БОГОСЛУЖЕНИЕ
Богослужение
совершение священнослужителем религиозных церемоний и обрядовых действий.
Богослужение
Под богослужением, или литургией, подразумевается как вся совокупность культовых действий, совершаемых в Церкви (общинно или индивидуально, но от лица Народа Божия: само греческое слово "Leitourgia" означает "служение народа" или "служение для народа"), так и отдельный церковный обряд (в последнем случае – если речь идет о законченном обрядовом действии, а не о его части – уместно применять слово "служба"). Слово "литургия" является составной частью названий отдельных частей тех или иных богослужений.
Примечание: Не следует путать "литургию" с "Божественной Литургией" (см. ниже). Однако важно помнить, что в Православной Церкви просто "литургия", как правило, используется в значении Божественной Литургии и почти не используется в значении богослужения в целом.
Сам процесс совершения богослужения называется "священнодействием"; впрочем, это слово может также использоваться в значении отдельного богослужения.
Центром литургической жизни Церкви является [Святая] Месса* , или Божественная Литургия, – полное евхаристическое богослужение, т.е. такое богослужение, во время которого совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, а также Причащение.
В Страстную Пятницу, когда не положено совершать полное евхаристическое богослужение, служится Литургия Преждеосвященных Даров, на которой не пресуществляются Святые Дары, а духовенство и миряне причащаются Тела Христова, освященного на Мессе накануне.
--------------------------
* Постоянное добавление к слову "Месса" определения "Святая" многие справедливо считают избыточным и избегают его. Действительно, этот эпитет Мессы, ставший постоянным в нескольких языках (особенно в польском), принят далеко не во всех языковых традициях (примечательно, что в латыни он сопровождает слово "Месса" крайне редко).
Примечание: Не следует путать "литургию" с "Божественной Литургией" (см. ниже). Однако важно помнить, что в Православной Церкви просто "литургия", как правило, используется в значении Божественной Литургии и почти не используется в значении богослужения в целом.
Сам процесс совершения богослужения называется "священнодействием"; впрочем, это слово может также использоваться в значении отдельного богослужения.
Центром литургической жизни Церкви является [Святая] Месса* , или Божественная Литургия, – полное евхаристическое богослужение, т.е. такое богослужение, во время которого совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, а также Причащение.
В Страстную Пятницу, когда не положено совершать полное евхаристическое богослужение, служится Литургия Преждеосвященных Даров, на которой не пресуществляются Святые Дары, а духовенство и миряне причащаются Тела Христова, освященного на Мессе накануне.
--------------------------
* Постоянное добавление к слову "Месса" определения "Святая" многие справедливо считают избыточным и избегают его. Действительно, этот эпитет Мессы, ставший постоянным в нескольких языках (особенно в польском), принят далеко не во всех языковых традициях (примечательно, что в латыни он сопровождает слово "Месса" крайне редко).
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002
БОГОСЛУЖЕНИЕ
в Русской Православной Церкви подразумевает Богопочитание или угождение Богу добрыми мыслями, словами и делами, т.е. исполнение воли Божией.
Пришедший на землю Господь Иисус Христос, уча поклоняться небесному Отцу на всяком месте, тем не менее часто посещал ветхозаветный иерусалимский храм, как место особенного, благодатного присутствия Божия, заботился о порядке в храме и проповедовал в нем. Так же поступали и святые апостолы Его, пока не было воздвигнуто открытое гонение на христиан со стороны иудеев.
Во времена апостолов, как видно из книги Деяний Апостольских, были особенные места для собраний верующих и для совершения таинства Причащения, называвшиеся церквами, где Богослужение совершалось поставленными на то через рукоположение (в таинстве священства) епископами, пресвитерами (священниками) и диаконами.
Окончательное устройство христианского Богослужения совершено было преемниками апостольскими, под руководством Духа Святого и по данной им от апостолов заповеди: "все должно быть благопристойно и чинно" (1 Кор. 14: 40). Этот установленный порядок Богослужения строго сохраняется в нашей святой Православной Церкви Христовой.
Православным церковным Богослужением называется служение, или служба, Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Слова Божия и священнодействий (обрядов), совершаемых по определенному чину, т.е. порядку, во главе со священнослужителем (епископом или священником).
От домашней молитвы церковное Богослужение отличается тем, что оно совершается священнослужителями, законно поставленными для этого через таинство Священства святой Православной Церковью, и совершается преимущественно в храме.
Церковное православно-общественное Богослужение имеет целью для назидания верующих в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христово и расположить их к молитве и к покаянию, а в лицах и действиях изобразить важнейшие события из священной истории, совершившиеся для нашего спасения, как до Рождества Христова, так и после Рождества Христова. При этом имеется в виду возбудить в молящихся благодарность к Богу за все полученные благодеяния, усилить молитву о дальнейших милостях к нам от Него и получить успокоение нашей душе.
А главное, через Богослужение, через совершение таинств при Богослужении, а особенно таинства Св. Причащения, православные христиане входят в таинственное общение с Богом и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.
См. также: Суточный, Недельный и Годовой круг Богослужений.
Пришедший на землю Господь Иисус Христос, уча поклоняться небесному Отцу на всяком месте, тем не менее часто посещал ветхозаветный иерусалимский храм, как место особенного, благодатного присутствия Божия, заботился о порядке в храме и проповедовал в нем. Так же поступали и святые апостолы Его, пока не было воздвигнуто открытое гонение на христиан со стороны иудеев.
Во времена апостолов, как видно из книги Деяний Апостольских, были особенные места для собраний верующих и для совершения таинства Причащения, называвшиеся церквами, где Богослужение совершалось поставленными на то через рукоположение (в таинстве священства) епископами, пресвитерами (священниками) и диаконами.
Окончательное устройство христианского Богослужения совершено было преемниками апостольскими, под руководством Духа Святого и по данной им от апостолов заповеди: "все должно быть благопристойно и чинно" (1 Кор. 14: 40). Этот установленный порядок Богослужения строго сохраняется в нашей святой Православной Церкви Христовой.
Православным церковным Богослужением называется служение, или служба, Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Слова Божия и священнодействий (обрядов), совершаемых по определенному чину, т.е. порядку, во главе со священнослужителем (епископом или священником).
От домашней молитвы церковное Богослужение отличается тем, что оно совершается священнослужителями, законно поставленными для этого через таинство Священства святой Православной Церковью, и совершается преимущественно в храме.
Церковное православно-общественное Богослужение имеет целью для назидания верующих в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христово и расположить их к молитве и к покаянию, а в лицах и действиях изобразить важнейшие события из священной истории, совершившиеся для нашего спасения, как до Рождества Христова, так и после Рождества Христова. При этом имеется в виду возбудить в молящихся благодарность к Богу за все полученные благодеяния, усилить молитву о дальнейших милостях к нам от Него и получить успокоение нашей душе.
А главное, через Богослужение, через совершение таинств при Богослужении, а особенно таинства Св. Причащения, православные христиане входят в таинственное общение с Богом и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.
См. также: Суточный, Недельный и Годовой круг Богослужений.
Богослужение
священнодействие, определяющее основное содержание христ. вероучения. Православная традиция придает исключительно важное духовномистическое значение Б., устанавливая самую тесную связь между догматическим учением Церкви и ее богослужебной жизнью. Б. есть средство приобщения сотворенного мира к Богу, путь духовного возвышения, освящения и преображения твари. Этим объясняется молитвеннобогослужебный, храмоволитургический характер православного благочестия. Православное Б. состоит из совокупности отдельных (совершаемых священнослужителями, монашествующими, мирянами) обрядов и молитв, которые рассматриваются Церковью как способ общения верующих с Богом, Богородицей и святыми, дающий возможность христианам получить духовные дары благодати. Б. включает славословия, благодарения и прошения, осенение себя крестным знамением, возжигание лампад и свечей, прикладывание к иконам и кресту, песнопения и пр. Б. подразделяются на общественное, главной частью которого является литургия, и частные: требы, молебны, заупокойные службы. Б. совершается, как правило, в храме, по ритуалу, регламентированному церковным уставом.
В Православной Церкви установлено круговое распределение Б. по часам суток, по дням недели и в рамках всего годового цикла. Суточный круг включает 9 служб, посвященных тому или иному церковному событию. В этот круг входят: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1й, 3й, 6й и 9й часы с так называемыми междучасьями, литургия. (Указанный порядок несколько меняется в дни, когда совершается всенощное бдение, в некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.) Вечерня посвящена воспоминаниям о сотворении мира Богом, грехопадении и раскаянии людей, об их надежде на Спасителя и радости от встречи с Ним. Повечерие совершается перед отходом ко сну и проникнуто мыслями о смерти. Полунощницу служат в воспоминание о молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Утреня посвящена земной жизни Христа. 1й час напоминает о приведении Христа на суд Пилата, 3й – о самом суде, 6й – о распятии Христа, 9й – о Его страданиях и смерти. Центральное место в суточном богослужебном круге занимает литургия, а все службы объединены в нем в три Б.: вечернее (служба 9го часа, вечерня, повечерие), утреннее (полунощница, утреня и 1й час) и дневное (служба 3го и 6го часа, литургия). По древней традиции богослужебные сутки начинаются с вечера. Центральное место в недельном (седмичном) богослужебном круге имеет воскресный день, а службы определяются следующей тематической последовательностью: Б. понедельника посвящено бесплотным силам – ангелам Господним; вторника – пророкам и Иоанну Крестителю; четверга – апостолам, святителям и, особенно, Николаю Чудотворцу – архиепископу города Миры Ликийские (Малая Азия, IV в.); среды и пятницы – соответственно воспоминанию предательства, совершенного Иудой Искариотом, и крестной смерти Иисуса Христа; субботы – Пресвятой Богородице и поминовению умерших христиан; богослужение воскресного дня совершается в честь воскресения Господа Иисуса Христа. Службы недельного богослужебного круга образуют восьминедельные циклы, которые, повторяясь в течение года несколько раз, складываются в годовой богослужебный круг, имеющий центром праздник Воскресения Христова. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг (связанный с солнечным календарем) включает Б. неподвижных двунадесятых и других праздников, а также каждодневные праздники в память святых. Подвижный годовой богослужебный круг (связанный с лунным календарем) определяется празднованием Воскресения Христова, включает Б. Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы. Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в церковном уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка).
В Православной Церкви установлено круговое распределение Б. по часам суток, по дням недели и в рамках всего годового цикла. Суточный круг включает 9 служб, посвященных тому или иному церковному событию. В этот круг входят: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1й, 3й, 6й и 9й часы с так называемыми междучасьями, литургия. (Указанный порядок несколько меняется в дни, когда совершается всенощное бдение, в некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.) Вечерня посвящена воспоминаниям о сотворении мира Богом, грехопадении и раскаянии людей, об их надежде на Спасителя и радости от встречи с Ним. Повечерие совершается перед отходом ко сну и проникнуто мыслями о смерти. Полунощницу служат в воспоминание о молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Утреня посвящена земной жизни Христа. 1й час напоминает о приведении Христа на суд Пилата, 3й – о самом суде, 6й – о распятии Христа, 9й – о Его страданиях и смерти. Центральное место в суточном богослужебном круге занимает литургия, а все службы объединены в нем в три Б.: вечернее (служба 9го часа, вечерня, повечерие), утреннее (полунощница, утреня и 1й час) и дневное (служба 3го и 6го часа, литургия). По древней традиции богослужебные сутки начинаются с вечера. Центральное место в недельном (седмичном) богослужебном круге имеет воскресный день, а службы определяются следующей тематической последовательностью: Б. понедельника посвящено бесплотным силам – ангелам Господним; вторника – пророкам и Иоанну Крестителю; четверга – апостолам, святителям и, особенно, Николаю Чудотворцу – архиепископу города Миры Ликийские (Малая Азия, IV в.); среды и пятницы – соответственно воспоминанию предательства, совершенного Иудой Искариотом, и крестной смерти Иисуса Христа; субботы – Пресвятой Богородице и поминовению умерших христиан; богослужение воскресного дня совершается в честь воскресения Господа Иисуса Христа. Службы недельного богослужебного круга образуют восьминедельные циклы, которые, повторяясь в течение года несколько раз, складываются в годовой богослужебный круг, имеющий центром праздник Воскресения Христова. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг (связанный с солнечным календарем) включает Б. неподвижных двунадесятых и других праздников, а также каждодневные праздники в память святых. Подвижный годовой богослужебный круг (связанный с лунным календарем) определяется празднованием Воскресения Христова, включает Б. Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы. Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в церковном уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка).
Источник: Краткий православный словарь.
БОГОСЛУЖЕНИЕ
соединение молитвословий, песнопений, чтений Священного Писания и священнодействий, совершаемых по установленному Церковью чину. Цель богослужения – в том, чтобы дать христианам наилучший способ для выражения обращаемых к Господу прошений, благодарений и славословий; чтобы воспитать верующих в истинах православной веры и правилах христианского благочестия; чтобы вводить верующих в таинственное общение с Богом и сообщать им благодатные дары Святого Духа.
В зависимости от времени совершения служб существует несколько кругов богослужения: 1) дневной, или суточный, службы которого приспособлены к определенному времени суток сообразно с воспоминаемыми в то время священными событиями. На каждый день эти службы неизменны и повторяются в том же порядке, как и в предыдущий день; 2) седмичный, молитвословия и песнопения которого соотносятся с определенными днями седмицы (недели). Службы этого круга, изменяясь с каждым днем седмицы, по прошествии ее снова начинаются и следуют в том же порядке, как и в прежнюю седмицу; 3) годовой, молитвословия и песнопения которого приспособлены к дням года сообразно с событиями, воспоминаемыми в каждый день года (например, 1 октября – Покров Пресвятой Богородицы, 25 декабря (7 января) – Рождество Христово, 23 апреля (6 мая) – св. великомученика и Победоносца Георгия и т.д.).
Эти три вида богослужения совмещаются в каждой церковной службе, поскольку на каждый день приходятся службы и дневного круга, и седмичного, и годового. При этом службы суточного круга – основные, и к ним присоединяются молитвословия и песнопения седмичного и годового кругов богослужения.
По примеру ветхозаветной Церкви ежедневные церковные службы начинаются с вечера (первое богослужение церковного дня – вечерня), так что каждая ночь относится к следующему дню. С древних времен Церковью в течение суток выделены для богослужения особые часы: утро, 3, 6, 9-й часы (т.е. 9, 12 и 15 часов), вечер, ночь или полночь. Сообразно с этим образовались следующие девять церковных служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час.
Место литургии среди служб суточного круга особенное. Литургия – важнейшая из церковных служб, и к ней остальные службы служат приготовлением.
Так как верующим по причине разнообразных житейских занятий неудобно собираться ко всем этим службам отдельно, то уже с древнейших времен христианства Церковью постановлено совершать богослужение три раза в день: вечером – вечерню, утром – утреню и днем (около полудня) – литургию. K этим трем главным службам присоединяются и остальные 6 кратких служб, для которых в древности первоначально собирались особо. K вечерне присоединяются 9-й час (перед вечерней) и повечерие (после вечерни); к утрене – полунощница (перед утреней) и 1-й час (после утрени); к литургии – 3-й и 6-й часы (перед литургией). Вечер, утро и полдень избраны как времена, самые удобные для освящения через молитву всего дня.
Kаждая служба суточного круга имеет свою богослужебную тему. Вечерня – тему ожидания Спасителя. Св. Kиприан Kарфагенский (III в.) говорит о том, что вечером мы должны вспоминать, что Христос заменяет нам солнце. Зашло солнце, и сейчас наступит тьма, но для христиан нет тьмы, Христос – наше Солнце. Такое поэтическое осмысление темы вечерни нашло отражение в песнопении «Свете тихий», в котором Господь назван «Светом славы Небесного Отца».
Повечерие («после вечери, после ужина») содержит тексты в основном покаянные и просительные.
Полунощница связана с воспоминанием второго пришествия Спасителя, которое, по церковному преданию, произойдет в полночь. Центральное песнопение полунощницы – «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща...». Общую тему и характер утрени можно определить как осуществление чаяний Израиля. Утреня – переживание пришествия Спасителя. В начале утрени звучит песнопение «Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во Имя Господне».
Третий, шестой, девятый часы с древнейших времен соотносились с событиями из Жизни Христа и апостолов: третий час – час ниспослания Святого Духа на апостолов, в шестой час Господь был пригвожден ко Kресту, девятый – время крестной смерти Спасителя.
Первый час возник позже других и является продолжением утрени, его тема – начало дня.
K неизменному кругу суточного богослужения каждый день седмицы прибавляются особые молитвословия и песнопения, относящиеся к священным воспоминаниям, соединяемым с каждым днем седмицы. Воспоминания эти следующие. Первый день седмицы – воскресенье – посвящен воспоминанию воскресения Иисуса Христа из мертвых. В богослужебных книгах день этот называется Неделей, так как он заменил собою ветхозаветную субботу, день покоя, неделания обычных житейских дел.
В первый по Неделе день – понедельник – прославляются Бесплотные Силы, т.е. Ангелы; во вторник – ветхозаветные пророки и между ними высший из пророков – св. Иоанн Предтеча; в среду и пятницу вспоминаются предательство Господа Иудой, крестные страдания и смерть Спасителя; четверг посвящен прославлению святых апостолов и свт. Николая Чудотворца; в субботу, как день покоя, прославляются все достигшие вечного покоя святые и особенно мученики, а также совершается поминовение всех вообще усопших в вере и надежде на воскресение и жизнь вечную. Молитвословия и песнопения в честь Божией Матери положены на каждый день седмицы наряду с другими священными воспоминаниями.
В каждый день года приходится память какого-либо святого или священного события. В честь этих событий и лиц составлены особые молитвословия и песнопения, которые и присоединяются к молитвам и песнопениям дней седмичных. Таким образом, в неизменные службы суточного богослужения входят новые особенности, которые изменяются с каждым днем года и образуют круг богослужения годового.
В зависимости от времени совершения служб существует несколько кругов богослужения: 1) дневной, или суточный, службы которого приспособлены к определенному времени суток сообразно с воспоминаемыми в то время священными событиями. На каждый день эти службы неизменны и повторяются в том же порядке, как и в предыдущий день; 2) седмичный, молитвословия и песнопения которого соотносятся с определенными днями седмицы (недели). Службы этого круга, изменяясь с каждым днем седмицы, по прошествии ее снова начинаются и следуют в том же порядке, как и в прежнюю седмицу; 3) годовой, молитвословия и песнопения которого приспособлены к дням года сообразно с событиями, воспоминаемыми в каждый день года (например, 1 октября – Покров Пресвятой Богородицы, 25 декабря (7 января) – Рождество Христово, 23 апреля (6 мая) – св. великомученика и Победоносца Георгия и т.д.).
Эти три вида богослужения совмещаются в каждой церковной службе, поскольку на каждый день приходятся службы и дневного круга, и седмичного, и годового. При этом службы суточного круга – основные, и к ним присоединяются молитвословия и песнопения седмичного и годового кругов богослужения.
По примеру ветхозаветной Церкви ежедневные церковные службы начинаются с вечера (первое богослужение церковного дня – вечерня), так что каждая ночь относится к следующему дню. С древних времен Церковью в течение суток выделены для богослужения особые часы: утро, 3, 6, 9-й часы (т.е. 9, 12 и 15 часов), вечер, ночь или полночь. Сообразно с этим образовались следующие девять церковных служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час.
Место литургии среди служб суточного круга особенное. Литургия – важнейшая из церковных служб, и к ней остальные службы служат приготовлением.
Так как верующим по причине разнообразных житейских занятий неудобно собираться ко всем этим службам отдельно, то уже с древнейших времен христианства Церковью постановлено совершать богослужение три раза в день: вечером – вечерню, утром – утреню и днем (около полудня) – литургию. K этим трем главным службам присоединяются и остальные 6 кратких служб, для которых в древности первоначально собирались особо. K вечерне присоединяются 9-й час (перед вечерней) и повечерие (после вечерни); к утрене – полунощница (перед утреней) и 1-й час (после утрени); к литургии – 3-й и 6-й часы (перед литургией). Вечер, утро и полдень избраны как времена, самые удобные для освящения через молитву всего дня.
Kаждая служба суточного круга имеет свою богослужебную тему. Вечерня – тему ожидания Спасителя. Св. Kиприан Kарфагенский (III в.) говорит о том, что вечером мы должны вспоминать, что Христос заменяет нам солнце. Зашло солнце, и сейчас наступит тьма, но для христиан нет тьмы, Христос – наше Солнце. Такое поэтическое осмысление темы вечерни нашло отражение в песнопении «Свете тихий», в котором Господь назван «Светом славы Небесного Отца».
Повечерие («после вечери, после ужина») содержит тексты в основном покаянные и просительные.
Полунощница связана с воспоминанием второго пришествия Спасителя, которое, по церковному преданию, произойдет в полночь. Центральное песнопение полунощницы – «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща...». Общую тему и характер утрени можно определить как осуществление чаяний Израиля. Утреня – переживание пришествия Спасителя. В начале утрени звучит песнопение «Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во Имя Господне».
Третий, шестой, девятый часы с древнейших времен соотносились с событиями из Жизни Христа и апостолов: третий час – час ниспослания Святого Духа на апостолов, в шестой час Господь был пригвожден ко Kресту, девятый – время крестной смерти Спасителя.
Первый час возник позже других и является продолжением утрени, его тема – начало дня.
K неизменному кругу суточного богослужения каждый день седмицы прибавляются особые молитвословия и песнопения, относящиеся к священным воспоминаниям, соединяемым с каждым днем седмицы. Воспоминания эти следующие. Первый день седмицы – воскресенье – посвящен воспоминанию воскресения Иисуса Христа из мертвых. В богослужебных книгах день этот называется Неделей, так как он заменил собою ветхозаветную субботу, день покоя, неделания обычных житейских дел.
В первый по Неделе день – понедельник – прославляются Бесплотные Силы, т.е. Ангелы; во вторник – ветхозаветные пророки и между ними высший из пророков – св. Иоанн Предтеча; в среду и пятницу вспоминаются предательство Господа Иудой, крестные страдания и смерть Спасителя; четверг посвящен прославлению святых апостолов и свт. Николая Чудотворца; в субботу, как день покоя, прославляются все достигшие вечного покоя святые и особенно мученики, а также совершается поминовение всех вообще усопших в вере и надежде на воскресение и жизнь вечную. Молитвословия и песнопения в честь Божией Матери положены на каждый день седмицы наряду с другими священными воспоминаниями.
В каждый день года приходится память какого-либо святого или священного события. В честь этих событий и лиц составлены особые молитвословия и песнопения, которые и присоединяются к молитвам и песнопениям дней седмичных. Таким образом, в неизменные службы суточного богослужения входят новые особенности, которые изменяются с каждым днем года и образуют круг богослужения годового.
Источник: Православие. Словарь-справочник.