ЧУВАШИ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЧУВАШИ
самоназвание - чаваш), народ, основное население Чувашии (906,9 тыс. человек). Живут также в Башкирии, Татарии, Ульяновской и Куйбышевской областях Российской Федерации. Язык чувашский булгарской группы тюркских языков. Верующие - православные.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Чуваши
чаваш - самоназв.)    один из народов, проживающих на У. Осн. место жительства - Чувашская респ. Ч. проживают и в др. местах. По переписи 1989 числ. Ч. в Ур. регионе составляет 185,4 тыс. чел.    В яз. отношении и культуре Ч. делятся на две группы - верховую (вирьял) и низовую (анатри). Предки верховых - тюркские племена болгар, пришедшие в VII в. н.э. с Сев. Кавказа и слившиеся с местными финно-угорскими племенами. После разгрома в нач. XIII в. Болгарского гос-ва татаро-монголами вторая волна болгарских племен образовала группу низовых Ч.    В 1551 Ч. вошли в состав России, сначала в разряд ясачных, с XVIII в. - гос. и удельных крест. С этого времени осн. масса Ч. была обращена в христианство. Но даже в современных верованиях православие сочетается с язычеством.    Со второй пол. XIX в. распространилось отходничество, в т.ч. на з-ды У. На 1930-е приходится второй поток миграций, а также интенсивный приток в города.    Осн. традиционное занятие Ч. - земледелие. Вплоть до 20-х XX в. существовала сел. община. Последнее обстоятельство способствовало длительному сохранению традиционного образа сел. жизни и этнографической специфики в стр. жилищ и их интерьере, в одежде, особенно женской, в родильном, свадебном, похоронном обрядах.    Викторова В.Д.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Чуваши
(самоназвание – чаваш) – народ, основное население Чувашии (907,6 тыс. чел.). Живут также в Башкирии, Татарстане, Ульяновской, Самарской областях и др. Всего в Российской Федерации 1773,6 тыс. чел. (1992). Язык чувашский. Верующие – православные. В антропологическом типе чувашей сочетаются европеоидные и монголоидные элементы. До христианизации (18 в.) были распространены племенные культы. Основную роль в этногенезе чувашей сыграли тюркоязычные волжско-камские болгары, заселившие в последней четверти 1 тыс. н.э. лесостепные районы правобережья Волги, где смешались с местными финно-угорскими племенами. Массовое переселение болгар – суваров (сувазов, к названию которых восходит этноним чуваши) на правобережье Волги в 13 – 14 в.в., вызванное разгромом Болгарии Волжско-Камской монголо-татарами усилило тюркизацию местных племен. Во 2-ой четверти 15 в. земли чувашей были включены в состав Казанского ханства. Чувашская народность сформировалась в основном в 15 в. Чуваши состоят из 2 основных этнографических групп: так называемые верховые чуваши (вирьял) в северо-западной Чувашии и низовые чуваши (анатри) в северо-восточной и южной Чувашии. Промежуточную территорию занимает переходная группа средненизовых чувашей (анат енчи), близкая в языковом отношении к вирьял, а в бытовом – к анатри. См. Россияне. Болгары волжско-камские.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ЧУВАШИ
самоназв. - чаваш) - нация в СССР. Общая числ. 1694,4 тыс. чел. (1970, перепись); в пределах Чуваш. АССР 856,2 тыс. чел. Большие группы Ч. живут в Тат. и Башк. АССР, Ульяновской, Куйбышевской, Саратовской обл. (куда переселились еще в 17-18 вв.), Сибири, Ср. Азии (переселенцы 19-20 вв.). В антропологич. типе Ч. имеются европеоидные и монголоидные элементы. Чувашский язык относится к болгарской группе тюрк; языков, в к-рую входили также ныне исчезнувшие болгарский и хазарский языки. Верующие Ч. православные. Осн. роль в этногенезе Ч., по мнению большинства исследователей, сыграли тюркоязычные болгары волжско-камские, заселившие в последней четверти 1-го тыс. н. э. лесостепные р-ны правобережья Волги, где смешались с местными финно-угорскими племенами (последнего этапа городецкой культуры и пьяноборской культуры), причем болгарский элемент был преобладающим. Массовое переселение болгар-суваров (сувазов) на правобережье Волги, вызванное разгромом Болгарии Волжско-Камской монголо-татарами в 13-14 вв., усилило тюркизацию местных племен, сыграло решающую роль в образовании двух осн. этнографич. групп Ч. - верховых (вирьял), обитающих в сев.-зап. части Чувашии, и низовых (анатри) - в сев.-вост. и юж. частях. Промежуточную терр. занимает переходная группа средненизовых (анат енчи), близкая в языковом отношении к вирьялам, а в бытовом - к анатри. Ч., живущие за пределами Чуваш. АССР, в подавляющем большинстве относятся к группе низовых. Чуваш. народность в основном сформировалась к 16 в. (этноним Ч. восходит к одному из болгарских племен - суваз, или саваз). От болгарских предков Ч. унаследовали технику земледелия, ремесл. произ-ва, многие элементы материальной и духовной культуры. Присоединение Ч. к Рус. гос-ву (1551) освободило их от ига Казанского ханства и имело большое положительное значение для дальнейшего развития чуваш. народа. От русских Ч. восприняли усовершенствованные орудия труда, типы жилищ, одежды и др. элементы культуры. Несмотря на национальный гнет царизма и местной буржуазии, насильств. христианизацию (сер. 18 в.), Ч. сохранили свой язык, самобытную культуру, богатый фольклор, музыку, прикладное иск-во, а после появления нац. письменности (1871) создали и свою художеств. лит-ру. До установления Сов. власти Ч. жили сел. общинами, сохранялись нек-рые патриархальные пережитки в обществ. и семейном быту. За годы Сов. власти Ч. достигли огромных успехов в экономич. и культурном развитии; Чуваш. АССР стала одним из важных индустриальных р-нов страны, краем передового социалистич. с. х-ва. В результате победы социализма Ч. сложились в социалистич. нацию. Выросла нац. интеллигенция: ученые, писатели, художники, инженеры, композиторы и др. Из традиц. нар. иск-ва особенно широкое развитие получили: хоровое пение, вышивка, художеств. ткачество, резьба по дереву. Об истории, экономике и культуре Ч. см. также в ст. Чувашская АССР.

Лит.: Чуваши. Этнографическое исследование, ч. 1-2, Чебоксары, 1956-70; Денисов П. В., Религиозные верования чуваш. Чебоксары, 1959; Каховский В. Ф., Происхождение чувашского народа, Чебоксары, 1965; Народы Европейской части СССР, т. 2, М., 1964 (лит. на С. 850-51).

П. В. Денисов. Чебоксары.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ЧУВАШИ
, один из народов Поволжья и Приуралья. Предки чувашей — тюркские племена булгар, проникшие в Поволжье в VII—VIII вв. из северокавказских и приазовских степей. К названию одного из булгарских племен, по одной из версий, восходит и самоназвание народа — чаваш. На территории Поволжья предки чувашей активно взаимодействовали с местными финноугорскими племенами, в т.ч. ассимилировали некоторую их часть. Чувашский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Среди чувашей выделяют 2 крупные этнографические группы — верховые (вирьял) и низовые (анатри). Промежуточное положение занимают средненизовые чуваши (анат енчи), по культуре близкие к низовым, а по языку — к верховым. Большинство чувашей — православные христиане. Численность чувашей в РФ, по переписи 2002 г., составила 1637 тыс. человек, основная часть чувашей проживает на территории Чувашской Республики; кроме того, значительное их число проживает в Татарии, Башкирии, Ульяновской обл. В Перм. обл. перепись 2002 г. отметила 7033 чуваша, из них большая часть проживает в г. Перми (1627 человек), в г. Чайковский и на прилегающей сельской территории (817), в Еловском (335), Куединском (866), Чернушинском (600) р-нах. Более 4 тыс. чувашей — городское население. Формирование чувашского населения в Прикамье началось в 1920-е гг., когда в юж. р-ны Перм. обл. с Поволжья начинается массовая миграция чувашей. Главные причины, вызвавшие переселение — перенаселение в Поволжье, нехватка земли, лесов, покосов, а также голод в Поволжье в 1920-е гг. В Прикамье чуваши переселялись как из территорий проживания верховых чувашей, так и низовых, поэтому даже в одних деревнях селились выходцы из разных районов. Основной поток переселенцев пришёлся на юж. районы Перм. обл.: Еловский, Куединский, Чайковский, Чернушинский, что было обусловлено близостью ж. д., соединяющей Урал и Поволжье. В Прикамье чуваши селились в русских деревнях, где их численность составляла до 40% населения деревни. Второй приток переселенцев в эти же районы наблюдался в 1950-е гг. В начале 1930-х гг. в деревнях, где проживали чуваши, были открыты национальные школы, где велось преподавание на родном языке. Переселение из разных районов Чувашии, дисперсное проживание в русских деревнях не способствовало сохранению всего комплекса традиционной культуры, вело к ассимиляционным процессам. Родным языком в настоящее время в основном владеет лишь старшее поколение. Люди среднего возраста, как правило, понимают родной язык, но не говорят на нём. Молодёжь не владеет родным языком. В наибольшей степени этнические черты сохраняют лишь некоторые элементы культуры. В современных чувашских домах обстановка схожа с русской, в конструкции печи сохраняется дополнительный очаг с подвешиваемым над шестком или вмазанным котлом куран для приготовления пищи, продолжают сохраняться традиции национальной кухни, особенно праздничной. Готовят традиционный круглый пирог с бараниной хуплу, пирожки из пресного теста, сваренные в котле, куран кукли. Сохраняются традиционные молочные блюда, среди которых творожные сырки чакат, кисломолочный напиток уйран. Образцы традиционного костюма сохраняются в основном лишь те, что были привезены из Чувашии. В редких семьях сохраняется полный комплект традиционного костюма, однако встречаются разного покроя и орнаментации рубахи (от белых до цветных, в зависимости от места переселения), женские головные орнаментированные полотенца сурпан, женские головные уборы с монетами хушпу, женские украшения из серебряных монет. Самостоятельный комплекс традиционного костюма у перм. чувашей не сложился. В традиционном календаре наблюдается значительное восприятие элементов русской культуры, лишь отдельные праздники и праздничные циклы сохраняют чувашские названия и некоторые элементы традиционной обрядности. В большей степени этнические черты сохранили семейные праздники, обряды. Традиционный фольклор сохраняется — это песенный фольклор (лирические, обрядовые, плясовые, игровые песни), прозаические жанры (сказки, предания, мифологические рассказы). До 1970-х гг. сохранялись гусли и игра на них. Часты межэтнические браки. Перепись 2002 г. показала уменьшение чувашского населения в области, в т.ч. и в районах традиционного компактного проживания. Центром чувашей в Прикамье являются с. Дойная и с. Большие Кусты Куединского р-на. В с. Дойная действует фольклорный ансамбль «Юрату», ежегодно проводится весенний праздник «Акатуй». Образовательные учреждения Куединского р-на изучают чувашскую культуру, используют в образовании и воспитании элементы этнической культуры, созданы музеи с коллекциями предметов традиц. чувашского быта. В 2002 г. была создана общественная организация перм. чувашей, объединившая чувашей юж. районов Перм. обл. В настоящий момент организация существует как Региональная национально-культурная автономия чувашей Пермского края (расположена в с. Дойная Куединского р-на).
Лит.:Народы России. М., 1994. С. 404—408; Национальный состав населения Пермской области. Пермь, 2005; Черных, А.В. Из истории поселения чувашей в Прикамье // Из жизни чувашского этноса Прикамья: информ. бюл. Пермь, 2002. С. 5—6; Черных, А.В. О чём поют пермские чуваши // Жизнь национальностей. 2001. № 4. С. 41.
А.В. Черных

Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.

ЧУВАШИ
(чаваш), народ, проживающий преим. в Ср. Поволжье, Прикамье и на Юж. Урале. По переписи 1989, на терр. России проживают 1842000 Ч. В Пенз. обл. – 7075 чел. (0,5% от общ. числа нас. обл.). Осн. масса сосредоточена в Неверк. р-не (4739 чел., или 24,8% от числ. нас. р-на) и в Кузн. р-не. В прошлом в чуваш. селах нынешнего Неверк. р-на проживало: в с. Алешкине в 1709 – 74 чел., в с. Бикмурзине – 49 чел. По переписи 1745–47, в дер. Изекеево – 43 души. Село Неверкино названо по имени чуваша Невера Кебекеева (Кевенеева), поселивш. здесь в нач. 18 в. По переписи 1745–47, в селе жили служилые Ч. – 138 душ. Ныне село чувашско-русско-татарское; с. Сосновый Овраг осн. в нач. 18 в. В 1709 в нем числилось 39 чел. Чуваш. название села – Асла Яли (Большое село); с. Ст. Андреевка упоминается в 1709 как дер. Азрапина, Андреевка тож (53 двора и 228 ясачных Ч.). В Кузн. р-не чуваш. села Тарлаково-1, Тарлаково-2. В Городищ. р-не чуваш. село Шнаево, осн. до 1725 служилыми Ч. Этноним «чуваш» появился в рус. источниках в 1521, но вплоть до 18 в. Ч. отождествлялись с черемисами (марийцами). В антропологич. плане у Ч. есть европеоидные и монголоидные черты. Язык относится к болгарской группе тюркских языков и имеет 2 диалекта: верховой (оканье) и низовой (уканье). Чуваш. лит. язык оформился на основе низового диалекта. В этнографич. плане Ч. делятся на три группы: верховых (вирьял) – северных, низовых (анатри) – южных и средненизовых (анат енчи). В Пенз. обл. живут в осн. низовые. Верующие Ч. православные. Этногенез очень сложен и дискуссионен. Существует точка зрения, что их предками были волжские булгары (булгары-сувары), а историю Ч. начинают со 2-го тыс. до н. э., с эпохи хунну (гуннов); этноним «чуваш» возводится к названию одного из булгарских племен – сувар. В основе этой гипотезы лежит сходство чуваш. языка с позднебулгарским (данные археологии пока не подтверждают эти выводы). Нет объяснения и превращению булгар- мусульман в чувашей-язычников. Согласно другой точке зрения, происхождение Ч. связано с местными финно-угорскими племенами (городецкая и пьяноборская культуры), с к-рыми смешивались пришлые тюркские племена начиная с сер. 1-го тыс. н. э. и кончая крупным переселением волжских булгар в 13–14 вв. после прихода монголо-татар, что подтверждается письмен. и археол. источниками. Во 2-й четв. 15 в. Ч. были включены в состав Казанского ханства, где платили 13 видов податей, несли ратную и трудовые повинности. Крестьяне относились к числу ясачных людей и управлялись ханскими наместниками и чиновниками, а также чуваш. князьями (емпу), сотниками (серпу) и тарханами (турхан). В 1551 добровольно приняли рус. подданство, а в 1552 помогали рус. войску в походе на Казань. Сооружение засечно-сторожевых черт в 16–17 вв. позволило начать заселение юж. р-нов, в том числе и Пенз. края. Всего, по первым ревизским спискам (1717–27), в Ср. Поволжье было 217600 Ч. В 1740-х гг. начался процесс отатаривания тех крестьян, к-рые отказались креститься. Экон. основой хоз-ва Ч. было земледелие. Поля пахали сохой (сухапус), реже плугом и разрыхляли землю дерев. боронами. Соха была однотипной с русской. Применялись также косуля для лесных почв и старинный сабан (акапус) для черноземов в лесостепи. Рожь жали серпами (сурла) и связывали в снопы, снопы складывали в копны (семел). Осн. с.-х. культурой была рожь; сеяли ячмень, овес, пшеницу, горох, гречиху, возделывали коноплю, лен. Сажали картофель, репу, свеклу, чеснок, лук, огурцы, капусту. Крайне слабо было развито жив-во. Занимались бopтничecтвoм и охотой. В прошлом у Ч. существовали малые (7–8 чел.) и большие (до 40 чел.) многопоколенные семьи, в к-рых господствовали патриархальные традиции. Семьи объединялись в общины. В быту была распространена общинная помощь (ниме), к к-рой прибегали при заготовке леса, строит-ве дорог и домов. Чуваш. свадьба (туй) продолжалась 4–5 дней и состояла из комплекса обрядов и церемоний с угощением, пением и скачками, жених платил за невесту калым деньгами. Жениться можно было лишь на девушке из другой деревни. Значит. место в быту занимали религ. праздники как христианские (сурхури – святки), так и языческие (синсе – праздник земли). Большую роль играли с.-х. обряды, часто с жертвоприношениями, и обряды поминальные. В фольклоре выделяются сказания о последнем чуваш. турхане, о разбойнике Уразмете и богатыре Сарри-батыре. Длит. время Ч. пользовались лунно-солнечным календарем, что нашло отражение в календарно-обрядовой с.-х. поэзии. Развит жанр сказок, многие из к-рых схожи со сказками др. народов. Распространенный сюжет – поиски крест. сыном страны счастья. Вокальная нар. музыка одноголосна, с преобладанием пентатоники. Из нац. муз. инструментов были распространены пузырь (шапар), волынка (сарнай), скрипка, гусли (кесле). Периодически в течение года устраивались пирушки для родственников и друзей. Осн. податью были денежный и хлебный ясак, к-рый был в то же время и единицей обложения. Отсюда и название части Ч. ясачными, а находившихся на воен. службе называли служилыми. Широко были развиты ремесла: бондарное, изготовление корзин, телег, кожевенное, сыромятное и войлочное дело, обработка кости. После крест. войны 17 в. Ч. было запрещено заниматься кузнечным и серебряным делом. В сурских лесах действовали пр-тия по произ-ву поташа, смолы, дегтя, в результате чего леса сильно поредели. В наст. время б. ч. Ч. продолжает жить в сел. местности. (См. Двор чувашский, Жилище чувашское, Мифология чувашская, Одежда чувашская, Орнамент чувашский, Пища чувашская.) Лит: Народы России; История Чувашской АССР. Чебоксары, 1983. Т. 1; Народы Поволжья и Приуралья. М., 1985; Курицын И. И., Юпатова В. Н. География населения Пензенской области. Пенз., 1992. Г. Н. Белорыбкин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на книгу И. В. Сухаревой «Чуваши Башкортостана в XVII-XIX веках. Экономическое развитие и с

Мурзабулатов Мухамет Валиахметович
Уфа: Гилем, 2007. 362 с.
Читать PDF
0.00 байт

Чуваши Южного Урала (вторая половина XIX — начало XXI В. )

Медведев Владислав Валентинович
В статье на основе архивных и статистических материалов рассматривается история заселения чувашей в современных границах Челябинской области со второй половины XIX в. до настоящего времени.
Читать PDF
0.00 байт

Общинные традиции в трудовой взаимопомощи (чуваши и удмурты)

Кондратьева Екатерина Валерьевна
Исследована роль общины при проведении помочи (на примере чувашей и удмуртов). В статье на основе полевых материалов, архивных источников и опубликованных материалов рассматриваются виды трудовой взаимопомощи.
Читать PDF
0.00 байт

Общинные цели полевых молений (чуваши и удмурты)

Кондратьева Екатерина Валерьевна
Статья посвящена изучению общинных целей полевых молений на примере чувашей и удмуртов. Работа предусматривает изучение источников и материалов по обрядам и традициям двух народов.
Читать PDF
0.00 байт

Чуваши в процессах заселения и аграрного освоения Самарского Заволжья с конца XVII столетия до начал

Смирнов Ю.Н.
Статья посвящена участию чувашей в освоении новоприсоединенных земель на Юго-Востоке Европейской России в конце XVII XVIII веках. Вычислена доля чувашских переселенцев среди всех прибывших на эти земли в отдельные периоды времени.
Читать PDF
0.00 байт

ВЫБОР ВЕРЫ (ЧУВАШИ-СТАРООБРЯДЦЫ В УРАЛО-ПОВОЛЖЬЕ)

Данилко Елена Сергеевна
На основе архивных источников и редких опубликованных материалов в статье рассмотрены процессы распространения старообрядчества среди чувашей во второй половине XIX столетия, выявлены основные ареалы расселения чувашских старообря
Читать PDF
0.00 байт

АНКЕТЫ РАБОТНИКОВ ПО МАССОВОЙ РАБОТЕ СРЕДИ ЖЕНЩИН КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧУВАШИ

Харитонова Светлана Брониславовна
В статье анализируется такой источник по истории женского движения Чувашии в 1920-1930-е гг.
Читать PDF
0.00 байт

Своеобразие очерка священника П. И. Мальхова «Симбирские чуваши и поэзия их»

Нагорнова Елена Семеновна
Читать PDF
0.00 байт

«Инонациональное» в русской литературе XIX века: чуваши в творчестве Н. С. Лескова и Н. Г. Гарина-ми

Сарбаш Людмила Николаевна
В статье рассмотрена проблема изображения русского и чувашкого национальных миров в русской литературе XIX века на примере изучения творчества Н.С. Лескова и Н.Г. Гарина-Михайловского.
Читать PDF
0.00 байт

Зариф Башири о национальных особенностях чувашского народа (на материале очерков «Чуваши»)

Галимов Салават Фарагатович
В статье анализируются очерки З. Башири в свете отражения национальных особенностей чувашского народа и определяется вклад писателя в литературу.
Читать PDF
0.00 байт

Этнография детства чувашей по данным автобиографий

Егорова Оксана Вениаминовна
Автобиография является одним из важных источников в изучении детства. В ней можно найти интересующие нас данные о традициях и обычаях, связанных с взрослением и воспитанием детей.
Читать PDF
0.00 байт

Местная власть и кооперация Чувашии в годы нэпа

Вязова О. Г.
В статье рассматривается взаимодействие местной власти и кооперации Чувашии в годы новой экономической политики.
Читать PDF
0.00 байт

Дети-сироты и формы их устройства в Чувашской общине

Егорова Оксана Вениаминовна
Рассматриваются предпосылки становления и развития детского призрения в Чувашии во второй половине XIX начале XX в. Особую роль получило попечительство.
Читать PDF
0.00 байт

Торговая деятельность потребительской кооперации Чувашии в 30-х гг. Xx в

Вязова Ольга Георгиевна
Выделяются три этапа в развитии торговой деятельности потребительской кооперации Чувашии в 30-х гг. XX в., выявлены некоторые особенности торговых операций Чувашпотребсоюза.
Читать PDF
0.00 байт

Внутрисемейные статусы и имущественно-правовое положение чувашской женщины в конце XIX начале XX В.

Иванчина Оксана Александровна
Рассмотрено имущественно-правовое положение чувашской женщины в конце XIX начале ХХ в., проведен анализ его изменения в зависимости от внутрисемейного статуса чувашки.

Похожие термины:

  • Чувашлов, Анатолий Николаевич

    Председатель совета директоров АО "Ульяновский автомобильный завод" (УАЗ) с апреля 2000 г.; родился в 1943 г. в Татарской АССР; окончил Ульяновский политехнический институт; с 1966 г. работает на УАЗе
  • ЧУВАШСКАЯ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    Чувашия, - в составе РСФСР. Расположена в басс. ср. течения Волги. 24 июня 1920 образована Чувашская АО, преобразованная 21 апр. 1925 в АССР. Площ. - 18,3 тыс. км2. Нас. - 1257 тыс. чел. (1974, оценка), в т. ч. городское - 508
  • Чувашов, Борис Иванович

    14. 11.1935, дер. Базеро, Юкаменский р-н Удм. АССР)    геолог, чл.-корр. РАН (1994), д-р геолого-минерал. наук (1980). Род. в семье служащего. Окончил Перм. ун-т (1958). 1958-60 работал в Перм. геологоразведочном тресте, с 19
  • ЧУВАШИЯ

    Чувашская Республика (Чаваш Республика), в Российской Федерации, на Востоке Европейской части России. Площадь 18,3 тыс. км2. Население 1360,8 тыс. человек (1996); чуваши (67,8%), русские (26,7%). Столица - Чебоксары
  • ДВОР ЧУВАШСКИЙ

    комплекс жилых и хоз. построек чувашей, расположенный в деревне в виде скоплений удаленных друг от друга на значит. расстояние домов в связи с обычаем близких родственников селиться рядами, гнезда
  • МИФОЛОГИЯ ЧУВАШСКАЯ

    древнейшая форма мировоззрения этнич. общности, проживавшей на терр. Пенз. края. Самые древние мифы связаны с деревьями и животными. Они объясняют их происхождение, отношения с людьми, наделение че
  • ОБЩЕСТВО ЧУВАШСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    Пенз. обл., создано 26 мая 1991. Осн. по инициативе и возглавляется учителем-краеведом М. М. Байдюшевым. Объединяет в основном чуваш. население Неверк. р-на, где оно живет компактно в 10 селах и насчитывае
  • ОДЕЖДА ЧУВАШСКАЯ

    уходит корнями в тюркские традиции, хотя имеет и ряд черт, характерных для др. народов Среднего Поволжья. Для одежды использовались холст, сукно, обработанная кожа. Сукно ткали тонкое, толстое и ону
  • ОРНАМЕНТ ЧУВАШСКИЙ

    представлен на вышивке и дерев. резьбе в чуваш. селах Пенз. обл. Для чуваш. иск-ва характерны: узорное ткачество (двухцветное с красным ромбовидным орнаментом на белом поле и многоцветное на красном
  • ПИЩА ЧУВАШСКАЯ

    традиционные содержание и характер питания чувашей. Состоит из растит. и мясо-молочных продуктов. Гл. место отводилось блюдам из ржаной муки, кислому хлебу и выпечке, начиная с подовых лепешек и ко
  • ЖИЛИЩЕ ЧУВАШСКОЕ

    строилось в осн. из сосновых срубов, иногда стены обмазывались глиной. Осн. типом, в т. ч. и в Пенз. обл., были курные избы (хура курт). Крыши были двускатные, но встречаются и шатровые. До 20 в. покрытие к