•Draco,
Δράκων, 1) архонт, вероятно, 621 г. до Р. X., первый законодатель Афин, оказался не в состоянии успокоить недовольство угнетенного господствующей аристократией народа, который потребовал письменного начертания законов в ограждение от произвола судейской власти; а не достиг он своей цели именно потому, что, не изменяя почти ни в чем существовавшее государственное устройство, только узаконил обыденное право своим уложением о наказаниях и остановил произвол господствовавшего в Древней Элладе обычая кровомщения подчинением его суду ефетов. Строгость его постановлений уже в древности вошла в пословицу (оратор Демад говорил, что драконов закон написан кровью); но, судя даже по недостаточным, дошедшим до нас известиям об этих законах (θεσμοί), кое-что преувеличено в этом направлении. Plut. Sol. 17. Законы, относившиеся к убийству (οί φονικοι νόμοι), остались в силе и при Солоне. Gell. 11, 18. О строгости драконовых законов см. Aristot. pol. 2, 9, 9; она относилась даже к неодушевленным предметам. Paus. 6, 11, 2. Некоторые следы указывают на то, что древние родовые узы, соединявшие племена, фратрии и семейства в одно государство и поддерживавшие это объединение, ослабли уже в ранний период аттической истории (ср. Ναυκραρία). Ослабление этих строгих взаимных отношений, не замененных еще новыми формами государственного устройства, вызывало анархические стремления и внутренние раздоры, вследствие которых жизнь и имущество граждан подвергались постоянной опасности. Первая энергичная попытка остановить такое одичение нравов предпринята драконовым законодательством. По недостатку точных известий, мы можем решительно утверждать только то, что законы эти старались исцелить язву применением жестокой строгости. Д., кажется, не имел в виду дать государству новое устройство; это прямо говорит Аристотель (Pol. 2, 9, 3), который видит единственную особенность драконовых учреждений, данных существующей уже общине, в суровости его постановлений. Итак, цель его законов состояла в том, чтобы противодействовать распадению древнеаристократического строя посредством применения самых крайних средств. Происходило ли от Д. органическое учреждение вроде навкрарий, цель которых, вероятно, также состояла в противодействии новыми средствами разложению древних форм государственной жизни, этот вопрос должен остаться нерешенным (ср. также Ναυκραρία). Показание же Поллукса, будто бы Д. учредил судилища ефетов, неверно (см. Έφεταί). Впрочем, успех драконовых законов так мало соответствовал видам законодателя, что распри, возникшие между местными партиями педиэев, паралиев и диакриев, и килоновы смуты привели было государство на край гибели, от которой оно могло спастись лишь вступлением на совершенно новый, противоположный путь развития; 2) Д., грамматик и метрик, родом из карийского города Стратоникии, живший ок. 100 г. от Р. X., автор многочисленных сочинений. Дошедшее до нас под его именем сочинение περι μέτρων (изд. вместе с соч. Чечеса G. Hermann, 1812 и Lehrs в своем соч. издании Herodiani scripta tria, 1848) представляет собой лишь извлечение, сделанное в позднейшее время.