, Робер (Delaunay, Robert) 1885, Париж — 1941, Монпелье. Французский художник. Один из основоположников абстрактного искусства. Не получив специального образования, начал заниматься живописью в 1905 под впечатлением от творчества Гогена, Сезанна и Сера. В процессе освоения системы дивизионизма увлекся теорией М. Э. Шевреля, эффектом "симультанного цветового контраста". В 1912 примкнул к кубистической группировке "Золотое сечение". К 1909—1911 относятся серии на темы городского пейзажа (Сен-Северен, Эйфелева башня, Город, Башни Лана), в которых кубистически расчлененные формы включаются в экспрессивные динамические композиции (Город № 2, 1910, Париж, Нац. музей современного искусства; Башня, 1910; Красная Эйфелева башня, 1911—1912, обе — Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма). В 1910 женился на русской художнице Соне Терк, которая в дальнейшем стала единомышленником Делоне, соавтором его работ в области оформительского и прикладного искусства. Участие в мюнхенской выставке "Синего всадника" (1911) положило начало многолетним связям Делоне с немецкими художниками. С 1912 Делоне обратился к беспредметной живописи. Композиции серии Окна (1912) выстраиваются из призматических форм, в гранях которых мерцают отражения невидимых предметов (Гренобль, Музей; Филадельфия, Музей искусств). В последующих сериях Диски и Круговые формы (1912—1913) контрастные цвета создают оптическую иллюзию движения (Солнце № 2, 1912—1913, Париж, Нац. музей современного искусства). Абстрактные картины Делоне по замыслу художника являются "чисто пластическими конструкциями", исключающими какое-либо психологическое или метафизическое истолкование. Г. Аполлинер назвал направление, основанное Делоне, орфизмом. В некоторых работах, посвященных авиации и спорту, отвлеченные формы сочетаются с фигуративными элементами (Команда из Кардифа, 1912—1913, Эйндховен, Гор. музей Ван Аббе). В 1914—1920 Делоне жил в Португалии и Испании, где сотрудничал с балетной труппой С. П. Дягилева. Вернувшись в Париж в 1921, сблизился с дадаистами. В период 1920-х, продолжая разрабатывать ранее найденные мотивы (спорт, Эйфелева башня), одновременно писал реалистические портреты своих друзей — А. Бретона, Т. Тцара, Л. Арагона, В. Маяковского, Г. Вальдена. В 1930-х вновь обратился к абстракции. Серии Цветные ритмы, Бесконечные ритмы строятся на системах окружностей разных диаметров, в которых вращаются радужные цвета (Ритм, радость жизни, 1930, Париж, Нац. музей современного искусства; Ритм II, 1938, частное собрание). В этот период Делоне много занимался печатной графикой, плакатом. Выполнил ряд монументально-декоративных работ для Всемирной выставки 1937 в Париже. Работал также в области прикладного искусства, был участником Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности 1925 (Париж).
Лит.: Delaunay R. De cubisme a l’art abstrait. Paris, 1957; Dorival B. Robert Delaunay. Paris,1975.
В. Крючкова
0.00 байт