БОЭЦИЙ
БОЭЦИЙ
Аниций (480 — 524) — рим. философ-неоплатоник, автор трудов по математике, теории музыки и др., гос. деятель эпохи господства остготов в Италии. Философское образование Б. получил в Афинах. Б. был одним из представителей рим. землевладельч. знати, поступивших на службу к остготск. королю Теодориху.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Боэций
Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 — 524), рим. философ и политич. деятель, выходец из аристократич. рода Анициев; симпатизировал христианству. Долгие годы Б. являлся приближ. высокопоставл. придворным чиновником остготского короля Теодориха в Равенне; заподозрен в изменнич. сношениях с визант. двором и после продолжительного заключения казнен. Б. принадлежал к александрийскому направлению в неоплатонизме. К многочисл. сочинениям Б., написанным им в переходный период от эпохи античности к средним векам, принадлежат лат. пер. и комментарии к Аристотелю и Порфирию, трактаты о логике, арифметике, музыке и богословских вопросах. Последним произведением Б. явился написанный им в заключении трактат «Утешение философией» («Consolatio philosophiae»), вошедший благодаря многим пер. на различные языки в сокровищницу мировой литературы. В нем Б. ведет диалог с философией, поучающей его, что земное счастье изменчиво, что только в добродетели мудрец находит истинное утешение, что страсти должны подчиняться разуму, что всякая неудача ниспосылается богом на благо человеку. Естествознанию и математике как наукам Б. отводил равноправное положение наряду с теологией. Б. являлся канонизированным авторитетом в схоластич. логике, арифметике, науке о музыке и богословии.
Источник: Словарь античности. 1989
БОЭЦИЙ
• Bo?tius
(не Boethius), Anicius Manlius Torquatus Severinus, родился в Риме, вероятно, ок. 475 г. от Р. X., консул в 510 г., ученик платоника Прокла, жил долго в Афинах, занимаясь наукой, приехав в Рим, приобрел доверие короля остготов Теодориха и достиг высших государственных должностей и общей известности как государственный человек и философ. Смотря с тяжелым чувством на настоящее и исполненный живой симпатии к римской национальности, он не стесняясь говорил о желании свободы и был заподозрен вследствие этого в сношениях с византийским двором. Поэтому впоследствии его оклеветали раздраженные его любовью к справедливости и завидовавшие его влиянию вельможи перед Теодорихом, который к старости сделался подозрителен. Когда в Вероне, при храброй защите консулара Альбина, Б. сказал, что если бы Альбин поступил так, он сам и весь сенат единодушно поступили бы не иначе, то немедленно постигло его наказание. Он был сначала сослан в Тицин, брошен в темницу и наконец казнен (524 г.). Будучи почитателем древней классической литературы и счастливым подражателем ее внешней формы, он соединял вместе с тем истинно христианский образ мыслей, хотя его обращение в христианство не доказано, и, вероятно, и такое мнение о нем возникло, очевидно, из смешения его с позднейшим Б. Во время заключения он написал 5 книг De consolatione philosophias. Форма этого произведения, которое пользовалось большой славой в средние века, частью диалогическая, частью Satura Menippea, т. е. прозаическая речь часто прерывается метрическими вставками, причем автор обнаруживает большое искусство (изд. Obbarius, 1843, R. Peiper, 1871). Кроме того, мы имеем от него многочисленные философские (переводы и комментарии к Аристотелю и Порфирию) и риторические сочинения (комментарии к Ториса Цицерона), которые для схоластической философии служили главным источником знания философии Аристотеля. Математические сочинения de institutione arithmetica I, II, de institutione musica I, V и не без основания заподозренная geometria, изд. в 1867 г. Friedlein; книги de musica перевел и объяснил Paul, 1872. Прекрасное описание у Gregorovius Gesch. der Stadt. Rom., I, стр. 309, слл.
(не Boethius), Anicius Manlius Torquatus Severinus, родился в Риме, вероятно, ок. 475 г. от Р. X., консул в 510 г., ученик платоника Прокла, жил долго в Афинах, занимаясь наукой, приехав в Рим, приобрел доверие короля остготов Теодориха и достиг высших государственных должностей и общей известности как государственный человек и философ. Смотря с тяжелым чувством на настоящее и исполненный живой симпатии к римской национальности, он не стесняясь говорил о желании свободы и был заподозрен вследствие этого в сношениях с византийским двором. Поэтому впоследствии его оклеветали раздраженные его любовью к справедливости и завидовавшие его влиянию вельможи перед Теодорихом, который к старости сделался подозрителен. Когда в Вероне, при храброй защите консулара Альбина, Б. сказал, что если бы Альбин поступил так, он сам и весь сенат единодушно поступили бы не иначе, то немедленно постигло его наказание. Он был сначала сослан в Тицин, брошен в темницу и наконец казнен (524 г.). Будучи почитателем древней классической литературы и счастливым подражателем ее внешней формы, он соединял вместе с тем истинно христианский образ мыслей, хотя его обращение в христианство не доказано, и, вероятно, и такое мнение о нем возникло, очевидно, из смешения его с позднейшим Б. Во время заключения он написал 5 книг De consolatione philosophias. Форма этого произведения, которое пользовалось большой славой в средние века, частью диалогическая, частью Satura Menippea, т. е. прозаическая речь часто прерывается метрическими вставками, причем автор обнаруживает большое искусство (изд. Obbarius, 1843, R. Peiper, 1871). Кроме того, мы имеем от него многочисленные философские (переводы и комментарии к Аристотелю и Порфирию) и риторические сочинения (комментарии к Ториса Цицерона), которые для схоластической философии служили главным источником знания философии Аристотеля. Математические сочинения de institutione arithmetica I, II, de institutione musica I, V и не без основания заподозренная geometria, изд. в 1867 г. Friedlein; книги de musica перевел и объяснил Paul, 1872. Прекрасное описание у Gregorovius Gesch. der Stadt. Rom., I, стр. 309, слл.
Боэций
Аниций Манлий Торкват Северин
(ок.480—524) — рим. философ, ученый, поэт, теоретик музыки, гос. деятель. Родился в Риме в знатной семье; рано оставшись без отца, воспитывался в доме знатока рим. истории сенатора Симмаха. Получил блестящее образование в Риме и др. городах (возможно, в Афинах). Рано стал гос. деятелем и играл заметную роль при дворе короля остготов Теодориха Великого. В 20 лет стал министром, в 30 — консулом, ведал обеспечением войска продовольствием и пр. В 522 г. стал главой правительства, получил пост министра оффиций (первого министра) в правительстве Теодориха. В 523—524 гг. против Б. был составлен заговор по обвинению в гос. измене — тайных связях с Византией. Б. попал в тюрьму, но отказался просить короля о помиловании и в конце 524 г. (или в нач. 525 г.) был казнен.
Полит, и гос. деятельность не являлась главным для Б. Большую часть своего времени он отдавал наукам. Б. теоретически обосновал структуру средневековой системы образования, в частности ее высшей ступени — квадривиума, и написал учебники по арифметике, музыке, геометрии, астрономии (ок. 500 г.). Два последних вскоре были утрачены, а по первым двум в Зап. Европе учились в течение всего Средневековья.
Важен вклад Б. в развитие логики. Он занимался переводами соч. Аристотеля, выполнил комментарии к ним. До XII в. Зап. Европа знала труды Аристотеля преимущественно по его переводам и комментариям. Б. комментировал также труды Порфирия, Цицерона, намеревался перевести все произведения Платона и Аристотеля, а затем и показать их общность.
Долгое время Б. был душой ученого кружка, в который входили Симмах, папа Иоанн I, известный комментатор лат. авторов Маворций и др. (см. «Остготское возрождение»). Его называют «отцом схоластики», поскольку он первым в Зап. Европе попытался интерпретировать проблему веры и разума с помощью логики Аристотеля и выработал основы «схоластич.» метода и логич. терминологию, стремясь снабдить философию и логику своим инструментарием.
Перед казнью Б. написал небольшое соч. «Об утешении философией», которое стало одним из самых читаемых произведений Средневековья и Возрождения. Оно представляет собой филос. трактат, исповедь и поэму одновременно. Б. пытался осмыслить категории добра и зла, духовного и телесного, вечности и конечности бытия, понять свою судьбу как элемент мироздания. В этом соч. с наибольшей полнотой представлена филос. система Б.
Лит.: Боэций. Наставления к музыке // Муз. эстетика западноевроп. Средневековья и Возрождения. М., 1966; Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 1990; Майоров Г.Г. Боэций и его роль в истории западноевропейской культуры // Вопр. философии. 1981. № 4; Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987.
(ок.480—524) — рим. философ, ученый, поэт, теоретик музыки, гос. деятель. Родился в Риме в знатной семье; рано оставшись без отца, воспитывался в доме знатока рим. истории сенатора Симмаха. Получил блестящее образование в Риме и др. городах (возможно, в Афинах). Рано стал гос. деятелем и играл заметную роль при дворе короля остготов Теодориха Великого. В 20 лет стал министром, в 30 — консулом, ведал обеспечением войска продовольствием и пр. В 522 г. стал главой правительства, получил пост министра оффиций (первого министра) в правительстве Теодориха. В 523—524 гг. против Б. был составлен заговор по обвинению в гос. измене — тайных связях с Византией. Б. попал в тюрьму, но отказался просить короля о помиловании и в конце 524 г. (или в нач. 525 г.) был казнен.
Полит, и гос. деятельность не являлась главным для Б. Большую часть своего времени он отдавал наукам. Б. теоретически обосновал структуру средневековой системы образования, в частности ее высшей ступени — квадривиума, и написал учебники по арифметике, музыке, геометрии, астрономии (ок. 500 г.). Два последних вскоре были утрачены, а по первым двум в Зап. Европе учились в течение всего Средневековья.
Важен вклад Б. в развитие логики. Он занимался переводами соч. Аристотеля, выполнил комментарии к ним. До XII в. Зап. Европа знала труды Аристотеля преимущественно по его переводам и комментариям. Б. комментировал также труды Порфирия, Цицерона, намеревался перевести все произведения Платона и Аристотеля, а затем и показать их общность.
Долгое время Б. был душой ученого кружка, в который входили Симмах, папа Иоанн I, известный комментатор лат. авторов Маворций и др. (см. «Остготское возрождение»). Его называют «отцом схоластики», поскольку он первым в Зап. Европе попытался интерпретировать проблему веры и разума с помощью логики Аристотеля и выработал основы «схоластич.» метода и логич. терминологию, стремясь снабдить философию и логику своим инструментарием.
Перед казнью Б. написал небольшое соч. «Об утешении философией», которое стало одним из самых читаемых произведений Средневековья и Возрождения. Оно представляет собой филос. трактат, исповедь и поэму одновременно. Б. пытался осмыслить категории добра и зла, духовного и телесного, вечности и конечности бытия, понять свою судьбу как элемент мироздания. В этом соч. с наибольшей полнотой представлена филос. система Б.
Лит.: Боэций. Наставления к музыке // Муз. эстетика западноевроп. Средневековья и Возрождения. М., 1966; Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 1990; Майоров Г.Г. Боэций и его роль в истории западноевропейской культуры // Вопр. философии. 1981. № 4; Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999