ЭРОС, ЭРОТ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Эрот (Эрос)
в мифах древних греков бог любви. Одно из его имен - Фаэтон (сияющий). Эрот - смелый стрелок, крылатый владыка ключей эфира, неба, моря, земли, царства мертвых и тартара. В некоторых мифах это хитроумный, но жестокосердный малыш, помыкающий своей матерью Афродитой. Эроту соответствуют древнеримские Амур и Купидон.

Источник: Исторический словарь

Эрот (Эрос)
греч. Eros)
   в греческой мифологии бог любви, один из древнейших богов Эллады, постоянный спутник Афродиты, ее сын от Арея или от Гермеса. Золотые стрелы Э. приносили людям и богам любовь. В Риме образ Э. отождествляли с Амуром (лат. amor - любовь), или Купидоном. Поскольку Э. мог развеять печаль, его статуи ставились в качестве надгробных памятников.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Греческий бог любви (римский Купидон), обычно считался сыном Афродиты. Он бывал жесток к своим жертвам, как подчеркивали лирические поэты и драматурги. Эрот у Сапфо - "горько-сладкий". В эллинистической литературе появляется с Психеей и становится более игривым, зачастую изображается крылатым; играющий Эрот часто встречается на фризах в Помпеях и в позднеримском искусстве. В сценах рыбной ловли и сбора винограда на знаменитых мозаиках имперской виллы 4 в. в Пьяцца Армерина на Сицилии присутствуют эросы-купидоны. Эрот со времен Еврипида, по крайней мере, вооружен луком и стрелами.
   Эрот, или Амур, был излюбленным персонажем пластики и живописного искусства - Лисипп, Канова, Торвальдсен, Тициан, Рубенс, Рени оставили нам образ "златокрылого, златоволосого, подобного ветру" бога.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ЭРОС, ЭРОТ

•´Έρως, ´Έρος,


Amor, Cupido, бог любви. У Гомера он еще не упоминается; у него одна лишь Афродита является богиней-возбудительницей любви. Гесиод, напротив, относит его к числу древнейших богов (theog. 120): сначала был Хаос, затем Земля, Тартар и Э. Следовательно, Э. является здесь соединяющей и творящей, образующей силою, которой производятся все существа мира и приводятся в гармонический порядок. В Феспиях чтили этого древнего стихийного бога и через каждые 5 лет праздновали в честь его Эротидии (Έρωτίδια или Έρώτια). Совершенно отлично от этого космического Э. представление Э., являющегося у позднейших поэтов в качестве самого молодого из богов. Здесь он - прекрасный мальчик, близкий то к юношеству, то к детскому возрасту, полный хитрости и лукавства, жестокий мучитель людей и богов; он не щадит даже Зевса и своей матери Афродиты. Вооруженный луком и колчаном, полным стрел, летает он повсюду на золотых крыльях и поражает все, что живет на земле и в небесах, в море и подземном мире. Родителями его считаются обыкновенно Афродита и Арей, но также и Зевс, Афродита и Гермес и Афродита, Зефир и Ирида или говорится, что родители его неизвестны, что он имел мать, но не было у него отца и т. п. В позднейшие греческие и римские времена Э. представляли окруженным множеством подобных ему существ, молодых Э., амореттов и давали ему в товарищи брата Антерота, бога взаимной любви, который своим соревнованием заставлял возрастать маленького Э. Эрот был не только богом любви между обоими полами, но также и богом любви и дружбы между мужчинами и юношами и мальчиками. Поэтому священный отряд фиванских юношей был посвящен Э., и в Афинах чтили его как освободителя города, потому что дружеская чета, Гармодий и Аристогитон, освободила город от тирании Писистратидов. В позднейшее время Э. ставили в различные отношения к Психее, олицетворяющей человеческую душу и представляемой часто в виде бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки. Э. является то соединенным с ней любовью, то мучителем ее, причем она является особенно в виде бабочки, которую он держит над факелом, вырывает у нее крылья и т. п. Апулей в своих метаморфозах соединил разнообразные элементы этого мифа в прелестной сказке следующего содержания: у одного царя были три дочери, из которых Психея была самая молодая и самая прекрасная. Ее полюбил Э. и унес в уединенное место, где она жила в любви с ним, но не видела, не знала его. Но злые сестры, посетив ее, уговорили рассмотреть, вопреки запрещению Э., его лицо, и Э. покинул ее. Психея искала его, вынесла множество разного рода бедствий, но наконец, очищенная от проступка испытанными страданиями, соединилась с ним навеки. Дочь ее названа была Счастием. Апулей вложил в этот рассказ философский смысл; Э. здесь - великий дух (демон), который воспитывает людей к добру, а через это и к блаженству,- представление, составившееся уже до Апулея у других философов, напр. у Платона (в Συμπόσιον). Художники представляют Э. то в виде прекрасного отрока, то в виде прелестного крылатого дитяти. Последнее представление принадлежит позднейшим временам. Атрибуты его - лук, стрелы, колчан и факел. Кроме Феспий и Афин, особенно чтили его в Спарте, на Крите и Самосе, в Мегарах и прочих местах. Вместе с ним являются иногда Πόθος и ´Ίμερος, - олицетворение страсти и желания, Τύχη, - счастья, Πειθώ, хариты и музы. Римский Амур или Купидон - простой снимок с греческого Э., часто равнозначащий Пофосу и Гимеросу.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
210.56 кб

Проспективность метафизического дискурса об Эросе: двойственность эротизма и ориентиры ревальвации

Тагиров Филипп Владимирович
В статье рассмотрена возможность ревальвации метафизического дискурса об Эросе, приведены доводы в пользу проспективности данного дискурса.

Похожие термины:

  • ЭРОТ, или ЭРОС

    бог любви, сын Афродиты и Зевса. Он изображался в виде мальчика с золотыми крыльями, с золотым колчаном, наполненным стрелами. Своими стрелами он поражал не только людей, но и богов, действуя слепо,