БРОНЕАВТОМОБИЛИ

Найдено 1 определение
БРОНЕАВТОМОБИЛИ
использовались Кр. Арм. в годы ВОВ в основном для связи и разведки. Основные типы Б. Кр. Арм. в годы ВОВ:
Средний бронеавтомобиль БА‑101938 г. В 1938 Красная Армия приняла на вооружение средний бронеавтомобиль БА‑10, разработанный годом раньше на Ижорском заводе группой конструкторов во главе которых стояли такие известные специалисты как А.А. Липгарт, О.В. Дыбов и В.А. Грачев.
Тяжелый пушечный бронеавтомобиль БА‑11. В течение 1936–1937 на ЗИСе полным ходом велись работы по проектированию специального укороченного шасси ЗИС‑6К с двигателем увеличенной мощности, опущенным на раме вниз, и дополнительным задним рулем. Полученные конструкторами положительные результаты позволили приступить зимой 1938 к созданию нового тяжелого бронеавтомобиля БА‑11. За компоновку отвечал инженер А.С. Айзенберг, шасси занимались конструкторы Д.В. Саломатин, Б.М. Фиттерман, В.Н. Смолин и другие. Одновременно на Ижорском заводе под руководством инженера А.Н. Баранова проектировался достаточно совершенный по тем временам бронекорпус.
Бронеавтомобиль БА‑21. В 1939 на Выксунском заводе на базе трехосного грузового автомобиля ГАЗ‑21 был создан бронеавтомобиль БА‑21. При возросшей за счет усиления бронезащиты боевой массе применение колесной формулы 6x4 обеспечило меньшую удельную нагрузку на грунт и более высокую проходимость, чем у двухосного броневика БА‑20, габаритные размеры и конфигурация башни и корпуса новой бронемашины остались практически такими же.
Легкий разведывательный бронеавтомобиль БА‑20. В 1936 на базе двухосного легкового автомобиля ГАЗ‑М1, выпускавшегося на Горьковском автозаводе с того же года, на Выксунском заводе началось серийное производство бронемашины БА‑20, которое продолжалось до самого начала ВОВ. Этот легкий бронеавтомобиль как и его модернизированный вариант БА‑20М, стал самой массовой колесной боевой машиной Красной Армии.

Бронеавтомобиль БА‑20М. Частичная реконструкция
Легкий разведывательный бронеавтомобиль БА‑20М. В 1938 БА‑20 был модернизирован. На обновленной машине, получившей обозначение БА‑20М, установили пулестойкую башню конической формы, в состав экипажа ввели радиста, обслуживающего усовершенствованную дуплексную рацию со штыревой антенной, был увеличен запас хода. После модернизации боевая масса БА‑20М возросла до 2,62 т, что несколько ухудшило его динамические качества и проходимость.
Бронеавтомобиль БА‑3. В 1934 на Ижорском заводе под руководством А.Д. Кузьмина была построена новая модель пушечного бронеавтомобиля, базой для которой послужил трехосный бронеавтомобиль БА‑И. В июне опытный образец с корпусом из неброневой стали проходил испытания на НИБТ
Полигоне УММ РККА в подмосковной Кубинке. Основываясь на результатах испытаний, комиссия рекомендовала улучшить систему охлаждения двигателя и усилить переднюю подвеску.
Полугусеничный бронеавтомобиль БА‑30. В 1937 специалисты НАТИ разработали на базе опытной полугусеничной машины НАТИ‑3 полугусеничный бронеавтомобиль БА‑30. В том же году была построена небольшая партия этих машин, которые зимой 1940 во время финской кампании использовалась частями РККА в качестве артиллерийского тягача.
Тяжелый пушечный бронеавтомобиль БА‑5. Стремление повысить огневую мощь и особенно бронезащиту основных бронеавтомобилей Кр. Армии сдерживалось в 1930‑е ограниченной грузоподъемностью и недостаточной надежностью применявшегося трехосного шасси ГАЗ‑ААА. Оно и так было перегружено, а его маломощный двигатель практически не поддавался форсированию. С увеличением же толщины брони неизбежно возрастала и масса бронемашины.
Бронеавтомобиль БА‑6. К 1935 на ГАЗе был освоен выпуск отечественного трехосного автомобиля ГАЗ‑ААА, на базе которого Ижорский завод в сжатые сроки разработал новый броневик БА‑6. По корпусу, башне, вооружению, размещению боекомплекта, узлов и агрегатов эта машина принципиально не отличалась от своей предшественницы БА‑3.
Легкий бронеавтомобиль БА‑64. Начало ВОВ застало сотрудников Горьковского автозавода за освоением производства ГАЗ‑64 – легкового армейского автомобиля повышенной проходимости, разработанного под руководством ведущего конструктора В.А. Грачева в начале 1941. Учитывая накопленный в 30‑х годах опыт создания двухосных и трехосных шасси для бронемашин, горьковчане решили изготовить для действующей армии легкий пулеметный бронеавтомобиль на базе двухосного полноприводного автомобиля ГАЗ‑64. Руководство завода поддержало инициативу Грачева и уже 17 июля 1941 начались конструкторские работы.
Легкий бронеавтомобиль БА‑64Б. Уже после выпуска первых серийных машин конструкторы занялись улучшением боковой устойчивости БА‑64. С этой целью колея броневика была расширена до 1446 мм, в переднюю подвеску добавили два амортизатора, внесен еще целый ряд изменений. В конце октября 1942 «ширококолейный» БА‑64Б успешно прошел испытательный пробег, подтвердив целесообразность нововведения – допустимый крен составлял уже 25°.
Легкий бронеавтомобиль ФАИ. Появлению на свет одного из самых массовых советских автомобилей предшествовало заключение соглашения Правительства СССР с компанией Генри Форда, в соответствии с которым «Форд» с 31‑го мая 1929 должен был начать поставки в СССР комплектующих частей для сборки грузовых автомобилей «Форд‑А», «Форд‑АА» и «Форд‑Тим‑кен. На их базе были созданы бронеавтомобили «ФАИ».
Легкий бронеавтомобиль ФАИ‑М. К 1939 большая часть ФАИ, находившихся в войсках, были сильно изношены в результате длительной эксплуатации. Запасных частей для ремонта также не хватало – ГАЗ‑А был снят с производства в 1935. Выход из создавшегося положения был найден путем перестановки броневого корпуса ФАИ на шасси ГАЗ‑М1. В связи с большой уязвимостью и малой эффективностью Б. с 1942 выпускались только БА‑64 и с 1943 – БА‑64Б.

Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.

Похожие термины:

  • БРОНЕАВТОМОБИЛЬ

    броневик, боевая бронированная машина повышенной проходимости, предназначенная для огневой поддержки пехоты в бою, ведения разведки, боевого охранения, связи и др. В России первый бронеавтомобил