ЭЗОП
ЭЗОП
автор знаменитых басен, жил около 570 г. до н. э. и был современником Солона. По происхождению он был рабом; получив свободу, отправился к Крезу, который послал его в Дельфы. В Дельфах его обвинили в святотатстве и сбросили со скалы. Некоторые басни Эзопа Сократ переложил в стихи, и эти басни долго сохранялись только в устном предании как образцы практической мудрости.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
ЭЗОП
полулегенд. др.-греч. баснописец 6 — 5 вв. до н.э. Ему приписыв. создание жанра басни, точнее «эзоповой басни», в к-рой действующими лицами были гл. обр. животные. Согл. преданию, Э. был фригийцем, вольноотпущенником, служил при дворе лидийского царя Креза и погиб насильств. смертью в Дельфах. В древности было известно неск. сборников басен Э. (прозаич. и стихотворных), первый из к-рых относится, вероятно, к 5 в. до н.э. Наиболее знаменитая стихотворная обработка их принадлежит Бабрию (нач. 3 в. до н.э.). В Риме на сюжеты басен Э. писал Федр. Дошедшие до нас под именем Э. басни были собраны из различ. источ. греч. монахом Максимом Планудом в кон. 13 или нач. 14 вв. н.э.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Эзоп
(лат. Aisopus), греч. баснописец 6 в. до н. э. История его жизни полна легендарных подробностей (калека, раб, происходивший из Фригии или Фракии; жил на Самосе и был отпущен там на волю; послан Крезом в Дельфы и сброшен местными жителями со скалы из-за возникших между ними распрей). Э. славился как искусный баснописец, который в своих баснях умел сочетать понятный простому люду краткий развлекательный сюжет с побуждающей к размышлению моралью, основанной на жизн. опыте человека из низов. Ходившие в народе и приписывавшиеся Э. басни собрал воедино Деметрий Фалерский. Более поздние обработки т. н. Эзоповых басен принадлежат Бабрию и Федру. Басни Э. оказали влияние на творчество Лютера, Лафонтена, Лессинга и Крылова.
Источник: Словарь античности. 1989
ЭЗОП
Aisopos) (предположительно 6 в. до н. э.), полулегендарный древнегреческий баснописец. Исторические сведения о его жизни скупы и противоречивы. Впервые о нем упоминает в своей «Истории» Геродот, сообщая лишь два факта: Эзоп был рабом на острове Самос, а убили его жители Дельф. Позднее складывается легендарная «биография»: Эзопу приписывают уродливый облик хромого горбуна, местом его рождения называют Фракию или Фригию, для логического объяснения причин гибели Эзопа его изображают обличителем пороков дельфийского общества и, наконец, трактуют его гибель как казнь (в его вещах была найдена золотая чаша, украденная из храма, и народ Дельф сбросил его со скалы).
Жанр басни был известен античным грекам и до Эзопа, но параллельно с формированием легенды о нем басню начинают именовать эзоповой. По-видимому, это свидетельствует о том, что Эзоп довел до совершенства, канонизировал уже существовавший жанр. Около 300 г. до н. э. приписываемые Эзопу басни (прозаические аллегорические истории о животных с нравоучительным финальным выводом, простые и лаконичные по стилю) были собраны и записаны. В дальнейшем они являлись образцовыми для многих поколений сочинителей. Так, еще в античности их переложили в стихах римлянин Федр (1 в.) и грек Бабрий (2 в.), а в Новое время их сюжетами пользовались Ж. Лафонтен и И. А. Крылов. Сюжеты некоторых «эзоповых басен» дошли до нас практически в неизменном виде («Волк и ягненок», «Лиса и виноград»), другие изменились («Муравей и цикада»).
Жанр басни был известен античным грекам и до Эзопа, но параллельно с формированием легенды о нем басню начинают именовать эзоповой. По-видимому, это свидетельствует о том, что Эзоп довел до совершенства, канонизировал уже существовавший жанр. Около 300 г. до н. э. приписываемые Эзопу басни (прозаические аллегорические истории о животных с нравоучительным финальным выводом, простые и лаконичные по стилю) были собраны и записаны. В дальнейшем они являлись образцовыми для многих поколений сочинителей. Так, еще в античности их переложили в стихах римлянин Федр (1 в.) и грек Бабрий (2 в.), а в Новое время их сюжетами пользовались Ж. Лафонтен и И. А. Крылов. Сюжеты некоторых «эзоповых басен» дошли до нас практически в неизменном виде («Волк и ягненок», «Лиса и виноград»), другие изменились («Муравей и цикада»).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
Эзоп
ок. VI. до н. э., греческий баснописец. Ему приписывается подавляющее большинство написанных прозой греческих басен. У нас нет никаких достоверных сведений о его жизни. Первое упоминание об Э., причисленном позднее к семи мудрецам, мы находим у Геродота. Вероятно, в VI в. до н. э. была создана первая (не сохранившаяся) биография Э., поздняя, уже римских времен версия которой Жизнь баснописца Эзопа, известная также как Роман об Эзопе, представила Э. невольником из Фригии, слугой Ксанфа с Самоса. После освобождения он стал самнийским советником, позднее же служил у известного своим богатством царя Лидии Креза. Он посетил также Вавилон, а умер в Дельфах, где поссорился со жрецами Аполлона, который ему затем отомстил, но привел к славе. Э. был признан создателем классической басни о животных. Басни, приписываемые Э., связаны с древней устной народной традицией, следы которой мы находим у архаических греческих поэтов (Гесиода, Архилоха). Их сюжеты и формы подвергались на протяжении веков множеству правок и изменений. Созданные, скорее всего, на ионийском диалекте и перенесенные на аттическую почву, они получили здесь окончательную обработку и уже в середине V в. до н. э. были известны как басни Эзопа. Первым издателем басен Э. был Деметрий Фалернский. Басни Эзопа составляли первое чтение в греческой школе, что привело к включению их в сборники и антологии. В V в. до н. э. началась литературная обработка басен Эзопа, наделившая их метрикой. Первые попытки, возможно, предпринял Сократ в форме элегического дистиха; Каллимах представил их в более соответствующей ямбической форме. Последним этапом развития басен Э. в Древней Греции стало творчество Бабрия. Басни Эзопа были читаемы также в Византии; издание, ставшее основой для всех позднейших, составил монах Максим Плануд ок. 1300 г. Отличительными чертами басен Э. являются краткость, простота, полное отсутствие риторических украшений. Обычно имеется вытекающая из содержания мораль, помещенная либо в конец, либо - реже - в начало произведения. Сюжеты басен Э. взяты из жизни. Они были выражением здравого смысла простых людей, а порой и протестом против общественной несправедливости. Их этика отражала представления, бытовавшие в древних обществах. Здесь нет места любви, жертвенности, самоотверженности, сила одерживает верх над законом, а в мире побеждают хитрость и обман. Форма этих поучений окрашена своеобразным юмором. Особую группу составляют этиологические басни, то есть такие, которые объясняют существование определенных явлений в жизни животных и людей. Басни Э. оказали огромное влияние на мировую литературу и имели множество подражателей. На латинский язык в ямбических стихах их перевел на рубеже I в. до н. э. и I в. н. э. Федр, ок. 400 г. н. э. сборник басен Э. издал Авиан.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
ЭЗОП
• Aes?pus,
?????????,
1. по греческим преданиям, автор басен; малочисленные древние показания относительно обстоятельств его жизни послужили, с сильной примесью вымысла, материалом для биографии, приписывавшейся константинопольскому монаху Максиму Плапуде и имеющей скорее характер романа. Э. стоит на границе времен мифического и исторического, называется современником Солона и 7 мудрецов, уроженцем Фракии или Фригии. Остальные показания, напр. о господах, рабом которых он был, пока не вышел на волю, о пребывании его у лидийского царя Креза, о том, как Э., явившись в Дельфы послом Креза, был обвинен дельфийцами в святотатстве и свергнут со скалы Гиамнейи (Hat. 2, 134); наконец, позднейшее сказание, будто это был уродливый шут, совсем не заслуживают внимания. Э. можно считать не изобретателем басни (см. Fabula, Фабула) по ее содержанию, а только основателем и представителем басни как особой формы в греческой литературе. Его прозаические ?????? (Plat. Phaed. 4 говорит, что Сократ, находясь в тюрьме, переложил некоторые из них в стихи), долго сохранявшиеся только в устном предании, воспроизводя характеры и типы действительности без всякой идеализации, служили выражением житейской, практической мудрости, смышлености и даже лукавства. Первое письменное собрание таких ????? или ????? ????????? было сделано Димитрием Фалерейским (300 г. до Р. X.); во времена Северов явился обширный сборник Бабрия (см. ???????, Бабрий): здесь «Эзоповы» басни были пересказаны стихами-холиямбами; затем в различные времена и различными лицами холиямбические басни Бабрия опять были перелагаемы на прозу, в которой, впрочем, часто сохранялись следы первоначальной стихотворной формы. Вследствие такой истории сборников басен их число, порядок, изложение в разных рукописях и изданиях весьма различны. Последнее издание (Fabulae Aesopicae coll. Halm., 1852) содержит 426 басен. ср.: Welcker, kl. Schriften II, стр. 228-263. Keller, Fleckeisen´s Janrb. Suppl. IV, стр. 309 — 412;
2. Clodius Aes?pus, знаменитый актер, современник и друг Цицерона, часто о нем упоминающего с величайшей похвалой (Sest. 56. Cic. tusс. 2, 17. Cic. fin. 5, 22. de div. 1, 37. Cic. de or. 1, 64. 3, 26); так же был велик в трагедии, как его современник Росций в комедии (Horat. ер. 2, 1, 82: quae gravis Aes?pus, quae doctus Roscius egit. Quint. 11, 1, 111: R. citatior, Aes. gravior; что, вероятно, должно означать большую тонкость и живость игры у Росция и более глубокое психологическое действие игры Э.). Художественно исполнял первые трагические роли, напр. Агамемнона, Эанта, Андромахи. Но, судя по Cic. or. 31, Э. играл и в комедии. Сам Помпеи удостоивал его своей дружбы, а народ щедро вознаграждал, т. ч. Э. оставил после себя значительное состояние. В последний раз играл при освящении построенного Помпеем театра (65 г. до Р. X.).
Эзоп
VI век до н. э.) Эзоп (Эсоп) считается родоначальником басни как жанра, а также создателем художественного языка иносказаний — эзопова языка, который не утратил своей актуальности с античных времен до наших дней. В самые мрачные периоды истории, когда за правдивое слово можно было лишиться головы, человечество не впадало в немоту лишь потому, что у него в арсенале был эзопов язык — оно могло выражать свои мысли, воззрения, протесты в сюжетах из жизни животных, птиц, рыб. С помощью басен Эзоп преподал человечеству азы мудрости. «Используя зверей в том виде, в каком они и по сей день запечатлены на геральдических гербах, древние передавали из поколения в поколение великую правду жизни… — писал Гилберт Честертон. — Если рыцарский лев свиреп и страшен, он и впрямь свиреп и страшен; если священный ибис стоит на одной ноге, он обречен стоять так вечно. На этом языке, устроенном наподобие огромного звериного алфавита, выведены древнейшие философские истины. Подобно тому как ребенок учит букву „А“ на слове „аист“, букву „Б“ на слове „бык“, букву „В“ на слове „волк“, человек учится простым и великим истинам на простых и сильных существах — героях басен». И это никогда не умолкавшее человечество, столь многим обязанное Эзопу, до сих пор точно не знает, существовал ли такой человек в действительности, или же это собирательное лицо. По преданиям, Эзоп родился в VI веке до н. э. во Фригии (Малая Азия), был рабом, а затем вольноотпущенником. Некоторое время жил при дворе лидийского царя Креза в Сардах. Позднее, находясь в Дельфах, был обвинен жреческой аристократией в святотатстве и сброшен со скалы. Сохранилась целая книга забавных рассказов о его жизни и приключениях. Несмотря на то что Эзоп, по легендам, был уродлив и горбат, к тому же и сквернослов, он сделался настоящим героем народных преданий, повествующих о его смелых выступлениях против богачей и знати, о посрамлении им ложной мудрости правящих верхов. В книге немецкого археолога, историка и искусствоведа Германа Хафнера «Выдающиеся портреты античности» (1984) представлен рисунок на сосуде для питья, изготовленном в V веке до н. э. в Афинах (хранится в Ватикане). На нем гротескно изображен горбун визави с лисицей, которая, судя по жестам, о чем-то ему рассказывает. Ученые полагают, что на рисунке изображен Эзоп. В этой же книге Хафнер утверждает, что в Афинах во время правления Деметрия Фалерского (317–307 годы до н. э.) статуя Эзопа, созданная Лисиппом, была помещена рядом с группой «Семь мудрецов», что свидетельствует о высоком почитании баснописца и два века спустя после его смерти. Считается, что при Деметрии Фалерском появилось и собрание басен Эзопа, составленное неизвестным нам лицом. «В таком составителе, по-видимому, было что-то великое и человечное, — как справедливо заметил Честертон, — что-то от человеческого будущего и человеческого прошлого…» Под именем Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозаическом изложении. Среди них встречается много знакомых нам сюжетов. Например: «Голодная лисица заметила на одной лозе висящие гроздья винограда. Она захотела их достать, но не смогла и ушла, сказав про себя: они еще зелены». Или: «Волк увидел однажды, как пастухи в шалаше едят овцу. Он подошел близко и сказал: „Какой шум поднялся бы у вас, если бы это делал я!“» Басням из этого сборника писатели разных эпох придавали литературную форму. В I веке н. э. этим прославился римский поэт Федр, а во II веке — греческий писатель Бабрий. В средние века басни Эзопа и Федра выпускались специальными сборниками и были очень популярны. Из них черпали сюжеты баснописцы нового времени: Лафонтен во Франции, Лессинг в Германии, И. И. Хемницер, А. Е. Измайлов, И. А. Крылов в России. Из русских прозаиков наиболее виртуозно владел эзоповым языком М. Е. Салтыков-Щедрин. Его сказки «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист», «Орел-меценат» и другие — прекрасный образец эзопова мастерства. Любовь Калюжная
Источник: 100 великих писателей. 2004