Диалектика

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Диалектика
в первоначальном значении искусство вести беседу, спор. У Платона это метод познания идей. Сократ с помощью диалектики доказывал истину. В Новое время диалектика - это наука о закономерностях мышления и природы, теория и метод познания предметов действительности в их развитии и самодвижении. Противоположна метафизике.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ДИАЛЕКТИКА
   • Dialect?ce,
         ? ??????????, обозначает у Платона логику или метод высшего спекулятивного мышления; Аристотель, напротив, различал научные заключения от заключений только диалектических или правдоподобных. Таким путем диалектика мало-помалу обратилась в искусство придавать заключениям вид правдоподобности, и название ???????????, dialectici, перешло преимущественно на тех философов, которые в своих беседах пользовались всякого рода уловками и хитростями. Затем это название распространено было на некоторые философские школы, в особенности на мегарскую или еристическую и на стоиков; кроме того, название это специально принадлежит школе, основанной Клейтомахом Карфагенским, учеником Карнеада.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Диалектика
Диалектикой называется искусство и метод последовательного рассуждения в ходе дискуссии. Диалектикой называют также анализ и ход мысли путем обнаружения и снятия противоречий. По Гегелю, движущей силой истории является развитие духа, подчиненное трехчастному ритму: тезис, антитезис и синтез (или становление), который соединяет в себе два предыдущих и превосходит их. Диалектический анализ был использован в материализме Маркса, у которого, в частности, историческое развитие являлось результатом противоречий между производительными силами и производственными отношениями. В более широком смысле диалектика «включает в себя любой метод исследования, основанный на принципе антиномии и ее преодоления» (Rey Л. Dictionnaire historique de la langue francaise. P., 1992).
• Исторический материализм, Смысл истории

Источник: Словарь историка 2011

Диалектика
(греч. — искусство беседы). Первоначально Д. трактовалась как искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в высказываниях противников, как искусство беседы. Первыми представителями были элеаты Зенон и Мелисс. Д. софистов развивалась как средство аргументации, которое должно было принести успех в юридич. практике и политич. жизни. В полемике с Парменидом софисты стремились сделать парадоксы его учения более рациональными. Они утверждали, что истина лишь относительное и субъективное, а не абсолютное и объективное. В объективной подвижности явлений и предметов они искали обоснование своей теории познания. Мастером искусства беседы был Сократ, который использовал Д. для доказательства истины. Последнюю Сократ рассматривал как необходимую предпосылку нравств. поведения. В диалогах Платона можно в общих чертах познакомиться с тем, как Сократ применял Д. на практике. Евклид из Мегары развил эристику (искусство спора, искусство переубеждать). Как и Зенон, Евклид, кроме Д., использовал и другие косвенные доказательства. Сходное искусство ведения беседы признавалось и элидо-эретрийской школой. В своей логике Аристотель привел все совр. ему достижения субъективной Д. в научную систему, но не ограничился только этим. Под словом «Д.» Аристотель понимал такую умств. деятельность, которая была направлена на отыскание высших принципов толкования истины. Античная Д. была связана с метафизич. и идеалистич. воззрениями. Обычно она искала не средства обнаружения истины, а способы остаться правым в споре и при необходимости уметь с успехом защитить свои спорные мнения. Нужно отдать должное античным диалектикам: они обострили и уточнили мышление, а вместе с тем подготовили решение задач, которые впервые были поставлены лишь много позже. Как учение о всеобщем движении и законах развития природы, общества и мышления Д. имела в античные времена значительных представителей. Всеобщее движение вещей признавала уже ионич. натурфилософия, которая стремилась объяснить главные вопросы cвoeго исследования не мифологич., а естеств. путем. Ионич, философы молчаливо исходили из признания материального единства мира. Анаксимандр воспринимал возникновение вещей как результат преодоления противоположностей на основе всеобщего движения. Гл. представителем объективной материалистич. Д. античности был Гераклит. Он признавал противоречивость и единство мира и постоянное движение всех вещей. Диалектич. мышление было присуще также и пифагорейцам. Добро и зло, свет и тьма, а также другие подобные противоположности назывались в числе противоречий, характеризующих мир. Противоречия между притяжением и отталкиванием нашли свое яркое выражение в учении о любви и ненависти Эмпедокла. Анаксимандр, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит и Аристотель являются предшественниками авторов совр. теории биолог ич. развития. Мысли о развитии материального мира имеются у Платона, который признавал справедливость воззрений Гераклита о явлениях материального мира, но не забывал отметить, что эти явления зависят от мира вечной и неподвижной идеи. Само слово «Д.» было применено Платоном в его учении об идее, где оно имело совершенно иное, чем теперь, значение. Воззрения Гераклита нашли свое отражение также в натурфилософии Стой. Рассмотрением диалектич. соотношения частного и всеобщего занимались Евклид, Платон и Аристотель. У неоплатоников Прокл представлял Д. абстрактно-спекулятивных триад. Постровидимому, его предшественником был Феодор из Азины. Античные диалектики оказали влияние на последующие поколения, и не только на таких философов, как Гегель, но и на поэтов (Гете, Брехт).

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Диалектика научных поисков В. А. Тихонова

Башмачников В. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Исторический процесс в интерпретации Н. А. Бердяева: диалектика божественного и человеческого

Ширко Константин Николаевич
В статье рассматривается длительный период (1904-1948 гг.) окончательного формирования историософской концепции Н.А.
Читать PDF
0.00 байт

Объект, предмет, субъект исторического познания: непростая диалектика

Ипполитов Г. М.
В статье предпринята попытка раскрыть непростую диалектику объекта, предмета и субъекта исторического познания. Написана в дискуссионном ключе. Автор априори исключает какие-либо претензии на полноту изложения материала.
Читать PDF
0.00 байт

Центр и регионы в России при «Старом режиме»: диалектика развития взаимоотношений

Дворниченко Андрей Юрьевич
В статье изучается история российского самодержавного государственно-крепостнического строя в XVI начале XX вв. Анализируются основные черты, проблемы, парадоксы и причины краха данной системы.
Читать PDF
0.00 байт

Жанна д`Арк: диалектика общества и личности в средние века

Вержевикина Е. С.
The article looks at different aspects of the issue.
Читать PDF
0.00 байт

2001. 01. 026. Шатцберг М. Г. Диалектика угнетения в Заире. Schatzberg M. G. The dialectics of oppre

Блохин Л. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Диалектика мировоззрений человеческого познания под влиянием изменений звездного неба

Полякова Ольга Олеговна
Диалектика мировоззрений человеческого познания в древние времена, до выделения философии как науки из цельного общего знания, большей частью связана с изменениями звездного неба.
Читать PDF
0.00 байт

Антонович И. И. Беларусь в глобальном мире. Диалектика становления и интеграции. (Минск: Книжный Дом

Гулевич Андрей Валерьевич
Читать PDF
0.00 байт

2016. 04. 038. Гавриил державин: диалектика времен и культур: сборник научных материалов. - Казань:

Бабенко О.В.
Читать PDF
0.00 байт

Диалектика и политика войны

Демченко Тамила Ивановна
Реальная ситуация свидетельствует о том, что война в различных ее проявлениях во все времена, а сегодня еще более широко используется для решения национальных, межгосударственных, глобальных вопросов.
Читать PDF
0.00 байт

Наследие РАИ Дунаевской: ленин, диалектика, революция и гуманизм (Russia: From Proletarian Revolutio

Шубин Александр Владленович
Читать PDF
0.00 байт

Диалектика сакрального в советской визуальной пропаганде 1920-60-х гг

Федосов Егор Андреевич
С точки зрения ряда современных философов, советская идеология, несмотря на материализм и атеизм марксистской доктрины, обладала заметными духовными и религиозными чертами.
Читать PDF
0.00 байт

Диалектика отношений церковной и концертной ветвей духовной музыки русских композиторов ХХ века

Урванцева Ольга Александровна
В статье духовно-концертная музыка рассматривается как самостоятельная область искусства, генетически связанная с церковной музыкой, но в то же время вбирающая в себя некоторые черты концертной светской музыки.
Читать PDF
0.00 байт

Диалектика влияния цвета на формирование архитектурной среды

Лапшина Е. А.
Читать PDF
0.00 байт

Музыкальный образ: диалектика эмоционального и рационального

Подпоринова Надежда Олеговна
В статье ставится вопрос об изучения музыкального образа как своеобразного смыслового образования, в котором особую роль играет диалектика эмоционального и рационального.

Похожие термины:

  • ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

    способ научного познания, основанный на использовании принципов диалектики (др.-греч. - искусство вести беседу, спор) как учения о наиболее общих закономерностях становления и развития реальности,
  • О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ

    Произведение И.В. Сталина, написанное в 1938, когда Центральный Комитет ВКП(б) готовил к выходу «Историю Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс». Эта работа вошла вторым разде