doux, от лат. dux) - 1) воинская должность, практ. то же, что мирарх (moirarhos); 2) титул наместника, главнокомандующего войсками провинции (с IV в.); 3) при Алексее Комнине главнокомандующий имперским флотом именовался дукой, а затем великим дукой флота (megas doux tou stolou); ему были подначальны великий друнгарий флота, амиралий, протокомит, друнгарии и комиты. 4) в Х-XII вв. - наместник дуката (особой административной единицы на окраине империи); 5) начальник большого города, имевший права и власть правителя провинции.
Дука
Дука
ДУКА
1. (Doukas) (ок. 1400-1470) - греч. историк. Дипломат на службе у Гателузи, генуэзских правителей о-ва Лесбоса. "История" Д., сохранившаяся в греч. списках и в староитал. пер., начинается от "сотворения мира", доходит до 1462, но подробные сведения сообщаются лишь с 1391. События после 1421 описаны Д. по личным впечатлениям или со слов очевидцев с использованием греч., итал. и тур. док-тов. Это история не только Византии, но и тур. завоеваний. Д. - осведомленный и осторожный историк, аристократ по своим убеждениям, сохраняющий провизант. ориентацию, несмотря на службу у генуэзцев; сторонник унии с католич. церковью. Описание живо, без риторич. украшений, язык близок народному. Публ.: Istoria turco-byzantina, (Buc), 1958; Визант. историки Дука и Франдзи о падении Константинополя, в сб.: Визант. временник, 1953, т. 7. Лит.: Черноусов Е., Дука, один из историков конца Византии, в сб.: Визант. временник, 1914, т. 21. 2. (Doukas), Андроник (ум. ок. 910) - визант. политич. деятель нач. 10 в., из феод. рода Дуки. Д. - один из высших командиров визант. армии, поднял восстание против имп. Льва VI, занял город Кавалу (близ Конии); однако его попытки привлечь на свою сторону население Константинополя (при поддержке патриарха Николая Мистика) были неудачны. Д. бежал в араб. халифат и принял ислам. Дата восстания Д. спорна (904 или 906/7). Источники не дают четкого представления и о программе восстания. Лит.: Две визант. хроники X в., М., 1959, с. 109-112, 134. 3. (Duca), Константин (ум. после 1704) - молд. господарь (1693-95 и 1700-03). Сын господаря Георге Дука. В правление Д. усилилась борьба между боярскими группировками, были введены новые налоги (вэкэрит - налог на скот, и др.), разорявшие страну, усилилось гайдуцкое движение (см. Гайдуки). Д. предпринял попытку установить торг. связи Молдовы с Россией. Хроника сообщает, что в Россию "было послано несколько телег с солью и вином для торговых целей". Лит.: Xenopol A. D., Istoria Rom?nilor din Dacia Traian?. v. 8, Jasi, 1896. 4. Михаил Ильич (р. 27.VIII.1909) - сов. воен. деятель, ген.-лейтенант (1961), активный участник партиз. движения против нем.-фаш. войск во время Вел. Отечеств. войны, Герой Сов. Союза (1.IX.1942). Чл. КПСС с 1931. В 1931-37 - в Сов. Армии. С 1937 - нач. снабжения, а затем пред. завкома Брянского мясокомбината. В начале Вел. Отечеств. войны принял активное участие в организации Брянского гор. партиз. отряда, в 1942 командовал партиз. отрядом, в дек. 1942 - сент. 1943 - партиз. бригадой им. Кравцова, затем был помощником нач. Центр. штаба партиз. движения, зам. командира стрелковой дивизии. С 1960 - зам. командующего войсками Одесского воен. округа. Лит.: Герои Советского Союза - наши земляки, Брянск, 1949; Партизаны Брянщины, Брянск, 1959.
ДУКА
XV в., даты рождения и смерти неизвестны) – византийский историк, внук Михаила Дуки, сподвижника Иоанна Кантакузина, эмигрировавшего в Эфес после восстания против Апокавка в 1345 г. Дука Младший бежал от турокосманов, захвативших малоазийское побережье (ок. 1415 г.), сначала в Фокею, торговый город в Малой Азии, где он стал секретарем сына генуэзского дожа, затем – в Митилену, главный город острова Лесбос. Дука выполнял обязанности секретаря генуэзских правителей Гателузи. Владея греческим, турецким и итальянским языками, он совершал по их поручению дипломатические поездки в резиденции турецкого султана Мехмеда II в Адрианополь, болгарскую Изладу, Константинополь и др. (1452 – 1456). Исследователи предполагают, что после 1462 г. он бежал из Митилены в Венецию, где и умер приблизительно в 90е гг. В своем сочинении «Византийская история», состоящем из 45 глав, Дука рассказывает об истории становления османского государства, о его взаимоотношениях с Византией, тюркскими эмиратами и итальянскими колониями после смерти Андроника Младшего в 1341 г. вплоть до захвата Мехмедом II Митилены и Лесбоса в 1462 г. Главное внимание он уделяет таким событиям, как нашествие Тамерлана в 1402 г., очевидцем которого был его отец, взятие османами малоазийского побережья в 1415 г., заключение унии на ФеррароФлорентийском соборе 1438 – 8439 гг., осада и штурм Константинополя, завоевание Балкан, Передней Азии и островов Эгейского моря. Помимо собственных наблюдений и рассказов очевидцев автор использовал труды Никиты Хониата, Иоанна Анагноста, Никифора Григоры и др. Дука соблюдает строгую хронологию в изложении исторических событий, главной движущей силой которых он считает божественное Провидение, но не отрицает роли человека как активного действующего лица. Трезво оценивая международное и внутреннее положение Византии, отмечая отсутствие единства и политическую близорукость ее властей, он тем не менее рассматривает гибель Константинополя как божью кару «за выступления против империи», как искупительную жертву во имя спасения христианских народов. В главах, посвященных центральному событию – осаде, штурму и гибели Константинополя (осень 1452 г. – 18 июня 1453 г.), – Дука указывает на численное превосходство турок («один ромей был против 20 турок»; 8 больших византийских кораблей, 20 малых, царские триремы и триремы венецианцев против 300 турецких кораблей с триремами, биремами и легкими судами), рассказывает о предательстве генуэзцев из Галаты, сообщивших противнику о планах византийского полководца Джустиниани, восхищается стойкостью и храбростью греков и венецианцев, сражающихся, «как львы». Описание трагического дня гибели столицы 27 мая 1453 г., сопровождавшегося страшной резней («рабыню вязали с госпожой, господина с невольником, архимандрита с превратником, нежных юношей с девами»), насыщено риторическими вопросами и восклицаниями, образами Священного писания, цитатами из ветхозаветных пророчеств. «Византийская история» Дуки, отличающаяся простотой, естественностью и эмоциональностью повествования, не потеряла своей привлекательности до наших дней.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012