самоназвание греков.
Эллины
ЭЛЛИНЫ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Эллины
(греч.), первоначально назв. сев. — греч. племени. Вскоре это назв. распространилось на всех греков, с 5 в. до н. э. употребление его способствовало отграничению греков от всех не говорящих по-гречески чужих народов (варваров). В эллинизме этот термин означал носителей греч. смешанной культуры, возникшей внутри государств Александра Македонского и диадохов.
Источник: Словарь античности. 1989
ЭЛЛИНЫ
самоназв. греков, распростр. еще в древности на все население Вост. Средиземноморья, говорившее на греч. языке. Назв. «Э.» встречается уже у Гомера, но применит. лишь к племени, обитавшему на терр. небольшой обл. в Юж. Фессалии — Эллады. Назв. обл. перешло к др. антич. авторам, но Аристотель помещает Элладу не в Фессалии, а в Эпире. В генеалогич. поэзии родонач. Э. считается миф. Эллин.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ЕЛЛИНЫ
слово, встречаемое только однажды в В.З. именно у Иол 3:6, а в Новом Завете в Деян 11:20, в послании к Колос 3:11 и других. Под сим именем в Свящ. Писании разумеются: 1) собственно Греки, называемые так в отличие от других народов, именуемых ими варварами, 2) язычники вообще, как Греки, так и другие народы, потому что многие из них говорили тогда на Греческом языке, 3) те из Иудеев, которые жили между язычниками (Еллинисты), 4) те из язычников, которые перешли в Иудейскую веру и наконец 5) Христиане из язычников, уверовавших во Христа.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
ЭЛЛИНЫ
´Ellnnes) - самоназвание греков, распространившееся еще в древности на все население Вост. Средиземноморья, говорившее на греч. языке. Назв. "Э." встречается уже у Гомера, но применительно лишь к племени, обитавшему на терр. небольшой области в Юж. Фессалии - Эллады. Назв. области перешло к др. античным авторам, но Аристотель помещает Элладу не в Фессалии, а в Эпире. В генеалогической поэзии родоначальником Э. считается мифический Эллин - переживший потоп сын Девкалиона и Пирры, брат Амфиктиона. Последний считается эпонимом религ.-культового объединения ряда племен, возникшего в глубокой древности вокруг Дельфийского святилища Аполлона. Видимо, члены этого объединения именовали себя Э. и постепенно распространили это название на все население Ср. и Сев. Греции, дорийцы же перенесли его в Пелопоннес, где тоже происходили общегреч. праздники. Потребность в общем имени, очевидно, возникла у греков в связи с развитием колонизации и торг. общения с др. народами. По свидетельству Геродота, в Навкратисе (Египет), основанном в 7 в. до н. э. колонистами из 9 греч. городов, общий для всех греков храм был назван Элленионом. Впервые термин "Э." для обозначения всех греков встречается у поэта Архилоха (7 в. до н. э.), побывавшего во мн. странах и принимавшего участие в греч. колонизации. Лит. см. при ст. Греки. Д. П. Каллистов. Ленинград.
Эллины
греч. Hellenes)
самоназвание греков, распространившееся в античности. Впервые это слово встречается у Гомера, однако по отношению только к одному племени, заселявшему небольшую область в южной Фессалии - Элладу; Аристотель локализует его в Эпире. Согласно мифологии, родоначальником э. был Эллин, сын Девкалиона и Пирры. Впервые термин «э.» как название всех греков встречается у поэта Архилоха (VII в. до н.э.). В период Греко-персидских войн этот термин стал употребляться применительно к материковой Греции, а во времена А. Македонского распространился по всей территории, где обитали греки.
Фукидид считал, что до Троянской войны эта территория не имела названия: до Эллина, сына Девкалиона, подобного имени вообще не существовало. «После же того, как Эллин с сыновьями захватил власть во Фтиотиде, а другие города начали призывать их на помощь, отдельные племена одно за другим уже в силу близкого общения друг с другом мало-помалу стали называться эллинами, но во всеобщее употребление это название вошло лишь недавно. Наилучшее доказательство этому дает Гомер. Ведь Гомер, хотя он жил гораздо позже Троянской войны, нигде не обозначает все племена одним общим именем эллинов и никого так не называет, кроме воинов дружины Ахиллеса из Фтиотиды - они-то и были первыми эллинами. Остальных же Гомер в своих поэмах именует данайцами, аргивянами или ахейцами; не употребляет он и слова «варвары», - очевидно, оттого, что эллины тогда еще не отделились от них и не объединились под одним именем» (История, I, 3).
Язык э. подразделялся на три основных диалекта: эолийский, дорийский и ионийский. На первом диалекте разговаривали жители северо-зап. побережья Малой Азии, о-ва Лесбос, Беотии и Фессалии. Дорийский диалект был распространен среди племен, проживавших на юго-зап. побережье Малой Азии, на Пелопоннесе, о-вах Крите и Родосе, а также в колониях Южной Италии и Сицилии. Ионийский диалект был присущ племенам зап. побережья Малой Азии, Аттики и некоторых островов Эгеиды; из него образовался аттический диалект, ставший литературным языком Эллады.
Олива П. К вопросу о возникновении и развитии эллинской народности в древней Греции // ВДИ. 1954. № 4; Тюменев А.И. К вопросу об этногенезе греческого народа // ВДИ. 1953. № 4; 1954. № 4.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
самоназвание греков, распространившееся в античности. Впервые это слово встречается у Гомера, однако по отношению только к одному племени, заселявшему небольшую область в южной Фессалии - Элладу; Аристотель локализует его в Эпире. Согласно мифологии, родоначальником э. был Эллин, сын Девкалиона и Пирры. Впервые термин «э.» как название всех греков встречается у поэта Архилоха (VII в. до н.э.). В период Греко-персидских войн этот термин стал употребляться применительно к материковой Греции, а во времена А. Македонского распространился по всей территории, где обитали греки.
Фукидид считал, что до Троянской войны эта территория не имела названия: до Эллина, сына Девкалиона, подобного имени вообще не существовало. «После же того, как Эллин с сыновьями захватил власть во Фтиотиде, а другие города начали призывать их на помощь, отдельные племена одно за другим уже в силу близкого общения друг с другом мало-помалу стали называться эллинами, но во всеобщее употребление это название вошло лишь недавно. Наилучшее доказательство этому дает Гомер. Ведь Гомер, хотя он жил гораздо позже Троянской войны, нигде не обозначает все племена одним общим именем эллинов и никого так не называет, кроме воинов дружины Ахиллеса из Фтиотиды - они-то и были первыми эллинами. Остальных же Гомер в своих поэмах именует данайцами, аргивянами или ахейцами; не употребляет он и слова «варвары», - очевидно, оттого, что эллины тогда еще не отделились от них и не объединились под одним именем» (История, I, 3).
Язык э. подразделялся на три основных диалекта: эолийский, дорийский и ионийский. На первом диалекте разговаривали жители северо-зап. побережья Малой Азии, о-ва Лесбос, Беотии и Фессалии. Дорийский диалект был распространен среди племен, проживавших на юго-зап. побережье Малой Азии, на Пелопоннесе, о-вах Крите и Родосе, а также в колониях Южной Италии и Сицилии. Ионийский диалект был присущ племенам зап. побережья Малой Азии, Аттики и некоторых островов Эгеиды; из него образовался аттический диалект, ставший литературным языком Эллады.
Олива П. К вопросу о возникновении и развитии эллинской народности в древней Греции // ВДИ. 1954. № 4; Тюменев А.И. К вопросу об этногенезе греческого народа // ВДИ. 1953. № 4; 1954. № 4.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)