ДИКТИС
Диктис
из Крита (лат. Diktys), мнимый сочинитель написанной на греч. яз. книги — дневника о Троянской войне, очевидцем которой он якобы являлся. Из греч. оригинала сохранился папирусный экземпляр нач. 3 в. Лат. перевод «Троянской войны» («Bellum Trojanum») в 6 книгах ок. 4 в., выполн. Л. Септимием, является источником Ср.-век. сказаний о Трое.
Источник: Словарь античности. 1989
ДИКТИС
в греч. миф. брат царя о-ва Серифа Полидекта. В сети Д., ведущего образ жизни простого рыбака, попадает ящик, в к-рый были заключены Даная вместе с младенцем Персеем. Д. дает приют спасенным и старается держать Данаю подальше от глаз Полидекта, справедливо опасаясь, что царь захочет взять ее в жены. Спасению Данаи были посвящены трагедия Еврипида «Д.» и сатировская драма Эсхила «Тянущие невод» (ее отрывки обнаружены на папирусе).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Диктис
Легендарный уроженец Крита, сопровождавший, по преданию, Идоменея на Троянскую войну, вел дневник событий; полагают, что он был похоронен в могиле возле Кносса, обнаруженной в царствование Нерона. История Диктиса, а также другого героя Троянской войны - Дарема Фригийского - широко использовалась средневековыми авторами, писавшими на темы троянской легенды.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
автор «Дневника Троянской войны», мнимый участник похода. Его труд представляет собой историзован-ную мифолог, хронику, в к-рой автор устраняет чудеса, божественное вмешательство и вносит многочисл. изменения в предание. Язык «Дневника» позволяет отнести его написание к IV в. н. э. Именно в это вр. в рим. гос-ве появляются прозаич. произв., построенные на ист. основе, но принадлежащие к занимательной литературе. В средневековье «Дневник» пользовался успехом и служил источником для мн. произв. о Троянской войне.
Е.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
автор «Дневника Троянской войны», мнимый участник похода. Его труд представляет собой историзован-ную мифолог, хронику, в к-рой автор устраняет чудеса, божественное вмешательство и вносит многочисл. изменения в предание. Язык «Дневника» позволяет отнести его написание к IV в. н. э. Именно в это вр. в рим. гос-ве появляются прозаич. произв., построенные на ист. основе, но принадлежащие к занимательной литературе. В средневековье «Дневник» пользовался успехом и служил источником для мн. произв. о Троянской войне.
Е.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ДИКТИС
• Dictys, ??????,
1. см. Perseus, Персей;
2. D. Cretensis уроженец критского города Кносса, мнимый спутник Идоменея в Троянской войне и автор дневника (?????????) событий этой воины, написанного будто бы по-финикийски на пальмовых листьях и погребенного вместе с ним в его родине. Там, говорят, он был найден в свинцовой оболочке, в царствование Нерона, когда могила Д. открылась вследствие землетрясения. Полагали доныне, что этот дневник, вероятно, был составлен жившим в то время неким Праксисом или Евпраксидом и представлен императору, что вследствие большого внимания, которое это сочинение обращало на себя, оно было переведено на латинский язык в 4 в. неким Септимием и что оно служило источником позднейшим византийским писателям и средневековым немецким поэтам, бравшимся за сюжеты из древнего мира, пока оно вдруг, в 15 столетии, не исчезло. Однако Дунгер (H. Dunger, Dictys — Septimius, 1878) остроумно доказал, что греческого Д. никогда не существовало, а что этот дневник с самого начала написан на латыни, по всей вероятности, относится к 4 в. от Р. X. и что автор его не кто иной, как тот самый Луций Септимий, который выдает себя за переводчика. Изд. A. Dederich (1832 и 1837) и Meister (1872).
1. см. Perseus, Персей;
2. D. Cretensis уроженец критского города Кносса, мнимый спутник Идоменея в Троянской войне и автор дневника (?????????) событий этой воины, написанного будто бы по-финикийски на пальмовых листьях и погребенного вместе с ним в его родине. Там, говорят, он был найден в свинцовой оболочке, в царствование Нерона, когда могила Д. открылась вследствие землетрясения. Полагали доныне, что этот дневник, вероятно, был составлен жившим в то время неким Праксисом или Евпраксидом и представлен императору, что вследствие большого внимания, которое это сочинение обращало на себя, оно было переведено на латинский язык в 4 в. неким Септимием и что оно служило источником позднейшим византийским писателям и средневековым немецким поэтам, бравшимся за сюжеты из древнего мира, пока оно вдруг, в 15 столетии, не исчезло. Однако Дунгер (H. Dunger, Dictys — Septimius, 1878) остроумно доказал, что греческого Д. никогда не существовало, а что этот дневник с самого начала написан на латыни, по всей вероятности, относится к 4 в. от Р. X. и что автор его не кто иной, как тот самый Луций Септимий, который выдает себя за переводчика. Изд. A. Dederich (1832 и 1837) и Meister (1872).