с нами Бог) (Ис 7.14; 8.8; Мф 1.23)-имя грядущего Спасителя, одно из величайших пророчеств Исаии, высказанное им в связи с тесными обстоятельствами царя Ахаза.
ЭММАНУИЛ
Еммануил
ЭММАНУИЛ
евр. — с нами Бог) — одно из пророческих имен Бога-Сына (Иисуса Христа), употребленное в пророчестве Исайи: «...се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис VII, 14). Особый иконографический тип, представляющий Христа-отрока; используется, как правило, в композициях на тему воплощения: «Богоматерь Знамение», «Собор архангелов» и др., а также в сложных символических композициях, в которых присутствует тема предвечного существования Христа и поклонения жертве.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
Еммануил
иудейское имя Иисуса Христа, в первый раз упоминаемое Исайей в пророчестве о рождении от Девы Спасителя мира: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Книга пророка Исайи, 7, 14). Через несколько сотен лет пророчество сбылось. Поэтому святой апостол и евангелист Матфей, рассказывая о Рождестве Христовом, повторяет это пророчество своими словами: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог» (Псалтирь, 7, 14) (Евангелие от Матфея, 1, 22–23).
Источник: Православная энциклопедия.
ЕММАНУИЛ
с нами Бог) — Еврейское имя Господа Иисуса, встречаемое в первый раз в пророчестве Исаии о рождении Спасителя от Девы (Ис 7:14). Случай, по которому изречено пр. Исаиею означенное предсказание, был следующий. Против Ахаза, царя Иудейского, соединились два царя. Сирийский Разеон или Рецин, и Израильский, Факей, с целью, покорив Иудею, свергнуть Ахаза с престола, истребить весь царский дом, или род Давидов, и возвести на престол новую династию. В сих трудных обстоятельствах Ахаз решился искать помощи у Ассириян (4Цар 16:7). Тогда явился к Ахазу пр. Исаия, и от лица Божия предложил ему просить от Бога какого угодно знамения в подтверждение того, что замыслы союзных царей будут безуспешны и план их разрушится. Когда же Ахаз отказался от знамения, то пророк обращаясь ко всему дому Давидову предрек: “И так, сам Бог даст вам знамение. Вот Дева зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил. Когда пр. Исаия предсказал рождение Христа Спасителя от Девы, чего естественный человеческий разум и помыслить не мог, и когда через несколько сот лет после сего пророчества Господь наш Иисус Христос родился от Пресв. Девы, тогда нельзя не видеть, что пророчество было словом Бога всеведущего и что исполнение пророчества было делом Бога всемогущего. Посему и св. ев. Матфей, повествуя о рождестве Христовом, приводит означенное пророчество в следующих словах: “А все сие произошло; да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит “с нами Бог” (Пс 7:14). см. Ахаз.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Еммануил
евр. т.е. «с нами Бог»). Когда царь Ахаз был сильно тесним сирийским царем Рецином и израильским Факеем, к нему был послан Господом пророк Исайя, чтобы уверить его в помощи от Бога Израилева. Исайя предлагал ему просить для себя знамения у Господа на земле или на небе, но Ахаз отказался от этого, говоря: «не буду просить и не буду искушать Господа». Тогда Господь Сам дал ему знамение: «се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе. Ибо, прежде, нежели этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее» (Ис. 7: 14,15,16). (Другой перевод: «Прежде, нежели этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля обоих царей, которых ты страшишься, будет опустошена). Слово «прежде» имеет здесь большое значение. В Ис. 8:3 сказано: «И приступил я (Исайя) к пророчице (т.е. жене своей) и она зачала и родила сына. И сказал ему Господь: нареки ему имя: Магер-шелад-баз. Ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: «отец мой», «мать моя», богатство Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским». Как это исполнилось, срав. 4 Цар. 15: 30; 16:9. Прежде нежели сын Исайи «Магер-шелал-хаш-баз» мог выговорить отец мой» и «мать моя», исполнились слова Господни. Другой Сын, Которому должно было родиться не от жены Исайи (пророчицы), но от Девы (7:14) (евр. «Алма»: то же слово «алма» в Бы г. 24:43; Исх. 2:8 обозначает незамужнюю девицу), родился значительно позднее — 724 года спустя — в Вифлееме (Мат. 1:23).