борьбе за будущее России. Этой же теме посвящена и поэма «Возмездие» (1910), которая стала отражением судьбы России в переломные годы. Поэма не была завершена, но намерения автора говорят о том, что он утратил веру в исключительную, героическую личность и в возможность ее существования.
Последние годы жизни поэта были отданы общественным темам, судьбе России. Он давно предчувствовал, что его родину ждут потрясения. В 1917 г. он прямо призывает «слушать музыку революции». Блок-символист искал теперь новую социальную символику – в происходящих событиях. Завершением его художественных исканий и кульминацией творчества стала поэма «Двенадцать» (1918). Блок не осуждает тех, кто кричит:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в святую Русь –
В кондовую, в избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без Креста! –
и временами почти любуется стройным движением двенадцати красногвардейцев-«апостолов». Но его пугает, что они легко совершают самосуд, убивают девушку, изменившую их товарищу, и грозят пальнуть в идущего впереди Христа, некий символ обновления и чистоты. Блок всего в нескольких строках создает выпуклый, зримый образ рухнувшего мира:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос,
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Революция у Блока – всепобеждающая стихия, очищающий огонь, в котором погибнет старый мир. Утверждению революции подчинена и композиция поэмы (постепенное поглощение личного темой общественного долга, доходящее до пафоса), и интонация (ироническая, насмешливая в изображении старого мира и возвышенно-патетическая в теме революции), и ритм, и символика.
Драматическое мироощущение еще ярче в поэме «Скифы» (1918). Поэт осознает, что рус. народ не един со всей мировой цивилизацией, он противостоит всем и предупреждает:
Мильоны вас.
Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы,
Попробуйте, сразитесь с нами!
Блок принял революцию 1917 г., сотрудничал с новой властью, работал в издательстве «Всемирная литература», возглавляемом М. Горьким. Но вскоре разочарование в реальном воплощении громких лозунгов революции, события Гражданской войны, столкновения с мощной машиной новой бюрократии привели к трагическому разочарованию:
Что за пламенные дали
Открывала нам река!
Но не эти дни мы звали,
А грядущие века.
(«Пушкинскому дому»)
Болезнь ускорила его конец. Первый поэт «серебряного век а» русской культуры скончался на 41-м году жизни.
Блок стал одним из лидеров рус. символизма, но чуждым мистическим настроениям некоторых поэтов этого направления, их нежеланию знать реальную жизнь. Успех книги определили выразительность и метафоричность языка поэта, тяготение к цветовой и звуковой выразительности, сложная структура образов. Время поэтического дебюта Блока – революционная ситуация, обострение социальных противоречий, от которых литература не могла стоять в стороне. Блок оказался социально чутким поэтом. В 1907 г. вышла его вторая книга «Нечаянная радость», где лирический герой как бы спустился на землю с небесных высот. В этом цикле самым популярным стало стихотворение «Незнакомка», героиня которого еще напоминает героиню «Прекрасной Дамы», но уже приходит в самое земное из земных мест – кабак. Так Блок пытается соединить возвышенное и низкое; это сказывается и в лексике стихотворения: романтической и обыденно-разговорной. Герой жадно всматривается в окружающую жизнь, он – очевидец происходящих событий, демонстраций на шумных улицах, митингов, общего недовольства. В этом сборнике появилось первое стихотворение, посвященное теме Родины.
1906–07 гг. – переломные для Блока, это время переоценки ценностей, развенчания иллюзий, отказ от мистицизма. В это время он обращается к драматургии. Увлечение театром было давним: в юности он много играл в любительских спектаклях, мечтал о карьере артиста. В 1906 г. написаны три лирические драмы: «Незнакомка» (развивает тему одноименного стихотворения), «Король на площади» (остросовременное отрицание канонов прошлого), «Балаганчик» (отказ от былых верований, поворот в сторону реальности). Одновременно формируется новое понимание роли искусства в жизни общества и назначения художника: если в ранних стихах герой Блока – отшельник, индивидуалист, рыцарь Прекрасной Дамы, то теперь поэт говорит о долге художника перед народом и эпохой. Сам Блок активно участвует в литературной жизни, пишет большое количество литературоведческих, критических, публицистических статей («О реалистах», 1907; «О лирике», 1907; «Народ и интеллигенция», 1908; и др.). Поэт ставит вопрос об общественном служении каждого художника, который должен быть в глубине души публицистом, человеком с общественной позицией. Цикл стихов «Вольные мысли» (1907) отражает изменившиеся взгляды поэта, он отходит от подчеркнутого лиризма и намеренной асоциальности, новый герой тесно связан с окружающим миром, с судьбами народа и страны. Призывы поэта служить родине и обществу не находили отклика у его вчерашних единомышленников, он оказался одинок в своем поиске дальнейшего пути, и духовно близки ему оказались трагичнейшие рус. поэты – Е. А. Баратынский, Ап. Григорьев, Ф. И. Тютчев. В 1915 г. Блок пишет статью «Судьба Аполлона Григорьева», в судьбе которого он видел много общего со своей собственной. Меняется и лирическая героиня поэта – в 1910 г. Блок пишет стихотворение «В ресторане», где лирическая героиня уже хорошо освоилась в обстановке пьяного веселья; исчезает возвышенное: цыганка «визжала заре о любви». Но и возвышенное не перестает быть предметом поэтического внимания Блока – драма «Роза и Крест» (1912–13), поэма «Соловьиный сад» (1915).
Образ Родины стал одним из важнейших в творчестве Блока, в его изображении это двуликая страна – нищая, богомольная и одновременно разбойная и вольная, выразителен в этом отношении цикл «На поле Куликовом» (1908) – этапное произведение поэта. По словам самого Блока, «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории». Блок проводит параллели между событиями давно прошедшими и современными, его герой находит себя в битве за спасение Отечества. Поэт верит в возможность единения народа и интеллигенции в борьбе за будущее России. Этой же теме посвящена и поэма «Возмездие» (1910), которая стала отражением судьбы России в переломные годы. Поэма не была завершена, но намерения автора говорят о том, что он утратил веру в исключительную, героическую личность и в возможность ее существования.
Последние годы жизни поэта были отданы общественным темам, судьбе России. Он давно предчувствовал, что его родину ждут потрясения. В 1917 г. он прямо призывает «слушать музыку революции». Блок-символист искал теперь новую социальную символику – в происходящих событиях. Завершением его художественных исканий и кульминацией творчества стала поэма «Двенадцать» (1918). Блок не осуждает тех, кто кричит:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в святую Русь –
В кондовую, в избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без Креста! –
и временами почти любуется стройным движением двенадцати красногвардейцев-«апостолов». Но его пугает, что они легко совершают самосуд, убивают девушку, изменившую их товарищу, и грозят пальнуть в идущего впереди Христа, некий символ обновления и чистоты. Блок всего в нескольких строках создает выпуклый, зримый образ рухнувшего мира:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос,
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Революция у Блока – всепобеждающая стихия, очищающий огонь, в котором погибнет старый мир. Утверждению революции подчинена и композиция поэмы (постепенное поглощение личного темой общественного долга, доходящее до пафоса), и интонация (ироническая, насмешливая в изображении старого мира и возвышенно-патетическая в теме революции), и ритм, и символика.
Драматическое мироощущение еще ярче в поэме «Скифы» (1918). Поэт осознает, что рус. народ не един со всей мировой цивилизацией, он противостоит всем и предупреждает:
Мильоны вас.
Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы,
Попробуйте, сразитесь с нами!
Блок принял революцию 1917 г., сотрудничал с новой властью, работал в издательстве «Всемирная литература», возглавляемом М. Горьким. Но вскоре разочарование в реальном воплощении громких лозунгов революции, события Гражданской войны, столкновения с мощной машиной новой бюрократии привели к трагическому разочарованию:
Что за пламенные дали
Открывала нам река!
Но не эти дни мы звали,
А грядущие века.
(«Пушкинскому дому»)
Болезнь ускорила его конец. Первый поэт «серебряного век а» русской культуры скончался на 41-м году жизни.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006