франц. email, от франц. smeltan - плавить; древнерусское - финифть) – 1) особые сплавы стекла, окрашенные в различные цвета окисями металлов, которыми в качестве украшения глазируется металл, а иногда также стекло или керамика; 2) техника, применяемая в ювелирном искусстве (для украшения золотых, серебряных и медных изделий); 3) само изделие, украшенное эмалью.
Эмаль
Эмаль
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ЭМАЛЬ
наплавление стекловидной массы на металл. Впервые было осуществлено ок. 1400 до н.э., возможно, на Кипре, о чем свидет. большое кол-во находок. Э. была распростр. в эпоху античности в окраинных обл., напр., в Галлии с 3 по 1 в. до н.э. Стекл. масса сплавлялась при температурах порядка 585 — 850 градусов, при этом металлич. основа при выемчатой Э. и тонкие металлич. перегородки при перегородчатой Э. оставались твердыми. Окрашив. действием обладали добавки металлич. окислов (до 35% ферритовой массы): коричневый и черный цвет достигался введением окислов железа, зеленый — медных или железных окислов, голубой — медных, красный — свинцовых и медных, широко распростр. молочный цвет придавала окись цинка.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Эмаль
(от лат. smaltum — эмаль, глазурь), наплавление стекловидной массы на металл. Впервые было осуществлено ок. 1400 до н. э., возможно, на Кипре, о чем свидетельствует большое количество находок. Э. была распространена в эпоху античности в окраинных областях, например в Галлии с 3 по 1 в. до н. э. Стеклянная масса сплавлялась при температурах порядка 585–850°, при этом металлич. основа при выемчатой Э. и тонкие металлич. перегородки при перегородчатой Э. оставались твердыми. Окрашивающим действием обладали добавки металлич. окислов (до 35% ферритовой массы): коричневый и черный цвет достигался введением окислов железа, зеленый — медных или железных окислов, голубой — медных, красный — свинцовых и медных, широко распространенный молочный цвет придавала окись цинка.
Источник: Словарь античности. 1989
ЭМАЛЬ
от франц. email, от франкского smeltan – плавить), техника, применяемая в ювелирном искусстве для украшения золотых, серебряных, медных и др. изделий, а также сами изделия, выполненные в этой технике. Техника эмалей может быть холодной (без обжига) или горячей (окрашенная окислами красочная паста наносится на специально обработанную поверхность и обжигается, в результате чего появляется стекловидный цветной слой).
Перегородчатые эмали заполняют ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям узора, передают четкие линии контура. Выемчатые эмали заполняют углубления (созданные резьбой, штамповкой и т. д.) в толще металла; отличаются яркостью цвета. В расписной эмали изделие из металла покрывается эмалью и по ней расписывается эмалевыми красками (с 17 в. огнеупорными).
Наиболее известны лиможские эмали (Франция, 15–17 вв.), русская финифть, изделия мастеров модерна (Р. Лалика, Л. Тиффани и др.).
Перегородчатые эмали заполняют ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям узора, передают четкие линии контура. Выемчатые эмали заполняют углубления (созданные резьбой, штамповкой и т. д.) в толще металла; отличаются яркостью цвета. В расписной эмали изделие из металла покрывается эмалью и по ней расписывается эмалевыми красками (с 17 в. огнеупорными).
Наиболее известны лиможские эмали (Франция, 15–17 вв.), русская финифть, изделия мастеров модерна (Р. Лалика, Л. Тиффани и др.).
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007