Евразийство

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЕВРАЗИЙСТВО
идейное и общественно-политическое движение первой волны русской эмиграции, основанное на концепции русской культуры как неевропейского феномена, который обладает в ряду культур мира уникальным соединением западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому.

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

ЕВРАЗИЙСТВО
идейно-политическое и философское течение в российской эмиграции 1920-30-х гг. Начало Е. положил выход сборника статей Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, Г. В. Флоровского и П. П. Сувчинского "Исход к Востоку" (София, 1921). Следуя идеям поздних славянофилов (Н.Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев), евразийцы противопоставляли исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада, трактовали Россию как "Евразию", особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. Постепенно пришли к признанию закономерности революционных событий 1917 и оправданию большевизма, чему способствовало проникновение в движение агентуры ГПУ (Н. Н. Ланговой, С. Я. Эфрон и др.). На грани 20-30-х гг. Е. пошло на убыль.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Евразийство
одно из направлений русской исторической мысли, делающее акцент на разностороннем своеобразии России, вытекающем из ее расположения сразу на двух континентах - Европе и Азии, т.е. на самом крупном материке Земли - Евразии.
Основано в 20-х гг. XX в. философом и богословом Т.В.Флоровским, лингвистом и культурологом Н.С.Трубецким, политологом П.Н.Савицким, философом Л.П.Карсавиным, ученым Г.В.Вернадским, музыковедом и публицистом П.П.Сувчинским.
Ядро их теории - в объективном характере единства страны, возникшей на огромной территории, единства суперэтноса. Россия - это великая евразийская держава, которая представляет собой не задворки европейской цивилизации, а особую, самостоятельную цивилизацию. Евразийство было направлено против однобокой ориентации России на Запад, явной недооценки ее самобытности и роли. Продолжил исследование евразийской истории Л.Н.Гумилев (Древняя Русь и Великая степь; От Руси к России и др. труды).
Бурное возрождение идей евразийства произошло в 90-е гг. XX в. в связи с изменением геополитической ситуации.

Источник: Термины и понятия по истории России VI-XVII веков

Евразийство
течение русской общественно-политической мысли, сложившееся в эмиграции. Ведет свой отсчет с момента выхода в Софии в 1921 г. сборника "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев". Авторы этого сборника (П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский, Н.С. Трубецкой) по праву считаются основателями евразийской концепции. Позднее это движение поддержали представители русских эмигрантских кругов П.П. Сувчинский, Л.П. Карсавин, Г.В. Вернадский, Н.Н. Алексеев и др. Используя традиционное противопоставление Запад - Восток, евразийцы определяли культурный регион России как регион евразийский. Главным фактором культурно-исторического типа у евразийцев явилось "месторазвитие", т.е. та географическая среда, тот природный ландшафт, где происходило становление цивилизационного типа. Евразийство - сложное геополитическое понятие, соединяет в себе: исторически - восточный сектор человеческой цивилизации; стратегически - актуальный или потенциальный блок государств и наций, отказывающихся признавать императив либерально-демократической идеологии, стратегически - актуальное или потенциальное объединение в военный альянс восточных континентальных государств ; социально - ориентация на "идеократию", социальное государство, некапиталистический экономический строй.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

ЕВРАЗИЙСТВО
идейно-политическая и историко-культурная концепция, рассматривающая Россию как «серединное» место между Европой и Азией. Идеи евразийства сформулировали и развивали в эмиграции в 20–30-е гг. П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой, П. П. Сувчинский, Л. П. Карсавин. Идеологами евразийства также являлись Г. В. Вернадский и Н. Н. Алек-сеев. По своему характеру евразийство стало самым разработанным вариантом русской идеи, наиболее близким к славянофильству. Однако, в отличие от славянофилов, евразийцы будущее развитие России связывали не столько с духовными, сколько с материально-природными факторами.
Основополагающей идеей концепции стало утвер-ждение, что Россия представляет собой особый тип цивилизации, который органично сочетает в себе элементы культуры как Востока, так и Запада, но одновременно и отличающийся от них. Этот тип они называли евразийским. Своеобразие России детерминировано специфическими природными и географическими условиями, благодаря которым были созданы специ-фический тип хозяйства и политического устройства. Основоположники евразийства находили истоки русской культуры не в Киевской Руси, а в империи Чин-гисхана, откуда, по их мнению, и вышло собственно русское государство. Это было сделано путем превра-
 щения монгольской государственной идеи в государственную идею православно-русскую. После этого Москва стала новой объединительницей евразийского мира. Начало же европеизации русской культуры в петровские времена породило антинациональную мо-нархию, национальный вопрос, нанесла громадный вред исторической миссии России.
Идеи евразийства вызвали резкую критику в эмигрантских кругах и в 30-е гг. привели к расколу в самом течении. С середины 30-х гг. евразийство как организованное движение прекратило существование. Но идеи евразийства не исчезли бесследно. Причем интерес к ним вырос в последние годы. Во многом это связано с работами «последнего евразийца» Л. Н. Гумилева, возродившими широкий общественный интерес к этим идеям. Не следует также забывать, что евразийство ста-ло первым цивилизационным подходом к истории, в рамках которого впервые была осмыслена революция 1917 г. как вхождение России в индустриальную циви-лизацию. Этот подход позволил ввести в гуманитарные науки пространственновременные факторы, породив новые научные направления — геолингвистику, гео-экономику, геоархеологию и т.д. Безусловно, правы евразийцы и в осознании принципиальной полиэтничности российского государства, из которой только и следует исходить в реальной политике.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ЕВРАЗИЙСТВО
идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920—1930-х гг. Начало движению положил сборник «Исход к Востоку» (София, 1921) молодых философов и публицистов Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, Г. В. Флоровского и П. П. Сувчинского. Историко-философская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям позднего славянофильства (Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада, трактовала Россию как «Евразию» — особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. В научном плане евразийцы осуществили ряд плодотворных историко-культурных разработок. В 1920-х гг. к евразийцам примкнул Г. В. Вернадский. В его книгах была создана историческая и социокультурная части евразийской концепции, в том числе теоретическое обоснование уникальности «Россмм-Евразии» как особой цивилизации. Оно опиралось на три тезиса: 1) в русской социокультурной истории определяющим природным фактором является соотношение леса и степи; 2) в результате синтеза византийского наследия и монголо-тюркского влияния произошла «христианизация татарщины»; 3) специфика исторического развития России определяется (зависит) от движения географического вектора с Запада на Восток («против Солнца»). Кроме того, обнаружение Г. В. Вернадским цикличности и периодической ритмичности в образовании единой государственности и ее раздроблении на систему государств в разной конфигурации создавало теоретическую основу для объяснения феномена русской истории и, в частности, признания естественно-исторической обусловленности распада Российской империи. Эта идея приобрела особое значение для левого крыла евразийцев (П. П. Сувчинский, Л. П. Карсавин, П. С. Арапов, Т. П. Святополк-Мирский и др.), готовых вслед за «сменовеховством» признать закономерность Октябрьской революции 1917 г. и возможность сотрудничества с советской властью. Евразийство постепенно приобретало политическую окраску. Однако споры с правым крылом евразийцев вызвали раскол движения (чему способствовало проникновение в его ряды агентуры ГПУ), и оно постепенно пошло на убыль в конце 1930-х гг. ЕГОРОВ Александр Ильич (1883—1939) — советский военачальник, Маршал Советского Союза (1935). Участник Первой мировой войны 1914—1918 гг., подполковник. В 1917 г. примыкал к левым эсерам, с 1918 г. — член РКП(б). В период Гражданскойвойны в России в 1918—1922 гг. командовал армиями, войсками Южного фронта против войск А. И. Деникина, Юго-Зап. фронта в войне с Польшей (1920). В первой половине 1920-х гг. находился на командных должностях в Красной Армии. В 1925—1926 гг. — военный атташе в Китае. С 1927 г. командующий войсками Белорусского военного округа. С 1931 г. начальник штаба Красной Армии, с 1935 г. — начальник Генштаба; в 1937- 1938 гг. - 1-й зам. наркома обороны СССР. В 1938 г. — командующий войсками Закавказского военного округа. Репрессирован. Реабилитирован посмертно.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Евразийство. Материалы к библиографии (окончание). Евразийство в отечественной социально-философской

Беленький Иосиф Львович
Читать PDF
0.00 байт

Круглый стол "евразийство и юг России" "евразийство и юг России" (г. Ростов-на-Дону, 29 января 2008

Читать PDF
0.00 байт

Евразийство, православие и буддизм

Уланов Мерген Санджиевич
Рассмотрено творческое наследие мыслителей-евразийцев, прежде всего духовно-религиозное содержание их учения. Особое внимание уделяется осмыслению ими буддизма.
Читать PDF
0.00 байт

Культуры Евразии и «Евразийство» сквозь призму монгольских степей

Черных Евгений Николаевич
Читать PDF
0.00 байт

Евразийство в зеркале огпу-нквд-кгб

Ашнин Федор Дмитриевич, Алпатов Владимир Михайлович
Читать PDF
0.00 байт

Гелиокосмическая революция и евразийство как моменты вернадскианско-гумилевского переворота в научно

Субетто Александр Иванович
Дается философская характеристика научной парадигмы XXI в.
Читать PDF
0.00 байт

Евразийство в контексте национальной и цивилизационной идентичности России

Менщиков Владимир Владимирович
Читать PDF
0.00 байт

Евразийство в контексте почвеннической традиции

Соболев Альберт Васильевич
Читать PDF
0.00 байт

Евразийство в контексте почвеннической традиции

Соболев Альберт Васильевич
Читать PDF
0.00 байт

Евразийство в контексте отечественной философской и общественно-политической мысли

Келлер Г. С.
В статье представлен анализ философии русской истории, оформившейся в рамках философско-политического движения евразийства.
Читать PDF
0.00 байт

Старое и новое Евразийство: концепция религии и политики

Васечко Елена Николаевна, Васечко Вячеслав Юрьевич
Читать PDF
0.00 байт

Евразийство и европеизация в России начала ХХ века: «Российский ориентализм» и антиориентализм евраз

Вахитов Р. Р.
Статья посвящена рассмотрению «российского ориентализма» – открытию «внутреннего Востока» и осознанию России как многонародного государства в начале ХХ в.
Читать PDF
0.00 байт

Евразийство как утраченное звено или несостоявшаяся смена поколений

Соболев А. В.
В статье рассматривается вопрос о роли случайности в истории. На основе анализа архивных материалов показывается, что в трагических событиях февраля 1917 г.
Читать PDF
0.00 байт

Ю. В. Павленко евразийство и цивилизационная структура постсоветского пространства

Додин Е. Я.
Павленко Ю.В. Евразийство и цивилизационная структура постсоветского пространства. Наука та наукознавство. Киiв, 2001. № 2. С.43-53.
Читать PDF
0.00 байт

Г. В. Флоровский и евразийство

Половинкин С. М.
В статье анализируются утверждения О. Г. Флоровского о его расхождении с евразийцами, существовавших якобы изначально, с первых шагов движения.

Похожие термины:

  • ЕВРАЗИЙСТВА ТЕОРИЯ

    Представляет собой комплекс идей, с помощью которых обосновываются основные закономерности складывания евразийского историко-культурного мира, «особой евразийской общности» (Л. Н. Гумилев 1912-1988)