Эллинизм

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эллинизм
(греч. hellenismus) — эпоха создания и функционирования эллинистических государств с 321 до 30 г. н. э., т. е. между окончанием завоеваний Александра Македонского и присоединением Египта к Римской империи.

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

Эллинизм
Эллинизм (Hellenistic civilization), термин, первоначально относившийся к древн. народам Средиземноморья, воспринявшим сначала греч. язык, а затем и культуру Греции. Позднее стал использоваться для обозначения историч. эпохи, начавшейся с завоеваний Александра Великого. Во мн. городах, основанных им и его преемниками, соседствовали обычаи греков и "варваров". Александрия в Египте стала культурным центром Средиземноморского региона. Распространению новой культуры способствовало развитие общего диалекта греч. яз. - "койне".

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Эллинизм
период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 гг. до н.э. (завоевание Египта Римом). Борьба за власть между полководцами Александра Македонского - диадохами - после его смерти привела к образованию на месте его огромной державы нескольких государств: Селевкидов, Птолемеев, Пергама, Понтийского царства и др., политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса; в период 2- 1 вв. до н.э. эти эллинистические государства постепенно попали под власть Рима. Культура эллинизма представляла синтез греческих и местных восточных культур.

Источник: Исторический словарь

Эллинизм
этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334 – 323 до н.э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 г. до н.э. подчинением Египта. Термин «эллинизм» введен в историографию в 30-х г.г. 19 в. историком И.Г. Дройзеном. Историки разных направлений трактуют эллинизм по-разному. Одни выдвигают на первый план взаимовлияние греческой и местных, преимущественно восточных культур, расширяя иногда хронологические рамки этапа эллинизма до начала средневековья. Другие акцентируют внимание на взаимодействии социально-политических структур, подчеркивают ведущую роль греко-македонян, модернизируют экономические отношения. Эллинизм пережил несколько периодов: 1) возникновение эллинистических городов (конец 4-го – начало 3 в.в. до н.э.); 2)расцвет эллинизма (3-й 0 начало 2 в.в. до н.э.); 3) упадок и подчинение Риму (2-ой – гонец 1 в.в. до н.э.). См. Эллинистическая культура.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ЭЛЛИНИЗМ
культурастран Восточного Средиземноморья в период, длившийся со времени завоевательных походов Александра Македонского (334–23 до н. э.) до 30 г. до н. э., когда Египет был завоеван Римом. Термин был введен в 19 в. немецким ученым И. Дройзеном. В результате жестокой борьбы между преемниками Александра образовалось несколько новых государств: Селевкидов (простиралось от побережья Эгейского моря до Бактрии, существовавшей на территории современного Афганистана), Птолемеев (в Египте), Пергама (в Малой Азии), Понтийского царства и др., политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса. В эллинизме сложно соединились традиции эллинской (греческой) и местных восточных культур.
В это время строилось множество новых городов, которые назывались, как правило, в честь основавших их монархов (Александрии, Селевкии, Антиохии). Они возводились на основе регулярного плана, по сторонам главных улиц шли большие колоннады, агоры (площади) также обрамлялись колоннадами и портиками. Новые эллинистические столицы становились центрами культурной жизни 3–1 вв. до н. э. (Пергам в Малой Азии, Александрия в Египте). Развитие архитектуры было обусловлено совершенствованием строительной техники. Для эллинистического зодчества характерно стремление к освоению огромных открытых пространств, к грандиозным масштабам, желание поразить человека величием замысла, эффектной пышностью, роскошью материалов и отделки (храмы бога Сераписа в Александрии, Аполлона в Дидимах, Зевса в Афинах и Артемиды в Магнесии). Храмы строились очень медленно из-за большого объема работ, иногда из-за недостатка средств оставались незавершенными. Сооружались и реставрировались также храмы местных божеств (храмы Хора в Эдфу, Исиды на о. Филэ, Эсагил в Вавилоне и др.). Большое внимание уделялось гражданскому строительству (театры, дворцы, ипподромы, булевтерии – дома для собраний). Появились новые типы общественных зданий – библиотеки (в Александрии, Пергаме, Антиохии), мусейоны для научных и литературных занятий (в Александрии, Антиохии), инженерные сооружения (Фаросский маяк у берегов Александрии, Башня ветров в Афинах).
Для монументальной скульптуры характерны грандиозные масштабы, пышность, сложность композиции, стремление к бурным эффектам (алтарь Зевса в Пергаме со знаменитым рельефным фризом со сценами битвы богов с гигантами, ок. 180–60 гг. до н. э.). Символами эпохи стали статуя Ники Самофракийской (ок. 190 г. до н. э.), в которой мастеру удалось передать ощущение полета, скульптурная группа «Лаокоон» (1 в. до н. э.), статуя Венеры Милосской (Афродиты Мелосской, сер. 2 в. до н. э.), ставшая на века эталоном женской красоты, и «Аполлон Бельведерский» Леохара (вторая пол. 4 в. до н. э.).
Пробуждается интерес к конкретному человеку, в скульптуре и живописи появляются новые типы изображений: портреты эллинистических царей, мыслителей, поэтов. Портреты, созданные в эпоху эллинизма, точно передают возраст людей (впервые появляются образы детей и стариков), их национальную, профессиональную и социальную принадлежность. В мозаиках различаются свободная, живописная манера исполнения (мозаики в Пелле – столице Македонии, кон. 4 в. до н. э.) и более строгая, обращенная к наследию классики. Переживает расцвет вазопись, мастера достигают высокого совершенства в изготовлении художественных сосудов из стекла и резных гемм из драгоценных и полудрагоценных камней (камея Гонзага с портретами царя Птолемея II и царицы Арсинои, 3 в. до н. э.).
Наследие эллинизма оказало значительное влияние на развитие римской культуры и культур др. народов древности и Средневековья.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

ЭЛЛИНИЗМ
первонач. Э. обозначал правильное употребление греч. языка, особенно негреками, затем — распростр. греч. культуры. После опубликования работы И. Г. Дройзена «История эллинизма» (1836 — 1843) понятие «Э.» вошло в историч. науку. В немецкоязычной лит-ре это понятие стало обозначать ист. эпоху, к-рая началась с воцарением Александра Македонского и окончилась с включением Птолемеевского Египта в состав рим. госуд. (336 — 330 до н.э.). Причины формирования эпохи Э. были сле-дующие. В Греции 4 в. до н.э. значение полисов упало, и они переживали острый соц.-политич. кризис. В этих условиях усиливш. Македония добилась политич. господства над греч. полисами. В Македонии к тому времени утвердилась централизов. монархия (Филипп II) со столицей в г. Пелла, хотя в горных р-нах еще было сильным влияние родовой знати. В то же время в перс. державе Ахеменидов вследствие центробежных тенденций в сатрапиях (Египет, Вавилон, Фригия и т.д.) обнаружились отчетливые кризисные явления. Для преодоления кризиса в Греции были предприняты под руковод. Македонии завоев. на Востоке (Перс. царство). Эллинистич. эпоха охватывает т.о.: 1) Период походов Александра Македонского вплоть до Инда (334 — 323 до н.э.). 2) Распад этого госуд. и образование на его основе «эллинистич.» и вост. госуд. в теч. войн диадохов (323 — 280 до н.э.). 3) Историю этих госуд. до их подчинения Римом или Парфией (280 — 230 до н.э.). Наиболее существ. вопрос для оценки этой эпохи, в отношении к-рой мнения ученых расходятся, это вопрос об объеме и последствиях, к-рые имело образование госуд. с макед. династиями на Востоке и в греч. регионе. Это касается как соц.-экономич., так и культурных аспектов. Гл. проблема — преобладала ли антич., т.е. полисная, собственность на землю и классич. рабство на В. или нет. Важнейшими эллинистич. госуд. были сама Македония с династией Антигонидов (основателем к-рой был полководец Антигон Одноглазыый, стратег Великой Фригии при Александре Македонском), госуд. Селевкидов, основанное начальником конницы Селевком (включавшее прежде всего Сирию, Месопотамию, позднее Палестину и большую часть Анатолии, временно охватывающее также иран. обл.), Египет под властью Птолемеев (к крому также относилась Киренаика) и, наконец, Пергам, в к-ром царствовала династия Атталидов. Кроме того, существовали более мелкие самостоят. образования на юж. побережье Черного м. (Вифиния, Каппадокия, Понт) и в Армении. Первонач. подчиненные Александром Македонским иран. обл. и мелкие княжества на инд. границе уже в 3 в. до н.э. не устояли перед Парфянским госуд. и расширяющ. империей Маурьев. Т. н. Греко-бактрийское госуд. под руковод. вождей греч. наемников продержалось нек-рое время между этими госуд. Полисы Балканской Греции получили нек-рую автономию, но тем не менее находились в зависимости от великих держав, особенно от Македонии. Лишь Этолийский и Ахейский союзы временами могли проводить самостоят. политику. В культуре вост. эллинистич. госуд. отчетливо прослеживается сильное греч. влияние (в архитектуре, офиц. языке и т.д.). Греч. переселенцы, образовавшие новые полисы в эллинистич. царствах, распростр. здесь антич. форму частной собственности в ремесле и в сел. х-ве (в р-нах, непосредств. прилегающих к городам). В них существовало также классич. рабство (Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Селевкия на Тигре). Однако эти города больше не представляли собой самостоят. политич. и соц.-экономич. единиц, как в классич. периоде греч. истории. Они явл. часть госуд. (напр., др.-греч. города на малоазиатском побережье), в лучшем случае — зависимыми союзниками. Они должны были платить налоги или дань (если не освобождались от этого в отдельных случаях). В грекоэгейском регионе антич. соц.-экономич. базис не изменился, он и в дальнейшем основывался на частной собственности на средства произ-ва и на господстве рабовлад. отношений. Х-во по-прежнему концентриров. в городе. Т.к. число рабов вследствие мн. войн возрастало, уровень жизни свободных граждан, зависевших от заработка, падал. В вост. эллинистич. госуд. основой аграрного произ-ва оставалась сел. община, типич. формой собственности — царская (особенно на землю). Личная зависимость царских крестьян составляла основу производств. отношений. Значит. часть земель с живущими на ней крестьянами эллинистич. цари, как и др.-вост. деспоты, передавали сановникам и храмам, к-рые должны были выплачивать за ее использование налог. В эллинистич. городах культурная жизнь определялась господствующим классом, состоявшим преим. из греков. В философии того времени отразился кризис полис-ной системы, гл. направлениями стали скептицизм, стоицизм и эпикуреизм. В обл. религии все больше граждан обращалось к мистериальным культам, обещавшим лучшую, загробную жизнь. Драматургия, прежде всего комедия, отвернулась от крупных политич. событий и углубилась в частные заботы и нужды отдельных людей. С возник-новением царских дворов греко-макед. династов в новых столицах и их музеях стало концентрироваться иск-во. Изобразит. иск-во все более ориентировалось на заказ и потому становилось надуманным и манерным. Лит-ра обогащалась вост. формами, в т.ч. легендами и апокалипсич. мотивами. Начиная со 2 в. до н.э. эллинистич. госуд. стали жертвами рим. экспансии: Македония и Греция — в 148 — 146 до н.э., Пергам — в 129 до н.э., госуд. Селевкидов (в 83 до н.э. завоев. Тиграном Армянским) — в 64 до н.э., Египет — в 30 до н.э. В эллинистич. эпоху были преодолены тесные рамки полиса и созданы относит. жизнеспособные госуд., элементы к-рых были восприняты римлянами и позднее привели к созданию нового феод. порядка.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Эллинизм
(hellenismus). Первоначально Э. обозначал правильное употребление греч. языка, особенно негреками, затем — распространение греч. культуры. После опубликования работы И. Г. Дройзена «История эллинизма» (1836–1843) понятие «Э.» вошло в историч. науку. В немецкоязычной литре это понятие стало обозначать историч. эпоху, которая началась с воцарением Александра Македонского и окончилась с включением Птолемеевского Египта в состав рим. государства (336–30 до н. э). Причины формирования эпохи Э. были следующие. В Греции 4 в. до н. э. значение полисов упало, и они переживали острый социально-политич. кризис. В этих условиях усилившаяся Македония добилась политич. господства над греч. полисами. В Македонии к тому времени утвердилась централизованная монархия (Филипп II) со столицей в г. Пелла, хотя в горных районах еще было сильным влияние родовой знати. В то же время в перс, державе Ахеменидов вследствие центробежных тенденций в сатрапиях (Египет, Вавилон, Фригия и т. д.) обнаружились отчетливые кризисные явления. Для преодоления кризиса в Греции были предприняты под руководством Македонии завоевания на Востоке (Персидское царство). Эллинистич. эпоха охватывает, т. о.: 1) период походов Александра Македонского вплоть до Инда (334–323 до н. э.); 2) распад этого государства и образование на его основе «эллинистич.» и вост. государств в течение войн диадохов (323–280 до н. э.); 3) историю этих государств до их подчинения Римом или Парфией (280–30 до н. э.). Наиболее существ, вопрос для оценки этой эпохи, в отношении которой мнения ученых расходятся, это вопрос об объеме и последствиях, которые имело образование государств с македонскими династиями на Востоке и в греч. регионе. Это касается как социально-экономич., гак и культурных аспектов. Главная проблема — преобладали ли античная, т. е. полисная, собственность на землю и классич. рабство на В. или нет. Важнейшими эллинистич. государствами были сама Македония с династией Ангигонидов (основателем которой был полководец Антигон Одноглазый, стратег Великой Фригии при Александре Македонском), государство Селевкидов, основанное начальником конницы Селевком (включавшее прежде всего Сирию, Месопотамию, позднее Палестину и большую часть Анатолии, временно охватывающее также Иран, области), Египет под властью Птолемеев (к которому также относилась Киренаика) и, наконец, Пергам, в котором царствовала династия Атталидов. Кроме того, существовали более мелкие самостоятельные образования на юж. побережье Черного м. (Вифиния, Каппадокия, Понт) и в Армении. Первоначально подчиненные Александром Македонским Иран, области и мелкие княжества на инд. границе уже в 3 в. до н. э. не устояли перед Парфянским государством и расширяющейся империей Маурьев. Т. н. Греко-бактрийское государство под руководством вождей греч. наемников продержалось некоторое время между этими государствами. Полисы Балканской Греции получили некоторую автономию, но тем не менее находились в зависимости от великих держав, особенно от Македонии. Лишь Этолийский и Ахейский союзы временами могли проводить самостоятельную политику. В культуре вост. эллинистич. государств отчетливо прослеживается сильное греч. влияние (в архитектуре, официальном языке и т. д.). Греч, переселенцы, образовавшие новые полисы в эллинистич. царствах, распространили здесь античную форму частной собственности в ремесле и в сельском хозяйстве (в районах, непосредственно прилегающих к городам). В них существовало также классич. рабство (Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Селевкия на Тигре). Однако эти города больше не представляли собой самостоятельных политич. и социально-экономич. единиц, как в классич. периоде греч. истории. Они являлись частью государства (например, др.-греч. города на малоазиатском побережье), в лучшем случае — зависимыми союзниками. Они должны были платить налоги или дань (если не освобождались от этого в отдельных случаях). В греко-эгейском регионе античный социально-экономич. базис не изменился, он и в дальнейшем основывался на частной собственности на средства производства и на господстве рабовладельч. отношений. Хозяйство по-прежнему концентрировалось в городе. Т. к. число рабов вследствие многочисл. войн возрастало, уровень жизни свободных граждан, зависевших от заработка, падал. В вост. эллинистич. государствах основой аграрного производства оставалась сельская община, типичной формой собственности — царская (особенно на землю). Личная зависимость царских крестьян составляла основу производств, отношений. Значительную часть земель с живущими на ней крестьянами эллинистич. цари, как и др.-вост. деспоты, передавали сановникам и храмам, которые должны были выплачивать за ее использование налог. В эллинистич. городах культурная жизнь определялась господствующим классом, состоявшим преим. из греков. В философии того времени отразился кризис полисной системы, гл. направлениями стали скептицизм, стоицизм и эпикуреизм. В области религии все больше граждан обращалось к мистериальным культам, обещавшим лучшую, загробную жизнь. Драматургия, прежде всего комедия, отвернулась от крупных политич. событий и углубилась в частные заботы и нужды отдельных людей. С возникновением царских дворов греко-македонских династов в новых столицах и их музеях стало концентрироваться искусство. Изобразительное искусство все более ориентировалось на заказ и потому становилось надуманным и манерным. Литература обогащалась вост. формами, в т. ч. легендами и апокалипсич. мотивами. Начиная со 2 в. до н. э. эллинистич. государства стали жертвами рим. экспансии: Македония и Греция — в 148–146 до н. э., Пергам — в 129 до н. э. государство Селевкидов (в 83 до н. э. завоеванное Тиграном Армянским) — в 64 до н. э., Египет — в 30 до н. э. В эллинистич. эпоху были преодолены тесные рамки полиса и созданы относительно жизнеспособные государства, элементы которых были восприняты римлянами и позднее привели к созданию нового феодальною порядка.
        
        рис. Государства Александра Македонского и диадохов.

Источник: Словарь античности. 1989

Эллинизм
термин, которым определяют период в истории Греции и стран Вост. Средиземноморья с походов А. Македонского (334 - 323 до н.э.) до окончательного завоевания Востока Римом (30 до н.э.). Термин «э.» ввел в научный оборот в 30-х гг. прошлого века немецкий ученый Й.Г. Дройзен. Единой точки зрения на э. в мировой историографии античности не существует. Дройзен понимал э. как распространение греческой (эллинской) культуры среди стран и народов Средиземноморья. Предлагалось также рассматривать э. как этап в истории античного мира (А.Б. Ранович). Но большинство историков следуют концепции К.К. Зельина, который рассматривал э. как сложное социально-экономическое, политическое и культурное явление, характеризующееся синтезом греч. и вост. начал, а сам период - как качественно новый этап в развитии рабовладельческих отношений античного мира.
   Зельин К.К. Некоторые основные проблемы истории эллинизма // СА. 1955. Вып. 22; Кац А.Л. Дискуссия о проблемах эллинизма // СА. 1955. Вып. 22; Кошеленко Г.А. Эллинистическая эпоха в современной науке (некоторые проблемы) // Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов советского Востока. М., 1978; Левек П. Эллинистический мир / Пер. с фр. М., 1989; Павловская А.И. Эллинизм // Советская историческая энциклопедия. Т.16. М., 1976. С. 458-476; Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.; Л., 1950; Свенцицкая И.С. Социально-экономические особенности эллинистических государств. М., 1963; Тарн В. Эллинистическая цивилизация / Пер. с англ. М., 1949; Штаерман Е.М. Эллинизм в Риме // ВДИ. 1994. № 3; Эллинизм: экономика, политика, культура. М., 1990.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   понятие, к-рым в 30-е гг. XIX в. нем. историк Г. Дройзен обозначил новый тип обществ.-полит. и культ, отношений, сложившихся на Бл. Востоке и в Передней Азии после распада империи Александра Македонского. В отличие от классич. Греции, состоявшей из неск. сотен самост. полисов, эпоха Э. характеризуется образованием бол. монархий (Птолемеев в Египте, Селевкидов в Сирии), в к-рых гос. власть и культ, политика были сосредоточены в руках грекоязычной верхушки и ее окружения. Хотя нек-рые черты, определившие сущность Э., вызревали уже в IV в. до н.э., а распространение гр. культуры на некогда завоеванных территориях продолжалось и в первые века н. э., в полит, плане хронолог, границами Э. удобно считать 323 - 30 до н. э. (от смерти Александра Македонского до покорения Римом посл. эллинистического гос-ва - Египта). Характерными чертами эпохи Э. явл. образование новых полит, и культ, центров (Александрия, Пергам, Антиохия на Оронте) и возникновение в них новых лит. направлений и науч. интересов. Из старых центров свое значение сохран. только Афины как средоточие филос. мысли: наряду с Академией и перипатетиками, развивавшими соотв. традиции Платона и Аристотеля, в Афинах в самом к. IV в. формируются школы Эпикура и Зенона (стоики), к-рые получают впосл. широкое распространение во всем эллин, мире. В эпоху всеобщей неустойчивости, порожденной войнами преемников Александра и их потомков, а также распада традиц. полисных связей, философия Эпикура и стоиков, исходивших из разл. этич. посылок, тем не менее одинаково отвечала стремлению все бол. числа граждан эллин, монархий замкнуться в границах своего индивидуального мира, обеспечить личности внутр. свободу и независимость от обстоятельств. В III в, среди низов город, населения получает распространение философия киников. Желание человека дистанцироваться от обществ.-полит. проблем, поиск покоя и благополучия в рамках семьи и узкого круга друзей находит отражение в лит. эпохи Э. В 1-й пол. III в. поэты продолжают использовать наследие традиц. жанров, но приспосабливают его к новым эстет, запросам; определяющей становится поэзия «малых форм», обращенная к достаточно избр. аудитории, способной оценить результаты экспериментирования над привычной формой и фразеологией классич. жанров. Вместе с тем углубляется, по ср. с лит. классич. периода, интерес к внутреннему миру человека, изображению любовного чувства, к психологии женщин и детей, бытовой обстановке. Наиб, яркое выражение эти тенденции получают в комедии Менандра и в александрийской поэзии. Параллельно с развитием лит. идет становление филологии, к-рая обращается в это вр. к собиранию, классификации, оценке достоверности текстов, дошедших от древних авторов. Мн. ученые явл. одновр. продуктивно творящими поэтами (Каллимах, Аполлоний Родосский, Ликофрон) - отсюда их стремление к насыщению худож. произв. мифологическими раритетами, редкими словами и др. атрибутами «ученой» поэзии. Как самостоят, область знания выделяется в эпоху Э. языкознание и нормативная грамматика (Дионисий Фракиец). Характер изобраз. иск-ва эпохи Э. определяют, с од. ст., стремление к монументальности (колоссальная статуя Гелиоса на о-ве Родос, фаросский маяк у входа в гавань Александрии) и экспрессивному пафосу (алтарь Зевса в Пергаме, группа «Лаокоон»), с др. - мягкость и изысканность в изобр. женщин и детей, поиски индивидуальных черт в скульптурном портрете и повышенное внимание к бытовым деталям.
   Расширение границ известного мира, вовлечение в культурный обиход новых земель и народов приводят к значит, успехам географии и астрономии (Эратосфен, Аристарх Самосский, Гиппарх). Высокого уровня достигает математика и механика (Евклид, Папп, Аполлоний из Перги, Архимед). Существ, изменения происходят в религии. Наряду с отправлением традиц. культов (гл. обр. в старых гр. центрах) развивается почитание нового божества - Тихи, олицетворяющей случай, во власти к-рого все больше ощущают себя смертные. Взаимодействие гр. прослойки эллин, государств с местным населением восточных обл. приводит к синкретизму старых и новых верований. Широкое распространение получает культ заимствованного на Востоке бога Сараписа (Сераписа). Его наделяют функциями Зевса и Плутона, подобно тому как египет. Осириса отождествляют с гр. Дионисом, фригийскую Кибелу - с гр. Реей, матерью Зевса и Геры. Возрастает значение всякого рода таинств и мистерий - посвящение в них воспринимается как гарантия покровительства, к-рое может оказать божество приобщившемуся к его культу. Своей вершины культура Э. достигла в III в. и стала клониться к упадку в сер. II в., когда с ней близко соприкоснулись римляне, использовавшие в дальнейшем многие. ее достижения.
   Лит.: Блаватская Т. В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. М., 1983; ЛевекП. Эллинистический мир. М., 1989; Торн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949; Эллинизм: Экономика, политика, культура. М., 1990; Эллинизм: Восток и запад. М., 1992.
   Д.Я.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ЭЛЛИНИЗМ
термин, введенный в 30-х гг. 19 в. нем. историком И. Г. Дройзеном для характеристики периода в истории стран Вост. Средиземноморья от походов Александра Македонского (334-323 до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 до н. э. подчинением Египта.

Понятием "Э." Дройзен обозначал распространение политич. господства эллинов (греков и македонян) на вост. страны и формирование эллинистической, т. е. не чисто эллинской, а смешанной с вост. элементами культуры. Хотя самый термин быстро вошел в науч. употребление, в совр. историографии, несмотря на огромное кол-во работ по общим и частным проблемам, нет единства мнений о его содержании, хронологич. и географич. границах эллинистич. мира.

Исследователи, понимающие под Э. преим. культурное явление, склонны расширять терр. рамки эллинистич. мира, включая в него все эпохи и области, где прослеживается взаимодействие местной и др.-греч. культур. При этом, если одни отмечают взаимовлияние культур, то другие акцентируют внимание на том, что Э. - это прежде всего дальнейшее развитие именно греч. культуры (нем. ученые Ю. Керст и В. Шубарт). Еще более широкое содержание вкладывается в Э., когда этот термин идентифицируется с понятием эллинистич. цивилизации. Историки, рассматривающие Э. под этим углом зрения (начиная с вышедшей в 1927 работы англ. ученого У. Тарна), помимо общности культурного развития, прослеживают характерные, с их точки зрения, формы политич. организации и социальных отношений: распространение полисного устройства в Передней Азии, изменение политич. значения полиса, специфику эллинистич. монархий, взаимоотношения греко-макед. и местного населения, отд. черты экономич. жизни. Такому расширению понятия "Э." способствовала концепция М. И. Ростовцева, рассматривавшего эллинистич. мир как единую политич. и социально-экономич. систему, для к-рой, по мнению Ростовцева, характерны прочные экономич. и политич. связи между входящими в нее гос-вами; основой этих гос-в служили полисы и "класс буржуазии" (торговцы, ремесленники, клерухи, средние и крупные землевладельцы), обеспечивавшие политич. и экономич. устойчивость и распространение эллинистич. культуры. Возникнув в результате завоевания Востока, открывшего новые рынки и широкое поле деятельности, эллинистич. мир достиг процветания, но сравнительно кратковременного, сменившегося упадком вследствие, как пишет Ростовцев, нарушения политич. равновесия и подъема "восточной реакции". Модернизация социально-экономич. отношений, присущая Ростовцеву, характерна и для др. бурж. историков.

Определяя место Э. во всемирно-историч. процессе, нек-рые исследователи рассматривают его как переходную эпоху от греч. цивилизации к римской (наиболее отчетливо у франц. ученого П. Пти), другие, как и Ростовцев, видят в Э. самостоятельный, законченный цикл в истории антич. цивилизации или особую цивилизацию. Англ. ученый А. Тойнби, напр., включает в понятие "Э." историю греч. и рим. мира от кон. 2-го тыс. до н. э. до 7 в. н. э. Большинство историков, отмечая наибольший расцвет эллинистич. гос-в в 3 в. до н. э., связывает их упадок не только с экспансией Рима, но и с "туземной реакцией" на распространение Э. В новейшей зарубежной лит-ре продолжают дискутироваться вопросы о предпосылках Э. в 4 в. до н. э., о роли вост. и греч. элементов в его формировании, о включении в рамки эллинистич. мира Зап. Средиземноморья; ясно выступает тенденция искать в Э. параллели современности (нем. ученый (ФРГ) Г. Бенгтсон, франц. - А. Эймар и др.).

Сов. историч. наука с первых шагов своего становления рассматривала Э. как сложное социально-экономич., политич. и культурное явление. В известной мере такой подход был подготовлен характером исследований рус. историков кон. 19 - нач. 20 вв. (P. P. Соколова, В. Г. Васильевского, Ф. Г. Мищенко, M. M. Хвостова, С. А. Жебелева). Уже в 1936-37 в общих курсах по истории Греции С. И. Ковалев и В. С. Сергеев сформулировали определение Э. как этапа (или стадии) в развитии стран Вост. Средиземноморья, характеризующегося: а) кризисом рабовладельческой экономики и социально-политич. структуры греч. полиса; б) развитием товарных отношений и рабовладения в вост. эллинистич. гос-вах, унаследовавших от др.-вост. общества монархич. форму правления, формы эксплуатации зависимого сел. населения и гос.-монополистич. тенденции; в) синкретизмом в различных отраслях культуры. Историч. значение эллинизма Ковалев видит в экономич., политич. и культурном объединении переднеазиатского, африканского и Эгейского миров, послужившем базой для возникновения Рим. мировой державы.

Дальнейшее развитие эти положения получили в спец. исследованиях А. Б. Рановича. Согласно его концепции, Э. является закономерным этапом истории антич. рабовладельч. общества. Он был порожден кризисом греч. полисов и перс. державы и, в свою очередь, после кратковременного расцвета уступил место новому, более широкому по масштабам и более прогрессивному этапу истории - рабовладельческому обществу Рим. империи. Для Э. характерны интенсивное развитие торговли и ден. отношений, тенденция вытеснения натурального х-ва, распространение на В. форм классич. рабства, нек-рое экономич. нивелирование, сглаживание этнич. разобщенности, обострение социальных противоречий и клас. борьбы, взаимодействие греч. и вост. культур. Но во всех этих направлениях достижения Э. носили ограниченный характер, они лишь подготовили почву для развития этих процессов в рим. эпоху.

Концепции Ковалева и Рановича были пересмотрены и конкретизированы К. К. Зельиным. Считая Э. конкретно-историч. явлением, не подлежащим превращению в социологич. категорию этапа развития рабовладельческого об-ва, Зельин указывает, что в эллинистич. период страны Вост. Средиземноморья переживали разные этапы развития рабовладельческих отношений: в наиболее развитых греч. гос-вах имел место кризис полисного устройства и свойственных ему рабовладельческих отношений, в Македонии и полисах сев.-зап. Греции - рост рабовладения и политич. консолидация, в Египте и Передней Азии - распространение антич. форм рабства и полисного устройства, у племен внутри и на периферии эллинистич. мира шел процесс становления клас. общества. По определению Зельина, Э. - "сочетание и взаимодействие эллинских и местных (гл. обр. восточных) начал в экономике, социально-политич. строе и культуре, свойственные ограниченному (географически и хронологически) кругу стран"; Э. был подготовлен процессом взаимодействия эллинского и переднеазиатских народов в предшествующий период, греко-макед. завоевание придало ему широкий размах и интенсивность. Новые формы культуры, политич. и социально-экономич. отношений, возникшие в период Э., были продуктом синтеза, в к-ром значение местных и греч. элементов определялось конкретно-историч. условиями. Отд. аспекты проблемы Э. разрабатывались также В. В. Струве, А. И. Тюменевым, В. Д. Блаватским, А. Г. Бокщаниным, И. С. Свенцицкой и др.

Историю Э. обычно делят на периоды: 1) возникновение эллинистич. гос-в (или борьба диадохов, кон. 4 - нач. 3 вв. до н. э.); 2) формирование социально-экономической и политической структуры и расцвет эллинистических гос-в (3 - нач. 2 вв. до н. э.) и 3) экономический спад, нарастание социальных противоречий и подчинение господству Рима (нач. 2 - кон. 1 вв. до н. э.).

Возникновение эллинистич. гос-в (или борьба диадохов, кон. 4 - нач. 3 вв. до н. э.). К моменту смерти Александра Македонского (323) его держава охватывала Балканский п-ов, о-ва Эгейского м., М. Азию, Египет, всю Переднюю Азию, юж. районы Ср. Азии и часть Центр. Азии до ниж. течения Инда (см. карту к ст. Александр Македонский). Впервые в истории такая огромная терр. оказалась в рамках одной политич. системы. В процессе, завоеваний были разведаны и налажены пути сообщений и торговли между отдаленными областями; были построены колодцы, мосты, гавани, размещены сторожевые гарнизоны, основаны новые города. Избыточному населению греч. полисов (возможно, и городов Финикии и Междуречья) были открыты широкие возможности для колонизации и эксплуатации завоеванных терр. Однако переход к мирному освоению новых земель произошел не сразу, первые десятилетия были наполнены ожесточенными столкновениями между полководцами Александра - диадохами (преемниками, как их обычно называют), боровшимися за раздел его наследия.

Важнейшей политич. силой и материальной опорой гос. власти в державе Александра была армия, она и определила форму гос-ва после его смерти: в результате непродолжительной борьбы между пехотой и гетайрами (отборной конницей) было достигнуто соглашение, по к-рому держава сохранялась как единое целое, а наследниками Александра были провозглашены слабоумный Арридей, побочный сын Филиппа II (ставленник пехоты), получивший по воцарении имя Филипп III, и ожидавшийся женой Александра Роксаной ребенок, названный после рождения Александром IV. Фактически же власть оказалась в руках небольшой группы знатных македонян, занимавших при Александре высшие воинские и придворные должности; регентом фактически стал Пердикка, управление Грецией и Македонией было оставлено за Антипатром й Кратером, Фракия была передана Лисимаху. В М. Азии самое влиятельное положение занимал Антигон (Антигон I Одноглазый) - сатрап Великой Фригии, получивший к тому же Ликию и Памфилию; в Геллеспонтскую Фригию был назначен Леоннат; доставшиеся греку Евмену из Кардии (занимавшему должность секретаря при Александре) сатрапии Пафлагонию и Каппадокию, лишь номинально входившие в Македонскую державу, еще предстояло завоевать. Египет был передан в управление Птолемею Лагу (Птолемей I Сотер, см. в ст. Птолемей), Сирия - Лаомедонту, Мидия - Пифону, вост. области остались под властью сатрапов, назначенных Александром. Важные командные посты заняли Селевк (Селеек I Никатор) и Кассандр, сын Антипатра. Используя настроение армии, привыкшей жить грабежом завоеванных терр., Пердикка пытался упрочить свое единовластие. Ему удалось подчинить Каппадокию, по его поручению Пифон подавил восстание греко-макед. войск в Бактрии, намеревавшихся покинуть гарнизоны и вернуться на родину. Действия Пердикки против Антигона и Птолемея Лага положили начало длительному периоду борьбы диадохов. Сведения об этом периоде, сохранившиеся в источниках, отрывочны и крайне запутаны, можно наметить лишь осн. линии историч. процесса.

Поход Пердикки в Египет (321) оказался малоуспешным, вызвал недовольство армии, в результате чего он был убит своими командирами (в числе к-рых был и Селевк). В это же время в М. Азии в столкновении с Евменом, оставленным Пердиккой для обороны тыла, погиб Кратер, к-рый в союзе с Антипатром и Антигоном двигался на помощь Птолемею Лагу. После этих событий в Трипарадисе (в Сирии) произошло второе распределение должностей и сатрапий (321). Регентом стал Антипатр и к нему вскоре была перевезена царская семья. Антигон получил полномочия стратега-автократора Азии, в его ведение перешли все царские войска, находившиеся там. Т. о., центр державы как бы переносился на З., но т. к. большая часть армии оставалась на В., то значение должности регента, естественно, уменьшалось. Была признана власть Птолемея Лага над недавно завоеванными им греч. городами Киренаики. Селевк получил сатрапию Вавилонию; были произведены нек-рые перемещения среди второстепенных сатрапов. Война с Евменом и др. сторонниками Пердикки была поручена Антигону. Решения, принятые в Трипарадисе, свидетельствуют о том, что диадохи, сохраняя номинально единство державы под властью макед. династии, фактически уже начали отказываться от организационного единства империи.

В ближайшие два года Антигон почти полностью вытеснил Евмена из М. Азии, но в 319 умер Антипатр, передав свои полномочия Полиперхонту - одному из старых и преданных макед. династии полководцев, и политич. ситуация вновь резко изменилась. Против Полиперхонта выступил сын Антипатра - Кассандр, нашедший поддержку у Антигона. Полиперхонт начал переговоры с Евменом. Война диадохов возобновилась с новой силой. Важнейшим плацдармом стали Греция и Македония, где в борьбу между Полиперхонтом и Кассандром были втянуты и царский дом, и макед. знать, и греч. полисы. В результате ее царская династия окончательно утратила свое значение. Филипп III (Арридей), его жена Эвридика и мать Александра Македонского Олимпиада погибли, Роксана с сыном оказались в руках Кассандра, к-рому удалось подчинить своей власти Македонию и большую часть Греции. Провозглашенная Полиперхонтом "свобода" греч. полисов и демократич. устройство были ликвидированы, в наиболее важные пункты введены гарнизоны Кассандра.

Борьба между Евменом и Антигоном переместилась на В. - в Персиду и Сузиану. Евмен объединился с правителями вост. сатрапий, недовольными попыткой Пифона расширить свои владения. Но этот союз был непрочен, интересы союзников не совпадали. Сам Евмен целиком зависел от своего войска, лишь искусство полководца позволяло ему в течение неск. лет вести активные действия против Антигона. При первой же неудаче он был выдан своими соратниками противнику в обмен на захваченный обоз, а его войско перешло на службу к Антигону (кон. 317 - нач. 316). Сатрапы, бывшие союзники Евмена, прекратили сопротивление и признали полномочия Антигона как стратега Азии. К 316 Антигон стал самым могущественным из диадохов (помимо вост. сатрапий под его властью находилась значит. часть М. Азии), возникла угроза распространения его власти и на др. сатрапии. Это заставило Птолемея, Селевка и Кассандра заключить союз против Антигона, к ним примкнул и Лисимах. Началась серия ожесточенных сражений на море и на суше в пределах Сирии, Финикии, Вавилонии, М. Азии и особенно в Греции. Греч. полисы играли важную роль как стратегич. опорные пункты и, очевидно, не в меньшей степени, как арсеналы вооружения и источники пополнения командного и рядового состава армии. Используя социально-политич. борьбу внутри полисов и традиц. тенденции к политич. независимости, диадохи провозглашали "свободу" греч. полисов, оказывали поддержку то демосу, то олигархии, добиваясь при этом права размещать свои гарнизоны на терр. полиса. Политич. перевороты сопровождались конфискациями, изгнаниями и казнями, столкновения диадохов из-за того или иного полиса влекли за собой жестокие репрессии и разграбление.

Война между Антигоном и коалицией шла с переменным успехом, лишь в 312 Птолемею удалось одержать важную победу в Сирии у Газы. В 311 между Антигоном, Птолемеем, Кассандром и Лисимахом был заключен мир, свидетельствующий, что ни один из них не достиг своей цели: Антигон вынужден был признать Кассандра стратегом Европы, Кассандр - согласиться с предоставлением независимости греч. городам, Птолемей - отказаться от притязаний на Сирию, а Лисимах - на Геллеспонтскую Фригию. Селевк в заключении мира не участвовал. В 311 Деметрий (сын Антигона) предпринял поход в Вавилон и вытеснил Селевка в сев.-вост. сатрапии. Хотя в соглашении о мире еще фигурировало имя царя Александра IV, но фактически о единстве державы уже не могло быть и речи: диадохи выступали как самостоятельные, независимые правители завоеванных ими территорий.

Новая фаза войн диадохов началась в 307. К этому времени исчезла последняя формальная связь между частями бывшей державы Александра: Роксана и Александр IV были убиты по распоряжению Кассандра. Очевидно, с целью завладеть Македонией и макед. престолом Антигон начал подготовку стратегич. базы в Греции. Его сын Деметрий отправился с сильным флотом к Афинам и провозгласил "освобождение" греч. полисов. Ему удалось изгнать макед. гарнизоны из Мегары и Афин и сместить Деметрия Фалерского - ставленника Кассандра, более 10 лет правившего в Афинах. Но успех в Греции во многом зависел от господства на море, где наиболее серьезным соперником был Птолемей, располагавший мощным флотом и портами зависимых и союзных греч. полисов. Поэтому основные сражения происходили гл. обр. у о-вов Средиземного и Эгейского морей. В 306 возле Саламина на Кипре Деметрий разгромил флот Птолемея. После этой крупной победы Антигон присвоил себе и Деметрию царские титулы, открыто заявив о своем притязании на макед. престол. Следуя его примеру, Птолемей и др. диадохи также провозгласили себя царями.

Предпринятый затем поход против Египта оказался неудачным для Антигона I, тогда он направил удар против Родоса - одного из наиболее важных в стратегич. и экономич. отношении союзников Птолемея I. После двухлетней (305-304) осады Деметрием (получившим после этого прозвище Полиоркета - осаждающего города) родосцы вынуждены были перейти на сторону Антигона. Только после этого Деметрию удалось добиться значит. успехов в Греции: он изгнал макед. гарнизоны из ряда городов Пелопоннеса, возобновил Коринфский союз, объявил "свободной" всю Грецию и двинулся в Фессалию. Возникла реальная угроза для Кассандра и Лисимаха.

К этому времени Селевк I совершил поход по вост. сатрапиям вплоть до Индии и вернулся в Вавилон, обладая достаточно крупными материальными ресурсами и воен. силами, чтобы вступить в борьбу с Антигоном I. Вновь против Антигона I объединились все его противники. Воен. действия начал Лисимах, вторгшийся в 302 в Геллеспонтскую Фригию. На помощь ему двигались Селевк I и Птолемей I. Антигон I отозвал из Греции Деметрия с его армией, что позволило и Кассандру переправить часть своих войск в М. Азию. В решающем сражении при Ипсе в 301 объединенными усилиями Лисимах, Селевк I и Кассандр нанесли полное поражение войску Антигона I, к-рый погиб в этом бою. Деметрий с остатками войска отступил к Эфесу, в его распоряжении оставался еще сильный флот и нек-рые города М. Азии, Греции и Финикии. Владения Антигона I были поделены гл. обр. между Селевком I и Лисимахом; Птолемей I, ограничившийся захватом юж. Сирии и не участвовавший в разгроме Антигона I, удержал лишь фактически занятые им районы.

Битву при Ипсе в известной мере можно считать рубежом, положившим начало существованию одного из крупнейших эллинистич. царств - государства Селевкидов, включившего в себя все вост. и передне-азиатские сатрапии державы Александра и нек-рые районы М. Азии (см. карту, к ст. Селевкидов государство). Неск. раньше сложились осн. границы царства Птолемеев: Египет, Киренаика и Келесирия. В этот же период возникли Вифинское царство (297) (см. в ст. Вифиния) и Понтийское царство (302 или 301).

Дальнейшие перипетии борьбы диадохов развертывались в основном на терр. Греции и Македонии. После смерти Кассандра в 298 разгорелась борьба за макед. престол между Деметрием Полиоркетом, Пирром - царем Эпира и сыновьями Кассандра. Победителем вышел Деметрий, но уже в 287-286 Лисимах и Пирр, используя недовольство македонян, изгнали его. Лисимах оттеснил Пирра и в 285 объединил Фракию и Македонию в единое царство, продолжая также удерживать под своей властью сев.-зап. области М. Азии. Усиление Лисимаха привело его к столкновению с Селевком I. В сражении при Курупедии в 281 Лисимах потерпел поражение и был убит, но воспользоваться результатами этой победы Селевку I не удалось: на пути в Македонию его предательски убил в 280 сын Птолемея I - Птолемей Керавн, действовавший, очевидно, с ведома макед. знати, враждебно настроенной к Селевку I. Птолемей Керавн был провозглашен царем Македонии, но вскоре погиб в столкновении с кельтами, вторгшимися во Фракию и Македонию. Опустошительное вторжение кельтов было приостановлено этолийцами в 279, но окончательно справиться с ними удалось лишь в 277 Антигону II Гонату - сыну Деметрия Полиоркета, к-рый продолжал удерживать под своей властью нек-рые греч. города, захваченные еще Деметрием, и располагал значит. воен. силами. В 277 он был провозглашен царем Македонии и положил начало новой династии, объединившей под своей властью Фракию и Македонию. Т. о., третье крупное эллинистич. гос-во также обрело относительную терр. и политич. стабильность (см. Македония Древняя и карту к ней).

Полувековой период борьбы диадохов был по существу периодом становления нового эллинистич. общества со сложной социальной структурой и новым типом гос-ва.

Каждый из диадохов стремился объединить под своей властью внутренние и приморские области, обеспечить господство над важными путями, торг. центрами и портами, создать и содержать сильную армию как предпосылку и реальную опору своей власти. Осн. костяк армии, как правило, состоял из македонян и греков, входивших ранее в царское войско и в состав гарнизонов, оставленных в крепостях во время походов Александра, а также из наемников, навербованных в Греции (на мысе Тенарон в Пелопоннесе и др. местах вербовки). Средства для их оплаты и содержания отчасти черпались из сокровищ, награбленных Александром или самими диадохами, но достаточно остро стоял вопрос и о сборах дани или податей с местного населения, а следовательно, об организации управления захваченными терр. и о налаживании экономич. жизни. Эти моменты, очевидно, оказались решающими для упрочения положения того или иного диадоха.

Перед каждым из диадохов на всех терр., кроме Македонии, стояла проблема взаимоотношений с местным населением. В решении ее заметны две тенденции: 1) продолжение политики Александра Македонского, направленной на сближение греко-макед. и местной знати и использование местных традиционных форм социальной и политич. организации; 2) жестокая эксплуатация всех слоев покоренного населения.

Одним из средств экономич. и политич. укрепления власти на завоеванных терр. было основание новых полисов. Их создавали и как стратегич. пункты, и как административные и экономич. центры. Характерно, что новые полисы появились во всех районах эллинистич. мира, но их кол-во, расположение и способ возникновения отражали и специфику времени и историч. особенности отд. областей. Во внутренних густо заселенных и развитых районах Египта и Передней Азии диадохи основывали лишь единичные полисы в наиболее важных в стратегич. отношении пунктах (Птолемаида в Верх. Египте, Селевкия на Тигре и др.); в Сев. Греции и Македонии возникли новые портовые города (Деметриада, Фессалоники, Кассандрия, Лисимахия). Наибольшее кол-во полисов было основано в приморских районах М. Азии и Сирии (Антиохия на Оронте, Селевкия в Пиерии, Апамея, Птолемаида в Келесирии, Смирна, Никея и др.), что связано, очевидно, не только со стратегич. и экономич. значением этих местностей, но и с уменьшением населения в них в результате вымирания и бегства жителей, изнуренных воен. действиями и постоем войск. В деятельности диадохов проявлялись в конечном счете объективные тенденции историч. развития Вост. Средиземноморья и Передней Азии, наметившиеся еще в 4 в.: потребность в установлении тесных экономич. связей глубинных районов с морским побережьем и связей между отд. областями Средиземноморья и вместе с тем - в сохранении сложившейся этнич. общности и традиционного политич. и культурного единства отд. районов; потребность в обеспечении безопасности и регулярности торг. сношений, развития городов как центров торговли и ремесла; потребность культурного взаимодействия как необходимого условия дальнейшего развития культуры.

Формирование социально- экономич. и политич. структуры и расцвет эллинистич. гос-в (3 - нач. 2 вв. до н. э.). Тенденции, наметившиеся в период борьбы диадохов, получили более определенное выражение во второй период истории Э. (в 3 в. до н. э.). Важнейшие эллинистич. гос-ва стабили- зировались, и хотя воен. столкновения не прекращались, они носили более локальный характер. Наследники Птолемея I и Селевка I продолжали соперничать в Келесирии, Финикии и М. Азии. Это вылилось в серию т. н. Сирийских войн (в 274-271, затем прибл. в 258-253, в 247-246 и в 219-217). Птолемеи, владевшие наиболее сильным флотом, оспаривали господство Македонии в Эгейском м. и в Греции. Попытки Македонии расширить свои владения в Греции наталкивались на упорное сопротивление греч. полисов (Хремонидова война 267-261, война с Ахейским и Этолийским союзами). Сокращается терр. царства Селевкидов: в 283 отпал Пергам, и после безуспешной войны (263-262) Селевкиды вынуждены были признать его независимость; в 260 стала независимой Каппадокия; около сер. 3 в. отпали сев.-вост. сатрапии и образовались независимые Парфянское царство и Греко-Бактрийское царство. Если мелкие гос-ва М. Азии по своей структуре и тенденциям развития во многом были сходны с крупными эллинистич. державами, то гос-ва, возникшие на окраинах эллинистич. мира, имели существенные особенности, определявшиеся значительно большей ролью местных элементов и племенного строя. Это позволяет нек-рым историкам выделять их в особую группу эллинизированных или эллинизованных стран.

Наиболее характерной чертой экономич. развития эллинистич. общества был рост товарного производства и торговли. Возникли новые крупнейшие торг. и ремесленные центры - Александрия в Египте, Антиохия на Оронте, Селевкия на Тигре, Пергам и др., ремесленное произ-во к-рых в значит. мере было рассчитано на внеш. рынок. Установились регулярные мор. связи между Египтом, Сирией, М. Азией, Грецией и Македонией; были налажены торг. пути по Красному м., Персидскому зал. и дальше в Индию. Появились торг. связи Египта с Причерноморьем, Карфагеном и Римом. Продолжая политику Селевка I, Антиох I основал ряд полисов вдоль старых караванных дорог, соединявших верхние сатрапии и Междуречье со Средиземным м.; Птолемей II Филадельф основал неск. гаваней на Красном м. Возникновение новых торг. центров в Вост. Средиземноморье повлекло за собой перемещение торг. путей в Эгейском м., возросла роль Родоса и Коринфа как портов транзитной торговли, упало значение Афин. Расширились ден. обращение и ден. операции, чему способствовала перечеканка в монету драгоценных металлов, хранившихся в сокровищницах перс. царей и храмов. Многочисл. полисы, возникшие на В., притягивали к себе ремесленников, торговцев и людей др. профессий. Греки и македоняне приносили с собой привычный для них рабовладельческий уклад, что означало значит. увеличение населения полиса за счет рабов. Потребность в снабжении продовольствием новых полисов приводила к увеличению произ-ва с.-х. продуктов, предназначенных для продажи. Ден. отношения начали проникать даже в егип. куму (деревню), разлагая традиционные отношения и способствуя усилению эксплуатации сел. населения.

Самый факт развития торговли свидетельствовал о том, что экономич. потенциал эллинистич. гос-в заметно вырос. Несомненно, увеличились масштабы с.-х. производства как за счет расширения площади обрабатываемых земель, так и за счет более интенсивного их использования, обмена опытом обработки, с.-х. культурами и породами скота. Увеличился объем ремесленного производства и уровень техники. Об этом свидетельствуют, в первую очередь, создание крупных и быстроходных воен. и торг. судов, сложных осадных машин и фортификационных сооружений, широкие масштабы градостроительства, ирригации, а следовательно, и расширение отраслей, добывающих строительные материалы и металлы; развитие и специализация ремесел, производящих предметы роскоши, и отд. усовершенствования в традиционных ремеслах, позволяющие предполагать массовое произ-во фигурной керамики, терракот, нарядных тканей, папируса. В этот же период сложились основные черты эллинистической культуры.

На фоне пышного расцвета новых экономич. центров в Сирии, Египте и М. Азии состояние экономики Греции и Македонии представляется как застой и упадок. Однако и здесь можно проследить развитие торг.-ремесл. центров (Фессалоник, Кассандрии, Филиппополя). В греч. портах, в т. ч. в Коринфе и Афинах, были впервые созданы быстроходные суда и осадная техника для Деметрия Полиоркета. Очевидно, судостроение и производство воен. снаряжения продолжали развиваться в Греции и Македонии, т. к. цари Македонии во 2-й пол. 3 в. располагали флотом, способным соперничать с флотом Птолемеев. Замедленный темп экономич. развития Греции и Македонии объясняется не только истощением этих районов войнами диадохов, борьбой греч. полисов против макед. господства и отливом наиболее жизнедеятельных и предприимчивых слоев населения в вост. страны, но также еще и тем, что греч. полис как форма социально-экономич. и политич. организации антич. общества к кон. 4 в. до н. э. находился в состоянии глубокого кризиса. Он уже не соответствовал экономич. тенденциям, т. к. свойственные ему автаркия и автономия препятствовали расширению и укреплению экономич. связей. Он не соответствовал и потребностям социально-политич. развития, т. к., с одной стороны, не обеспечивал воспроизводство гражд. коллектива в целом (перед беднейшей его частью неизбежно возникала угроза потери гражд. прав), с другой - не обеспечивал внеш. безопасность и прочность власти этого коллектива, раздираемого внутр. противоречиями, над рабами и негражданами.

Историч. практика кон. 4 - нач. 3 вв. создала новую форму социально-политич. организации - эллинистич. монархию. Эта монархия сочетала в себе элементы вост. деспотии - монархич. форму гос. власти, располагавшую постоянной армией и централизованной администрацией, и элементы полисного устройства в виде городов с приписанными к ним сел. территориями, сохранявших органы внутр. самоуправления, но в значит. мере зависевших от царя и подчиненных ему. Утрата политич. самостоятельности полиса компенсировалась безопасностью существования, большей социальной устойчивостью и обеспечением прочных экономич. связей с др. частями гос-ва. В свою очередь, царская власть приобретала в гор. населении ту необходимую социальную опору, к-рая поставляла потребные контингенты для администрации и армии и обеспечивала господство над завоеванными территориями.

По образцу отношений, складывавшихся между царями и вновь основанными полисами, перестраивались и отношения монархии со старыми эллинскими и вост. городами. На это указывают многочисл. случаи "основания" новых городов на месте существовавших восточных (Раббат-Аммон - Филадельфия, Сузы - Селевкия и т. п.), возникновение городов путем добровольного или принудительного слияния (см. Синойкизм) и переименования греч. городов в М. Азии (Траллы в Антиохию, Патара в Арсиною и т. п.).

На терр. полисов зем. отношения складывались по обычному образцу: частная собственность граждан и собственность города на неподеленные участки. Осложнялись они тем, что к городам (как свидетельствуют надписи из М. Азии) могла быть приписана земля с находившимися на ней местными деревнями, население к-рых не становилось гражданами города, но продолжало владеть своими участками, уплачивая подати городу или частным лицам, к-рые получили эти земли от царя, а потом приписали их к городу. На терр., не приписанной к городам, вся земля считалась царской. По данным егип. папирусов, она делилась на две категории: собственно царскую и "уступленные" земли, к к-рым относились земли, принадлежавшие храмам, земли, переданные царем в "дарение" своим приближенным, и земли, предоставляемые небольшими участками (клерами) воинам-клерухам (см. Клерухии) или катэкам. На всех категориях этих земель также могли находиться местные деревни, жители к-рых продолжали владеть своими наследств. наделами, уплачивая подати или налоги.

Сложность зем. отношений обусловливала многослойность социальной структуры эллинистич. гос-в. Царский дом с его придворным штатом, высшая воен. и гражд. администрация, наиболее зажиточные горожане и высшее жречество составляли верхний слой землевладельческой и рабовладельческой знати. Основой их благополучия были земли (городские и дарственные), доходные должности, торговля, откупные и ростовщич. операции. Едва ли можно предполагать, что местная наследственная землевладельческая знать была полностью уничтожена; очевидно, часть ее эллинизировалась и влилась в состав царской администрации (это слияние началось при Александре), а часть сосредоточилась вокруг храмов местных божеств. Более многочисленным был средний слой - торговцы и ремесленники, персонал царской администрации, откупщики, клерухи и катэки, местное жречество, люди интеллигентных профессий (архитекторы, врачи, философы, художники и т. п.). Верхний и средний слои при всем различии в богатстве и несовпадении интересов составляли тот господствующий класс, к-рый получил в егип. папирусах обозначение "эллины", не столько по этнич. принадлежности входивших в него людей, сколько по их социальному положению в обществе, противопоставлявшему их всем "неэллинам" - неимущему местному населению (лаой). Бульшую часть лаой составляли зависимые или полузависимые земледельцы, обрабатывавшие земли царя, знати, городов на основе арендных отношений или традиционного держания и жившие в комах, сохранявших нек-рые черты сел. общины. К лаой относились и гипотелейс - рабочие царских монополий (т. е. ремесленных мастерских тех отраслей производства, к-рые были монополией гос-ва). Лаой считались лично свободными, но были прикреплены к месту своего жительства, к той или иной мастерской или профессии. Ниже их на социальной лестнице стояли только рабы.

Греко-макед. завоевание, войны диадохов, распространение полисного строя - все это дало сильный толчок для развития рабовладельческих отношений в их классич. антич. форме при сохранении и более примитивных форм рабства - должничества, самопродажи и т. п. Очевидно, роль рабского труда в эллинистич. городах (прежде всего в быту и, вероятно, в гор. ремесле) была не меньшей, чем в греч. полисах. Но в с. х-ве и особенно на царских землях рабский труд не смог в сколько-нибудь заметных масштабах оттеснить труд местного населения ("царских земледельцев" в Египте, "царских людей" у Селевкидов), эксплуатация к-рого была не менее выгодной. По данным егип. папирусов, в крупных х-вах знати на дарственных землях рабы исполняли или адм. функции или служили подсобной рабочей силой. Однако повышение роли рабовладения в общей системе социально-экономич. отношений привело к усилению внеэкономич. форм принуждения и в отношении лаой (прикрепление к месту жительства, литургии, т. е. принудительное выполнение обществ. повинностей, принудительная аренда и т. п.).

Анализ социальной структуры вост. эллинистич. гос-в позволяет выявить одну характерную особенность: осн. тяжесть содержания гос. аппарата падала на местное сел. население, благодаря чему города оказались в сравнительно благоприятном положении, что являлось, по-видимому, одной из главных причин их быстрого роста и процветания.

Иной тип социального развития имел место в Греции и Македонии. Македония также складывалась как эллинистич. гос-во, объединявшее в себе элементы монархии и полисного устройства. Хотя зем. владения макед. царей были относительно обширны, здесь не было того широкого слоя зависимого сел. населения (за исключением, может быть, фракийцев), за счет эксплуатации к-рого могли бы существовать гос. аппарат и значит. часть господств. класса. Бремя расходов на содержание армии и строительство флота в равной мере падало на гор. и сел. население. Различия между греками и македонянами, сел. жителями и горожанами определялись их имуществ. положением, линия сословно-классового деления проходила между свободными и рабами. Развитие экономики шло в направлении дальнейшего внедрения рабовладельческих отношений.

Присоединение к Македонии не давало полисам существенных экономич. преимуществ. В то же время вековые традиции независимости и автаркии в греч. полисах были особенно сильны. Поэтому экспансия Македонии встречала упорное сопротивление прежде всего среди демократич. слоев, т. к. введение макед. гарнизонов сопровождалось обычно установлением олигархич. режимов. Поскольку существование мелких независимых полисов в системе эллинистич. монархии становилось невозможным (к тому же и тенденции социально-экономич. развития самих полисов требовали создания более широких гос. объединений), выход был найден в создании федераций полисов. Характерно, что инициатива образования федерации исходила не от старых политич. центров Греции, а от районов, лишь недавно вступивших на путь развития рабовладельческих отношений.

В нач. 3 в. до н. э. приобрел значение Этолийский союз, в к-рый уже в кон. 3 в. входили почти вся центр. Греция, Элида и Мессения, а также нек-рые ост

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
117.55 кб

2005. 02. 002. Беликов А. П. Рим и эллинизм: проблемы политических, экономических и культурных конта

Медовичев А. Е.
Читать PDF
206.25 кб

Эллинизм и проблемы эллинизации еврейского народа на его исторической родине – Иудее

Дубовский Григорий Яковлевич
Рассмотрены особенности эллинистической культуры и проблемы, связанные со вхождением еврейского народа, его культуры и структур в зону эллинизма.
Читать PDF
252.13 кб

Рим и эллинизм: проблема военного и политического соперничества

Калмыков Виталий Сергеевич, Кудинов Андрей Андреевич
Статья посвящена первому крупному военному и политическому конфликту Рима с эллинистическими государствами. В ней рассматриваются войны Римской республики с Македонией и державой Селевкидов.
Читать PDF
1.40 мб

Эллинизм и варвары: открытие Посидония

Хазина А.В.
Читать PDF
494.61 кб

Эллинизм в системе византийской идентичности

Ващева И.Ю.
Данная статья затрагивает сложную и в настоящее время вызывающую острые дискуссии в западной историографии проблему византийской идентичности и рассматривает соотношение трех ее основных составляющих: римской идеи, эллинизма и хри
Читать PDF
96.20 кб

Эллинизм в эссеистике Джона Фаулза

Павлова Анна Алексеевна
В статье рассматриваются истоки зарождения интереса Джона Фаулза к Греции и эллинистическому наследию на материале эссеистики писателя.
Читать PDF
110.62 кб

«Эллинизм» как ответ на ситуацию дегуманизации искусства: «Семантическая поэтика» О. Мандельштама

Гарбузинская Юлия Романовна
В статье говорится о поэтике акмеизма как о решении проблемы кризиса культуры ХХ века.
Читать PDF
1.52 мб

Эллинизм в опыте ментальной идентификации

Хазина А.В., Строганов Д.А.
В данной статье анализируются базовые характеристики культурных и философских идей эллинизма. Предпринята попытка переосмысления этих феноменов с точки зрения истории ментальности.
Читать PDF
3.59 мб

ГОМОЭРОТИЗМ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭЛЛИНИЗАЦИИ В КОНЦЕ XIX - XX ВВ

Фетисова Д., Трофимов М.П.
Читать PDF
229.36 кб

Реформы Арташеса i и эллинизация древнеармянского государства

Арутюнян А.Ж.
Читать PDF
15.76 мб

Война и понятие справедливости у греков в эпоху эллинизма

Кащеев Владимир Иванович
Читать PDF
5.46 мб

Военная организация городов Малой Азии в эпоху эллинизма

Климов Олег Юрьевич
Читать PDF
146.22 кб

Концепция эллинизации христианства в истории теологии

Михайлов Петр Борисович
В статье предпринимается аналитический обзор историко-теологической исследовательской концепции эллинизации христианства от XVI в. до начала XXI в.
Читать PDF
178.43 кб

Dogmengeschichte А. Фон Гарнака и либерально теологическая концепция "эллинизации христианства"

Пылаев М.А.
The article analyzes the liberal Protestant theological concept of «Hellenization of Christianity», serves to prove the continuity of Christianity in history. In the view of the author comes the project Dogmengeschichte A.
Читать PDF
180.22 кб

2014. 04. 012. Кузьмин Ю. Н. Аристократия Берои в эпоху эллинизма. - М. : ун-т Дмитрия Пожарского, 2

Медовичев А.Е.

Похожие термины: