БУНИН
БУНИН
Иван Алексеевич (1870–1953) — русский поэт, писатель, переводчик («Песня о Гайавате» Г. Лонгфелло; «Манфред», «Каин» Д. Байрона и др.), первый из русских писателей лауреат Нобелевской премии, врученной ему в 1933 г. за «правдивый артистический талант» и воссоздание в художественной прозе «ти-пичного русского характера». В рассказах и повестях «деревенского» цикла его героями являются многочис-ленные молчаливые и благостные «батуринские» мужики и бабы, батраки и неудавшиеся «хозяева», изнуренные безнадежной нуждой и голодом старики и старухи, неудачники и «пустоболты» («Веселый двор», «Худая тра-ва» и др.). Вершиной дореволюционного творчества писателя стала повесть «Деревня», в которой он раскрыл «трагические основы» сотканной из противоречий русской души. В эмигрантский период творчества раздумья Бунина о вечных проблемах бытия сливались с воспо-минаниями о России, о «повальном сумасшествии» «ока-янных дней» революции, об ушедших временах и людях («Митина любовь», автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», художественно-публицистическое произведение «Окаянные дни», сборник рассказов «Темные ал-леи» и др.). Бунин-художник взаимно обогатил прозаическую и стихотворную речь, приблизив поэтический язык к «простоте и естественности разговорной речи», а прозаический слог к «музыкальности и гибкости стиха». Писатель отличался необыкновенным умением переда-вать краски, запахи, звуки, «все то чувственное, вещественное, из чего создан мир».
БУНИН
Иван Алексеевич (1870, Воронеж – 1953, Париж, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем), русский прозаик, поэт, переводчик, почетный академик Петербургской АН (1909). Родился в небогатой дворянской семье. Начальное образование получил в домашних условиях. В 1881–86 гг. учился в гимназии в Ельце, откуда был исключен за неявку с каникул и неуплату за учебу. Тогда же начал писать стихи. В 1889 г. совершил первое путешествие по России, осенью того же года стал жить в Орле, сотрудничал в газете «Орловский вестник». В 1891 г. издал в Орле первую книгу стихов. В 1894 г. встречался в Москве с Л. Н. Толстым, в 1895 г. познакомился со многими известными рус. писателями, в т. ч. с В. Я. Брюсовым, К. Д. Бальмонтом, А. П. Чеховым. С 1895 г. публиковал прозу; поощряемый похвалами критиков, активно занялся литературным трудом. Особых литературных влияний не испытывал, следовал общей традиции рус. классики. В общественно-политической жизни не участвовал. Признание получил за перевод «Песни о Гайавате» (1896) Г. Лонгфелло (английский язык выучил самостоятельно) и стихотворный сборник «Листопад» (1901). Широкую известность принесла Бунину повесть «Деревня» (1910). В 1912 г. появляется сборник «Суходол: Повести и рассказы 1911–1912», в 1913 г. – книга «Иоанн Рыдалец: Рассказы и стихи 1912–1913», в 1916 г. – «Господин из Сан-Франциско: Произведения 1915–1916». 1-ю мировую войну Бунин воспринял как предзнаменование крушения России, писатель не принял революцию 1917 г., и в 1920 г. эмигрировал во Францию. Революционные события отразил в дневнике-памфлете «Окаянные дни» (1918, впервые опубл. в Берлине в 1935). В Париже возглавил Союз русских литераторов и журналистов, занимался в периодической печати политической пропагандой, направленной против советского режима. Самой крупной литературной работой в 1920–30-е гг. стал роман «Жизнь Арсеньева» (1927–33) – автобиографическое произведение, в котором Бунин рассказывает о своем ощущении жизни, о ее трагических и радостных моментах. В эмиграции художественное дарование Бунина получило огромное развитие. Европейская общественность признала его лучшим рус. современным писателем. В нач. 2-й мировой войны Бунин смягчил свое отношение к Советскому Союзу, его сочувствие воюющей с фашистами стране даже вызвало упрек в предательстве со стороны некоторых рус. писателей-эмигрантов. Бунин намеревался вернуться на Родину, но политическая атмосфера в СССР после войны помешала этому.
В течение своей большой творческой жизни Бунин создал множество литературных произведений, в которых утвердил мысль о природе как средоточии гармонии. Писатель продолжил пушкинскую поэтизацию естественного начала в жизни, противопоставив ему искусственный, нормативный тип человеческого поведения. В естественности бытия, по Бунину, состоят главные ценности человеческого существования: покой, бодрость, радость. Внимательное отношение к жизни простых людей помогло Бунину создать множество произведений из народной жизни, отличающихся живописностью и художественным психологизмом. Бунин замечательно раскрыл «вечные темы»: любовь, смерть, природа. Его рассказы «Антоновские яблоки» (1900), «Господин из Сан-Франциско» (1915), «Митина любовь» (1925), «Темные аллеи» и «Чистый понедельник» (оба – 1943), повесть «Суходол» (1911), книга «Воспоминания» (1950) стали явлениями мировой литературы.
Бунин дебютировал как поэт, сохранявший верность классическим традициям рус. литературы, уделявший особое внимание образу родины и родной природы. Лучшим стихотворным произведением считается поэма «Листопад», посвященная М. Горькому, образец высокой пейзажной лирики. Позже его внимание привлекают философские проблемы, круговорот жизни, события далекого прошлого. В естественности бытия, по Бунину, – источник главных ценностей существования человека: покоя, бодрости, радости. Но известность Бунину принесла проза, многое в его творческом наследии следует отнести к жанру «стихотворений в прозе», так сильны эмоциональная напряженность и ритмический строй. Писатель после 1905 г. создал ряд повестей и рассказов из народной жизни, проникнутых интересом к жизни и быту простых людей, раскрывающих художественный психологизм. Его герои спорят о судьбе России, о ее бедах, обвиняя в несчастьях самодержавное правление («Деревня»). Люди в произведениях Бунина красивы и талантливы, но условия их жизни невыносимы, поэтому так логичны и часты трагические финалы («Захар Воробьев»). Часто писатель обращается к теме любви, для него прекрасно только естественное, невыдуманное чувство, оно возвышает человека над обыденной жизнью, но и подвергает его множеству опасностей. Одно из ярких произведений о любви – рассказ «Легкое дыхание» (1916), героиня которого, юная и искренняя гимназистка, сталкиваясь с фальшивым миром взрослых, погибает, и ничего не остается от «легкого дыхания» жизни. Превосходство естественности бытия над его расчетливым устройством – главная тема рассказа «Господин из Сан-Франциско» (1915), где «радостный, прекрасный, солнечный» остров символизирует настоящую красоту, а показная внешняя жизнь американского господина и его семьи лишь пародия на нее, глупое подражание.
Бунин много работал над переводами: переводил произведения Дж. Г. Байрона, А. Теннисона, А. Мюссе, Ф. Петрарки, А. Мицкевича, Т. Г. Шевченко и др. Бунин также автор воспоминаний о А. П. Чехове и Л. Н. Толстом, которых он считал своими учителями («Заметки о Чехове», 1904; «Освобождение Толстого», 1917). В 1933 г. получил Нобелевскую премию по литературе за «правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер».
В течение своей большой творческой жизни Бунин создал множество литературных произведений, в которых утвердил мысль о природе как средоточии гармонии. Писатель продолжил пушкинскую поэтизацию естественного начала в жизни, противопоставив ему искусственный, нормативный тип человеческого поведения. В естественности бытия, по Бунину, состоят главные ценности человеческого существования: покой, бодрость, радость. Внимательное отношение к жизни простых людей помогло Бунину создать множество произведений из народной жизни, отличающихся живописностью и художественным психологизмом. Бунин замечательно раскрыл «вечные темы»: любовь, смерть, природа. Его рассказы «Антоновские яблоки» (1900), «Господин из Сан-Франциско» (1915), «Митина любовь» (1925), «Темные аллеи» и «Чистый понедельник» (оба – 1943), повесть «Суходол» (1911), книга «Воспоминания» (1950) стали явлениями мировой литературы.
Бунин дебютировал как поэт, сохранявший верность классическим традициям рус. литературы, уделявший особое внимание образу родины и родной природы. Лучшим стихотворным произведением считается поэма «Листопад», посвященная М. Горькому, образец высокой пейзажной лирики. Позже его внимание привлекают философские проблемы, круговорот жизни, события далекого прошлого. В естественности бытия, по Бунину, – источник главных ценностей существования человека: покоя, бодрости, радости. Но известность Бунину принесла проза, многое в его творческом наследии следует отнести к жанру «стихотворений в прозе», так сильны эмоциональная напряженность и ритмический строй. Писатель после 1905 г. создал ряд повестей и рассказов из народной жизни, проникнутых интересом к жизни и быту простых людей, раскрывающих художественный психологизм. Его герои спорят о судьбе России, о ее бедах, обвиняя в несчастьях самодержавное правление («Деревня»). Люди в произведениях Бунина красивы и талантливы, но условия их жизни невыносимы, поэтому так логичны и часты трагические финалы («Захар Воробьев»). Часто писатель обращается к теме любви, для него прекрасно только естественное, невыдуманное чувство, оно возвышает человека над обыденной жизнью, но и подвергает его множеству опасностей. Одно из ярких произведений о любви – рассказ «Легкое дыхание» (1916), героиня которого, юная и искренняя гимназистка, сталкиваясь с фальшивым миром взрослых, погибает, и ничего не остается от «легкого дыхания» жизни. Превосходство естественности бытия над его расчетливым устройством – главная тема рассказа «Господин из Сан-Франциско» (1915), где «радостный, прекрасный, солнечный» остров символизирует настоящую красоту, а показная внешняя жизнь американского господина и его семьи лишь пародия на нее, глупое подражание.
Бунин много работал над переводами: переводил произведения Дж. Г. Байрона, А. Теннисона, А. Мюссе, Ф. Петрарки, А. Мицкевича, Т. Г. Шевченко и др. Бунин также автор воспоминаний о А. П. Чехове и Л. Н. Толстом, которых он считал своими учителями («Заметки о Чехове», 1904; «Освобождение Толстого», 1917). В 1933 г. получил Нобелевскую премию по литературе за «правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер».
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006