греч. phantastike – искусство воображать) – форма отражения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая картина Вселенной. Распространена в мифологии, фольклоре, искусстве, социальной утопии. В ХIХ – ХХ вв. развивается научная фантастика.
ФАНТАСТИКА
Фантастика
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ФАНТАСТИКА
способность к воображению - форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними, сверхъестественная, чудесная картина Вселенной. Распространена в фольклоре, искусстве, социальной утопии. Жанр научно-художественной литературы и искусства. Представления, мысли, образы, созданные воображением.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ФАНТАСТИКА
жанр литературы и киноискусства. Сначала появилась научная Ф., где использовался научный или технический футуристический сюжет. Первыми представителями этого жанра были Жюль Верн и Герберт Уэллс. В XX в. Ф. стала одним из самых популярных жанров массовой литературы. Наиболее выдающимися представителями этого жанра были АЗИМОВ, БРЭДБЕРИ, А. Кларк, ХАЙНЛАЙН (США), С. Лем (Польша), братья А.Н. и Б.Н. Стругацкие (СССР). В 50-х гг. от научной Ф. «отпочковался» жанр «фэнтэзи». Типичным примером последнего является, например, такое произведение, как «Властелин колец» ТОЛКИЕНА, где легендарно-сказочное описание событий и героев дается в реалистической манере. Представители этого направления часто переносят действия своих произведений в средние века, например, Урсула Ле Гуин (США).
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
ФАНТАСТИКА
(греч. phantastike — искусство вооб-ражать) — разновидность литературы, в которой автор-
ский вымысел от изображения необычных, неправдоподобных явлений простирается до создания особого — вымышленного, нереального, «чудесного мира». Есть два основных типа фантастической литературы: научная фантастика (НФ) и фэнтэзи (fantasy). НФ является ре-зультатом сближения научного и художественного творчества, неразрывно связана с процессами становления и развития современного (модернизированного) общества и культуры. Это адекватная форма отражения тех коренных сдвигов в жизни человека и человечества, которые появились в результате научно-технического прогресса и все ускоряющихся темпов общественного развития. В самом широком смысле НФ — это литература о буду-щем, возникшая в эпоху быстрых перемен, когда существенные изменения в мире происходят за жизнь одного поколения (25 лет). Поэтому НФ возникла в XIX в. (в рамках романтизма, родоначальник — Э. По), а литературой в полном смысле слова стала в XX в. Тогда же НФ вышла за пределы литературы, проникла в живопись, кино, став частью культуры XX в. НФ произведения конструируют миры, возможные с точки зрения современной науки, все неясное в них должно получить рацио-нальное объяснение. Цель — решение проблем, важных для будущего человечества.
Основные темы НФ были намечены в XIX в. в творчестве Э. А. По, Ж. Верна, Г. Уэллса. Но подлинный расцвет НФ, появление произведений высочайшего художественного уровня произошел в XX в. Можно выде-лить несколько этапов в развитии НФ. До начала 50-х гг. в основном шла выработка традиций и канонов жанра, который еще не считался частью литературы «основного потока». Поэтому художественные достоинства книг были невысоки, и они выходили в основном в НФ журна-лах. В это время начинают писать Р. Хайнлайн, А. Кларк, А. Азимов, А. Ван-Вогт, Г. Каттнер, Л. Спрэг де Камы, Э. Рассел, Р. Бредбери (англо-американская НФ), А. Тол-стой, А. Беляев (СССР). Основные темы — межзвездные перелеты, контакты с иным разумом, роботы и компью-теры, машина времени.
В 50–60-е гг. вера в технический прогресс начинает ослабевать, и НФ отвечает на это подъемом интереса к психологии, социологии. Также авторы начинают до-биваться художественного совершенства своих книг, приближаясь к литературе основного потока и все больше обращая внимание на внутренний мир своих героев. В это время появляются лучшие произведения уже упоминавшихся англо-американских авторов. К ним присоединяются новые — Дж. Уиндем, Х. Клемент, К. Саймак, Г. Гаррисон и др. В СССР этот период начинается с «Туманности Андромеды» И. Ефремова. Позже появляются произведения А. и Б. Стругацких.
В 70-е гг. появляется так называемая «фантастика новой волны», решительно ломающая ее табу и стерео-типы. В НФ входят новые авторы — М. Муркок, Б. Ол-дисс, Х. Эллисон с новыми темами — секс, религия и насилие. НФ в лучших своих образцах сливается с литературой «основного потока». В СССР в это время пишут Д. Биленкин, О. Ларионова, В. Крапивин, А. Мирер, Г. Гуревич, С. Павлов, Е. Гуляковский и др. В последнее время в НФ происходит так называемое «женское возрождение» — Эни Маккефри, У. Ле Гуин, А. Нортон, Д. Мэй, М. Брэдли и др. Развитие компью-терной техники и необходимость осознания ее возможностей привели к появлению нового направления — «киберпанк».
Фэнтэзи — часть фантастической литературы, генетически связанная со сказкой. Поэтому в ней возможно нарушение причинноследственных связей, переход в мир магии и волшебства. Миры «fantasy» в отличие от НФ не существуют ни в пространстве, ни во времени, а события, происходящие в них, не должны получать рационального объяснения.
Fantasy редко использует опору на науку и технику, ее интересуют вечные человеческие проблемы, прежде всего — борьба Добра и Зла. Основные принципы fantasy были разработаны Д.Р. Р. Толкином, автором трилогии «Властелин колец». Он создал мир Средиземья — настоящее мифологическое пространство, находящееся «за поворотом» обыденного мира. После выхода этих книг начался настоящий бум fantasy. Вновь вспомнили об уже почти забытом Р. Говарде с его миром Хайбории, появился Амбер Р. Желязны, Земноморье У. Ле Гуин, Колдов-ской мир А. Нортон, Многоярусный мир и Мир Реки Ф. Фармера, Перн Э. Маккефри, Мир тысячи сфер М. Муркока и др. В 90-е гг. к ним присоединились российские авторы А. Бушков с миром Талара, А. Логинов с Далайном, Ник Перумов, Ю. Никитин и др. Обычно действие романа-fantasy развивается в мире, в котором властвует магия и идет битва Света и Тьмы, которая должна решить судьбу этого мира. Герой такого романа — Герой во всех смыслах этого слова или очень нестандартная, яркая личность. Другие герои этого романа всегда стоят либо на стороне Добра, либо Зла. Нейтральных героев в fantasy нет. Есть несколько направлений fantasy — фантастика магии и колдовства (М. Муркок, Р. Толкин, Ник Перумов и др.); «ужас в обыденном» (С. Кинг, Д. Кунц, Г. Лафкрафт); «альтер-нативная история» (П. Андерсен, Ю. Никитин, М. Семенова и др.); «черная fantasy» (Тэнит Ли); «женская fan-tasy» (М. Лэки, У. Ле Гуин, К. Черри и др.). Фантастика сегодня вышла за пределы литературы. Самое широкое распространение она получила в кино. Классикой НФ кино считаются фильмы «Космическая одиссея 2001 года» С. Кубрика и «Звездные войны» Дж. Лукаса.
ский вымысел от изображения необычных, неправдоподобных явлений простирается до создания особого — вымышленного, нереального, «чудесного мира». Есть два основных типа фантастической литературы: научная фантастика (НФ) и фэнтэзи (fantasy). НФ является ре-зультатом сближения научного и художественного творчества, неразрывно связана с процессами становления и развития современного (модернизированного) общества и культуры. Это адекватная форма отражения тех коренных сдвигов в жизни человека и человечества, которые появились в результате научно-технического прогресса и все ускоряющихся темпов общественного развития. В самом широком смысле НФ — это литература о буду-щем, возникшая в эпоху быстрых перемен, когда существенные изменения в мире происходят за жизнь одного поколения (25 лет). Поэтому НФ возникла в XIX в. (в рамках романтизма, родоначальник — Э. По), а литературой в полном смысле слова стала в XX в. Тогда же НФ вышла за пределы литературы, проникла в живопись, кино, став частью культуры XX в. НФ произведения конструируют миры, возможные с точки зрения современной науки, все неясное в них должно получить рацио-нальное объяснение. Цель — решение проблем, важных для будущего человечества.
Основные темы НФ были намечены в XIX в. в творчестве Э. А. По, Ж. Верна, Г. Уэллса. Но подлинный расцвет НФ, появление произведений высочайшего художественного уровня произошел в XX в. Можно выде-лить несколько этапов в развитии НФ. До начала 50-х гг. в основном шла выработка традиций и канонов жанра, который еще не считался частью литературы «основного потока». Поэтому художественные достоинства книг были невысоки, и они выходили в основном в НФ журна-лах. В это время начинают писать Р. Хайнлайн, А. Кларк, А. Азимов, А. Ван-Вогт, Г. Каттнер, Л. Спрэг де Камы, Э. Рассел, Р. Бредбери (англо-американская НФ), А. Тол-стой, А. Беляев (СССР). Основные темы — межзвездные перелеты, контакты с иным разумом, роботы и компью-теры, машина времени.
В 50–60-е гг. вера в технический прогресс начинает ослабевать, и НФ отвечает на это подъемом интереса к психологии, социологии. Также авторы начинают до-биваться художественного совершенства своих книг, приближаясь к литературе основного потока и все больше обращая внимание на внутренний мир своих героев. В это время появляются лучшие произведения уже упоминавшихся англо-американских авторов. К ним присоединяются новые — Дж. Уиндем, Х. Клемент, К. Саймак, Г. Гаррисон и др. В СССР этот период начинается с «Туманности Андромеды» И. Ефремова. Позже появляются произведения А. и Б. Стругацких.
В 70-е гг. появляется так называемая «фантастика новой волны», решительно ломающая ее табу и стерео-типы. В НФ входят новые авторы — М. Муркок, Б. Ол-дисс, Х. Эллисон с новыми темами — секс, религия и насилие. НФ в лучших своих образцах сливается с литературой «основного потока». В СССР в это время пишут Д. Биленкин, О. Ларионова, В. Крапивин, А. Мирер, Г. Гуревич, С. Павлов, Е. Гуляковский и др. В последнее время в НФ происходит так называемое «женское возрождение» — Эни Маккефри, У. Ле Гуин, А. Нортон, Д. Мэй, М. Брэдли и др. Развитие компью-терной техники и необходимость осознания ее возможностей привели к появлению нового направления — «киберпанк».
Фэнтэзи — часть фантастической литературы, генетически связанная со сказкой. Поэтому в ней возможно нарушение причинноследственных связей, переход в мир магии и волшебства. Миры «fantasy» в отличие от НФ не существуют ни в пространстве, ни во времени, а события, происходящие в них, не должны получать рационального объяснения.
Fantasy редко использует опору на науку и технику, ее интересуют вечные человеческие проблемы, прежде всего — борьба Добра и Зла. Основные принципы fantasy были разработаны Д.Р. Р. Толкином, автором трилогии «Властелин колец». Он создал мир Средиземья — настоящее мифологическое пространство, находящееся «за поворотом» обыденного мира. После выхода этих книг начался настоящий бум fantasy. Вновь вспомнили об уже почти забытом Р. Говарде с его миром Хайбории, появился Амбер Р. Желязны, Земноморье У. Ле Гуин, Колдов-ской мир А. Нортон, Многоярусный мир и Мир Реки Ф. Фармера, Перн Э. Маккефри, Мир тысячи сфер М. Муркока и др. В 90-е гг. к ним присоединились российские авторы А. Бушков с миром Талара, А. Логинов с Далайном, Ник Перумов, Ю. Никитин и др. Обычно действие романа-fantasy развивается в мире, в котором властвует магия и идет битва Света и Тьмы, которая должна решить судьбу этого мира. Герой такого романа — Герой во всех смыслах этого слова или очень нестандартная, яркая личность. Другие герои этого романа всегда стоят либо на стороне Добра, либо Зла. Нейтральных героев в fantasy нет. Есть несколько направлений fantasy — фантастика магии и колдовства (М. Муркок, Р. Толкин, Ник Перумов и др.); «ужас в обыденном» (С. Кинг, Д. Кунц, Г. Лафкрафт); «альтер-нативная история» (П. Андерсен, Ю. Никитин, М. Семенова и др.); «черная fantasy» (Тэнит Ли); «женская fan-tasy» (М. Лэки, У. Ле Гуин, К. Черри и др.). Фантастика сегодня вышла за пределы литературы. Самое широкое распространение она получила в кино. Классикой НФ кино считаются фильмы «Космическая одиссея 2001 года» С. Кубрика и «Звездные войны» Дж. Лукаса.
ФАНТАСТИКА
греч. phantastike – искусство воображать), разновидность художественной литературы, где художественный вымысел получает наибольшую свободу: границы фантастики простираются от изображения странных, необычных, вымышленных явлений до создания собственного мира с особыми закономерностями и возможностями. Фантастика обладает особым типом образности, которому свойственно нарушение реальных связей и пропорций: например, отрезанный нос майора Ковалева в повести Н. В. Гоголя «Нос» сам передвигается по Петербургу, имеет чин выше своего хозяина, а затем чудесным образом сам оказывается вновь на своем месте. При этом фантастическая картина мира не является чистым вымыслом: в ней преобразованы, подняты на символический уровень события реальной действительности. Фантастика в гротескном, преувеличенном, преобразованном виде открывает читателю проблемы действительности и размышляет над их решением. Фантастическая образность присуща сказке, эпосу, аллегории, легенде, утопии, сатире. Особый подвид фантастики представляет собой научная фантастика, в которой образность создается за счет изображения вымышленных или действительных научно-технических достижений человека. Художественное своеобразие фантастики состоит в противопоставлении мира фантастического и реального, поэтому каждое произведение фантастики существует как бы в двух планах: созданный воображением автора мир как-то соотносится с реальной действительностью. Реальный мир либо выносится за пределы текста («Путешествия Гулливера» Дж. Свифта), либо присутствует в нем (в «Фаусте» И. В. Гете события, в которых участвуют Фауст и Мефистофель, противопоставлены жизни остальных горожан).
Первоначально фантастика была связана с воплощением в литературе мифологических образов: так, античная фантастика с участием богов представлялась авторам и читателям вполне достоверной («Илиада», «Одиссея» Гомера, «Труды и дни» Гесиода, пьесы Эсхила, Софокла, Аристофана, Еврипида и др.). Образцами античной фантастики можно считать «Одиссею» Гомера, где описано множество удивительных и фантастических приключений Одиссея, и «Метаморфозы» Овидия – истории превращения живых существ в деревья, камни, людей в животных и т. п. В произведениях эпохи Средневековья и Возрождения эта тенденция продолжалась: в рыцарском эпосе (от «Беовульфа», написанного в 8 в., до романов Кретьена де Труа 14 в.) фигурировали образы драконов и волшебников, фей, троллей, эльфов и прочих фантастических существ. Обособленную традицию в Средневековье составляет христианская фантастика, описывающая чудеса святых, видения и т. д. Христианство признает свидетельства такого рода подлинными, но это не мешает им оставаться частью фантастической литературной традиции, т. к. описываются неординарные явления, нехарактерные для обычного хода событий. Богатейшая фантастика представлена и в восточной культуре: сказки «Тысячи и одной ночи», индийская и китайская литература. В эпоху Возрождения фантастика рыцарских романов пародируется в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Ф. Рабле и в «Дон Кихоте» М. Сервантеса: у Рабле представлена фантастическая эпопея, переосмысливающая традиционные штампы фантастики, Сервантес же пародирует увлечение фантастикой, его герой повсюду видит фантастических существ, которых нет, попадает из-за этого в нелепые положения. Христианская фантастика в эпоху Возрождения выражается в поэмах Дж. Мильтона «Потерянный рай» и «Возвращенный рай».
Литература Просвещения и классицизма чужда фантастике, и ее образы используются только для придания экзотического колорита действию. Новый расцвет фантастики наступает в 19 в., в эпоху романтизма. Появляются жанры, целиком основанные на фантастике, например готический роман. Разнообразны формы фантастики в немецком романтизме; в частности Э. Т. А. Гофман писал сказки («Повелитель блох», «Щелкунчик и мышиный король»), готические романы («Эликсир дьявола»), феерические фантасмагории («Принцесса Брамбилла»), реалистические повести с фантастической подоплекой («Золотой горшок», «Выбор невесты»), философские сказки-притчи («Крошка Цахес», «Песочный человек»). Фантастика в литературе реализма также распространена: «Пиковая дама» А. С. Пушкина, «Штосс» М. Ю. Лермонтова, «Миргород» и «петербургские повести» Н. В. Гоголя, «Сон смешного человека» Ф. М. Достоевского и т. д. Возникает проблема совмещения фантастики с реальным миром в тексте, часто введение фантастических образов требует мотивировки (сон Татьяны в «Евгении Онегине»). Однако утверждение реализма отодвинуло фантастику на периферию литературы. К ней обращались, чтобы придать символический характер образам («Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, «Шагреневая кожа» О. де Бальзака). Готическую традицию фантастики развивает Э. По, в рассказах которого представлены немотивированные фантастические образы и коллизии. Синтез различных типов фантастики представляет роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Эволюция фантастики происходит в двух направлениях. Фантастика стала развиваться, с одной стороны, как научная фантастика (необычные события мотивируются техническим прогрессом, а не сном или видением). С другой стороны, фантастика проникает в детскую литературу: Л. Кэрролл, К. Коллоди, А. Милн, А. Н. Толстой, Н. Н. Носов, К. И. Чуковский и др. Особый фантастический мир творит в своих произведениях А. С. Грин. Фантастика второй половины 20 в. порождает новые жанры. Помимо научной фантастики, возникает фэнтези: «Властелин колец» Дж. Р. Толкина, цикл романов Дж. Ролинг о Гарри Поттере. В латиноамериканской фантастике в основе образов лежат фольклорные мотивы: рассказы М. Астуриаса, Х. Кортасара, Г. Гарсия Маркеса и др. Создается фантастика, основанная на традиционной мифологии: «Кентавр» Дж. Апдайка.
Первоначально фантастика была связана с воплощением в литературе мифологических образов: так, античная фантастика с участием богов представлялась авторам и читателям вполне достоверной («Илиада», «Одиссея» Гомера, «Труды и дни» Гесиода, пьесы Эсхила, Софокла, Аристофана, Еврипида и др.). Образцами античной фантастики можно считать «Одиссею» Гомера, где описано множество удивительных и фантастических приключений Одиссея, и «Метаморфозы» Овидия – истории превращения живых существ в деревья, камни, людей в животных и т. п. В произведениях эпохи Средневековья и Возрождения эта тенденция продолжалась: в рыцарском эпосе (от «Беовульфа», написанного в 8 в., до романов Кретьена де Труа 14 в.) фигурировали образы драконов и волшебников, фей, троллей, эльфов и прочих фантастических существ. Обособленную традицию в Средневековье составляет христианская фантастика, описывающая чудеса святых, видения и т. д. Христианство признает свидетельства такого рода подлинными, но это не мешает им оставаться частью фантастической литературной традиции, т. к. описываются неординарные явления, нехарактерные для обычного хода событий. Богатейшая фантастика представлена и в восточной культуре: сказки «Тысячи и одной ночи», индийская и китайская литература. В эпоху Возрождения фантастика рыцарских романов пародируется в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Ф. Рабле и в «Дон Кихоте» М. Сервантеса: у Рабле представлена фантастическая эпопея, переосмысливающая традиционные штампы фантастики, Сервантес же пародирует увлечение фантастикой, его герой повсюду видит фантастических существ, которых нет, попадает из-за этого в нелепые положения. Христианская фантастика в эпоху Возрождения выражается в поэмах Дж. Мильтона «Потерянный рай» и «Возвращенный рай».
Литература Просвещения и классицизма чужда фантастике, и ее образы используются только для придания экзотического колорита действию. Новый расцвет фантастики наступает в 19 в., в эпоху романтизма. Появляются жанры, целиком основанные на фантастике, например готический роман. Разнообразны формы фантастики в немецком романтизме; в частности Э. Т. А. Гофман писал сказки («Повелитель блох», «Щелкунчик и мышиный король»), готические романы («Эликсир дьявола»), феерические фантасмагории («Принцесса Брамбилла»), реалистические повести с фантастической подоплекой («Золотой горшок», «Выбор невесты»), философские сказки-притчи («Крошка Цахес», «Песочный человек»). Фантастика в литературе реализма также распространена: «Пиковая дама» А. С. Пушкина, «Штосс» М. Ю. Лермонтова, «Миргород» и «петербургские повести» Н. В. Гоголя, «Сон смешного человека» Ф. М. Достоевского и т. д. Возникает проблема совмещения фантастики с реальным миром в тексте, часто введение фантастических образов требует мотивировки (сон Татьяны в «Евгении Онегине»). Однако утверждение реализма отодвинуло фантастику на периферию литературы. К ней обращались, чтобы придать символический характер образам («Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, «Шагреневая кожа» О. де Бальзака). Готическую традицию фантастики развивает Э. По, в рассказах которого представлены немотивированные фантастические образы и коллизии. Синтез различных типов фантастики представляет роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Эволюция фантастики происходит в двух направлениях. Фантастика стала развиваться, с одной стороны, как научная фантастика (необычные события мотивируются техническим прогрессом, а не сном или видением). С другой стороны, фантастика проникает в детскую литературу: Л. Кэрролл, К. Коллоди, А. Милн, А. Н. Толстой, Н. Н. Носов, К. И. Чуковский и др. Особый фантастический мир творит в своих произведениях А. С. Грин. Фантастика второй половины 20 в. порождает новые жанры. Помимо научной фантастики, возникает фэнтези: «Властелин колец» Дж. Р. Толкина, цикл романов Дж. Ролинг о Гарри Поттере. В латиноамериканской фантастике в основе образов лежат фольклорные мотивы: рассказы М. Астуриаса, Х. Кортасара, Г. Гарсия Маркеса и др. Создается фантастика, основанная на традиционной мифологии: «Кентавр» Дж. Апдайка.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006