в греческой мифологии бог виноградарства и виноделия. Соответствует римскому Вакху. В честь Д. справлялись празднества — Дионисии и Вакханалии.
Дионис
ДИОНИС
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Дионис
в греческой мифологии бог виноградарства и виноделия. Его спутниками были сатиры, силены и нимфы. Почитательницы Диониса менады, называемые также вакханками, прославляли его, в его честь праздновались дионисии. Из культовых песен Диониса, дифирамбов, постепенно развивалась драма. Соответствует римскому богу Вакху, или Либеру.
Дионис
одно из самых популярных божеств в греческой мифологии, покровитель виноградарства и виноделия. Имел отношение к культу плодородия, а поэтому и к культу мертвых. Изображался с виноградным венком на голове. По мифическим поверьям древних греков, этого бога сопровождала свита из фантастических существ - козлоногих, блудливых сатиров, нимф и вечно пьяного старого Силена. Почитательницы Диониса назывались менадами или вакханками. Они участвовали в праздничных культовых оргиях в честь бога, пили вино, плясали с тирсами - увитыми виноградными листьями и плющом жезлами, на конце которых была прикреплена сосновая шишка.
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
ДИОНИС
Dionysos) - в др.-греч. мифологии и религии бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия; сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Долгое время не входил в число олимпийских богов. Культ Д., восходящий к крито-микенской эпохе, был земледельческим, пользовался особой популярностью среди сельского демоса, особенно почитался в Дельфах и Аттике, где его культ поддерживал Писистрат. Мифы о Д. имеют ряд вариантов. В мифе о страдании, смерти и воскрешении Д. нашли свое отражение представления греков о жизни природы, умирающей и возрождающейся. Д. известен и под др. именами: Вакх, Бассарей и др.; в Риме - под именем Вакха. Лит.: Кун Н. A., Легенды и мифы Др. Греции, М., 1957; Otto W. F., Dionysos, Fr./M., 1939; Metzger H., Dionysos chthonien..., "Bulletin de Correspondance Hell?nique", (No) 68-69, 1944-45, P., 1946.
ДИОНИС
Бахус, Вакх — в греч. миф. бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество вост. (фракийск. и лидийско-фригийск.) происхожд. Хотя имя Д. встречается на табличках критск. линейного письма «В» еще в 14 в. до н.э., распростр. и утверж-дение культа Д. в Греции относится к 8 — 7 вв. до н.э. Известны архаич. ипостаси Д.: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Д. — сын Зевса и Деметры. Согл. основному мифу, Д. — сын Зевса и дочери фиванск. царя Кадма Семелы. В число 12 олимпийских богов Д. вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались фиады — вакханки из Аттики. В Афинах устраивались оргии в честь Д. и разыгрывался свящ. брак с супругой архонта-басилевса. В Аттике Д. были посвящены Великие, или городские, Дионисии, включ. в торжеств. процессии в честь бога состязания трагич. и комич. поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте — апреле); Ленеи, включ. исполнение новых комедий (в январе — феврале); Малые, или сельские Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре — январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе. В эллинистич. время культ Д. сливается с культом фригийск. бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Д.). В Др. Риме Д. почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отожд. с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ДИОНИС
• Dionysus,
????????, ????????, ??????, Bacchus, Liber, Вакх, сын Зевса и Семелы (Ноm. Il. 14, 325), бог вина и виноделия, посредством вина веселящий сердце человека (????? ??????????) и прогоняющий заботы и страдания (???????, освободитель), а вместе с тем сообщающий и телу здоровье и крепость. Таким образом, он является спасителем (?????) и души и тела. Его дар соединяет людей в веселое общение к мирному наслаждению жизнью; поэтому Хариты, Эрос и Афродита охотно пребывают в его обществе. Он друг муз и покровительствует их искусствам (??????????); драма и дифирамб обязаны своим происхождением и развитием его культу. Он сближается и с Аполлоном; посредством своей воодушевляющей силы он сообщает дар пророчества; он — ????????????, т. е. врачует болезни предсказаниями; в некоторых местах имел свои оракулы и получил участие в дельфийском оракуле. Относительно к природе этот бог, охраняющий и взращивающий виноградную лозу, получил более общее значение, сделавшись покровителем растительности вообще, производителем цветов и плодов (?????? от глагола ?????, floreo, ??????, ´??????, ?????????, ´???, т. е. оплодотворяющий посредством влаги) и, таким образом, принял участие в деятельности Деметры, с которою он сходится и в том, что в отношении к человеческой жизни является распространителем кротких нравов и культуры (??????????). Гомер редко упоминает об этих мирных божествах, Д. и Деметре; они не принадлежат к сонму олимпийских богов, а милостиво пребывают на земле среди рода человеческого. Однако Гомеру уже известно оргиастическое служение этому богу (Il. 6, 130 слл.). Начало свое этот культ взял, вероятно, от мифических фракийцев в Беотии; Беотия потому и считается родиною Д. Мать его Семела, дочь Кадма, жила в Фивах. По совету ревнивой Геры она упросила Зевса, чтобы он явился к ней во всем своем величии, и когда Зевс, связанный своим обещанием, приблизился к ней с молнией и громом, пламя охватило Семелу и ее дом, и она, умирая, преждевременно родила младенца, которого Зевс зашил в свое бедро, а когда дитя дозрело, передал на воспитание Иноне (???), супруге Атаманта Орхоменского. Когда же Гера привела Атаманта в бешенство, а Инона бежала (см. Athamas, Афамант), юный бог был передан нисейским нимфам (отсюда ????????), скрыт ими в пещере и вскормлен сладкою пищею. По первоначальному сказанию, Ниса, если только это не воображенная местность, находилась в Беотии; впоследствии ее помещали во Фракии, Аравии, Индии и т. д. Из Беотии культ Д. проник в Аттику, в окрестности Парнасса, в Сикион, Коринф, на острова Наксос, Лесбос и т. д. На острове Наксосе его супругою является Ариадна (см. Theseus, Тесей), от которой он имел сыновей Ойнопионта (винопия), Еванфа (цветущего) и Стафила (виноградаря). Культ Д. распространился по всей Греции позже, чем культ олимпийский богов, и т. к. он, способствуя неге и располагая к роскошному наслаждению жизнью, находился в некотором противоречии к степенному и строгому характеру культа олимпийских богов и в особенности весьма влиятельного культа Аполлона, то введение его во многих местностях Греции встречало противодействие. На это обстоятельство указывают многие мифы, в том числе и миф (Il. 6, 130 слл.) о Ликурге, сыне Дранта, царя фракийских эдонян. Он прогнал с нисейский полей кормилиц пьяного Д., так что они уронили на землю священную утварь, а сам Д. бросился в море, где его приняла Фетида. За это боги возненавидели Ликурга; Зевс поразил его слепотою и сократил его жизнь (Гомер); по позднейшему сказанию, преступление Ликурга повлекло за собою бесплодие страны, а сам он впал в бешенство, под влияние которого убил своего сына, приняв его за виноградную лозу. Но т. к. страна оставалась по-прежнему бесплодною, эдоняне отвели Ликурга на гору Пангей (????????), где по приказанию Д. он был растерзан конями на части Apollod. 3, 5, 1. Soph. Ant. 955 слл. В Аргосе Д. привел в бешенство женщин, избегавших его культа, так что они избили и пожрали своих детей. Тирренские морские разбойники, похитившие Д. с морского берега, были превращены им в дельфинов, за исключением кормчего, признавшего его богом. см. Acoetes, Акойт, ср. также Pentheus, Пенфей. Куда только не являлся Дионис, везде он утверждал свой культ. Сопровождаемый толпою своих служительниц, менад или вакханок, окруженный сатирами и силенами, которые вооружены были жезлами (??????), обвитыми плющом и виноградными лозами, он победоносно прошел по Элладе и варварским землям до отдаленной Индии. Сказание об этом вакханском походе в Индию развилось в своих подробностях только после времен Александра Великого, представляя собою как бы мифический первообраз похода македонского героя. Когда наконец Д. заставил весь мир признать себя богом, он вывел свою мать из преисподней на Олимп, где она под именем Фионы (?????, неистовая, он сам — ???????) наслаждалась бессмертием. Культ Д. с древних времен имел характер светлой веселости. Плутарх говорит о нем: «Праздник Д. издревле справлялся процессией, довольно просто, но довольно весело; впереди — кадка с вином и виноградная ветвь, затем один тащил козла, а другой следовал за ним, неся корзину с винными ягодами». Впоследствии времени эта умеренность более и более исчезала; стали предаваться невоздержанному раздражению чувств, бродить под звуки флейт, бубен и литавр, с громкими возгласами «??????» в пьяном, распущенном неистовстве, раздирать животных и пожирать их кровавое мясо. Отсюда Д. получил прозвание ?????? — шумный (после времен Геродота), ?????????, ???????, ???????. В этих оргиях, происходивших часто ночью (????????), большую роль играли исступленные женщины, представлявшие спутниц Д. под названиями вакханок, менад, фиад, мималлон и бассарид (названы по длинной, пестрой одежде, ???????; Д. сам назывался ?????????). Этот шумный культ, вероятно, происходил из Фракии и подал повод к сближению Д. с Кибелой и Атисом и к отождествлению его с Сабазием, азиатскими божествами, которых также почитали диким исступлением. Д.-Сабазий (????????) был представителем цветущей жизни природы, подвергающейся смерти и снова пробуждающейся. Та же самая мысль лежит в основании культа Д.-Загрея (???????, растерзанный), культ которого орфики ввели в мистерии Деметры и Персефоны. Они рассказывали, что Д.-Загрей, сын Юпитера и Персефоны, возведенный отцом на небесный престол, был растерзан титанами, но что Зевс, проглотив содрогающееся сердце его, снова родил Д. В мистериях Деметры Д. носит имя ´?????? и является в образе отрока (?????), как брат или жених Персефоны (????). Круг празднеств, учрежденных в честь Д. в Аттике, состоял из 4 главных праздников, которые начинались поздней осенью или в декабре и продолжались до весны.
1. Малые или сельские Дионисии, ???????? ??? ???´ ???????, ´?? ????????, ??? ?????, в месяце ????????? (декабрь-январь) праздновались в деревнях по случаю первого разлива и отведывания свежего вина, а не по случаю сбора самого винограда, т. к. этот продолжался лишь до начала ноября. Аристофан (Arist. Acharn. 241 слл. 263 слл.) дает живое изображение этого праздника, существенную часть которого составляла торжественная процессия членов семейств для принесения жертвы. С праздником соединялись всякого рода деревенские увеселения, забавные танцы и насмешливые шутки, которые послужили началом драматической поэзии. Труппы странствующих актеров разыгрывали свои пьесы, обыкновенно такие, которые уже раньше представлялись в городе. Особенно забавным увеселением на этом празднике, продолжавшемся несколько дней, были так называемые асколии (???????), причем мальчики, для потехи зрителей, скакали на одной ноге по наполненным мехам, вымазанным маслом. В то же самое время в Елевсине и в Афинах праздновались пожинки, ?????, праздник, совершавшийся вместе с честь Д., Деметры и Персефоны. Следующий затем праздник
2. Леней, ??????, в месяце ???????? (январь-февраль), совершались в самих Афинах и были как бы продолжением сельских Дионисий. Первоначально это был действительно сельский праздник ленейского округа, для жителей Афин и окрестностей. В состав праздничной программы входили: большой пир, для которого город поставлял мясо, и торжественное шествие по городу с обычными на праздниках Д. шутками и насмешками ??? ???????; разыгрывались также трагедии и в особенности комедии.
3. В течение следующего месяца, ???????????, происходили Антестерии, ??????????. В первый день праздновали почин выбродившегося вина (????????, откупорка бочек), во второй день (?? ????, праздник кружек), на большом общественном пиру наперегонки пили молодое вино; кто первый осушал свою кружку — тот получал приз. Важнейшим действием этого дня была таинственная жертва, которую супруга архонта — царя (????????) приносила Д. в его ленейском храме и бракосочетание ее с богом. Третий день назывался ??????, горшечный праздник, потому что горшки с вареными стручковыми плодами выставлялись в виде жертвы для подземного (???????) Гермеса и для душ умерших;
4. Большие или городские Дионисии, ?. ??????, ??? ???´ ??????, ??? ??????? или просто ????????, праздновались в месяце ???????????, несколько дней сряду и великолепием своим привлекали в город множество народа из туземцев и иностранцев. Древнее деревянное изображение бога, перенесенное некогда из Елевтер в Афины, переносилось блестящей процессией из Ленея в небольшой храм, находившийся по дороге в Академию, в котором оно, вероятно, первоначально находилось; при этом ликующие хоры в честь Д.-освободителя (???????????) пели дифирамбы, составленные для этого праздника знаменитыми поэтами. Комедии и трагедии, а именно вновь сочиненные (???????? ??????????), представлялись два дня сряду с большою пышностью перед огромным числом зрителей из туземцев и иностранцев, почему в этих собраниях объявляли об общественных наградах, вроде награждения Демосфена венком. ср.: Boeckh. Kl. Schriften, т. 5, стр. 65-152. А. Mommsen Heortologie, стр. 323 слл. В художественных произведениях следует различать более древнее изображение старого или индийского Д., с величественною осанкою, густыми волосами и окладистою бородою, светлыми, цветущими чертами лица, в азиатской, почти женской одежде (важнейшая статуя, так называемый Сарданапал, находится в Ватиканском музее), от позднейших изображений, представляющих Д. в отроческом возрасте (????????), с мягкими, как бы расплывающимися мускулами, полуженскими формами тела, мечтательными чертами лица, полными неопределенной, приятной тоски; повязка и венок из листьев винограда и плюща окружают мягкие длинные кудри его, козья шкура, обыкновенно, слегка накинута на нагое тело, прислоняющееся в неге к стволу дерева. Искусство любило изображать его в обществе менад, сатиров, силенов, кентавров, нимф и муз (такая процессия Вакха называется ??????); сам он находится в середине этой опьяненной толпы в блаженном спокойствии, часто в обществе своей милой невесты Ариадны. Ему посвящены были виноград и плющ, пантера, рысь и тигр, осел, дельфин и козел. Греческому Д. соответствует римский бог вина Bacchus или Liber, с которыми в культе соединялось и женское божество Libera. Оба имени, вероятно, не более как перевод греческих названий ????? и ????; но римляне обыкновенно производили эти имена от слова liber, свободный, будто бы ими выражались свобода и веселая распущенность этих культов. Поклонение Либеру, вероятно, перешло к римлянам, как и к другим италийским народам, от греков Нижней Италии. 17 марта в честь его праздновались Liberalia (Ov. fast. 3, 711 слл.) с театральными представлениями в городе; в деревнях его праздник, как и в Аттике, справлялся разного рода забавными шутками и веселыми песнями. Verg. Georg. 2, 385 слл. Праздник Либералий совершался в честь не только Либера, но и Цереры, с которою вообще он и Либера, как сельские божества обилия, находились в тесной связи. Так, напр., храм, построенный в 496 г. до Р. X. Авлом Постумием, был посвящен Церере вместе с этими двумя божествами. Помимо этого открытого служения в Рим вкрался и тайный культ Вакха, Bacchanalia (´?????), которые справлялись в ночную пору с величайшим бесстыдством, так что сенат в 186 г. до Р. X. должен был выступить против них со всею строгостью. Liv. 39, 8 слл. Но они втайне продолжали существовать до времен Империи. Либера, не имевшая отдельного культа, в этом тайном служении признавалась супругою Либера-Бакхуса и, таким образом, отождествляема была с Ариадною.