ДОГМАТЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Догматы
(греч. установленные мнения) – основополагающие формулы христ. вероучения, выражающие Богооткровенные истины и обязательные для верующих. Д. в православии – не теоретические принципы, а пределы и границы (погреч. «оросы») живого церковного опыта, оберегающие этот опыт от искажения. Православные Д. закрепили основные положения вероучения и были утверждены Церковью как неоспоримые, неизменные формулы веры в напряженной борьбе с ересями на семи Вселенских соборах, причем в основном на первых двух, где был сформулирован Символ веры. Этот свод православных Д. не исчерпывает все вероучение Церкви и не включает даже столь важные его предметы, как почитание Богородицы и святых, учение о таинствах, о спасении, эсхатологию. Все аспекты православного исповедания не получили обязательного догматического определения в силу характерного для православия стремления ограничиваться необходимым минимумом Д., избегая формализации опыта церковной жизни.

Источник: Краткий православный словарь.

ДОГМАТЫ
религиозные (от греч. dogma - учение, постановление) - утвержденные высшими церк. инстанциями (соборами духовенства) положения вероучения, к-рые, как считает церковь, должен принимать на веру каждый принадлежащий к данной религии и исповедание к-рых она рассматривает как непременное условие постижения божества и "спасения". Д. вырабатывались в процессе острой богословской борьбы. Система Д. существует во всех наиболее распространенных религиях: христианстве, иудаизме, исламе, буддизме, индуизме. Осн. Д. христ. церкви (о сотворении мира, о триедином боге, о реальном существовании богочеловека Христа) были приняты в период первых семи Вселенских соборов (325-787). В православной церкви принятие Д. было завершено в 787, в католической новые Д. (о чистилище и др.) продолжали приниматься и в дальнейшем. Реформация 16 в. подорвала значение Д. католич. церкви. В лютеранской церкви Д. были приняты в 1530 (аугсбургское исповедание веры), в кальвинистской - в 1551, в англиканской - в 1571 (т. н. 39 членов исповедания). Д. иудаизма (напр., о вечности бога, о приходе мессии) были сформулированы на базе Талмуда и Библии в 12 в. Маймонидом. Д. ислама (напр., о единстве бога-аллаха, о предопределении, о пророческой миссии Мухаммеда) на базе корана были приняты в острой богословской борьбе в 9-10 вв. Д. буддизма (напр., о перерождении и "карме" и др.) по хинаяне были приняты на соборе в Паталипутре в 243 до н. э., по махаяне - ок. 78. В индуизме выдвижение Д. (напр., об изначальном социальном неравенстве людей, о переселении душ и др.) началось в раннее средневековье в процессе борьбы с буддистами и мусульманами и не вылилось в четко оформленную систему. Вырабатывая Д., церковь пыталась не допустить критики основ своего вероучения и того социального строя, к-рый она охраняла. Отрицание Д. жестоко преследовалось. Для защиты и обоснования Д. духовенство использовало идеалистич. филос. учения, благодаря чему догматич. богословие приобрело наукообразный вид. При попытке науч. анализа Д. обнаруживается их полная несостоятельность и реакционность. Религ.-догматич. мышление разрушается с развитием науч. и атеистич. взглядов.

Лит.: Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 4 (История церкви в период вселенских соборов, отдел 3, История богословской мысли), П., 1918; Harnack A., Dogmengeschichte, 7 Aufl., T?bingen, 1931; рус. пер.: История догматов, в кн.: Общая история европ. культуры, т. 6, СПБ, 1911; Handbuch der Dogmengeschichte, hrsg. v. M. Schmaus, I. R. Geiselman, H. Rohner, Bd 1-4, Freiburg, 1951-56.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Размышления об одной теологической дистинкции, сообразно которой говорится, что некоторые догматы ве

Бойль Роберт , Апполонов Алексей
Это перевод на русский язык одной из работ Роберта Бойля, посвященной проблеме веры и разума. Согласно Бойлю, некоторые истины христианской религии превышают познавательные возможности человеческого разума.
Читать PDF
0.00 байт

"догматическое богословие" архиепископа Антония (Амфитеатрова) и "православно-догматическое богослов

Нифонтова О.И.
В качестве системообразующего компонента самосознания будущего специалиста можно выделить специфический вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное эмоционально-ценностное отношение личности, разнообразные ее с
Читать PDF
0.00 байт

Догматическое учение о необходимости Церкви для спасения в научно-апологетическом освещении

П. Я. Светлов
Читать PDF
0.00 байт

Статьи по догматике в академических журналах за 1904 год

П. И. Лепорский
Читать PDF
0.00 байт

Вариант в послание к евреям II, 9: его происхождение и догматический смысл

Е. А. Воронцов
Читать PDF
0.00 байт

Брест-Литовская уния 1596 г. как церковно-политический плод догматически бесплодного унионального бо

Константин Горянов
Читать PDF
0.00 байт

Догматические споры в христианской церкви 60-70-х гг. Iv века

Оганнисян Оганнес Ваагович
В статье рассматриваются особенности тринитарных споров 60-70-х гг. IV века.
Читать PDF
0.00 байт

От диктатуры пролетариата к общенародному государству: "ликвидация догматизма" или ревизионизм?

Никандров Алексей Всеволодович
Статья посвящена проблемам истории и теории квазинаучного и квазимарксистского нововведения Н. С. Хрущева постулата об общенародном государстве.
Читать PDF
0.00 байт

Формально-догматическая ретроспекция пролегоменов современного терроризма

Кудряшов Константин Викторович, Санькова Алёна Александровна
Терроризм – опасное социальное явление, способное стать преградой на пути прогресса, решения самых неотложных и перспективных задач, жизненно необходимых для личности, общества и российского государства.
Читать PDF
0.00 байт

Визуализация догматических концепций в иконографической программе западного фасада базилики сен- Ден

Хрипкова Е. А.
В статье рассматривается проблема изображения образа Божия (Троицы) в иконографической программе западного фасада базилики Сен-Дени двенадцатого века первого памятника готической эпохи.
Читать PDF
0.00 байт

Евфимия в Эдессе и Евфимия в Халкидоне: две агиографические легенды на фоне догматических споров

Лурье Вадим Миронович
В статье рассмотрены две агиографические легенды сирийская (но составленная в Константинополе) легенда о чуде эдесских мучеников Гурия, Самона и Авива и константинопольская византийская легенда о мученичестве св. Евфимии.
Читать PDF
0.00 байт

Интерпретации троичного догмата в русской религиозной философии: Д. С. Мережковский

Малашонок Михаил Геннадьевич
В данной статье рассматривается проблема интерпретации троичного догмата в русской философии к. XIX н. XX вв., в частности, его разносторонняя трактовка писателем и религиозным мыслителем Д.С. Мережковским.
Читать PDF
0.00 байт

С. Ю. Темчин интеллектуальное или философско= догматическое молчание Древней Руси?

И.Г.
Темчин С.Ю. Интеллектуальное или философско-догматическое молчание Древней Руси? (по поводу книги Ф.Томсона "Рецепция византийской культуры в средневековой Руси"). Slavistica Vilnensis. Vilnius, 2001. N 2. P.31-56.
Читать PDF
0.00 байт

Место и роль религиозного догматизма в истории общества и культуры

Канаков Дмитрий Владимирович
В статье дается краткий абрис той роли, которую играл религиозный догматизм в истории общества и культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Вопрос о "догматическом развитии" на Петербургских религиозных философских собраниях

В. В. Успенский

Похожие термины:

  • Догмат о безошибочности Папы

    Безошибочность (также ошибочно называется Непогрешимостью) Папы Римскоголат. Infallibilitas — «неспособность заблуждаться», «безошибочность») — догматКатолической Церкви, провозглашающий, что, когда
  • Догмат

    в религии - утвержденное высшими церковными инстанциями положение вероучения, объявленное непреложной истиной, не подлежащее критике и пересмотру. Систему Д. имеют христианство, иудаизм, ислам, б
  • ДОГМАТИЗМ

    мышление застывшими, неизменными формулами, опирающееся на заученные догмы. Неспособность человека пересмотреть свою позицию в свете новых фактов и обстоятельств.
  • Догматик

    обязательное (догматическое) песнопение, посвященное Божьей Матери. Догматиков всего восемь (по числу гласов). Положенный по чину догматик поют на воскресной вечерне после того, как пропеты стихир