ДИМИТРИЙ
б) (3Ин 12)-христианин, которого тепло приветствует ап. Иоанн.
иеромонах 1884 г., учитель философии Киевск. дух. акад.
{Венгеров}
Димитрий
архимандрит, иркутский миссионер 1896 г., духовный писатель.
{Венгеров}
Димитрий - царевич, сын царя Ивана Васильевича Грозного и его седьмой (пятой венчанной) жены, Марии Феодоровны Нагой . Родился 19 октября 1581 г. По смерти отца и восшествии на престол Федора Ивановича , Димитрий, вместе с матерью и ее родственниками Нагими, по решению ""всех начальнейших людей"", т. е. ближайших советников молодого царя, отправлен был на житье в Углич. Как можно догадываться, это было сделано из опасения, чтобы родственники Димитрия не воспользовались его именем и присутствием в Москве для произведения смуты, направленной к низвержению слабоумного Феодора и провозглашению царем Димитрия. Но и живя в Угличе, Димитрий представлялся опасным, если не для Феодора, то для Бориса Годунова . Носились слухи, что малолетний Димитрий унаследовал жестокий нрав своего отца, что Нагие воспитывают его в ненависти к Годунову; Борис мог серьезно опасаться за будущее. Летописное сказание (Никоновская летопись, VIII, 15 - 20; Летопись о мятеже, 19 - 26; Новая летопись, 31 - 35; ""Сказание Палицына"") повествует, что Годунов задумал устранить со своей дороги опасного соперника; сперва он попытался отравить Димитрия; когда же это не удалось, подослал в Углич убийц - Михаила Битяговского с сыном Данилой и племянником Никитой Качаловым . 15 мая 1591 г. два последние, вместе с сыном мамки Димитрия, Осипом Волоховым, зарезали царевича на дворе царского дворца и вслед за тем были растерзаны сбежавшимся народом. Следствие, производить которое назначены были окольничий Андрей Клешнин и боярин князь Василий Иванович Шуйский , представило факт смерти Димитрия в другом свете: будто он, играя ""в тычку"", был захвачен припадком падучей и во время его сам случайно наткнулся на нож. Такой результат следствия привел к суровому наказанию Нагих и угличан, как виновных в мятеже и самоуправстве; первых разослали в заточение по дальним городам, из вторых многих казнили, а большую часть сослали в Сибирь, где населили ими город Пелым. Многочисленные противоречия и явная тенденциозность следственного дела (оно напечатано в ""Собрании Грамот и Договоров"", II, № 60) заставляет с большим недоверием относиться к его показаниям. Среди историков и по настоящее время существуют разные взгляды на смерть Димитрия. С прекращением династии московских Даниловичей бездетной смертью царя Феодора, имя Димитрия, принятое на себя самозванцами, послужило поводом к началу Смутного времени (см. Лжедмитрии). Василий Шуйский, вступив на престол и желая торжественно доказать самозванство первого Лжедимитрия, приказал перенести тело Димитрия из Углича в Москву; тело при вскрытии гроба найдено было нетленным, что дало повод к канонизации Димитрия, с установлением трех празднеств в его память, в дни его рождения, смерти и перенесения мощей.
Источник: Биографический словарь. 2008