ЕВРЕИ
Евреи
(самоназвание на иврите – «йегудим», на идише – «йид» или «айид») – народ. В Российской Федерации проживает 551 тыс. чел. Основное население Израиля. Живут также в США, Франции, в Украине, в Канаде, Великобритании, Аргентине, Бразилии, ЮАР, Белоруссии и других странах. Общий язык евреев – иврит (или древнееврейский) афразийской семьи языков (семитская ветвь). Часть евреев говорит также на языке идиш германской группы индоевропейской семьи языков. Верующие – в основном, иудаисты.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
еврей
всякий потомок Авраама по плоти, который был первым назван этим именем (Быт 14.13). Слово еврей происходит либо от имени Евера (см. Евер,а), либо от глагола «ебер»-«переходить через» (который произошел, возможно, от слов «из-за реки»-Нав 24.2-3). Под этим именем израильтяне были широко известны другим народам. После возвращения евреев из плена за ними закрепилось другое название-иудеи (по названию колена Иудина, преобладавшего в Иудейском царстве). Начиная с разрушения Иерусалима в 70 г. по РХ евреи сделались наиболее жестоко гонимой нацией на свете. Во время последней войны только в немецких концлагерях их погибло 6 млн. В настоящее время евреев в мире насчитывается около 13 млн и по главным странам своего рассеяния они распределены следующим образом: США-5,8 млн, Израиль-3,5 млн, Россия-1,6 млн, Франция-0,5 млн, Англия-0,4 млн, Канада-0,3 млн. (См. Иудей, рассеяние)
Евреи
(самоназвание – йегудим, идн) – общее этническое название народностей, исторически восходящим к древним евреям. Живут в различных странах общей экономической, общественно-политической и культурной жизнью с основным населением этих стран. Верующие в большинстве исповедуют иудаизм (См. Иудаизм). Существовавшие в 1 тыс. до н.э. древнееврейские государства – Израильское и Иудейское царство были покорены, что положило начало расселению евреев по странам мира, особенно усилившемуся после захвата Иудеи Римом (63 г. до н.э.). Значительные группы евреев осели в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Европы. В средние века евреи расселились по многим другим странам Европы и Азии. В 1948 г. на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН было создано еврейское государство Израиль. В настоящее время численность евреев 13,62 млн. чел. (1992), в том числе в США около 6 млн. чел., Израиле 4 млн. чел., в Российской Федерации 551 тыс. чел. Большая часть говорит на языке страны, в которой они живут. Часть евреев говорит также на языке иврит, идиш и других этнических модификациях языков соседних народов (испанского, арабского, персидского и др.). В диаспоре сложилось деление на ашкеназов и сефардов. См. Сефарды.
Евреи
Евреи (Jews), народ семитской языковой группы, населявший в древности терр. нынешней Палестины, а сейчас проживающий либо на своей историч. родине, либо в составе евр. диаспоры в др. странах. Во время вавилонского плена (597-538 гг. до н.э.) религия Е. постепенно оформилась в особое вероучение (иудаизм), сложились правила повседневной жизни, служащие отличительным признаком их нац. принадлежности. Восстание Макка-веев в 167 г. до н.э. подтвердило стремление Е. сохранить общность, к-рая пережила разрушение римлянами дворца Соломона в 70 г. и Иерусалима в 135 г. Расселившихся по всей Римской империи Е. преследовали христ. правители, в то время как араб, завоеватели относились к ним более терпимо. В Испании и Каире мн. Е. сумели добиться материального благополучия, а также достичь значит, успехов в науках и иск-ве. В христ. мире к Е. проявляли терпимость, не препятствовали заниматься ростовщичеством, хотя это занятие в глазах христиан было большим грехом. Е. зачастую селили в особых резервациях - гетто; периодически они подвергались гонениям. Изгнанные из Испании в 1492 г. сефарды, говорившие на диалекте ладино (схожим с исп. яз.), нашли прибежище в Сев. Америке и Леванте. Ашкенази, говорящие на идиш (вариант нем. яз.), расселились на С.-З. и В. Европы, где во многом способствовали эконом, преуспеванию. Изменения в полит, жизни Зап. Европы, наметившиеся с 1789 г., привели к обретению Е. гражд. свобод.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Евреи
евр. Иврим. Евреи, т. е. «пришельцы», «пришедшие из другой страны», название, под которым израильтяне были известны другим народам. См. Быт. 40:15; 1 Цар. 4:6 и дал.; Иоан. 1:9. Уже Авраам назывался евреем (Быт. 14:13); Моисей получил повеление от Господа передать фараону известие от «Бога евреев» (Исх. 3:18; 5:3; 7:16; 9:1, 13). Срав. выражения Быт. 21:2; Иер. 34:9,14, где название «еврейский» противополагается языческим народам. Как исключение, заметим 1 Цар. 13:3,7; 14:21. В Деян. словом «еврей» обозначены палестинские христиане, которые говорили по-еврейски, или арамейски, в противоположность «еллинам», говорившим по-гречески. Павел в 2 Кор. 11:22 и Фил. 3:5 употребляет слово еврей в ветхозаветном значении, называя себя «еврей от евреев», т.е. что он был чисто еврейского происхождения. Выражение «по-еврейски», или «еврейский язык», как обозначение древнего языка иудеев в Ветх. Завете мы не имеем. Древний еврейский язык там назывался или «ханаанский язык» (Ис. 19:18), или иудейский (4 Цар. 18:26; Неем. 13:24). Выражение «еврейский язык», встречаемое нами в Новом Завете, должно пониматься, как арамейский язык. Это народный язык, постепенно вытеснивший в последние столетия до Р.Хр. еврейский и называемый «сиро-халдейским». Слова, которые у Иоанна 5: 2; 19:13,17, хотя и названы еврейскими, но чисто арамейского происхождения. Однако, в Отк. 9:11 и 16:16 выражение «по-еврейски» обозначает слова древне-еврейского происхождения.
Евреи
историч. общность людей, сложившаяся в процессе переселения семитских кочевых племен в Палестину, происходившего, по всей видимости, на рубеже 13 и 12 вв. до н. э. Конец их государств, самостоятельности был положен в 1 — 2 вв. н. э., когда римляне подавили восстания 66 — 70 и 132 — 135. С этого периода Е. существовали в диаспоре, рассеянные по всему миру; диаспора Е. началась, однако, гораздо раньше, будучи следствием ряда историч. причин. Религиозным ядром, вокруг которого формировалась их государственность, был строгий монотеизм — почитание бога Яхве, считавшегося также законодателем. Процесс формирования государства завершился ок. 1000 до н. э. созданием Израильско-иудейского царства. По преданию первым царем был Саул из колена Вениаминова. При его преемниках Давиде и Соломоне (из колена Иудина) Израильско-иудейское царство со столицей в Иерусалиме достигло своего расцвета. После смерти царя Соломона царство распалось на два — Израильское (на С.) и Иудейское (на Ю). В последующие столетия древнееврейские государства стали объектом нападения более крупных государств. В 586 до н. э. было уничтожено Иудейское царство, наиболее зажиточные и знатные Е. были переселены в г. Вавилон («Вавилонское пленение»). Спасение своего национального единства и самосознания Е. нашли в религии и тем самым обособились от других народов. Это стремление к обособлению, сохранившееся и в диаспоре как реакция на непрекращающиеся гонения, в совр. сионизме объясняется мистически — как знак избранности Е. и их особой роли в мировой истории. Классовые противоречия приобретали форму религиозных. На рубеже двух эр сформировались четыре религиозно-политич. группировки — саддукеи, фарисеи, зелоты и ессеи. Саддукеи были партией аристократов. Они объединялись с власть имущими и придерживались консервативных взглядов в области религии. Фарисеи представляли ср. слои, враждовали с саддукеями и, находя поддержку в народе, постоянно выступали против царя и иноземной власти; вместе с тем они всегда были готовы пойти на компромисс. Зелоты, партия неимущих, к которым примыкали земледельцы, мелкие ремесленники и рыбаки, ожидали прихода Мессии — божественного спасителя, борца — и хотели вооруж. путем способствовать установлению эпохи его царства. Ессеи, как и фарисеи, были представителями того движения, которое сформировалось как реакция на эллинизацию Е. Для того чтобы молитвами и аскезой подготовить себя к концу света, который, как они считали, должен вот-вот наступить, ессеи жили замкнутыми общинами, основой их жизни был первобытный коммунизм мистич. свойства; в некоторых точках соприкасавшийся с палеохристианством; ессеи строго придерживались многочисл. религиозных предписаний. После второй мировой войны на зап. побережье Мертвого м. были найдены рукописи сочинений ессейского круга, появившихся между 200 до н. э. и 200 н. э. В них содержится новый интересный материал, касающийся ессейства. Он показывает с еще большей очевидностью, что ессейство представляет собой этап в процессе возникновения и распространении раннего христианства.
Источник: Словарь античности. 1989
Евреи
один из маргинальных слоев средневекового общества, наряду с клириками без бенефиция и проститутками. Жили главным образом в городах обособленно от христиан в специально отведенных кварталах — гетто (в полном значении своего понятия гетто появились лишь в XVI в.) — и представляли собой автономную общину. Изолированное проживание (вначале добровольное, а затем обязательное по закону) обеспечивало е. определенную безопасность и признание их отдельной общественно-религ. единицей.
Роль Е. в средневековом обществе была весьма ограниченной. Они занимались преимущественно торговлей (поскольку, в отличие от христианства, иудаизм не считал предосудительной эту деятельность), ростовщичеством (последнее считалось недостойным для христиан занятием; по христиан, морали, извлекать пользу из времени считалось грехом), обменом денег, реже ремеслом, что было связано с запрещением нехристианам владеть землей. В отношении е. издавались особые законы, ограничивавшие их в праве владения землей, они не были включены в систему вассальных связей, не приносили вассальную клятву. Е. не были членами гор. коммун, не входили в ремесленные цехи в городах, были отлучены от многих ремесел.
На отношение зап. христиан к е. оказали влияние богослов, споры между священниками и раввинами, особенно по поводу Библии. Со временем христиан, теологи разработали особый подход к е. и создали концепцию относительной терпимости, которую можно обнаружить уже у отцов церкви, затем у Бернара Клервоского; у Фомы Аквинского она превратилась в стройную теорию.
Е. было разрешено жить в соответствии с законами иудаизма, но запрещалось обращать в свою религию христиан. Вплоть до XIII в. они имели право носить оружие, что было показателем их достаточно высокого социального статуса. Е. оказывали покровительство папы, короли, епископы, аббаты, но особенно — нем. императоры; правители (городов и округов) выдавали им особые грамоты — «грамоты о привилегиях» — основу для их проживания в той или иной стране. В XIII в. е. получили статус «слуг королев, казны», т.е. покровительство государства в юр. форме, что, однако, дало возможность облагать их налогами в пользу государства, но за это королев, власть была обязана защищать еврейское население.
Вместе с тем в средневековой Европе е. часто подвергались преследованиям, изгнанию, погромам. Согласно Раулю Глаберу, первые погромы произошли ок. 1000 г.; антисемитизм усилился во время крестовых походов (напр., во время 1-го крестового похода число погромов удвоилось). В XIII в. было принято решение о ношении е. специального знака (IV Латеранский собор 1215 г.) как свидетельства их низкого социального статуса. В годы бедствий и эпидемий е. зачастую становились «козлами отпущения»: их обвиняли, напр., в отравлении колодцев во время «Черной смерти» — эпидемии чумы в XIV в. В ряде случаев е. поголовно изгонялись из некоторых стран: из Англии в XIII в., из Франции в XIV в. (напр., несколько раз в правление Филиппа IV Красивого, окончательно в 1394 г.), из Испании и Португалии в XV в. Многие е. пали жертвами инквизиции, они были вынуждены покинуть страны Пиренейского п-ова либо принять христианство (см. Мараны). Вероятно, поэтому отличительной чертой конца Высокого, Позднего Средневековья и начала Нового времени стала миграция е. на восток — в Баварию, Австрию, Богемию, Польшу, Литву, Беларусь, Украину. На территории Беларуси первые общины е. появились в Бресте и Гродно.
Лит.: Евреи и их соседи. Европейское население Центральной, Восточной и Юго-восточной Европы в средние века и начале нового времени. М., 1993; Кац Я. Евреи в средневековой Европе: замкнутость и терпимость. Иерусалим, 1992; Сухи Барбара. От «золотого жертвенного пфенига» к «поимущественному налогу на евреев». Тысяча лет налогов на евреев. // Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир / Пер. с нем. М., 1992; Тюменев А. Евреи в древности и в средние века. Пг., 1922.
Роль Е. в средневековом обществе была весьма ограниченной. Они занимались преимущественно торговлей (поскольку, в отличие от христианства, иудаизм не считал предосудительной эту деятельность), ростовщичеством (последнее считалось недостойным для христиан занятием; по христиан, морали, извлекать пользу из времени считалось грехом), обменом денег, реже ремеслом, что было связано с запрещением нехристианам владеть землей. В отношении е. издавались особые законы, ограничивавшие их в праве владения землей, они не были включены в систему вассальных связей, не приносили вассальную клятву. Е. не были членами гор. коммун, не входили в ремесленные цехи в городах, были отлучены от многих ремесел.
На отношение зап. христиан к е. оказали влияние богослов, споры между священниками и раввинами, особенно по поводу Библии. Со временем христиан, теологи разработали особый подход к е. и создали концепцию относительной терпимости, которую можно обнаружить уже у отцов церкви, затем у Бернара Клервоского; у Фомы Аквинского она превратилась в стройную теорию.
Е. было разрешено жить в соответствии с законами иудаизма, но запрещалось обращать в свою религию христиан. Вплоть до XIII в. они имели право носить оружие, что было показателем их достаточно высокого социального статуса. Е. оказывали покровительство папы, короли, епископы, аббаты, но особенно — нем. императоры; правители (городов и округов) выдавали им особые грамоты — «грамоты о привилегиях» — основу для их проживания в той или иной стране. В XIII в. е. получили статус «слуг королев, казны», т.е. покровительство государства в юр. форме, что, однако, дало возможность облагать их налогами в пользу государства, но за это королев, власть была обязана защищать еврейское население.
Вместе с тем в средневековой Европе е. часто подвергались преследованиям, изгнанию, погромам. Согласно Раулю Глаберу, первые погромы произошли ок. 1000 г.; антисемитизм усилился во время крестовых походов (напр., во время 1-го крестового похода число погромов удвоилось). В XIII в. было принято решение о ношении е. специального знака (IV Латеранский собор 1215 г.) как свидетельства их низкого социального статуса. В годы бедствий и эпидемий е. зачастую становились «козлами отпущения»: их обвиняли, напр., в отравлении колодцев во время «Черной смерти» — эпидемии чумы в XIV в. В ряде случаев е. поголовно изгонялись из некоторых стран: из Англии в XIII в., из Франции в XIV в. (напр., несколько раз в правление Филиппа IV Красивого, окончательно в 1394 г.), из Испании и Португалии в XV в. Многие е. пали жертвами инквизиции, они были вынуждены покинуть страны Пиренейского п-ова либо принять христианство (см. Мараны). Вероятно, поэтому отличительной чертой конца Высокого, Позднего Средневековья и начала Нового времени стала миграция е. на восток — в Баварию, Австрию, Богемию, Польшу, Литву, Беларусь, Украину. На территории Беларуси первые общины е. появились в Бресте и Гродно.
Лит.: Евреи и их соседи. Европейское население Центральной, Восточной и Юго-восточной Европы в средние века и начале нового времени. М., 1993; Кац Я. Евреи в средневековой Европе: замкнутость и терпимость. Иерусалим, 1992; Сухи Барбара. От «золотого жертвенного пфенига» к «поимущественному налогу на евреев». Тысяча лет налогов на евреев. // Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир / Пер. с нем. М., 1992; Тюменев А. Евреи в древности и в средние века. Пг., 1922.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
ЕВРЕИ
общее этническое название (на рус. языке) народностей, исторически восходящих к древним евреям. Живут в различных странах общей экономич., обществ.-политич. и культурной жизнью с основным населением этих стран. Поселение евреев в ПЕНЗ. и губернии относится к 1806– 10. В 1810 в ПЕНЗ. поселился ювелир из Кременчуга А. Вассер. Неск. ранее в Инсар., Краснослобод., Городищ. и Н.-Ломов. уездах на винокур. з-дах работало по неск. евреев-винокуров. Вместе с семьями их насчитывалось в губернии до 70 чел. Прибыли они в осн. из Белоруссии, Литвы, Украины. Вне черты оседлости евреям постоянно жить не разрешалось, поэтому в Пенз. губ. они проживали по врем. годовым паспортам. С 1860 нижним чинам, служившим в гвардии, по выходе в отставку разрешалось жить повсеместно. В 1864 в ПЕНЗ., по полицейским книгам учета, жили два еврея-отставника и портниха-ремесленница. В 1867 льготы распространились на всех евреев, прослуживших в армии 25 лет, и их семьи. В 1859 в 16-й пех. дивизии, расквартиров. в уездах губернии, несли воинскую службу 63 еврея, в 1897 – 104. В 1860–70-е гг. право повсеместного жительства получили врачи и ремесленники, в 1879 – аптекарские и др. мед. работники, и все, кто имел высшее образование, а после 1905 – участники рус.-япон. войны. Среди новоселов 1866–85 уксусный мастер ПЕНЗ. Г. Эльяшевич (Еляшович), владелец магазина готового платья бывший унтер-офицер М. И. Мильман, купец Н. Л. Рабинович, портной Е. М. Перельштейн, фотограф И. А. Вальдман (см. Вальдманы) и др. Они стали организаторами первой религ. евр. общины в городе. Пред. и старостой был избран И. М. Франт – солдат, прослуживший в армии 25 лет. Он купил дом с усадьбой на улице Рождественской (ныне ул. М. Горького, 52), к-рый подарил евр. общине. С ее увеличением появилась необходимость в стр-ве синагоги, построенной в 1897-1900 на этой усадьбе на деньги верующих евреев. Пред. общины и старостой стал купец Н. Л. Рабинович. Синагога, двухэтажное кирПенз. здание с застекл. куполом на крыше, вмещала вместе с хорами 650 чел. В янв. 1901 было избрано ее хоз. правление. Обязанности раввина исполнял Е. М. Перельштейн. Состоятельные евреи приглашали к своим детям учителя на дом, но большинство детей учились в обычных гимназиях и уч-щах вместе с русскими. В 1898 в ПЕНЗ. приехал купец 1-й гильдии Х. А. Пинес. Он стал учредителем евр. благотворит. об-ва (1905). В доме купца Г. ПЕНЗ. Журавлева по ул. Троицкой, 46 (ныне ул. Кирова) он в 1908 открыл первую в городе евр. школу на 40 уч-ся. Учителями в ней были Е. Ф. Ромис и В. Е. Черняк. В школе изучали евр. и рус. языки, арифметику, евр. нац. обычаи. После трехлетнего обучения дети могли поступить в первый класс гимназии или уч- ща. В нач. 20 в. мн. ремесленники имели собств. мастерские, торговцы – магазины. В городе и уездах трудились ремесленники-евреи б. чем пятидесяти профессий: портные, заготовщики обуви, сапожники, картузники, часовщики, ювелиры, шляпницы и т. д., работали евреи-врачи, провизоры, фармацевты. В Пензе только евреев-купцов 1-й и 2-й гильдии было б. 30. В июне 1915 прибыло ок. 2000 евреев, эвакуиров. из мест воен. действий. Община взяла на себя заботы по их размещению, питанию и оказанию мед. помощи. К дек. 1916 кол-во эвакуиров. евреев только в ПЕНЗ. достигло 7680 чел. (местных евреев насчитывалось 1455). 500 беженцев губернатор направил в Каменку на стр-во казарм, 497 – в Саранск. Дети беженцев обучались в ПЕНЗ. в трех светских и одной евр. школе. В февр. 1917 Врем. правит. разрешило создать нац. автономии. Евр. автономия просуществовала в городе три месяца. Ее возглавлял купец 1-й гильдии М. А. Гольдштейн. В рев. движении в первые годы сов. власти в ПЕНЗ. активное участие принимали коммунисты- евреи: Г. Я. Гринштейн, Н. Г. Либерсон, Иоффе, О. А. Мебель, А. М. Буздес. В условиях нэпа оживилась деятельность евр. общины. В 1922 было избрано новое правление (пред. М. Е. Певзнер). Была отремонтирована синагога. В 1921 община пригласила нового раввина Г. Л. Файнберга. С 18 в. евреи делились на две соц.-культ. и религ. общности – ашкеназов и хасидов. Молились они всегда раздельно. Совершать службу в синагоге Пенз. община хасидам не разрешала, и с 1920 они молились в доме № 20 по ул. Б. Кочетовка (ныне ул. Плеханова). В 1924 они совершали религ. обряды в доме № 1 по Пушкинской ул. Кол-во прихожан-хасидов в 1924–26 не превышало 60 чел. Число верующих ашкеназов в этот же период составляло 185 чел. При общине существовал совет по благотворительности. В 1924 открылась евр. беспроцентная касса взаимопомощи, выдававшая ссуды безработным (просуществовала до 1928). Для стариков община арендовала дом престарелых. В 1926 было организовано общество по земельному устройству трудящихся евреев (ОЗЕТ). С нач. Вел. Отеч. войны в ПЕНЗ. стали прибывать евреи, эвакуиров. из прифронтовой полосы. В обл. было принято 22 тыс. эвакуиров. евреев. Мн. из них работали на оборонных пр-тиях, были в действ. армии. В Пенз. книгу «Память» внесены б. 700 евреев, погибших на войне 1941–45. Несмотря на трудности в годы сов. власти, верующие евреи соблюдали религ. обряды, используя квартиры верующих. Только в 1945 было официально зарегистрировано религ. об-во иудейского вероисповедания. Первым после многолетнего перерыва пред. евр. общины был избран часовой мастер А. А. Еляшович (Эльяшевич), раввином стал ПЕНЗ. Л. Ципкин. Однако гор. власти не вернули здание синагоги. Общине было передано в аренду полуразрушенное после пожара помещение сторожки пл. 42 кв. м, и только в 1993 здание перешло к законным владельцам. В разные периоды пред. общины были: А. А. Еляшович (1945–51), О. Р. Лейкин (1951–59), М. И. Штеренфельд (1959–77), И. Ш. Нидерман (1977–86), Л. С. Вербелов (1986–89), Л. Д. Горкер (1989–93), Б. М. Файнблут (1993–95), И. С. Гохман (с 1995). Кол-во евреев, проживающих в Пенз. губ. и обл.: в 1810 – 70; 1897 – 536; 1923 – 1909 (в Пензе); 1959 – 3012; 1989 – 1743; 1998 – 1169. Активная эмиграция евреев из ПЕНЗ. происходит с 1990. По 1998 включительно из Пензы в Израиль, США и Германию выехало б. 600 евреев. (См. также Духовенство иудейское.) Лит: Пекный А. Дозволяется иметь //Волга. 1994. № 8; его же. История, которой нас не учили //Тарбут (Самара). 1995. 16 мая, 1 июня. А. И. Пекный.
Источник: Пензенская энциклопедия.
ЕВРЕИ
самоназвание — йегудим (на иврит), йид (на идиш). Формирование еврейского народа связывают с периодом II тыс. до н.э., когда на территории древнего Ханаана (совр. Израиль) произошла интеграция семитоязычных скотоводов-кочевников среднего течения Евфрата и земледельцев оазисов Ханаана. Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате Исхода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай, где появилось государство Иудея. В 586 году до н.э. вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили Иерусалимский храм и увели значительную часть евреев в Вавилон (Вавилонское пленение). С падением Нововавилонского царства (539 год до н.э.) часть евреев возвратилась в Иудею. С этого времени начинает складываться модель этнического развития евреев с символическим и культурным центром в Израиле и обширной диаспорой. Возникнув первоначально в Месопотамии и Египте, с конца 1 тыс. до н.э. диаспора охватывает Северную Африку, Малую Азию, Сирию, Иран, Кавказ, Крым, Западное Средиземноморье. Сегодня евреи расселены по всему миру, общая их численность составляет около 13 млн. человек. Численность евреев в России в 2002 году составила 230 тыс. человек, сократившись почти вдвое по сравнению с 1989 годом (536,85 тыс.). Первые упоминания о еврейских общинах в Киевской Руси относятся к X в. Антиеврейские настроения в Западной и Центральной Европе в средневековье способствовали появлению еврейских общин в Москве, Новгороде и других городах. Традиционно евреи занимались различными ремеслами, торговлей, ростовщичеством. При Екатерине II во второй половине ХVIII в. вследствие раздела Польши и присоединения ее областей к Российской империи значительное число польских евреев оказалось под влиянием России. Начало формирования еврейской диаспоры в Прикамье относится к первой четверти XIX века. Основу еврейского населения положили ссыльные, а также мигранты, перебирающиеся вглубь страны. Согласно законам Российской империи, Пермь была самым крайним западным пунктом, где евреям разрешалось размещаться на поселение. Введение рекрутской повинности (указ Николая I от 26 августа 1827 г.) стало новым этапом еврейской миграции на Урал. В Прикамье начинают прибывать еврейские рекруты (евреи-кантонисты, обращенные в православие). Таким образом, ядро еврейского населения в Пермской губернии составляли ссыльные и военнослужащие. Постепенно в Перми появляется еврейская городская интеллигенция: врачи, инженеры, купцы, музыканты, певцы. В этот период евреи занимаются преимущественно ремеслом и торговлей. В 1840-х гг. появилось первое еврейское кладбище, сохранившееся до наших дней. В 1869 г. в Перми был открыт молельный дом, в котором размещалась религиозная школа, а в 1886 г. возведена синагога. Деревянную «солдатскую» синагогу (1886) дополнила построенная в 1903 г. каменная синагога на Екатерининской, ныне Большевистской, улице. По данным Всероссийской переписи населения 1897 г., иудейское население Пермской губернии составляло чуть более двух тысяч человек. Рост происходил и за счет увеличения числа ремесленников, прибывших из «черты оседлости». Так, к 1910 г. в Перми проживало более полутора тысяч евреев, что составляло 2,6% от всего населения города. В 1913 г. было открыто еврейское двухклассное училище, в котором обучалось до 170 детей. Кроме общеобразовательных предметов в программу обучения вплоть до 1919 г. входил иврит и история еврейского народа. В годы Первой мировой был отмечен новый миграционный виток в развитии еврейской диаспоры, в Прикамье прибывают беженцы из западных губерний России, а в годы Гражданской войны на Урал устремился новый поток переселенцев (евреи, спасавшиеся от погромной волны, прокатившейся по западным губерниям царской России). В 1920 г. еврейское население города составляло уже 2,6 тыс. человек, или 4% от количества жителей Перми. С 1920-х гг. в Перми работала начальная школа на идиш, библиотека. В 1939— 40-х гг. еврейское население Перми пополнилось ссыльными из западных областей Украины, Белоруссии, Бессарабии и беженцами из Польши, оккупированной немцами. В годы Великой Отечественной войны на Урал было эвакуировано множество промышленных предприятий и учреждений культуры. Еврейское население вновь пополнилось. В 1947 г. была воссоздана религиозная община, но все необходимые ритуалы по-прежнему проводились в частных домах. В конце 1950-х гг. Пермь привлекает еврейскую молодежь, желающую получить высшее образование, своим практическим отсутствием дискриминации еврейских абитуриентов. Во второй половине ХХ в. в связи с ассимиляционными процессами, увеличением количества смешанных браков, миграцией 1950 и 1980-х гг. внутри страны произошло некоторое снижение численности еврейского населения в Прикамье. Так, по переписи 1989 г., в Перми проживало 5,1 тыс. евреев. В 1990-е гг. наблюдался значительный миграционный отток в Израиль, ослабивший пермскую диаспору, пик миграции приходился на 1990— 1994 гг. По переписи 2002 г., в Пермском крае проживает 2,6 тыс. представителей еврейского народа. Большая часть пермских евреев, как и большинство евреев России, принадлежит к этнографической группе восточно-европейских евреев, считавших родным языком идиш. Большая часть евреев говорит на языке страны, в которой живет. Часть евреев говорит также на языках иврит, идиш. Официальным языком евреев Израиля является иврит, относится к семитохамитской языковой семье. Все еврейские обычаи и обряды связаны с религией. Поэтому наибольшая устойчивость и сохранность традиционной культуры проявились в календарной обрядности. Из религиозных праздников наиболее значимыми являются Рош-а-Шана (Новый год), Йом Кипур (Судный день), Песах (Пасха), Шавуот (Пятидесятница), Суккот (Кущи), Пурим, Тубишват, Ханука, Лаг Ба-Омер. В пище действует правило кашрута (религиозного табу), запрещающего смешивание молочных и мясных продуктов. Евреи на сегодняшний день полностью интегрированы в местное сообщество и присутствуют практически во всех отраслях экономики. Большое количество евреев задействовано в сфере науки, культуры и искусства. Огромную роль в сохранении этнической идентификации играли религия и образование на родном языке. В Перми начинали свою деятельность организатор первой израильской оперы Мордехай Голинкин, выдающийся дирижер и композитор Арий Пазовский, жили и многие годы работали еврейские прозаики Бронислава и Арон Бурштейн, еврейский поэт Пейсах Яновский. Помимо Иудейского религиозного общества (при синагоге), которое входит в состав «КЕРООРа» (Конгресс Еврейских Религиозных организаций и объединений в России), в Перми существует религиозный общинный центр «Хабад Любавич Ор Авнер» — еще одно направление в иудаизме. При нем существует общеобразовательная школа с этнокультурными и религиозными компонентами в образовании, а также воскресная школа и детский сад. При синагоге также есть воскресная школа и детский сад, кошерная столовая. В Перми функционирует также несколько еврейских общественных (светских) организаций: «Гилель», объединяющая еврейскую студенческую молодежь, «Хэсед кохав» — благотворительный фонд, деятельность которого направлена на всестороннюю поддержку пожилой части еврейского населения, «Сохнут» — еврейское агентство в России, занимающееся вопросами репатриации на историческую родину. Общественные национально-культурные организации у евреев появились одними из первых. В 1988 г. в Перми был создан культурный еврейский центр «Менора». С 1990 г. при синагоге начала работу воскресная школа. В 1996 г. была создана Пермская региональная еврейская национально-культурная автономия (ПРЕНКА), которая включила в себя несколько еврейских организаций.
Сегодня ПРЕНКА активно взаимодействует с органами государственной власти края. При поддержке Администрации губернатора Пермского края в рамках краевой целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений издается еврейская газета «Йом-йом» («День за днем») о жизни пермских евреев, проводятся фестивали еврейской культуры и традиционные праздники.
Лит.:Материалы по Пермской области к уральской исторической энциклопедии. Пермь, 1994. Вып. 1; Баргтейл, А. История еврейской общины Перми: Крат. ист. очерк. Пермь, 2000; Вязовский, Ю. В еврейской общине — впервые // Вечерняя Пермь. 1990. 17 окт.; Луканина, О. Тот самый Брумель… // Вечерняя Пермь. 1993. 16 дек.; Немировский, М. Пермские евреи объединяются / Беседу вел И. Балабанов // Местное время. 1996. 10 сент.; Мотревич, В. По своей и царской воле: Еврейская община на Урале // Родина. 2002. № 4/5. С. 122—123; Чагин, Г.Н. Народы Прикамья: очерки этнокульт. развития / Г.Н. Чагин, А.В. Черных. Пермь, 2002.
Д.И. Вайман
Сегодня ПРЕНКА активно взаимодействует с органами государственной власти края. При поддержке Администрации губернатора Пермского края в рамках краевой целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений издается еврейская газета «Йом-йом» («День за днем») о жизни пермских евреев, проводятся фестивали еврейской культуры и традиционные праздники.
Лит.:Материалы по Пермской области к уральской исторической энциклопедии. Пермь, 1994. Вып. 1; Баргтейл, А. История еврейской общины Перми: Крат. ист. очерк. Пермь, 2000; Вязовский, Ю. В еврейской общине — впервые // Вечерняя Пермь. 1990. 17 окт.; Луканина, О. Тот самый Брумель… // Вечерняя Пермь. 1993. 16 дек.; Немировский, М. Пермские евреи объединяются / Беседу вел И. Балабанов // Местное время. 1996. 10 сент.; Мотревич, В. По своей и царской воле: Еврейская община на Урале // Родина. 2002. № 4/5. С. 122—123; Чагин, Г.Н. Народы Прикамья: очерки этнокульт. развития / Г.Н. Чагин, А.В. Черных. Пермь, 2002.
Д.И. Вайман
Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.
ЕВРЕИ
самоназвание и общее этнич. название (на рус. яз.) народов, живущих в разных странах, но ведущих свое происхождение от древнеевр. народности; верующие Е. исповедуют иудаизм. В 13-12 вв. до н. э. древнеевр. скотоводч. племена, кочевавшие в Аравии, переселились в Палестину, где частично смешались с ханаанеями и хеттами и перешли к оседлости и земледелию. Их родоплеменной строй сменился классовым, образовалось единое гос-во (ок. 1000 до н. э.), чему способствовала борьба с соседними племенами (филистимлянами и др.). Ок. 935 до н. э. это гос-во распалось на два: северное - Израильское царство, к-рое в 722 до н. э. было покорено Ассирией, и южное - Иудейское царство. В 586 до н. э. последнее было завоевано Вавилонией, часть жителей была угнана в Месопотамию, что положило начало расселению Е. но странам мира (т. н. диаспоры). Осн. массы Е. возвратились из вавилонского плена лишь через 50 лет. В 63 до н. э. Иудея была захвачена Римом. При подавлении восстания Е. против Рима (см. Иудейская война 66-73) Иудея подверглась разграблению и опустошению. Много Е. было убито, продано в рабство, часть расселилась по всей Римской империи и за ее пределами. В 132-135 н. э. произошло последнее крупное восстание Е. Палестины против Рима под предводительством Бар-Кохбы. В эпоху раннего средневековья Е. жили гл. обр. в странах Зап. Европы, где в отношении Е. издавались специальные законы, ограничивавшие их в правах и занятиях, в частности в праве владения и пользования землей. Эти ограничения заставляли их селиться в городах, где они занимались ремеслами и торговлей, а более богатые - ростовщичеством. Е. не допускались в цехи и гильдии, подвергались ограблениям и изгнаниям. Имущество ограбленных, изгнанных и убитых Е. присваивалось феодалами, бюргерами и католич. церковью, насаждавшей вражду к "врагам христовым". Тысячи Е. пали жертвами инквизиции. В ряде случаев Е. поголовно изгонялись из нек-рых стран (из Англии в 13 в., Франции в 14 в., Испании и Португалии в конце 15 в. и т. д.). Осн. причиной этих преследований было противоречие интересов христианских и евр. купцов и ремесленников. Наряду с этим преследования Е. уже в ср. века имели целью отвлечь народный гнев от феодалов и богатых горожан и направить его против Е. Еврейская беднота, помимо нац. дискриминации, подвергалась экономич. и культурно-бытовому гнету со стороны евр. общины (когол, кагал), регламентировавшей всю жизнь Е. в интересах богачей и клерикальной верхушки, заправлявших коголом. Последний, в свою очередь, насаждал отчуждение и вражду Е. к христианам. Века гонений и беспощадного гнета внутри евр. общины привели к громадной смертности и пауперизму Е. Периодически среди Е. возникали движения против когольной верхушки и мессианские движения (см. Мессианство), выражавшие в религ. форме протест масс против социального и нац. гнета. В результате бурж. революций 17-19 вв. в Зап. Европе ограничения Е. были отменены. Но, подобно др. бурж. реформам, равноправие Е. на практике было урезанным. Свирепый ср.-век. антисемитизм был заменен более мягкими формами религ. и расовой дискриминации в гос. и обществ. жизни и в быту. Бурж. строй не мог коренным образом разрешить евр. вопрос. К кон. 18 в. большинство Е. жило в Польском гос-ве (Речь Посполита) и при разделах Польши значит. часть их перешла под власть Росс. империи, где вскоре после этого начали проводиться ограничения Е. Царское пр-во с целью отвлечения нар. масс от революц. движения натравливало на Е. самые отсталые и невежеств. элементы населения, учинявшие евр. погромы. Классовый и нац. гнет в России привел к тому, что в кон. 19 в. от 25% до 38% Е. в ряде городов жили за счет благотворительности, многие (гл. обр. евр. беднота) были вынуждены эмигрировать (особенно в США и др. страны Америки). Непрерывно расширялась и углублялась социальная дифференциация среди Е., значительно вырос ремесл., отчасти фабричный пролетариат, возникла пром. буржуазия; происходило приобщение Е. к демократич. рус. культуре и революц. движению, а также к светскому просвещению. Большевики боролись за приобщение рабочих Е. к общеросс. с.-д. рабочему движению, против националистич. мелкобурж. Бунда, за уничтожение бесправия Е. (законопроект об отмене всех ограничений, связанных с нац. принадлежностью, был внесен большевиками в 1914 в 4-ю Гос. думу), против погромов и т. д. Окт. социалистич. революция и последовавшие после 2-й мировой войны революции в Польше, Венгрии и др. странах полностью уничтожили вековое бесправие Е. в этих странах. Ликвидация эксплуатации человека человеком, создание социалистич. экономич. и обществ. отношений обеспечили дружбу и равенство народов, населяющих социалистич. страны, и ликвидировали социальную почву для нац. дискриминации вообще и для нац. дискриминации Е. в частности. Пролетарский интернационализм, равноправие и тесное содружество народов - основа нац. политики социалистич. гос-в. В этих странах ведется борьба против пережитков веками насаждавшегося антисемитизма, а всякая его проповедь карается законом. На основе общности экономич., политич. и духовных интересов, братской дружбы и сотрудничества Е. вместе со всеми народами СССР и др. социалистич. стран участвуют в строительстве социализма и коммунизма. В 1934 в СССР была образована Евр. авт. обл. Буржуазия в период общего кризиса капитализма все чаще прибегает к усилению расизма в разных видах, в т. ч. к антисемитизму - распространению вражды к Е., правовым их ограничениям, изгнаниям, погромам и т. п. В руках эксплуататорских классов антисемитизм является одним из средств отвлечения трудящихся от демократич. и революц. борьбы, средством разжигания среди недостаточно сознательных слоев трудящихся расистских и националистич. предрассудков, чуждых большинству рабочего класса и трудящегося крестьянства. Реакционные круги, насаждающие антисемитизм, опираются гл. обр. на неустойчивые в идеологич. и моральном отношениях мелкобурж. элементы. Так, в Германии антисемитизм насаждался фашистами; в 1935 гитлеровское пр-во издало т. н. "нюрнбергские законы", по к-рым Е. в Германии были лишены всех гражданских прав и ограблены, в 1938 по всей стране гитлеровцы организовали массовые погромы, а во 2-й мировой войне истребили миллионы Е. в самой Германии и в оккупированных странах. В странах капитализма теперь, как и раньше, процесс сближения наций затруднен в результате шовинистич. антисемитской пропаганды, дискриминации Е. и нек-рых др. народов. Вместе с тем еврейские буржуазные националисты ведут пропаганду идей сионизма и классового мира внутри Е., причем эта пропаганда находит особенно благоприятную почву среди той части Е., которая вынуждена была эмигрировать из фашистской Германии и стран, ею оккупированных. Идеи сионизма широко используются правящими и клерикальными кругами созданного в 1948 евр. государства Израиль, пытающимися направить процесс формирования евр. бурж. нации в Израиле по пути возрождения архаич. евр. обычаев. К нач. 20 в. во всем мире было ок. 10 млн. Е. и из них 75% жило в Европе (в России, Австро-Венгрии, Германии). В 1939 число Е. увеличилось до 16,7 млн. чел., из к-рых ок. 57% жило в Европе и св. 33% в странах Америки (гл. обр. в США). В результате зверского уничтожения 6 млн. Е. нем. фашистами во время 2-й мировой войны число Е. значительно уменьшилось и в 1959 составляло 12,8 млн. чел.; из них в США - 5,8 млн. чел., СССР - 2268 тыс. чел., Израиле - 1,8 млн. чел., Великобритании - 450 тыс., Аргентине - 380 тыс., Франции - 300 тыс., в Канаде - 260 тыс., Марокко - 255 тыс., Алжире - 140 тыс., Бразилии - 130 тыс., Румынии - 100 тыс. Е., проживающие в той или иной стране, живут общей экономич., общест-венно-политич. и культурной жизнью населения этой страны и в большинстве говорят на яз. этого населения. Значит. часть Е. стран Вост. Европы и Америки говорит на яз. идиш (близком к немецкому яз.) германской группы индоевроп. семьи яз. В СССР, согласно переписи 1959, 21,1% Е. назвали идиш родным языком. Часть Е. на Балканах и Бл. Востоке - потомки выходцев из Испании, говорит на яз. испаньоль (ладино) романской группы. В Израиле большая часть Е. говорит на яз. иврит (получивший значит. развитие в лит-ре и обиходной речи древнеевр. яз., относящийся к семито-хамитской семье яз.). Верующие Е. пользуются им как языком культа. Среди Е. СССР имеются небольшие группы горских Е. (в Дагестане), говорящих на татском яз., грузинских Е. (в р-не Тбилиси), говорящих на груз. яз., ср.-азиат. Е. (в р-не Бухары), говорящих на тадж. яз., и т. н. крымчаков - крымских Е., частично еще говорящих на татарском яз. Лит.: Энгельс Ф., К еврейскому вопросу, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1; Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, или критика критической критики, там же, т. 2; Ленин В. И., Положение Бунда в партии, Соч., 4 изд., т. 7; его же, К еврейским рабочим, там же, т. 8; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 20; его же, Законопроект о национальном равноправии, там же, т. 20; его же, Доклад о революции 1905 г., там же, т. 23, с. 242; его же, О погромной травле евреев, там же, т. 29; Ранович А., Очерк истории древнеевр. религии, М., 1937; Тюменев А., Евреи в древности и в ср. века, П., 1922; Лозинский С. Г., Социальные корни антисемитизма в ср. века и в нов. время, М., 1929; Гейликман Т. Б., История обществ. движения евреев в Польше и в России, М.-Л., 1930; Маргулис У., История евреев в России в очерках и документах (1772-1861), (т. 1), М., 1930 (на идиш); его же, Еврейские народные массы в борьбе со своими угнетателями, М., 1940 (на идиш); Марк Б., История евреев в Польше (до конца XV ст.), Варшава, 1957 (на идиш); Иванов К. П. и Шейнис З. С., Гос-во Израиль, его положение и политика, 2 изд., М., 1959.