старообрядческое согласие в беспоповщине, возникло в начале XVIII в. Во главе с наставником Филиппом отошло от поморцев. Из-за репрессий правительства стали применять самосожжение как средство «соблюдения веры». Во второй половине XVIII в. фанатизм ослабел. Из филипповского толка выделились аароновщина и пастухово согласие.
ФИЛИППОВЦЫ
ФИЛИППОВЦЫ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ФИЛИППОВЦЫ
одно из течений в старообрядчестве в России. Возникло в нач. 18 в. на С. Европ. России в среде черносошного крестьянства; основатель - беглый стрелец Филипп (1672-1742). В 1737 Ф. вышли из Выговской общины поморцев (см. Беспоповщина) и основали скит на р. Умбе в Карелии. Вероучение Ф. сходно с вероучением федосеевцев, но проводится строже. Под давлением правительственных репрессий Ф. были вынуждены применять самосожжение как средство по их убеждениям "соблюдения веры". Отличались фанатической нетерпимостью к другим направлениям раскола. В 1742 скит Ф. был окружен царскими войсками, Филипп и его последователи (70 чел.) приняли "огненное крещение" и погибли. К самосожжению Ф. прибегали и позднее. Во 2-й пол. 18 в. фанатизм Ф. ослабел. Они стали платить подати и выполнять гос. повинности. Принципы вероучения Ф. стали расходиться с их житейской практикой. Из среды Ф. выделяются крайние течения - аароновщина и пастуховщина. Основная масса Ф. жила в Архангельской, Олонецкой и Тверской губ. Немногочисл. общины Ф. существуют в СССР. Лит.: Загоскин Н., Самосожжигатели. Очерк из истории русского раскола, в кн.: Лит. сб. "Волжского вестника", т. 1, в. 1. 1883, Каз., 1884; Миловидов В. Ф., Старообрядчество в прошлом и настоящем, М., 1969 (см. также лит. к статьям Беспоповщина и Раскол). А. А. Вершинская. Ленинград.