Дракон
ДРАКОН
фантастический образ крылатого, иногда многоголового огнедышащего змея.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Дракон
в мифах многих народов крылатый (иногда многоголовый) огнедышащий змей, туловище которого состояло из частей тела змеи, крокодила, птицы, рыбы, льва, собаки и т.д.
Источник: Исторический словарь
дракон
Вт 32.33; Пс 43.20; 90.13; Иер 51.34; От 12.3,4,7,9,13,17; 13.2,3,11; 16.13; 20.2)-в одних местах обозначает чудовищ (Пс 90.13), в других-беды и страшные несчастья (Иер 51.34), а в третьих-непосредственно древнего змея, диавола (От 12.9; 20.2). (См. Левиафан, сатана)
ДРАКОН
(англ. dragon), мифическое животное, олицетворяющее космические силы, в качестве художественного мотива популярен в китайском искусстве. В периодах Шан-Инь и Чжоу обычно изображается в профиль. Два Д. друг напротив друга составляют маску Таоте. Позже изображения Д. становятся более разнообразными и причудливыми.
Источник: Археологический словарь. 1990
Дракон
в греческой мифологии крылатое огнедышащее чудовище с гигантским змеиным туловищем (в переводе с греческого означает «зоркий»); был побежден Гераклом (Гидра), а также Аполлоном (Тифон). Героика борьбы Дракона через «Откровение Святого Иоанна» перешла в христианство. Летающие драконы были символом на военных знаменах даков.
ДРАКОН
фантастич. образ крылат. огнедыш. змея, вошедший с древ. времен в фольклор и изобразит. иск-во мн. народов. Первые изображения Д. в иск-ве появ. (предполо-жительно) во 2 в. до н.э. в Китае, где Д. считался божеством воды (оплодтвор. дождя) и символом власти, покровительствующей земледелию. В Др. Греции образ Д. служил олицетвор. доброго или злого начала. В Египте в виде Д. изображались силы мрака, побежден. богом солнца Ра.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Дракон
трудно представить себе, что за животное имели в виду древние, говоря о драконе. Например, древние греки имели в виду страшную и очень большую змею, невероятно ядовитую и чудовищную по своей силе. Этот дракон извергал из пасти огонь, имел крылья и мог обитать как на суше, так и на море. В Откровении Иоанна (12, 3; 13, 11) словами «большой дракон» описано существо красного цвета «с семью головами и десятью рогами», а также с чрезвычайно большим хвостом». По объяснению, которое дает эта книга, сей дракон есть дьявол, сатана, древний змий.
Источник: Православная энциклопедия.
Дракон
евр. тан, какое-то дикое животное в пустыне. Некоторые предполагают, что это шакалы, наводящие ужас своим воем, о котором говорит пророк (Мих. 1:8; здесь в ( евр. тексте употреблено слово «тан». переведенное по-русски «шакол). Срав. Иов. 30:29; Плач. 4:3; Иер. 9:11 и пр. Слово таннин, которое также переведено словом «драконы», по-видимому, обозначает крупных морских чудовищ, ужасных змей и т.п.. (Втор. 32: 33; Иер. 51:34; Пс. 90:3; Ис. 27:1). В некоторых местах это слово, может быть, обозначает крокодила (Ис. 51: 9; Иез. 29:3). В Быт. 1:2 слово «таннин» переведено «большие рыбы». Великим драконом называется дьявол в Отк. 12:9.
ДРАКОН
Вт 32:33) — трудно решить, какое животное должно разуметь под сим названием. Не невероятно, что это есть родовое название, означающее известный класс животных, различающихся между собою какою либо общею характеристическою чертою, и однако из Пл.Иер 4:3 и Мих 1:8, явствует, что под этим названием разумеется какое-то особое животное, которое воет, подает сосцы и кормит своих детенышей. Впрочем в последней цитате оно на Русском переводится словом шакал. Слово, переведенное у пр. Ис 27:1 левиафаном, змеем изгибающимся чудовищем морским, переводится в Быт 1:21 словом: большая рыба, у Иов 7:12 морским чудовищем, в Исх 7:9 змеем и в Вт 32:33 драконом. Вообще же здесь должно заметить, что у Греков и Римлян под драконом разумелась большая и страшная змея, чудовище необыкновенной силы, величины, ядовитости, с крыльями и пастью изрыгающею пламя и обитающая то в морях, то на суше, особенно в пустынях. В Н.З. в Апокалипсисе (От 12:3, 13:11) под словом большой дракон изображаемый красным, с 7-ю головами и 10 рогами, с чрезвычайно большим хвостом — разумеется сатана, змий древний, диавол, по объяснению самой же этой книги.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Дракон
1. афин. законодатель из аристократич. рода, при котором в 621 до н. э. были записаны правовые обычаи. Отменялось право родовой аристократии на кровную месть, карательные функции были переданы ареопагу. С того времени кодификация законов ограничила произвол судебных приговоров. В целях охраны частной собственности господствующего класса законы Д. содержали тяжкие наказания за нарушение законов о собственности (например, смертную казнь за кражу зерна, овощей и пр.). Во избежание народных волнений уголовное законодательство было смягчено Солоном уже в 594 до н. э., однако в памяти греков осталась непомерная жестокость законов Дракона (с 4 в. их называли «написанные кровью»). Выражение «драконовы меры» сохранились в поговорках и по сей день.
2. (греч. зоркий), крылатое огнедышащее чудовище с гигантским змеиным туловищем, представление о котором перешло к грекам от др. культур. Д. были побеждены Гераклом (Гидра), а также Аполлоном (Тифон). Героика борьбы с Д. через «Откровение св. Иоанна» перешла в христианство. Летающие Д. были символами на военных знаменах даков.
рис. Дракон, наполненный теплым воздухом, боевое знамя даков (изображение на колонне Траяна).
2. (греч. зоркий), крылатое огнедышащее чудовище с гигантским змеиным туловищем, представление о котором перешло к грекам от др. культур. Д. были побеждены Гераклом (Гидра), а также Аполлоном (Тифон). Героика борьбы с Д. через «Откровение св. Иоанна» перешла в христианство. Летающие Д. были символами на военных знаменах даков.
рис. Дракон, наполненный теплым воздухом, боевое знамя даков (изображение на колонне Траяна).
Источник: Словарь античности. 1989
Дракон
• Draco,
??????,
1. архонт, вероятно, 621 г. до Р. X., первый законодатель Афин, оказался не в состоянии успокоить недовольство угнетенного господствующей аристократией народа, который потребовал письменного начертания законов в ограждение от произвола судейской власти; а не достиг он своей цели именно потому, что, не изменяя почти ни в чем существовавшее государственное устройство, только узаконил обыденное право своим уложением о наказаниях и остановил произвол господствовавшего в Древней Элладе обычая кровомщения подчинением его суду ефетов. Строгость его постановлений уже в древности вошла в пословицу (оратор Демад говорил, что драконов закон написан кровью); но, судя даже по недостаточным, дошедшим до нас известиям об этих законах (??????), кое-что преувеличено в этом направлении. Plut. Sol. 17. Законы, относившиеся к убийству (?? ???????? ?????), остались в силе и при Солоне. Gell. 11, 18. О строгости драконовых законов см. Aristot. polit. 2, 9, 9; она относилась даже к неодушевленным предметам. Paus. 6, 11, 2. Некоторые следы указывают на то, что древние родовые узы, соединявшие племена, фратрии и семейства в одно государство и поддерживавшие это объединение, ослабли уже в ранний период аттической истории (ср. ?????????, Навкрария). Ослабление этих строгих взаимных отношений, не замененных еще новыми формами государственного устройства, вызывало анархические стремления и внутренние раздоры, вследствие которых жизнь и имущество граждан подвергались постоянной опасности. Первая энергичная попытка остановить такое одичение нравов предпринята драконовым законодательством. По недостатку точных известий, мы можем решительно утверждать только то, что законы эти старались исцелить язву применением жестокой строгости. Д., кажется, не имел в виду дать государству новое устройство; это прямо говорит Аристотель (Polib. 2, 9, 3), который видит единственную особенность драконовых учреждений, данных существующей уже общине, в суровости его постановлений. Итак, цель его законов состояла в том, чтобы противодействовать распадению древнеаристократического строя посредством применения самых крайних средств. Происходило ли от Д. органическое учреждение вроде навкрарий, цель которых, вероятно, также состояла в противодействии новыми средствами разложению древних форм государственной жизни, этот вопрос должен остаться нерешенным (ср. также ?????????, Навкрария). Показание же Поллукса, будто бы Д. учредил судилища ефетов, неверно (см. ??????, Эфеты). Впрочем, успех драконовых законов так мало соответствовал видам законодателя, что распри, возникшие между местными партиями педиэев, паралиев и диакриев, и килоновы смуты привели было государство на край гибели, от которой оно могло спастись лишь вступлением на совершенно новый, противоположный путь развития;
2. Д., грамматик и метрик, родом из карийского города Стратоникии, живший ок. 100 г. от Р. X., автор многочисленных сочинений. Дошедшее до нас под его именем сочинение ????? ?????? (изд. вместе с соч. Чечеса G. Hermann, 1812 и Lehrs в своем соч. издании Herodiani scripta tria, 1848) представляет собой лишь извлечение, сделанное в позднейшее время.
??????,
1. архонт, вероятно, 621 г. до Р. X., первый законодатель Афин, оказался не в состоянии успокоить недовольство угнетенного господствующей аристократией народа, который потребовал письменного начертания законов в ограждение от произвола судейской власти; а не достиг он своей цели именно потому, что, не изменяя почти ни в чем существовавшее государственное устройство, только узаконил обыденное право своим уложением о наказаниях и остановил произвол господствовавшего в Древней Элладе обычая кровомщения подчинением его суду ефетов. Строгость его постановлений уже в древности вошла в пословицу (оратор Демад говорил, что драконов закон написан кровью); но, судя даже по недостаточным, дошедшим до нас известиям об этих законах (??????), кое-что преувеличено в этом направлении. Plut. Sol. 17. Законы, относившиеся к убийству (?? ???????? ?????), остались в силе и при Солоне. Gell. 11, 18. О строгости драконовых законов см. Aristot. polit. 2, 9, 9; она относилась даже к неодушевленным предметам. Paus. 6, 11, 2. Некоторые следы указывают на то, что древние родовые узы, соединявшие племена, фратрии и семейства в одно государство и поддерживавшие это объединение, ослабли уже в ранний период аттической истории (ср. ?????????, Навкрария). Ослабление этих строгих взаимных отношений, не замененных еще новыми формами государственного устройства, вызывало анархические стремления и внутренние раздоры, вследствие которых жизнь и имущество граждан подвергались постоянной опасности. Первая энергичная попытка остановить такое одичение нравов предпринята драконовым законодательством. По недостатку точных известий, мы можем решительно утверждать только то, что законы эти старались исцелить язву применением жестокой строгости. Д., кажется, не имел в виду дать государству новое устройство; это прямо говорит Аристотель (Polib. 2, 9, 3), который видит единственную особенность драконовых учреждений, данных существующей уже общине, в суровости его постановлений. Итак, цель его законов состояла в том, чтобы противодействовать распадению древнеаристократического строя посредством применения самых крайних средств. Происходило ли от Д. органическое учреждение вроде навкрарий, цель которых, вероятно, также состояла в противодействии новыми средствами разложению древних форм государственной жизни, этот вопрос должен остаться нерешенным (ср. также ?????????, Навкрария). Показание же Поллукса, будто бы Д. учредил судилища ефетов, неверно (см. ??????, Эфеты). Впрочем, успех драконовых законов так мало соответствовал видам законодателя, что распри, возникшие между местными партиями педиэев, паралиев и диакриев, и килоновы смуты привели было государство на край гибели, от которой оно могло спастись лишь вступлением на совершенно новый, противоположный путь развития;
2. Д., грамматик и метрик, родом из карийского города Стратоникии, живший ок. 100 г. от Р. X., автор многочисленных сочинений. Дошедшее до нас под его именем сочинение ????? ?????? (изд. вместе с соч. Чечеса G. Hermann, 1812 и Lehrs в своем соч. издании Herodiani scripta tria, 1848) представляет собой лишь извлечение, сделанное в позднейшее время.