человек

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

человек
творение Бога по Его Собственному образу и подобию (Быт 1.26-27; 2.7), мужчина (см.). Хотя человек во многом уступает Ангелам (2Пет 2.11), он не много умален пред ними (Пс 8.6). Человек носит в себе образ Божий, и это относится как к внешнему виду (Иез 1.26; Дан 7.13), так и к душе, которая Божия (Быт 2.7; Ек 12.7). Падение человека разделило его с Богом, но Бог не оставил его совсем.
Сын Божий Иисус Христос, пришедший на землю в образе и подобии человеческом, искупил вину человека, вернул ему жизнь, поэтому в Нем мы, верующие, снова являемся причастниками Божеского естества (2Пет 1.4; Евр 3.14; 6.4). Тело человека, которое часто принимается за самого человека-это лишь его оболочка из праха, земли (Быт 2.7; 3.19), состоящая из тех же элементов, что и окружающая нас видимая природа, и притом в таком небольшом количестве, что суммарная их рыночная стоимость по оценке американских ученых специалистов не превышает пяти долларов. Но то, что является собственно человеком-есть его душа, которая очень дорога в глазах Божиих (Пс 115.6; Ис 43.4). (См. дух, душа, плоть)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ЧЕЛОВЕК
Быт 1:26-27, 2:7-23, Пс 8:5-9, Сир 17:1-12, Деян 17:25-28 и др.). Св. Писание дает полные и подробные сведения о человеке: о его происхождении и духовной его природе, о теле его и высоком совершенстве его органов. В теле человека сосредоточено все, что есть лучшего и совершеннейшего в составе видимого мира, так что оно по истине есть малый мир в великом мире Божием. Но тело с его органами составляет только внешнюю видимую сторону состава человеческого, невидимую же и духовную сторону составляет душа, существо совершенно отличное от тела, возвышающееся над ним и над всею видимою природою своими особенными совершенствами и преимуществами. 1) Она создана по образу и подобию Божию, есть дыхание Божие и отражает в себе совершенства Божественные (Быт 1:27, 2:7, Прем.Солом 2:23, Иак 3:9). Сюда относятся в особенности совершенства и преимущества первобытного ее состояния: правота ума, чистота сердца, непорочность и святость воли и блаженное бессмертие (Ек 7:29, Прем.Солом 2:23). 2) Созданная по образу Божию, душа есть существо невещественное, духовное, и потому называется духом в противоположность телу и всему вещественному. 3) Будучи духовна, она одарена различными силами и способностями, в которых проявляет свою духовную деятельность: она имеет способность познавательную, имеет чувство, рассудок и ум, посредством коих может не только непосредственно ощущать и воспринимать предметы видимого мира, представлять, памятовать и воспроизводить представления, но и сознавать, понимать, исследовать, умозаключать и наконец возноситься к высшим созерцаниям, к познанию мира сверхчувственного, к познанию самого Творца и Промыслителя мира и человеков (Сир 17:5-6, Прем. Солом. 7:17-21, Рим 1:19-20). Душа имеет совесть, которая внушает нам что должно делать и чего избегать, производит над делами нашими свой суд и определение, или одобряет нас, исполняя радостью сердце наше, или осуждает, поражая нас стыдом, раскаянием и страхом (Рим 2:15, 1Кор 4:4, 2Кор 1:12, Евр 13:18, Деян 23:1). Она имеет чувство или сердце — способность ощущать приятность или неприятность разных впечатлений, перемен и состояний в ней происходящих, ощущать истинное, прекрасное и доброе в творении Божием, в нравственной жизни и деятельности человеческой и сочувствовать всему доброму и прекрасному, наконец возноситься благоговейными чувствованиями к источнику всякого истинного блага — Богу, и в Нем и в соединении с Ним находить высочайшее свое благо и блаженство (Ин 16:20-22, Лк 6:45). Она имеет желательную способность — волю и свободу воли, может свободно успевать в добродетели и восходить от совершенства к совершенству (Сир 15:14-17, Быт 2:16,17, 3:2-6, Мф 19:17, 23:37, Вт 30:19, Ис Нав. 24:15-24, Ис 1:19-20). Одаренная такими силами, душа наша имеет самое высокое призвание и назначение. Созданная по образу Божию она должна уподобляться в своих совершенствах своему Первообразу (Лев 19:2, 1Пет 1:15, Мф 5:48, Ефес. 4:13), главною целью своего совершенствования и всей своей деятельности поставлять славу Божию (Сир 17:7,8, Мф 5:16, 1Пет 4:11) и наконец в соединении с Богом должна полагать верх своего счастья, своей славы и блаженства, о чем сам Господь молился небесному Отцу Своему пред Своими страданиями (Ин 17:21-26, Мф 13:43). С падением в Раю человек лишился первобытного своего совершенства и блаженного своего жилища; силы души его утратили первобытную чистоту и получили превратное направление. Но следы образа Божия в них остались: душа удержала твою духовность и часть своего свободного произволения (Быт 9:6, Рим 7:18); остался ум и закон его — стремление к истине и желание добра (Рим 1:20, 2:14-15), и осталась совесть, одобряющая закон (Рим 7:16) и осуждающая за преступление его (Рим 2:15). Но при всем этом падение человека было так глубоко, что оставленный сам себе, он никогда бы не мог выйти из сего состояния, оставаясь чадом гнева и проклятия, если бы Господь по беспредельной Своей благости и милосердию не даровал нам высшего средства для нашего спасения в единородном Сыне Своем, Господе нашем Иисусе Христе. Взысканные таким образом благостью Создателя, мы не оставлены в нашем падении, снова призваны к жизни, искуплены от греха, обновлены, возрождены, освящены (Иез 33:11, 1Ин 2:2, Рим 5:17-19, Еф. 1:4,2:4-7, 1Тим 2:4-6 и др.).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Человек
общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе общественно-трудовой деятельности. Человек появился на Земле в итоге сложного и длительного процесса историко-эволюционного развития. В зоологической системе вид человек разумный (Homo sapiens) относится к классу млекопитающих, отряду приматов, в который он входит в составе семейства гоминид. С большинством человекообразных обезьян человека сближают такие их особенности, как относительно крупный головной мозг, пятипалая хватательная кисть с плоскими ногтями и противопоставленным большим пальцем, бинокулярное и полихромное зрение, редукция обонятельного аппарата, сходство в строении зубов, в группах крови, в развитии и течении заболеваний, в строении мимической мускулатуры, в сходном половом цикле, плацентарном развитии эмбриона и продолжительности жизни. Из числа современных приматов человек обнаруживает наибольшую близость к африканским человекообразным обезьянам (горилле и особенно шимпанзе). Очень высока степень гомологии ДНК человека и шимпанзе – не менее 90% сходных генов. Однако в морфологическом плане человек весьма отличается от человекообразных обезьян пропорциями конечностей (удлинение ног сравнительно с руками), S-образной формой позвоночника с отчетливыми шейным и поясничным изгибами вперед (лордозы), грудным и крестцовым изгибами назад (кифозы), особым расположением и развитием некоторых мышц и связок в связи с прямохождением, низкой расширенной формой таза, уплощением в переднезаднем направлении грудной клетки, сводчатой стопой с массивным и приведенным большим пальцем при некоторой редукции остальных пальцев, сильным развитием папиллярных узоров на пальцевых подушечках рук. Для человека характерны: абсолютно и относительно крупный головной мозг (в среднем по массе он в 3-4 раза превосходит мозг горилл); прогрессивная дифференциация областей мозга, связанных, например, с членораздельной речью (лобная, нижнетеменная, височная доли); анатомические особенности периферического аппарата голосообразования; относительное увеличение мозгового черепа и ослабление лицевого; редукция волосяного покрова и др. Линия эволюции человека характеризовалась прямохождением, постепенным совершенствованием руки, усложнением мозга и прижизненно возникающих форм поведения. При этом морфологическая эволюция гоминид носила неравномерный «мозаичный» характер. Так, наиболее рано сформировался комплекс признаков, связанных с прямохождением (не позднее 3млн. лет назад), тогда как объем мозга у этих древнейших гоминид был сравнительно невелик (не более 800см3), а рука во многом еще сохраняла обезьяньи черты. Вероятно, не было полного параллелизма и в темпах морфологической и биохимической эволюции. Согласно распространенной точке зрения, линия человека отделилась от общего обезьяньего предка не ранее 10млн. и не позднее 6млн. лет назад. Первые достоверные представители рода Homo появились около 2млн., а современный человек не позднее 40тыс. лет назад. Древнейшие следы трудовой деятельности датируются 2,5-2,8млн. лет. Все современные люди принадлежат к одному виду, в пределах которого выделяется несколько рас. Спецификой индивидуального развития человека является удлинение периода детства при выраженном скачке скорости роста в связи с половым созреванием. Соотношение длительности детства с продолжительностью жизни у человека 1:5, против 1:6 – 1:13 у других приматов. Половой диморфизм человека проявляется в общих размерах тела, пропорциях (относительно большая ширина таза у женщин, плеч – у мужчин), в развитии основных компонентов тела (лучшее развитие подкожного жироотложения у женщин, мускулатуры и скелета – у мужчин). Наряду с этим наблюдаются различия в некоторых физиологобиохимических характеристиках (многие гормоны, гемоглобин и пр.). Человек – широко, хотя и неравномерно, расселенный по Земле (панойкуменный) вид, включающий многочисленные популяции, представители которых дают при смешении плодовитое потомство и обнаруживают значительную фенотипическую изменчивость, которая в определенной степени связана с морфологической и функциональной адаптацией. Биологическая адаптация человека специфична, ибо состоит в сохранении не только биологических, но и социальных функций и осуществляется при все возрастающей роли социального фактора. Процесс эволюции гоминид сопровождался постепенным сужением действия естественного отбора в силу возникновения и развития общественных законов и создания новой «искусственной» среды обитания. В ходе гоминизации происходило уменьшение плодовитости, удлинение периода детства, замедление полового созревания, возрастание длительности жизни одного поколения. См. Антропология.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Человек средний - человек типичный - человек идеальный: историки русского зарубежья о западном средн

Арутюнян Юлия Ивановна
Читать PDF
0.00 байт

Город, как человек, и человек, как город

Морозов Виктор Ильич
В произведении А. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Образы лесных духов в удмуртской мифологии и фольклоре: II. Палэсмурт («Половинный человек / человек

Владыкина Татьяна Григорьевна, Панина Татьяна Игоревна
В статье систематизируются представления удмуртов о лесном существе, известном в традиционной культуре как палэсмурт (букв. ‘половинный человек’).
Читать PDF
0.00 байт

Старообрядчество на Европейском Севере в концепте «Человек-человек» в последней трети XIX В. (отноше

Кузнецова Наталья Юрьевна
В статье анализируются взгляды известного религиоведа и публициста А. С. Пругавина на старообрядчество на Европейском Севере России (Олонецкая, Вологодская и Архангельская губернии) на рубеже XIX-XX вв.
Читать PDF
0.00 байт

Человек и история в романе г. Фаллады «Маленький человек - что дальше?

Дронова Ольга Александровна
The article discusses the relationship between man and history as it is described in this masterpiece of 20th-century German literature.
Читать PDF
0.00 байт

«Человек социальный» и «Человек эстетический» (сопоставительный анализ стихотворений Н. А. Некрасова

Сапир Ася Михайловна
В статье на примере сопоставительного анализа двух стихотворений - «Железная дорога» и «На железной дороге» - показывается отличие поэтических систем Н. А. Некрасова и А. А. Фета.
Читать PDF
0.00 байт

Человек иллюзий и настоящий человек в обществе потребления: к проблематике повести О. А. Славниковой

Полева Елена Александровна
В статье анализируется проблематика повести О. Славниковой «Бессмертный».
Читать PDF
0.00 байт

Человек творящий и человек воздающий в мифологии Серебряного века

Слободнюк Сергей Леонович
В статье анализируются деструктивные тенденции Серебряного века.
Читать PDF
0.00 байт

Герой фильма Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» (1929): Человек ли это?

Темлякова Алина Сергеевна
Статья посвящена анализу фильма Дзиги Вертова (1896–1954) «Человек с киноаппаратом» (1929). Целью исследования является выявление специфики образа человека в фильме.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние синдрома эмоционального выгорания профессионала в системе «Человек - Человек»

Клевцова Н. А.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности мотивационного компонента профессионализма в профессиях типа «человек человек» и «челове

Войлокова Е. Е.
Анализируется понятие профессионализма в контексте субъектно-деятельностного подхода. Предлагается модель компонентного состава профессионализма, включающая в себя мотивационную, операциональную и регуляционную составляющие.
Читать PDF
0.00 байт

Диагностика типов делового взаимодействий в системе «Человек человек »

Аборина Марина Владимировна
В работе рассматриваются теоретические основы изучения взаимодействия, описание психодиагностики типов взаимодействия на основе предлагаемой (принятой автором) теоретической базы и конструктивная валидность
Читать PDF
0.00 байт

Проблема взаимопонимания б системе «Человек человек»

Мироненко Ю. А., Смоленцева В. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Социальный интеллект как фактор самореализации у представителей профессии типа «Человек человек»

Сеткова Наталья Александровна
Приведены результаты исследования взаимосвязи социального интеллекта и самореализации у представителей профессий типа «человек-человек». Определены также показатели осмысленности жизни и социально-психологической адаптации.
Читать PDF
0.00 байт

Содержание понятия ресоциализация специалиста в сфере «Человек-человек»

Клевцова Н. А.
В статье предпринята попытка рассмотрения вопросов ресоциализации специалиста сферы «человек-человек», адаптивных механизмов профессиональной ресоциализации. Дается характеристика адаптации и ресоциализации специалиста.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АЛЕКСИЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ

    (V в.) – преподобный, родился в Риме в семье благочестивых и нищелюбивых Евфимиана и Аглаиды. Супруги долгое время были бездетны и неустанно молили Господа о даровании потомства. И Господь утешил су
  • Хромой Белый Человек

    Шайен (южный). Влиятельный вождь. Родился пр. в 1839 г. Также известен под именем Шагающий Белый Человек и Волк с Безумным Сердцем. Сиу называли его Бородатым. Приходился дедом шайенскому историку Дж
  • Маленький Большой Человек

    Сиу (оглала). Известен также как Преследующий Медведь и Атакующий Медведь. Сын Желтого Грома и Ее Священное Дыхание. По некоторым сведениям, был наполовину шайеном. Брат Сиу Джима, убитого Американ
  • ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ ЧЕЛОВЕК

    Homo erectus (человек прямоходящий). От него сохранилась челюсть, найденная у д. Мауэр (близ Гейдельберга в Германии) в отложениях гюнц-миндель. Там же найдены кости ископаемых слона и гиены.
  • Человек греха

    См. «Антихрист».
  • ЧЕЛОВЕК И КАМЕННЫЕ ОРУДИЯ

    человек - "животное, делающее орудия", - определил еще в XVIII в. Бенджамин Франклин. И это определение до 60-х г. нашего века было общепринятым. Но вот в 60-е г. Джейн Гудолл обнаружила, что орудия делают и ш
  • ВЛАСТЬ И ЧЕЛОВЕК

    нет никаких археологических данных о наличии правителей или органов власти с момента появления человека ок. 2,6 млн. лет назад до эпохи цивилизации. Хотя в мире животных, из которого вышел человек, и
  • Яванский человек

    (англ. Java man), устаревший термин, ранее применявшийся для останков Homo erectus, обнаруженных на о. Ява.
  • ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК

    персонажный тип, сложившийся в рус. литературе первой пол. 19 в. (сам термин закрепился в критическом обиходе после появления повести И. С.Тургенева «Дневник лишнего человека», 1850) и запечатлевший х
  • МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК

    , ряд разнообразных персонажей в русской литературе 19 в., объединенных общими признаками: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищенность, что обуславливает особенности их психо
  • Человек — мера всех вещей

    тезис, принадлежащий Протагору из Абдеры.
  • Мустьерское время. Неандертальский человек

    Изменения в природных условиях. Культура ангельского типа сменяется новой культурой, мустьерской(Мустье — пещера на берегу реки Везер, во Франции, где была найдена стоянка древних людей, так назы
  • МЫСЛЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК

    человек современного типа. Ряд ученых выделяют два вида: гомо сапиенс неандерталес - неандертальцы и гомо сапиенс сапиенс - человек разумного типа, современный.
  • НЕАНДЕРТАЛЬСКИЙ ЧЕЛОВЕК

    (лат. homo neanderthalensis), ископаемый вид человека. Скелеты Н. ч. встречаются на обширной территории, в Узбекистане, на Ближнем Востоке, в Северной Африке и на большей части Европы, не затронутой ледником. Р
  • Новый человек

    римское понятие, обозначавшее нового, до тех пор неизвестного человека. Первоначально в среде римского нобилитета презрительное название выходцев из сословия всадников, которые сумели подняться
  • ЧЕЛОВЕК, ПЕРЕИГРАВШИЙ ОТТО СКОРЦЕНИ

    В августе 1943 года резидент советской разведки в Тегеране Иван Агаянц получил из Москвы секретное указание срочно вылететь в Алжир с паспортом на имя Ивана Авалова, представителя СССР в комиссии п
  • Человек верхнего палеолита

    Неандертальского человека повсюду, где найдены его останки, в верхнем палеолите сменяет человек современного типа. По строению тела и внешнему облику люди верхнего палеолита принципиально уже ни
  • Пекинский человек

    (англ. Pekin man), устаревшее название разновидности Homo erectus. Именуется также синантропом. Костные остатки П. ч. обнаружены в Чжоукоудяне.
  • Пилтдаунский человек

    Пилтдаунский человек (Piltdown Man), ископаемые останки, «открытые» Чарлзом Доусоном в 1908— 13 гг. в гравийных отложениях в Суссексе (Англия). Череп совр. человека, челюсть, схожая с обезьяньей, и кости выме
  • Человек прямоходящий

    Homo erectus) древний тип человека, прямоходящий, обладающий рукой, способной выполнять трудовые операции, в частности изготовлять ручные рубила из камня, умеющий пользоваться огнем. Останки человека п