, Франсуа Ксавье (Fabre, Francois Xavier) 1766, Монпелье — 1837, Рим. Французский живописец. Ученик Ж. М. Вьена и Ж. Л. Давида (с 1783). Получив в 1787 Гран-при, уехал в Рим в качестве пенсионера парижской Академии художеств. Долго жил в Италии (1787—1826), во Флоренции (до 1825), был придворным живописцем герцогини Лукки и Пьомбино, а затем великой герцогини Тосканской Эльзы Баччокки (сестры Наполеона Бонапарта). Писал главным образом портреты и полотна на сюжеты из древней истории и мифологии в манере неоклассицизма: Вергилий читает "Энеиду" семейству Августа (Чикаго, Институт искусств). Под влиянием этого полотна, где сюжет трактован в жанровом духе, была написана картина итальянского живописца Ф. Подести Тассо читает "Освобожденный Иерусалим" при феррарском дворе (1831, Брешия, галерея Тозио-Мартиненго). В портрете испытал влияние Давида. Создал портреты многих представителей аристократии Франции, Англии и Италии. Входил во Флоренции в кружок антиквариев лорда Бристольского, был влюблен в графиню Альбани (1753—1824), супругу герцога Ш. Э. Стюарта, а затем поэта В. Альфьери. Одна из самых известных его работ — Портрет скульптора Антонио Кановы (1812, Монпелье, Музей Фабра). Художник запечатлел великого скульптора на фоне статуи Кановы Венера Италийская, когда тот приехал во Флоренцию по случаю открытия памятника Витторио Альфьери, исполненному им по заказу графини Альбани. В портрете с большим мастерством переданы благородное достоинство и одухотворенность Ка- новы. Сам Фабр изображен на полотне П. Бенвенути Элиза Баччокки-Бонапарт с художниками во Флоренции (1813, Версаль, Нац. музей) наряду с Кановой и другими мастерами. Ему принадлежат также портреты Наполеона Бонапарта (1808, Рим, Музей Наполеона), Люсьена Бонапарта (Монпелье, Музей Фабра). В Монпелье, на родине художника, находится музей искусств, носящий его имя. Завещал свои работы и коллекцию живописи этому музею.
Лит.: Bordes Ph. Girodet et Fabre: camarades d’atelier // Revue de Louvre. 1974. Vol. 24. № 6. P. 393—399.
Е. Федотова
0.00 байт