самоназвание - чаваш), народ, основное население Чувашии (906,9 тыс. человек). Живут также в Башкирии, Татарии, Ульяновской и Куйбышевской областях Российской Федерации. Язык чувашский булгарской группы тюркских языков. Верующие - православные.
ЧУВАШИ
ЧУВАШИ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Чуваши
чаваш - самоназв.) один из народов, проживающих на У. Осн. место жительства - Чувашская респ. Ч. проживают и в др. местах. По переписи 1989 числ. Ч. в Ур. регионе составляет 185,4 тыс. чел. В яз. отношении и культуре Ч. делятся на две группы - верховую (вирьял) и низовую (анатри). Предки верховых - тюркские племена болгар, пришедшие в VII в. н.э. с Сев. Кавказа и слившиеся с местными финно-угорскими племенами. После разгрома в нач. XIII в. Болгарского гос-ва татаро-монголами вторая волна болгарских племен образовала группу низовых Ч. В 1551 Ч. вошли в состав России, сначала в разряд ясачных, с XVIII в. - гос. и удельных крест. С этого времени осн. масса Ч. была обращена в христианство. Но даже в современных верованиях православие сочетается с язычеством. Со второй пол. XIX в. распространилось отходничество, в т.ч. на з-ды У. На 1930-е приходится второй поток миграций, а также интенсивный приток в города. Осн. традиционное занятие Ч. - земледелие. Вплоть до 20-х XX в. существовала сел. община. Последнее обстоятельство способствовало длительному сохранению традиционного образа сел. жизни и этнографической специфики в стр. жилищ и их интерьере, в одежде, особенно женской, в родильном, свадебном, похоронном обрядах. Викторова В.Д.
Чуваши
(самоназвание – чаваш) – народ, основное население Чувашии (907,6 тыс. чел.). Живут также в Башкирии, Татарстане, Ульяновской, Самарской областях и др. Всего в Российской Федерации 1773,6 тыс. чел. (1992). Язык чувашский. Верующие – православные. В антропологическом типе чувашей сочетаются европеоидные и монголоидные элементы. До христианизации (18 в.) были распространены племенные культы. Основную роль в этногенезе чувашей сыграли тюркоязычные волжско-камские болгары, заселившие в последней четверти 1 тыс. н.э. лесостепные районы правобережья Волги, где смешались с местными финно-угорскими племенами. Массовое переселение болгар – суваров (сувазов, к названию которых восходит этноним чуваши) на правобережье Волги в 13 – 14 в.в., вызванное разгромом Болгарии Волжско-Камской монголо-татарами усилило тюркизацию местных племен. Во 2-ой четверти 15 в. земли чувашей были включены в состав Казанского ханства. Чувашская народность сформировалась в основном в 15 в. Чуваши состоят из 2 основных этнографических групп: так называемые верховые чуваши (вирьял) в северо-западной Чувашии и низовые чуваши (анатри) в северо-восточной и южной Чувашии. Промежуточную территорию занимает переходная группа средненизовых чувашей (анат енчи), близкая в языковом отношении к вирьял, а в бытовом – к анатри. См. Россияне. Болгары волжско-камские.
ЧУВАШИ
самоназв. - чаваш) - нация в СССР. Общая числ. 1694,4 тыс. чел. (1970, перепись); в пределах Чуваш. АССР 856,2 тыс. чел. Большие группы Ч. живут в Тат. и Башк. АССР, Ульяновской, Куйбышевской, Саратовской обл. (куда переселились еще в 17-18 вв.), Сибири, Ср. Азии (переселенцы 19-20 вв.). В антропологич. типе Ч. имеются европеоидные и монголоидные элементы. Чувашский язык относится к болгарской группе тюрк; языков, в к-рую входили также ныне исчезнувшие болгарский и хазарский языки. Верующие Ч. православные. Осн. роль в этногенезе Ч., по мнению большинства исследователей, сыграли тюркоязычные болгары волжско-камские, заселившие в последней четверти 1-го тыс. н. э. лесостепные р-ны правобережья Волги, где смешались с местными финно-угорскими племенами (последнего этапа городецкой культуры и пьяноборской культуры), причем болгарский элемент был преобладающим. Массовое переселение болгар-суваров (сувазов) на правобережье Волги, вызванное разгромом Болгарии Волжско-Камской монголо-татарами в 13-14 вв., усилило тюркизацию местных племен, сыграло решающую роль в образовании двух осн. этнографич. групп Ч. - верховых (вирьял), обитающих в сев.-зап. части Чувашии, и низовых (анатри) - в сев.-вост. и юж. частях. Промежуточную терр. занимает переходная группа средненизовых (анат енчи), близкая в языковом отношении к вирьялам, а в бытовом - к анатри. Ч., живущие за пределами Чуваш. АССР, в подавляющем большинстве относятся к группе низовых. Чуваш. народность в основном сформировалась к 16 в. (этноним Ч. восходит к одному из болгарских племен - суваз, или саваз). От болгарских предков Ч. унаследовали технику земледелия, ремесл. произ-ва, многие элементы материальной и духовной культуры. Присоединение Ч. к Рус. гос-ву (1551) освободило их от ига Казанского ханства и имело большое положительное значение для дальнейшего развития чуваш. народа. От русских Ч. восприняли усовершенствованные орудия труда, типы жилищ, одежды и др. элементы культуры. Несмотря на национальный гнет царизма и местной буржуазии, насильств. христианизацию (сер. 18 в.), Ч. сохранили свой язык, самобытную культуру, богатый фольклор, музыку, прикладное иск-во, а после появления нац. письменности (1871) создали и свою художеств. лит-ру. До установления Сов. власти Ч. жили сел. общинами, сохранялись нек-рые патриархальные пережитки в обществ. и семейном быту. За годы Сов. власти Ч. достигли огромных успехов в экономич. и культурном развитии; Чуваш. АССР стала одним из важных индустриальных р-нов страны, краем передового социалистич. с. х-ва. В результате победы социализма Ч. сложились в социалистич. нацию. Выросла нац. интеллигенция: ученые, писатели, художники, инженеры, композиторы и др. Из традиц. нар. иск-ва особенно широкое развитие получили: хоровое пение, вышивка, художеств. ткачество, резьба по дереву. Об истории, экономике и культуре Ч. см. также в ст. Чувашская АССР. Лит.: Чуваши. Этнографическое исследование, ч. 1-2, Чебоксары, 1956-70; Денисов П. В., Религиозные верования чуваш. Чебоксары, 1959; Каховский В. Ф., Происхождение чувашского народа, Чебоксары, 1965; Народы Европейской части СССР, т. 2, М., 1964 (лит. на С. 850-51). П. В. Денисов. Чебоксары.
ЧУВАШИ
, один из народов Поволжья и Приуралья. Предки чувашей — тюркские племена булгар, проникшие в Поволжье в VII—VIII вв. из северокавказских и приазовских степей. К названию одного из булгарских племен, по одной из версий, восходит и самоназвание народа — чаваш. На территории Поволжья предки чувашей активно взаимодействовали с местными финноугорскими племенами, в т.ч. ассимилировали некоторую их часть. Чувашский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Среди чувашей выделяют 2 крупные этнографические группы — верховые (вирьял) и низовые (анатри). Промежуточное положение занимают средненизовые чуваши (анат енчи), по культуре близкие к низовым, а по языку — к верховым. Большинство чувашей — православные христиане. Численность чувашей в РФ, по переписи 2002 г., составила 1637 тыс. человек, основная часть чувашей проживает на территории Чувашской Республики; кроме того, значительное их число проживает в Татарии, Башкирии, Ульяновской обл. В Перм. обл. перепись 2002 г. отметила 7033 чуваша, из них большая часть проживает в г. Перми (1627 человек), в г. Чайковский и на прилегающей сельской территории (817), в Еловском (335), Куединском (866), Чернушинском (600) р-нах. Более 4 тыс. чувашей — городское население. Формирование чувашского населения в Прикамье началось в 1920-е гг., когда в юж. р-ны Перм. обл. с Поволжья начинается массовая миграция чувашей. Главные причины, вызвавшие переселение — перенаселение в Поволжье, нехватка земли, лесов, покосов, а также голод в Поволжье в 1920-е гг. В Прикамье чуваши переселялись как из территорий проживания верховых чувашей, так и низовых, поэтому даже в одних деревнях селились выходцы из разных районов. Основной поток переселенцев пришёлся на юж. районы Перм. обл.: Еловский, Куединский, Чайковский, Чернушинский, что было обусловлено близостью ж. д., соединяющей Урал и Поволжье. В Прикамье чуваши селились в русских деревнях, где их численность составляла до 40% населения деревни. Второй приток переселенцев в эти же районы наблюдался в 1950-е гг. В начале 1930-х гг. в деревнях, где проживали чуваши, были открыты национальные школы, где велось преподавание на родном языке. Переселение из разных районов Чувашии, дисперсное проживание в русских деревнях не способствовало сохранению всего комплекса традиционной культуры, вело к ассимиляционным процессам. Родным языком в настоящее время в основном владеет лишь старшее поколение. Люди среднего возраста, как правило, понимают родной язык, но не говорят на нём. Молодёжь не владеет родным языком. В наибольшей степени этнические черты сохраняют лишь некоторые элементы культуры. В современных чувашских домах обстановка схожа с русской, в конструкции печи сохраняется дополнительный очаг с подвешиваемым над шестком или вмазанным котлом куран для приготовления пищи, продолжают сохраняться традиции национальной кухни, особенно праздничной. Готовят традиционный круглый пирог с бараниной хуплу, пирожки из пресного теста, сваренные в котле, куран кукли. Сохраняются традиционные молочные блюда, среди которых творожные сырки чакат, кисломолочный напиток уйран. Образцы традиционного костюма сохраняются в основном лишь те, что были привезены из Чувашии. В редких семьях сохраняется полный комплект традиционного костюма, однако встречаются разного покроя и орнаментации рубахи (от белых до цветных, в зависимости от места переселения), женские головные орнаментированные полотенца сурпан, женские головные уборы с монетами хушпу, женские украшения из серебряных монет. Самостоятельный комплекс традиционного костюма у перм. чувашей не сложился. В традиционном календаре наблюдается значительное восприятие элементов русской культуры, лишь отдельные праздники и праздничные циклы сохраняют чувашские названия и некоторые элементы традиционной обрядности. В большей степени этнические черты сохранили семейные праздники, обряды. Традиционный фольклор сохраняется — это песенный фольклор (лирические, обрядовые, плясовые, игровые песни), прозаические жанры (сказки, предания, мифологические рассказы). До 1970-х гг. сохранялись гусли и игра на них. Часты межэтнические браки. Перепись 2002 г. показала уменьшение чувашского населения в области, в т.ч. и в районах традиционного компактного проживания. Центром чувашей в Прикамье являются с. Дойная и с. Большие Кусты Куединского р-на. В с. Дойная действует фольклорный ансамбль «Юрату», ежегодно проводится весенний праздник «Акатуй». Образовательные учреждения Куединского р-на изучают чувашскую культуру, используют в образовании и воспитании элементы этнической культуры, созданы музеи с коллекциями предметов традиц. чувашского быта. В 2002 г. была создана общественная организация перм. чувашей, объединившая чувашей юж. районов Перм. обл. В настоящий момент организация существует как Региональная национально-культурная автономия чувашей Пермского края (расположена в с. Дойная Куединского р-на).
Лит.:Народы России. М., 1994. С. 404—408; Национальный состав населения Пермской области. Пермь, 2005; Черных, А.В. Из истории поселения чувашей в Прикамье // Из жизни чувашского этноса Прикамья: информ. бюл. Пермь, 2002. С. 5—6; Черных, А.В. О чём поют пермские чуваши // Жизнь национальностей. 2001. № 4. С. 41.
А.В. Черных
Лит.:Народы России. М., 1994. С. 404—408; Национальный состав населения Пермской области. Пермь, 2005; Черных, А.В. Из истории поселения чувашей в Прикамье // Из жизни чувашского этноса Прикамья: информ. бюл. Пермь, 2002. С. 5—6; Черных, А.В. О чём поют пермские чуваши // Жизнь национальностей. 2001. № 4. С. 41.
А.В. Черных
Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.
ЧУВАШИ
(чаваш), народ, проживающий преим. в Ср. Поволжье, Прикамье и на Юж. Урале. По переписи 1989, на терр. России проживают 1842000 Ч. В Пенз. обл. – 7075 чел. (0,5% от общ. числа нас. обл.). Осн. масса сосредоточена в Неверк. р-не (4739 чел., или 24,8% от числ. нас. р-на) и в Кузн. р-не. В прошлом в чуваш. селах нынешнего Неверк. р-на проживало: в с. Алешкине в 1709 – 74 чел., в с. Бикмурзине – 49 чел. По переписи 1745–47, в дер. Изекеево – 43 души. Село Неверкино названо по имени чуваша Невера Кебекеева (Кевенеева), поселивш. здесь в нач. 18 в. По переписи 1745–47, в селе жили служилые Ч. – 138 душ. Ныне село чувашско-русско-татарское; с. Сосновый Овраг осн. в нач. 18 в. В 1709 в нем числилось 39 чел. Чуваш. название села – Асла Яли (Большое село); с. Ст. Андреевка упоминается в 1709 как дер. Азрапина, Андреевка тож (53 двора и 228 ясачных Ч.). В Кузн. р-не чуваш. села Тарлаково-1, Тарлаково-2. В Городищ. р-не чуваш. село Шнаево, осн. до 1725 служилыми Ч. Этноним «чуваш» появился в рус. источниках в 1521, но вплоть до 18 в. Ч. отождествлялись с черемисами (марийцами). В антропологич. плане у Ч. есть европеоидные и монголоидные черты. Язык относится к болгарской группе тюркских языков и имеет 2 диалекта: верховой (оканье) и низовой (уканье). Чуваш. лит. язык оформился на основе низового диалекта. В этнографич. плане Ч. делятся на три группы: верховых (вирьял) – северных, низовых (анатри) – южных и средненизовых (анат енчи). В Пенз. обл. живут в осн. низовые. Верующие Ч. православные. Этногенез очень сложен и дискуссионен. Существует точка зрения, что их предками были волжские булгары (булгары-сувары), а историю Ч. начинают со 2-го тыс. до н. э., с эпохи хунну (гуннов); этноним «чуваш» возводится к названию одного из булгарских племен – сувар. В основе этой гипотезы лежит сходство чуваш. языка с позднебулгарским (данные археологии пока не подтверждают эти выводы). Нет объяснения и превращению булгар- мусульман в чувашей-язычников. Согласно другой точке зрения, происхождение Ч. связано с местными финно-угорскими племенами (городецкая и пьяноборская культуры), с к-рыми смешивались пришлые тюркские племена начиная с сер. 1-го тыс. н. э. и кончая крупным переселением волжских булгар в 13–14 вв. после прихода монголо-татар, что подтверждается письмен. и археол. источниками. Во 2-й четв. 15 в. Ч. были включены в состав Казанского ханства, где платили 13 видов податей, несли ратную и трудовые повинности. Крестьяне относились к числу ясачных людей и управлялись ханскими наместниками и чиновниками, а также чуваш. князьями (емпу), сотниками (серпу) и тарханами (турхан). В 1551 добровольно приняли рус. подданство, а в 1552 помогали рус. войску в походе на Казань. Сооружение засечно-сторожевых черт в 16–17 вв. позволило начать заселение юж. р-нов, в том числе и Пенз. края. Всего, по первым ревизским спискам (1717–27), в Ср. Поволжье было 217600 Ч. В 1740-х гг. начался процесс отатаривания тех крестьян, к-рые отказались креститься. Экон. основой хоз-ва Ч. было земледелие. Поля пахали сохой (сухапус), реже плугом и разрыхляли землю дерев. боронами. Соха была однотипной с русской. Применялись также косуля для лесных почв и старинный сабан (акапус) для черноземов в лесостепи. Рожь жали серпами (сурла) и связывали в снопы, снопы складывали в копны (семел). Осн. с.-х. культурой была рожь; сеяли ячмень, овес, пшеницу, горох, гречиху, возделывали коноплю, лен. Сажали картофель, репу, свеклу, чеснок, лук, огурцы, капусту. Крайне слабо было развито жив-во. Занимались бopтничecтвoм и охотой. В прошлом у Ч. существовали малые (7–8 чел.) и большие (до 40 чел.) многопоколенные семьи, в к-рых господствовали патриархальные традиции. Семьи объединялись в общины. В быту была распространена общинная помощь (ниме), к к-рой прибегали при заготовке леса, строит-ве дорог и домов. Чуваш. свадьба (туй) продолжалась 4–5 дней и состояла из комплекса обрядов и церемоний с угощением, пением и скачками, жених платил за невесту калым деньгами. Жениться можно было лишь на девушке из другой деревни. Значит. место в быту занимали религ. праздники как христианские (сурхури – святки), так и языческие (синсе – праздник земли). Большую роль играли с.-х. обряды, часто с жертвоприношениями, и обряды поминальные. В фольклоре выделяются сказания о последнем чуваш. турхане, о разбойнике Уразмете и богатыре Сарри-батыре. Длит. время Ч. пользовались лунно-солнечным календарем, что нашло отражение в календарно-обрядовой с.-х. поэзии. Развит жанр сказок, многие из к-рых схожи со сказками др. народов. Распространенный сюжет – поиски крест. сыном страны счастья. Вокальная нар. музыка одноголосна, с преобладанием пентатоники. Из нац. муз. инструментов были распространены пузырь (шапар), волынка (сарнай), скрипка, гусли (кесле). Периодически в течение года устраивались пирушки для родственников и друзей. Осн. податью были денежный и хлебный ясак, к-рый был в то же время и единицей обложения. Отсюда и название части Ч. ясачными, а находившихся на воен. службе называли служилыми. Широко были развиты ремесла: бондарное, изготовление корзин, телег, кожевенное, сыромятное и войлочное дело, обработка кости. После крест. войны 17 в. Ч. было запрещено заниматься кузнечным и серебряным делом. В сурских лесах действовали пр-тия по произ-ву поташа, смолы, дегтя, в результате чего леса сильно поредели. В наст. время б. ч. Ч. продолжает жить в сел. местности. (См. Двор чувашский, Жилище чувашское, Мифология чувашская, Одежда чувашская, Орнамент чувашский, Пища чувашская.) Лит: Народы России; История Чувашской АССР. Чебоксары, 1983. Т. 1; Народы Поволжья и Приуралья. М., 1985; Курицын И. И., Юпатова В. Н. География населения Пензенской области. Пенз., 1992. Г. Н. Белорыбкин.
Источник: Пензенская энциклопедия.