Энний
ЭННИЙ
Квинт (239 — 169 до н.э.) — рим. поэт. Родился в Юж. Италии, с 204 жил в Риме. С детства знал греч. язык. В своей лит. деятельности был идеологом умеренной рим. аристократии, стремивш. насаждать на рим. почве лит. и философские традиции Др. Греции. Был участником кружка Сципиона. Из многочисл. соч. Э. сохран. фрагменты — свыше 1100 стихов. Крупнейшее произв. Э. — эпич. поэма «Анналы» (18 кн.), прославляющая подвиги Энея и кончая совр. Э. полководцами. В «Анналах» впервые в рим. лит-ре применен гекзаметр. Трагедии Э. явл. свободной переработкой сюжетов Еврипида, реже — Эсхила; Э. написал также две трагедии на рим. темы, комедии, дидактич. философскую поэму «Эпихарм», т.н. сатуры — морально-назидат. произв. на различ. темы.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Энний
Quintus Ennius) – римский эпический поэт III – II вв. до Р.Х. Родился в 239 г. в городке Рудия в Калабрии, умер в 169 г. до Р.Х. в Риме. В 204 г. был принят в столице Марком Порцием Катоном, вел при нем довольно скромный образ жизни, проявил себя как учитель и писатель. Кроме Катона, Эннию покровительствовали Сципион Африканский, Сципион Назика и Марк Фульвий Нобилиор, благодаря которым Энний получил права римского гражданина. Главное произведения Энния – «Анналы» в 18 книгах – поэтическая летопись римской истории от бегства Энея из Трои до современных Эннию событий. Образцом для Энния служил героический эпос Гомера, поэтому для своих стихов он использовал гекзаметр. В прологе к своим «Анналам», кроме того, он сообщил, что во сне в него вселилась душа Гомера. В ряде других поэтических творений Энния ориентиром для Энния послужили трагедиии Еврипида и других греческих авторов. Кроме того, Энний писал эпиграммы, басни, перевел на латинский язык произведение греческого философа Евгемера «Священные записи». Произведения Энния сыграли значительную роль в процессе эллинизации Рима, стали образцом для поэзии эпохи Августа; поэт Вергилий и историк Тит Ливий испытывали заметное влияние Энния.
Источник: Словарь античных историков. 2011
Энний
Квинт (лат. Ennius), род. в 239 до н. э. в Рудии (Калабрия), ум. в 169 до н. э. в Риме. Выдающийся рим. поэт архаич. времени; в 204 был принят в Риме М. Порцием Кат оном, вел здесь довольно скромный образ жизни. Э. проявил себя как учитель и писатель. Гражданские права ему обеспечили его высокопоставл. покровители (Сципион Африканский, Сципион Назика, М. Фульвий Нобилиор, последнего он сопровождал в этолийском походе и прославлял завоевание им Амбракии в своей претекстате «Ambracia»). Гл. произведение Э. — «Анналы» — летопись, представлявшая нац. эпос римлян до «Энеиды» Вергилия (включает примерно 600 стихов). В них Э. воссоздал историю Рима (18 книг), начиная от бегства Энея из Трои до современности. Образцом ему служил героич. эпос Гомера, взамен обычного сатурнийского стиха он использовал эпич. гекзаметр. В прологе содержится рассказ о сне, в котором Гомер сообщает, что душа его вселилась в Э. Помимо этого, Э. в своем творчестве подражал греч. трагедиям (особенно Еврипиду), введя изменения в построении и метрике. Известны назв. и фрагменты приблизительно 20 трагедий (так же как и двух комедий и двух претекстат). Четыре книги «Сатур» были поэзией повествовательного характера (в т. ч. его басня о хохлатом жаворонке). Э. писал также эпиграммы и перевел сочинение Евгемера на лат. яз. Произведения Э. сыграли значительную роль в процессе эллинизации Рима, стали образцом для поэзии эпохи Августа; Вергилий и Ливии испытали заметное влияние Э.
Источник: Словарь античности. 1989
ЭННИЙ
• Ennius, Quintus,
родился в 239 г. до Р. X. в Рудиях, осском городе в Калабрии (отсюда Calabrae Pierides, Hor. od 4, 8, 20). Cic. Brut. 18. Gell. 17, 21. Воспитание в эллинизированной Нижней Италии, вероятно в самом Таренте, рано познакомило его с греческой литературой. Во 2-ю Пуническую войну он был, по-видимому, взят римлянами в военную службу и отправился солдатом в Сардинию, где обратил на себя внимание Катона, когда он, будучи квестором, на обратном пути из Африки посетил в 204 г. остров. Nep. Cat. 1. Катон взял его с собою в Рим, где он остался навсегда. Его знание греческого языка и его произведения, встреченные очень сочуственно, приобрели ему дружбу могущественных людей того времени, из коих особенной его почитал тонко образованный род Сципионов. Cic. Arch. 9. Cic. de or. 2, 68. В 189 г. он сопровождал консула М. Фульвия Нобилиора как свидетель и провозвестник его деяний в его этолийском походе. Cic. tusс. 1, 2. Aur: Vicl. vir. ill. 52, 3. Лишь позже, около 184 г. получил он через сына только что названного М. Фульвия право римского гражданства (Cic. Brut. 20), но и тогда еще жил в стесненном положении. Он умер от ломоты в костях на 70 году от роду, в 169 г. Cic. Brut. 20. Cat. mai. 5. Его поэтическая деятельность охватывала все области поэзии, но слава его была основана главнейше на большом историческом стихотворении Annales, в 18 книгах, в котором была рассказана в хронологическом порядке вся римская история от Энея до времена самого поэта и которое как по содержанию, так и по поэтическому изложению могло заменить римлянам недостававший им национальный эпос. Содержанием первых книг были римские сказания, в следующих были описаны с особенной любовью великие военные подвиги позднейшего времени, свидетелем коих поэт был отчасти сам. Э. в этом произведении впервые заменил употреблявшийся дотоле versus Saturnius гекзаметром и сделал, таким образом, решительный шаг к приноравливанию греческой метрики к латинскому языку. Кроме того, он написал много трагедий, в коих держался греческих образов, преимущественно Еврипида (Медея, Гекуба, Андромаха и др.), может быть, также praetextae (Ambracia и Sabinae). Менее значения имеют его комедии. Далее ему приписывают Saturae (по крайней мере 6 книг), не сатиры в позднейшем значении слова, но, соответственно, в первоначальным смыслом слова (см. Satira, Сатира), смешанные стихотворения самого разнообразного содержания в свободном и несвязном тоне. К сатирам же принадлежали, вероятно, многие приписываемые Э. стихотворения, большею частью переводы или обработки греческих оригиналов: Sota, названное так по versus sotadeus, которым оно написано; Praecepta или Protrepticus; Heduphagetica (неверно Hedypathia), описание лакомств по греческому стихотворению Архестрата; Euhemerus, описание сказаний о греческих богах по Евемеру (см. Euhemerus, Евгемер); Epicharmus, Эпихарм, философского содержания, написанное трохаическим тетраметром, и, наконец, эпиграммы. Принадлежит ли стихотворение Scipio к Saturae, или это эпос в трохаическом тетраметре, или, наконец, трагедия (praetexta), остается неразрешенным вопросом; последнее мнение защищает Roeper (Danzig, 1868). В противоположность к позднейшей поэзии, развившейся по тончайшим правилам греческого искусства, Э. считался представителем национальной римской поэзии. Чего ему недоставало с формальной стороны, то он заменял искусством своей фантазии, обнаружившейся как в творческом образовании языка, так и в чисто поэтических описаниях. Ov. trist. 2. 22. Liter, 1, 118 cл. Поэтому в позднейшие времена, несмотря на устарелую форму, его много читали, объясняли и критиковали в школе. Замечательны в этом отношении слова Квинтилиана (10, 1, 88): Ennium sicut sacros vetustate lucos adoremus, in quibus grandia et antiqua robora non tantani habent speciem quantam religionem. Лучшее собрание фрагментов J. Vahlen (1854); фрагменты его драм: Ribbeck в Scaeniсае Roman, poes. fragm.
родился в 239 г. до Р. X. в Рудиях, осском городе в Калабрии (отсюда Calabrae Pierides, Hor. od 4, 8, 20). Cic. Brut. 18. Gell. 17, 21. Воспитание в эллинизированной Нижней Италии, вероятно в самом Таренте, рано познакомило его с греческой литературой. Во 2-ю Пуническую войну он был, по-видимому, взят римлянами в военную службу и отправился солдатом в Сардинию, где обратил на себя внимание Катона, когда он, будучи квестором, на обратном пути из Африки посетил в 204 г. остров. Nep. Cat. 1. Катон взял его с собою в Рим, где он остался навсегда. Его знание греческого языка и его произведения, встреченные очень сочуственно, приобрели ему дружбу могущественных людей того времени, из коих особенной его почитал тонко образованный род Сципионов. Cic. Arch. 9. Cic. de or. 2, 68. В 189 г. он сопровождал консула М. Фульвия Нобилиора как свидетель и провозвестник его деяний в его этолийском походе. Cic. tusс. 1, 2. Aur: Vicl. vir. ill. 52, 3. Лишь позже, около 184 г. получил он через сына только что названного М. Фульвия право римского гражданства (Cic. Brut. 20), но и тогда еще жил в стесненном положении. Он умер от ломоты в костях на 70 году от роду, в 169 г. Cic. Brut. 20. Cat. mai. 5. Его поэтическая деятельность охватывала все области поэзии, но слава его была основана главнейше на большом историческом стихотворении Annales, в 18 книгах, в котором была рассказана в хронологическом порядке вся римская история от Энея до времена самого поэта и которое как по содержанию, так и по поэтическому изложению могло заменить римлянам недостававший им национальный эпос. Содержанием первых книг были римские сказания, в следующих были описаны с особенной любовью великие военные подвиги позднейшего времени, свидетелем коих поэт был отчасти сам. Э. в этом произведении впервые заменил употреблявшийся дотоле versus Saturnius гекзаметром и сделал, таким образом, решительный шаг к приноравливанию греческой метрики к латинскому языку. Кроме того, он написал много трагедий, в коих держался греческих образов, преимущественно Еврипида (Медея, Гекуба, Андромаха и др.), может быть, также praetextae (Ambracia и Sabinae). Менее значения имеют его комедии. Далее ему приписывают Saturae (по крайней мере 6 книг), не сатиры в позднейшем значении слова, но, соответственно, в первоначальным смыслом слова (см. Satira, Сатира), смешанные стихотворения самого разнообразного содержания в свободном и несвязном тоне. К сатирам же принадлежали, вероятно, многие приписываемые Э. стихотворения, большею частью переводы или обработки греческих оригиналов: Sota, названное так по versus sotadeus, которым оно написано; Praecepta или Protrepticus; Heduphagetica (неверно Hedypathia), описание лакомств по греческому стихотворению Архестрата; Euhemerus, описание сказаний о греческих богах по Евемеру (см. Euhemerus, Евгемер); Epicharmus, Эпихарм, философского содержания, написанное трохаическим тетраметром, и, наконец, эпиграммы. Принадлежит ли стихотворение Scipio к Saturae, или это эпос в трохаическом тетраметре, или, наконец, трагедия (praetexta), остается неразрешенным вопросом; последнее мнение защищает Roeper (Danzig, 1868). В противоположность к позднейшей поэзии, развившейся по тончайшим правилам греческого искусства, Э. считался представителем национальной римской поэзии. Чего ему недоставало с формальной стороны, то он заменял искусством своей фантазии, обнаружившейся как в творческом образовании языка, так и в чисто поэтических описаниях. Ov. trist. 2. 22. Liter, 1, 118 cл. Поэтому в позднейшие времена, несмотря на устарелую форму, его много читали, объясняли и критиковали в школе. Замечательны в этом отношении слова Квинтилиана (10, 1, 88): Ennium sicut sacros vetustate lucos adoremus, in quibus grandia et antiqua robora non tantani habent speciem quantam religionem. Лучшее собрание фрагментов J. Vahlen (1854); фрагменты его драм: Ribbeck в Scaeniсае Roman, poes. fragm.