БРЮЛЛОВ

Найдено 1 определение
БРЮЛЛОВ
Карл Павлович (1799, Санкт-Петербург – 1852, Марчано, близ Рима), выдающийся русский живописец и график, мастер исторической картины, портретист; представитель романтизма. Сын академика Петербургской академии художеств П. И. Брюлло, француза по происхождению, резчика по дереву. Первые уроки получил от отца. Учился в АХ (1809–21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823–35 гг. жил и работал в Италии. В 1835 г. вернулся в Санкт-Петербург, с 1836 г. профессор АХ. Работа над росписями Исаакиевского собора (1843–47) привела к тяжелой болезни, и для поправки здоровья художник вновь уехал за границу (1849). Жил на острове Мадейра, с 1850 г. – в Италии.
В имевшей большой успех ученической картине «Нарцисс» (1819) красота рисунка и светотени, знание античной скульптуры соединились с непосредственным наблюдением натуры в пейзаже. За дипломную работу «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» (1821) получил Большую золотую медаль. В 1822 г. вместе со старшим братом Александром отправился в Италию на средства Общества поощрения художеств. Работал над копией (в натуральную величину) фрески Рафаэля «Афинская школа» (1825–28), что дало ему возможность изучить технику старых мастеров, познать законы монументального искусства. В Италии написаны поэтичные, полные чувственной красоты и правды жизни «Итальянское утро» (1823) и «Итальянский полдень» (1827), картина на библейский сюжет «Вирсавия» (1832) и знаменитая «Всадница» – большой парадный портрет воспитанниц графини Ю. П. Самойловой сестер Джованнины и Амацилии Паччини. Вздыбившийся конь, выбежавшая на балкон девочка, снующие собаки, развевающаяся вуаль шляпы – все полно романтического, взволнованного движения.
В 1827 г. в Неаполе Брюллов познакомился с А. Н. Демидовым, который заказал художнику картину на тему гибели древнеримского города Помпеи, уничтоженного в 79 г. извержением вулкана Везувий. Брюллов изучал предметы, найденные при раскопках, читал в подлиннике описания очевидца событий – римского историка Плиния Младшего. Через три года напряженной работы (художник работал по 20 часов в день и нередко падал возле картины без чувств), родилось грандиозное полотно «Последний день Помпеи» (1830–33), потрясшее современников.
Тема, выбранная художником, характерна для романтизма: неумолимый рок, бессилие людей перед могучей стихией. Масса народа, толпа впервые становится главным действующим лицом. Брюллов наделяет персонажей картины величием души, благородством и самоотверженностью. В минуту неминуемой гибели жених пытается спасти невесту; воин и мальчик – разбитого параличом старика, мать – своих дочерей. В центральных образах прекрасной погибшей женщины и поднимающегося с земли младенца – трагическое сопоставление жизни и смерти, гибнущего старого античного мира и зарождающегося нового. Один из персонажей – античный живописец с ящиком красок – автопортретный образ самого художника, пережившего все происходящее словно наяву. В картине сохраняются некоторые черты классицизма – идеально прекрасные, как статуи, фигуры, условное «пирамидальное» построение групп; но небывалая смелость в передаче сложнейшего освещения, сопоставление пламени извергающегося вулкана и холодной вспышки молнии поразили современников.
По требованию царя художник вернулся в Россию. По пути на родину посетил Грецию и Турцию, откуда привез множество прекрасных акварелей. Публичная демонстрация в Санкт-Петербурге картины «Последний день Помпеи» стала событием общественной жизни: в честь Брюллова устраивались торжественные собрания, слагались гимны, его приветствовали поэты Е. А. Баратынский и А. С. Пушкин. Н. В. Гоголь отозвался о картине восторженной статьей (1834). «Великий Карл», как его теперь называли, мечтал написать картину на сюжет из русской истории; начал работать над полотном «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (1839–43); картина не была закончена.
В 1830–40-е гг. в творчестве Брюллова особое место занимает портрет («Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью А. Паччини», ок. 1842 г.; портреты скульптора И. И. Витали, 1836; баснописца И. А. Крылова, 1841; писателя Н. В. Кукольника, 1836–37). На деньги, вырученные от продажи «Портрета В. А. Жуковского» (1838), освободил от крепостной зависимости поэта Т. Г. Шевченко. Последней работой, созданной в России, стал «Автопортрет» (1848). На зрителя смотрит усталый, разочарованный в жизни человек. Красивое бледное лицо и прекрасная, печально опущенная кисть руки выделяются на красном фоне. Уехав за границу, Брюллов побывал в Германии, Англии, Испании. В Италии создан последний шедевр – «Портрет археолога Микеланджело Ланчи» (1851).
Творчество Брюллова оказало огромное влияние на русское искусство второй пол. 19 в., породив множество подражаний. В качестве профессора АХ он проявил себя как выдающийся педагог, создав школу последователей (Я. Ф. Капков, П. Н. Орлов, А. В. Тыранов, Ф. А. Моллер и др.); поддержал первые шаги в искусстве П. А. Федотова. Обилие поздних подражателей его творчеству, превративших образные находки Брюллова в штампы салонного искусства, вызвало протест передвижников.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
0.00 байт

К. П. Брюллов и Г. Г. Гагарин: к вопросу об атрибуции акварельного «Портрета капитана В. А. Корнилов

Корнилова Анна Владимировна
Г. Г. Гагарин традиционно считается учеником К. П. Брюллова. Нередко он копировал произведения своего учителя, и потому их имена часто произносятся рядом. Это касается и акварели «Портрет капитана В. А.
Читать PDF
0.00 байт

А. С. Пушкин и К. П. Брюллов. Интерпретация воспоминаний современников

Корнилова Анна Владимировна
В статье прослеживается история знакомства А. С. Пушкина и К. П. Брюллова.
Читать PDF
0.00 байт

О надежде Владимировне Брюлловой-Шаскольской (1889-1937), ученом-эсере из Ленинграда, и ее работах,

Соегов Мурадгелди
Рассмотрены вопросы, связанные с жизнью и деятельностью одного из руководителей партии социалистов-революционеров (эсеров), ученого Надежды Владимировны Брюлловой-Шаскольской (1889-1937), которая в 1920-е гг.
Читать PDF
0.00 байт

А. Курбановский «Под воспаленным прахом». Творчество К. П. Брюллова и романтическая эзотерическая тр

Каплан А. Б.
Курбановский А. «Под воспаленным прахом»: Творчество К.П. Брюллова и романтическая эзотерическая традиция // Искусствознание. М., 2006. № 2/06. С. 122-151.

Похожие термины:

  • Брюллов Александр Павлович

    Брюллов, Александр Павлович - архитектор (1798 - 1877), старший брат Карла Павловича Брюллова (см.). Оба брата в 1809 г. были приняты в Академию Художеств, на казенный счет, а в 1822 г. на счет общества поощрения
  • Брюллов Павел Александрович

    Брюллов, Павел Александрович - пейзажист, родился в 1840 г., в 1863 г. кончил Санкт-Петербургский университет по физико-математическому факультету, в 1864 г. отправлен за границу, с 1872 г. экспонирует на выс
  • Брюллов Николай Федорович

    Брюллов, Николай Федорович - архитектор (1826 - 85), воспитывался в Академии Художеств, в 1850 г. за проект ""вокзала"" получил первую золотую медаль и отправлен в Рим, где пробыл 7 лет; в 1860 г. удостоен звания
  • Брюллов, Николай Феодорович

    — профессор архитектуры Имп. Академии художеств; племянник Карла Павловича Б., род. 21 января 1826 г., воспитывался в СПб. Акад. худ. и в 1850 за проект "вокзала" получил первую золотую медаль и пенсио
  • КАРЛ БРЮЛЛОВ

    Предки Карла Брюллова были выходцами из северной Германии. Его прадед Георг Брюллов в 1773 г. переехал в Россию и стал работать лепщиком на петербургской фарфоровой мануфактуре. От него пошла русск
  • БРЮЛЛОВ Карл Павлович

    (1799-1852) – выдающийся русский исторический живописец, портретист и рисовальщик. Наибольшую известность художнику принесло монументальное полотно «Последний день Помпеи»(18301833). Брюллов проявил се
  • Брюлло и Брюлловы

    — даровитый род русских художников, происходящий из Франции. Французские предки русских Брюлло и Брюлловых, бывшие протестантами, с отменою Нантского эдикта (1685 г.), принуждены были покинуть родин
  • Брюлло, Федор Павлович

    — профессор исторической и церковной живописи в Императорской академии художеств; род. в 1793 г., ум. в 1869 г. в Петербурге. Принятый в 1803 г. в число учеников академии художеств, Ф. П. Брюлло в 1812 г. получи
  • Брюлло, Николай Федоров

    д. с. с., профессор архитектуры; р. 1822 г., † 18 янв. 1885 г. {Половцов}
  • Брюлло, Николай Федорович

    — профессор архитектуры Императорской академии художеств; род. 21 января 1826 г., ум. 18 января 1885 г. Окончательное образование Брюлло получил в академии художеств, в которой обучался с начала сороковы
  • Брюлло, Христиан Ив

    скульптор служивший на Фарфоровом заводе, до 1790 г., брат Пав. Ив. Брюлло (см.). {Половцов}
  • Брюлло, Павел Ив

    академик орнаментной скульптуры, сын Ив. Брюлло (см.); р. 1760, † 1833 г. 1 янв. {Половцов}
  • Брюлло, Иван

    скульптор в СПб., с начала 1770-х годов, прародитель фамилии художников Брюлло и Брюлловых. {Половцов}
  • Брюлло, Иван Павлович

    — художник; род. в 1814 г., ум. 27 октября 1834 г. Еще ребенком он проявлял необыкновенные способности и любовь к рисованию. Некоторое время он воспитывался в гимназии, где неохотно занимался науками. При
  • Брюлло, Павел Иванович

    — скульптор-резчик и живописец-миниатюрист, род. в 1760 г., ум. 1 января 1833 г. Своему искусству П. И. Брюлло обучался у своего деда (Георга Брюлло) и у дяди (брата отца), под руководством которых достиг бол
  • Брюлловы

    или Брюлло (Brulleau) — даровитый род русских художников. Предки Б. жили в XVII в. во Франции и, будучи протестантами, терпели большие применения от духовенства, отчего и переселились в Люнебург, откуда в 1
  • Брюллова Софья Константиновна

    Брюллова (Софья Константиновна) - русская писательница, дочь К.Д. Кавелина , родилась 16 декабря 1851 г.; была одною из первых, поступивших в только что открытые в 1860-х годах женские гимназии, и по оконча
  • Брюлловы (Брюлло, Brulleau)

    Брюлло или Брюлловы (Brulleau) - даровитый род русских художников. Предки Брюлловых жили в XVII в. во Франции и, будучи протестантами, терпели большие притеснения, отчего и переселились в Люнебург, откуда