ФОВИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ФОВИЗМ
дикий — течение во французской живописи в 1905—1907 гг. Фобистов (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, Р. Дюфи, М. Вламинк) на время объединило общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма. В пейзажах, интерьерных сценах, натюрмортах Ф. выразился в резком обобщении объемов, пространства, рисунка.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Фовизм
фр. fauve - дикий) – художественное течение в модернистском искусстве, возникшее в начале XX в. во Франции. Его сторонники стали употреблять чистые, звучные цвета, сильные и размашистые мазки, порывисто брошенные на холст пятна краски, смелые для того времени искажения форм. Ф. не ставил перед собой цель реального изображения действительности, но стремился сделать видимыми элементы, обстоятельства, которые не поддаются визуальному восприятию, например, чувства и настроения, возникающие у художника при общении с природой. Основным средством выражения фовисты избрали цвет. Ф. оказал определенное влияние на русский авангард.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ФОВИЗМ
(фр. fauve — дикий, хищный) — аван-гардистское течение во французском искусстве начала XX в. Ироническое прозвище «дикие» было дано кри-тиками группе живописцев, выступивших в парижском Салоне независимых в 1905 г. (А. Матисс, А. Марк, Ж. Руо, А. Дерен, М. Вламинк, Ж. Брак, Р. Дюфи, К. ван Донген) за поразившую их экзальтацию цвета и буйство красок. Особенностями фовизма являются ин-тенсивные цвета и контрасты колорита, тяготение к простым образным формулам и формам простых очертаний, отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Плоские формы, насыщенные цвета и подчеркнутый контур делают фовистскую живопись очень декоративной. Фовизм не имел четкой осознанной философской программы и был чисто эс-тетическим протестом против академизма в живописи. Поэтому это направление просуществовало всего три года в отличие от немецкого экспрессионизма, с которым имел некоторые общие черты и который возник в это же время.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ФОВИЗМ
от франц. fauve – дикий), авангардное направление во французском искусстве нач. 20 в. (1905–07). Фовистами («дикими») называли группу художников, в которую входили А. Матисс, А. Марке, А. Дерен, М. Вламинк, за «кричащую» выразительность цвета в их картинах. Позднее к фовистам присоединились К. Ван Донген, Ж. Руо, Ж. Брак и др.
Художники не имели четко сформулированной программы, их объединяло стремление к использованию яркого открытого цвета. Смело брошенные на холст пятна чистых красок, мощные контрасты, разнообразие фактуры захватывали, ошеломляли зрителя невиданной ранее энергией звучания цвета. Так, в «Красную комнату» А. Матисса (см. илл. на с. 324) введено такое количество красного цвета, какого не было прежде ни в одной картине.
Живопись фовистов отличает плоскостность форм, насыщенность чистых цветов, отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
Фовизм зародился в кон. 1890-х – нач. 1900-х гг. в результате живописных экспериментов, которыми занимался со своими учениками (в числе которых был Матисс) символист Г. Моро. Группа заявила о себе на Парижском салоне (1905), где художники выставили свои картины в отдельном зале, в центре которого стояла статуя работы ренессансного скульптора Донателло. Восклицание критика Луи Вокселя: «Донателло среди диких!» – дало название новому направлению в живописи. Однако за маской дикаря скрывался рафинированный, образованный художник, стремившийся своим искусством дать спокойствие и отдых усталому современному человеку (манифест 1908 г.). Фовисты экспонировали свои работы также на выставках 1906 и 1907 гг.
После 1907 г. группа начала распадаться, каждый из художников пошел своим путем. Впоследствии из фовизма вырос экспрессионизм.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
749.04 кб

Мировоззренческие аспекты и проблема понимания в фовизме

Кузнецова Ольга Николаевна
Статья направлена против формалистских стандартов в исследованиях авангардного искусства.