русские изобретатели, крепостные заводчиков Демидовых: отец Ефим Алексеевич (1774-1842) и сын Мирон Ефимович (1803-1849). Построили первый в России паровоз в 1833–1834 гг. и железную дорогу длиной 3,5 км.
ЧЕРЕПАНОВЫ
ЧЕРЕПАНОВЫ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЧЕРЕПАНОВЫ
изобретатели, крепостные заводчиков Демидовых: отец Ефим Алексеевич (1774-1842) и сын Мирон Ефимович (1803-49). Ефим Ч. с 1822 - главный механик всех нижнетагильских заводов. В 1833 Ч. получили вольную. Занимались усовершенствованием различных заводских механизмов, улучшением доменного, железоделательного, медеплавильного производств. Построили первый в России паровоз (1833-34) и заводскую Нижнетагильскую железную дорогу (протяженностью 3,5 км).
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ЧЕРЕПАНОВЫ
Ефим Алексеевич (1774 - 15.VI.1842) и Мирон Ефимович (1803 - 5.X.1849) - отец и сын, русские механики и изобретатели; крепостные заводчиков Демидовых. Ефим Ч. с 1822 - гл. механик всех нижнетагильских з-дов. Оба Ч. бывали за границей (в Англии и Швеции), а также на лучших рус. железоделательных з-дах Москвы, Петербурга, Тулы. В 1833 Ефиму Ч. (и его жене), а в 1836 - Мирону Ч. за изобретательскую деятельность была дана вольная. Ч. занимались усовершенствованием различных заводских механизмов, улучшением доменного, железоделательного, медеплавильного производства, добычи драгоценных металлов. Начиная с 1820, Ч. изготовили ок. 20 паровых машин для заводских и транспортных нужд (мощностью от 2 до 60 л. с). В 1833-34 Ч. создали первый в России паровоз, а в 1835 -второй, более мощный, для к-рых была проложена чугунная рельсовая дорога от рудника Медного до Выйского з-да. Однако почин Ч. не был поддержан и паровозы скоро перестали использоваться. Лит.: Виргинский В. С., Черепановы, М., 1957.
Черепановы
Ефим Алексеевич (1774 - 15.06.1842) и Мирон Ефимович (1803 - 05.10.1849) крепостные механики-изобретатели, работали на Нижне-Тагильских з-дах, происходили из приписных крест. Выйского з-да. Е.Ч. начал з-дскую службу "меховым мастером", специалистом по воздуходувным устройствам (1790-е), затем плотинным учеником (1806) и плотинным мастером Выйского з-да (1807). В 1798-1801 командирован на новый Линдоловский з-д Д.П.Салтыковой в Выборге в числе др. наиб. искусных тагильских мастеров. В 1812 Е.Ч. устроил катальные машины в казенном Нижне-Туринском з-де. В 1815 Е.Ч. построил на Меднорудянском руднике конную металлическую водоподъемную машину. М.Ч. был принят на Выйский з-д писцом (1815), затем пом. механика Е.Ч. по стр. ч. (1819), а с 1825 - плотинным. В 1810-х Е.Ч. организовал Выйское мех. заведение, где произв. механизмы и паровые машины для з-дов окр. и по заказам др. предприятий. В 1820 построил паровой двигатель для действия токарных станков Выйского мех. заведения. В 1821 командирован в Англию для выяснения причин падения сбыта демидовского железа за границей, в 1822 назначен гл. механиком Нижне-Тагильских з-дов. Он построил универсальную паровую машину в 4 л.с. (1824), успешно действовавшую при мукомольной мельнице, затем в мех. заведении и при платиновом прииске. Для изучения водоподъемных машин Е. и М.Ч. были командированы в Швецию (1825). В 1827 М.Ч. работал в лаб. Горного кадетского корпуса в Петерб., изучал разл. отрасли произв., в т.ч. добычу платины. В 1827-1832 М.Ч. построил усовершенствованную золотопром. машину и паровую машину мощн. в 30-40 л.с. для Кыштымского з-да Расторгуевых. Аналогичные машины были созданы для откачки воды из Меднорудянского рудника. За иск-во в стр. паровых машин Е.Ч. был награжден медалью и получил "вольную"(1833). В том же г. М.Ч. командирован в Англию для изучения разл. отраслей мет. произв., где познакомился с рельсовым транспортом, по возвращении назначен вторым механиком Нижне-Тагильских з-дов и преподавал в Выйском з-дском уч-ще. В 1834 Ч. закончили стр. первого в России паровоза (грузоподъемность 3,3 т, скорость 13-16 км/ч, вес 2,4 т). В 1835 был построен второй паровоз (грузоподъемность 16 т). За стр. чугунной дороги с паровой тягой длиной 854 м М.Ч. получил "вольную" (1836). Ч. строили паровые машины, работавшие на "теряющемся жаре" медеплавильных печей, паровые машины для добычи золота и платины и парового отопления. В 1839 управляющий Ф.И.Швецов и М.Ч. представили проект стр. пароходов для буксировки судов из Перми по рр. Каме и Волге. Ч. внесли большой вклад в развитие техники, отечественного машиностр. и рус. ж/д транспорта. Лит.: Известие о сухопутном пароходе, устроенном в Уральских заводах в 1833 г. // Горный журнал, 1835. Ч.III. Кн.V; Виргинский В.С. Черепановы. Свердловск, 1987; Козлов А.Г. Творцы науки и техники на Урале XVII - начала XX в. Свердловск, 1981. Смирнова Т.В.