ФЕОФАН ГРЕК

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Грек Феофан
(ок. 1340 — после 1405) византийский (греческий) живописец, работавший в России во второй половине XIV — начале XV в. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором-с-Городца расписал старый Благовещенский собор Московского Кремля. До Москвы много работал в Новгороде, где кроме икон оставил фрески в церкви Спаса Преображения. Работы отличаются монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, свободной живописной манерой.

Источник: Краткий словарь по истории.

Феофан Грек
(ок. 1340 - после 1405) – иконописец и живописец, один из лучших художников Руси. Феофан расписал церковь Спаса на Ильине(Новгород), Архангельский и старый Благовещенский соборы Московского Кремля(вместе с Рублевым и Прохором с Городца). Работал также в Серпухове, Нижнем Новгороде, возможно, в Коломне и в Переславле. Феофану приписывают иконы деисусного чина Благовещенского собора в Московском Кремле – « Спас», « Богоматерь», « Иоанн Предтеча». При его участии исполнялись и другие иконы этого иконостаса.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

ФЕОФАН ГРЕК
(ок. 1340 — после 1405) — выдающийся живописец, работал в Византии и на Руси. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписывал старый Благовещенский собор Московского Кремля (1405). Его фрески сохранились в церкви Спаса Преображения в Новгороде (1378). К его произведениям искусствоведы относят иконы «Богоматерь Донская», «Преображение» (Третьяковская галерея), иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Феофан умел сильными длинными мазками своей кисти создать эмоциональное напряжение, достигающее трагизма.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ФЕОФАН ГРЕК
Иконописец. Жил в XIV в., родился в Византии (отсюда прозвище Грек). Поселился в Новгороде в 1370 г. В 1378 г. он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. Самым грандиозным является изображение в куполе храма Спаса Вседержителя, сохранившееся до наших дней. В начале 1390х годов Феофан прибыл в Москву и проявил себя в росписи храмов, частных домов, в книжной графике и в написании икон. Феофан оформил рукописное Евангелие боярина Федора Кошки, оклад которого датируется 1392 г. В Евангелии много красочных заставок, орнаментальные украшения в начале каждой главы и буквицыинициалы в виде различных животных. Феофан расписывал также Архангельский и Благовещенский соборы Кремля вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца и другие храмы.

Источник: Основы православной культуры. 2011

ФЕОФАН ГРЕК
ок. 1340 - после 1405), иконописец и живописец, один из лучших художников Св. Руси. Для творчества Феофана Грека характерны эмоционально-драматическая трактовка образов, динамичная композиция, сдержанный колорит, пластичность изображений, подчеркнутая смелым и точным наложением световых бликов.
Феофан расписал церковь Спаса на Ильине (Новгород, 1378), Архангельский (1399) и старый Благовещенский соборы Московского Кремля (1405, вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца). Работал также в Серпухове, Н. Новгороде, возможно, в Коломне и в Переславле. Яркую характеристику Феофана Грека содержит послание Епифания Премудрого Кириллу Тверскому.
Феофану приписывают иконы деисусного чина Благовещенского собора в Московском Кремле - "Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча". При его участии исполнялись и другие иконы этого иконостаса. Он создал в Москве мастерскую, которой приписывают иконы "Богоматери Донской" с "Успением" на обороте (1380 или 1392), "Преображение" из Переславля-Залесского и инициалы "Евангелия Кошки" (ок. 1392).

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ФЕОФАН ГРЕK
(ок. 1340 – после 1405) – живописец, родом из Византии. Работал в Константинополе, затем переехал в Россию. Первое время работал в Новгороде, расписал церковь Спаса Преображения на Ильиной улице в Новгороде. Затем переехал в Москву. Вероятно, Феофан имел собственную мастерскую и заказы выполнял с помощью учеников. Работы, упоминаемые в летописях, охватывают десять лет. С 1395 по 1405 гг. мастер расписал три кремлевских храма: церковь Рождества Богородицы, Архангельский и Благовещенский соборы. Из всех этих работ сохранился лишь иконостас Благовещенского собора в Кремле, который создавался в содружестве с Андреем Рублевым и «старцем Прохором с Городца». Рублев работал над иконами, изображающими праздники, а Феофану Греку принадлежат некоторые иконы деисусного чина: «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча». Мастерской Феофана Грека приписывают также иконы Богоматери «Донская» с «Успением» на обороте, «Преображение» из Переславля-Залесского. Произведения Феофана Грека отличаются монументальностью, выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

ФЕОФАН ГРЕК
XIV в.) – художник, о деятельности которого в Византии не сохранилось никаких сведений. Искусствовед В.Н. Лазарев на основании сходства мозаик церкви Спасителя столичного монастыря Хора (XIV в.) и фресок Феофана относит его к константинопольской школе живописи. В письме Кириллу Тверскому (1413 г.) русский писатель Епифаний сообщал, что византийский художник расписал более 40 храмов в Константинополе, Галате (генуэзская колония в пригороде столицы), Халкидоне (Малая Азия), Каффе (Крым), Новгороде, Москве и Нижнем Новгороде. До сих пор остается не выясненным до конца вопрос о степени воздействия на Феофана исихазма и западной культуры, с которой он соприкоснулся в Галате. В последней трети XIV в. византийский художник отправился из Каффы на Русь. В 1378 г. он расписал новгородскую церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Считают, что кисти Феофана Грека принадлежат изображения ХристаПантократора в куполе, ветхозаветных праотцев (Ноя, Мелхиседека), пророка Илии, Иоанна Предтечи, серафимов и архангелов в барабане и некоторые фрески (изображение старца Макария Египетского) в северозападном приделе церкви, фрагменты евангельских сцен Крещение, Рождество, Сретение на южном алтарном столбе и др. Последнее десятилетие XIV в. и начало XV в. художник провел в Москве, где он расписал совместно с Семеном Черным церковь Рождества Богоматери с приделом Лазаря в Кремле (1395 г., фрески не сохранились) и Архангельский собор (1399 г., фрески не сохранились). До нашего времени дошли иконы, созданные «гречином» Феофаном для Благовещенского собора в Кремле (1405 г.), где, как сообщает летопись, одновременно с ним работали Прохор из Городца и чернец Андрей Рублев. Феофан выполнил в иконостасе центральные иконы (2х1м) второго яруса в композиции «Деисус» (изображения Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, апостола Павла и др.). Феофан Грек обладал ярко выраженной творческой индивидульностью, которая проявилась в динамике раскрытия библейских сюжетов, в смелости композиционных решений (необычное изображение персонажей со спины), в плавном ритме линий и тонком рисунке, в умелом использовании пробелов (штрихов и линий, получаемых посредством добавления небольшого количества белил к основной краске), в моделировке лица и одежды, в удивительной точности распределения световых бликов (пробелов) – голубоватых, серых, кирпичнокрасных, золотистожелтых, в пластичности и живописности форм, в особой одухотворенности и экспрессии созданных художником образов. Епифаний охарактеризовал Феофана Грека как «преславного мудреца, философа зело хитрого». Современные исследователи называют его «носителем того лучшего, что породил цареградский неоэллинизм XIV в.» (В.Н. Лазарев).

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

ФЕОФАН ГРЕК
ок. 1335, Константинополь (?) – ок. 1410, Москва (?)],византийский живописец, работавший на Руси. Сведений о жизни и творчестве Феофана Грека сохранилось крайне мало. Самая ценная информация содержится в «Послании Епифания Премудрого», известного писателя, инока Троице-Сергиева монастыря, архимандриту тверского Спасо-Афанасьевского монастыря Кириллу (ок. 1415 г.). Епифаний перечисляет города, где работал Феофан (Константинополь, Халкидон, Галата и Кафа, ныне Феодосия; на Руси – Москва, Новгород Великий и Нижний Новгород), описывает некоторые его произведения, в том числе поразившие современников «страннолепные» (чудесные) росписи княжеских палат, на стене которых художник изобразил Москву. Характеризуя личность и творчество Феофана, Епифаний называет его «преславный мудрец, философ зело хитрый, книги изограф искусный и живописец изящный среди иконописцев».
На Русь художник приехал не позднее 1378 г. Сохранилась копия ктиторской (ктитор – церковный староста) надписи, согласно которой он расписал в этом году церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Эти росписи частично сохранились и стали надежным источником для изучения творческого почерка мастера. В это время в Новгороде еще сохранялась атмосфера вольности, активно обсуждались религиозные вопросы; духовное брожение в обществе выразилось в возникновении еретических учений, особенно влиятельным было движение стригольников, отрицавших церковную структуру и основные христианские догматы. В ответ активно выступали церковные круги, появлялось множество богословских трудов, ширилось церковное строительство. В этой обстановке сыграло исключительно важную роль искусство Феофана Грека, вдохновленное «исихазмом» (от греч. hesychia – покой, безмолвие) – византийским аскетическим учением о пути человека к единению с Богом через «очищение сердца», «попаление» (сожжение) греховных страстей, достижение благодати через приятие нетварного (Божественного) света. Свет выступает в произведениях этого времени не только как эстетическая, но и догматическая категория.
Пространство храма Феофан трактует как место Богоявления. Центральный медальон купола с поясным изображением Христа Пантократора (Вседержителя) окружен строкой из псалма: «Господь с небеси на землю призри». Взор Спасителя, являющегося людям во всем своем грозном величии, озаряет храм, подобно вспышке молнии, потоком благодатного света. Христос окружен фигурами архангелов, огненных херувимов и серафимов и – ниже – фигурами ветхозаветных праведников и пророков. Все человечество предстоит перед Христом в мистическом единении с Богом, пронизавшим храм-Вселенную лучами очистительного Божественного света. Росписи в нижней части храма сохранились хуже, но и фрагменты – фигуры святых отшельников, мучеников, воинов, сцены из Священной истории позволяют почувствовать атмосферу благоговения, трепетной молитвы, глубочайшего духовного потрясения от грандиозного явления Спасителя. Кисть Феофана стремительна, энергичные мазки чередуются с легкими прорисовками тканей. Фигуры и лики словно выхвачены светом из мрака небытия.
Между 1378 и 1390 г. Феофан, по свидетельству Епифания, участвовал в восстановительных работах в Нижнем Новгороде после набега татар, которые сожгли город и монастыри. Его росписи не сохранились. Ок. 1390 г. мастер прибыл в Москву; возможно, руководил ок. 1392 г. росписью Успенского собора в Коломне. По свидетельству московских летописей, Феофан Грек участвовал в украшении кремлевских храмов (1395, 1399 и 1405 гг.). В 1395 г. он расписывал церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле (позднее здание было разобрано в связи со строительством на этом месте Архангельского собора, 1505–08). В 1403 г. Феофан, возможно, участвовал в поновлении Спасского собора в Переславле-Залесском, откуда происходит известная икона Преображения, в живописи которой заметно влияние византийского мастера. В 1405 г. Феофан расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле вместе с Прохором с Городца и «чернецом» (монахом) Андреем Рублевым. По традиции Феофану Греку приписывают также оформление знаменитых рукописей рубежа 14–15 вв. – Евангелия Хитрово и Евангелия Ф. Кошки, хотя вопрос об их авторстве окончательно не решен.
Творчество Феофана Грека оставило ярчайший след в живописи Новгорода и Москвы, его вдохновенное искусство нашло множество последователей.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
97.81 кб

Фрески Феофана Грека в контексте воззрений исихазма

Филиндаш Лариса Васильевна
Читать PDF
303.86 кб

Опыт сравнительного анализа образа Макария Египетского в житии и на фреске Феофана Грека

Панкратова Наталья Владимировна
Сделана попытка сопоставления словесного и живописного образа св. Макария Египетского, поставлена проблема соотношения вербальных и изобразительных возможностей создания образа святого в житии и во фресковой живописи.

Найдено книг по теме — 2