БОЭЦИЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

БОЭЦИЙ
Аниций (480 — 524) — рим. философ-неоплатоник, автор трудов по математике, теории музыки и др., гос. деятель эпохи господства остготов в Италии. Философское образование Б. получил в Афинах. Б. был одним из представителей рим. землевладельч. знати, поступивших на службу к остготск. королю Теодориху.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Боэций
Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 — 524), рим. философ и политич. деятель, выходец из аристократич. рода Анициев; симпатизировал христианству. Долгие годы Б. являлся приближ. высокопоставл. придворным чиновником остготского короля Теодориха в Равенне; заподозрен в изменнич. сношениях с визант. двором и после продолжительного заключения казнен. Б. принадлежал к александрийскому направлению в неоплатонизме. К многочисл. сочинениям Б., написанным им в переходный период от эпохи античности к средним векам, принадлежат лат. пер. и комментарии к Аристотелю и Порфирию, трактаты о логике, арифметике, музыке и богословских вопросах. Последним произведением Б. явился написанный им в заключении трактат «Утешение философией» («Consolatio philosophiae»), вошедший благодаря многим пер. на различные языки в сокровищницу мировой литературы. В нем Б. ведет диалог с философией, поучающей его, что земное счастье изменчиво, что только в добродетели мудрец находит истинное утешение, что страсти должны подчиняться разуму, что всякая неудача ниспосылается богом на благо человеку. Естествознанию и математике как наукам Б. отводил равноправное положение наряду с теологией. Б. являлся канонизированным авторитетом в схоластич. логике, арифметике, науке о музыке и богословии.

Источник: Словарь античности. 1989

БОЭЦИЙ
   • Bo?tius
         (не Boethius), Anicius Manlius Torquatus Severinus, родился в Риме, вероятно, ок. 475 г. от Р. X., консул в 510 г., ученик платоника Прокла, жил долго в Афинах, занимаясь наукой, приехав в Рим, приобрел доверие короля остготов Теодориха и достиг высших государственных должностей и общей известности как государственный человек и философ. Смотря с тяжелым чувством на настоящее и исполненный живой симпатии к римской национальности, он не стесняясь говорил о желании свободы и был заподозрен вследствие этого в сношениях с византийским двором. Поэтому впоследствии его оклеветали раздраженные его любовью к справедливости и завидовавшие его влиянию вельможи перед Теодорихом, который к старости сделался подозрителен. Когда в Вероне, при храброй защите консулара Альбина, Б. сказал, что если бы Альбин поступил так, он сам и весь сенат единодушно поступили бы не иначе, то немедленно постигло его наказание. Он был сначала сослан в Тицин, брошен в темницу и наконец казнен (524 г.). Будучи почитателем древней классической литературы и счастливым подражателем ее внешней формы, он соединял вместе с тем истинно христианский образ мыслей, хотя его обращение в христианство не доказано, и, вероятно, и такое мнение о нем возникло, очевидно, из смешения его с позднейшим Б. Во время заключения он написал 5 книг De consolatione philosophias. Форма этого произведения, которое пользовалось большой славой в средние века, частью диалогическая, частью Satura Menippea, т. е. прозаическая речь часто прерывается метрическими вставками, причем автор обнаруживает большое искусство (изд. Obbarius, 1843, R. Peiper, 1871). Кроме того, мы имеем от него многочисленные философские (переводы и комментарии к Аристотелю и Порфирию) и риторические сочинения (комментарии к Ториса Цицерона), которые для схоластической философии служили главным источником знания философии Аристотеля. Математические сочинения de institutione arithmetica I, II, de institutione musica I, V и не без основания заподозренная geometria, изд. в 1867 г. Friedlein; книги de musica перевел и объяснил Paul, 1872. Прекрасное описание у Gregorovius Gesch. der Stadt. Rom., I, стр. 309, слл.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Боэций
Аниций Манлий Торкват Северин
(ок.480—524) — рим. философ, ученый, поэт, теоретик музыки, гос. деятель. Родился в Риме в знатной семье; рано оставшись без отца, воспитывался в доме знатока рим. истории сенатора Симмаха. Получил блестящее образование в Риме и др. городах (возможно, в Афинах). Рано стал гос. деятелем и играл заметную роль при дворе короля остготов Теодориха Великого. В 20 лет стал министром, в 30 — консулом, ведал обеспечением войска продовольствием и пр. В 522 г. стал главой правительства, получил пост министра оффиций (первого министра) в правительстве Теодориха. В 523—524 гг. против Б. был составлен заговор по обвинению в гос. измене — тайных связях с Византией. Б. попал в тюрьму, но отказался просить короля о помиловании и в конце 524 г. (или в нач. 525 г.) был казнен.
Полит, и гос. деятельность не являлась главным для Б. Большую часть своего времени он отдавал наукам. Б. теоретически обосновал структуру средневековой системы образования, в частности ее высшей ступени — квадривиума, и написал учебники по арифметике, музыке, геометрии, астрономии (ок. 500 г.). Два последних вскоре были утрачены, а по первым двум в Зап. Европе учились в течение всего Средневековья.
Важен вклад Б. в развитие логики. Он занимался переводами соч. Аристотеля, выполнил комментарии к ним. До XII в. Зап. Европа знала труды Аристотеля преимущественно по его переводам и комментариям. Б. комментировал также труды Порфирия, Цицерона, намеревался перевести все произведения Платона и Аристотеля, а затем и показать их общность.
Долгое время Б. был душой ученого кружка, в который входили Симмах, папа Иоанн I, известный комментатор лат. авторов Маворций и др. (см. «Остготское возрождение»). Его называют «отцом схоластики», поскольку он первым в Зап. Европе попытался интерпретировать проблему веры и разума с помощью логики Аристотеля и выработал основы «схоластич.» метода и логич. терминологию, стремясь снабдить философию и логику своим инструментарием.
Перед казнью Б. написал небольшое соч. «Об утешении философией», которое стало одним из самых читаемых произведений Средневековья и Возрождения. Оно представляет собой филос. трактат, исповедь и поэму одновременно. Б. пытался осмыслить категории добра и зла, духовного и телесного, вечности и конечности бытия, понять свою судьбу как элемент мироздания. В этом соч. с наибольшей полнотой представлена филос. система Б.
Лит.: Боэций. Наставления к музыке // Муз. эстетика западноевроп. Средневековья и Возрождения. М., 1966; Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 1990; Майоров Г.Г. Боэций и его роль в истории западноевропейской культуры // Вопр. философии. 1981. № 4; Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Боэций и его трактат «о кафолической вере»

Фокин Алексей Русланович
Статья посвящена одному из «Теологических трактатов» христианского философа и теолога VI в. Северина Боэция трактату «О кафолической вере», до сих пор не переводившемуся на русский язык.
Читать PDF
0.00 байт

Боэций и проблемы логического и теологического образования

Тоноян Лариса Грачиковна
В статье обсуждаются проблемы взаимоотношения светского и богословского образования, логики и теологии в творчестве Северина Боэция, логика, теолога, педагога.
Читать PDF
0.00 байт

Боэций и Райл об эпистемическом фатализме

Борисов Евгений Васильевич
В статье осуществляется сравнительный анализ способов постановки и решения проблемы эпистемического фатализма, представленных у Боэция и Г. Райла.
Читать PDF
0.00 байт

Филопон и Боэций о гипотетических силлогизмах: греческая и Латинская традиции комментирования

Тоноян Лариса Грачиковна
Статья посвящена логическим традициям, которые складывались в VI в. в Восточной и в Западной части Римской Империи.
Читать PDF
0.00 байт

Аристотелевские категории в латинской тринитарной теологии (Марий Викторин, Августин, Боэций)

Фокин Алексей Русланович
Начиная со второй половины IV в. н. э. латинские христианские мыслители стали пользоваться категориями Аристотеля, такими как «сущность» и «отношение», «потенция» и «акт», «материя» и «форма» и др.
Читать PDF
0.00 байт

Тоноян Л. Г. Логика и теология Боэция. Издательство РХГА, 2013

Шилов Е.
Читать PDF
0.00 байт

Спартанский декрет против Тимофея Милетского в музыкальном трактате Боэция

Лебедев Сергей Николаевич
Читать PDF
0.00 байт

Древнеанглийское переложение трактата Боэция de Consolatione Philosophiae на стыке культур и времен

Еселева Анастасия Александровна
В статье рассматриваются взгляды современных исследователей на спорные вопросы, связанные с трактатом Боэция «Об утешении философией» прежде всего о характере влияния на этот труд христианской и языческой традиций.
Читать PDF
0.00 байт

УТЕШЕНИЕ САТИРОЙ: МАРЦИАН КАПЕЛЛА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ СЕВЕРИНА БОЭЦИЯ

Шахов Юрий Александрович
В статье предлагаются аргументы в пользу того, что «Бракосочетание Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы послужило одним из важных литературных источников для «Утешения философией» Боэция.
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы предикации в теологии Августина Аврелия и Северина Боэция

Абилкаламова Алина Булатовна
Для решения проблем теологической предикации Августин Аврелий и Северин Боэций осуществляют модификацию системы аристотелевских категорий.
Читать PDF
0.00 байт

Комментарий Боэция к Порфирию и его роль в истории логики и философии

Тайсина Э. А.
Читать PDF
0.00 байт

Время и вечность от Плотина и Боэция до Эйнштейна

Чейз Майкл
В статье показано, что представления о времени и вечности у Плотина и Боэция аналогичны так называемой теории «блок-времени» (этернализму) в современной философии времени, основанной на математической физике Эйнштейна и Минковског
Читать PDF
0.00 байт

Модальные аспекты в учении Боэция

Тоноян Лариса Грачиковна
В статье рассмотрено то, как Боэций, комментируя логику Аристотеля, интерпретировал его учение о модальностях и каким образом применил его к решению философской проблемы свободы воли в своем трактате «Утешение Философией».
Читать PDF
0.00 байт

Отношение логического следования в трактатах Северина Боэция

Тоноян Лариса Грачиковна
В статье рассмотрено логическое учение Боэция. Автор исследует недоступные на русском языке трактаты Боэция «О гипотетических силлогизмах», «Комментарии на «Топику» Цицерона» и др.
Читать PDF
0.00 байт

Византийское восприятие трактата Боэция «о гипотетических силлогизмах»

Тоноян Лариса Грачиковна
В статье исследуется влияние логических трактатов Боэция на развитие логики в Византии. Привлекаются результаты исследований византолога Д.

Похожие термины:

  • Боэций, Анций Манлий Торкват Северин

    ок. 475-524 гг. н. э., римский философ и государственный деятель. Родился в Риме в аристократической семье, которая в период Империи достигла невиданного богатства и влияния. После смерти отца Б. был при
  • Боэций, Аниций Манлий Торкват Северин

    лат. Boet(h)ius Anicius Manlius Torquatus Severinus) (ок. 480-524) - римский философ и гос. деятель, консул при правлении Теодориха; был обвинен в тайных связях с Византией и брошен в тюрьму в Павии. В ожидании казни Б. написал
  • Боэций Манлий Северин

    Боэций (Аниций) Манлий Северин (Boethius, Aricius Mantius Severinus) (ок. 475-525 гг.), один из наиб, влиятельных философов конца рим. эпохи. Служил при дворе Теодориха Великого в Риме, но был обвинен в заговоре, осужден и
  • Боэций (Аниций) Манлий Северин

    Боэций (Аниций) Манлий Северин (Boethius, Aricius Mantius Severinus) (ок. 475-525 гг.), один из наиб, влиятельных философов конца рим. эпохи. Служил при дворе Теодориха Великого в Риме, но был обвинен в заговоре, осужден и
  • АНИЦИУС, Манилус,Торкватус, Северинус, Боэциус

    Под этими именами был известен в эпоху варварских нашествий в Риме римлянин, который 18 лет учился в Афинах, а затем на родине занялся переводами и сохранением греческого искусства. В Афинах он зани