СТИЛЬ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СТИЛЬ
бронз. стержень, заостр. конец к-рого использов. для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец С. делался плоским, для того, чтобы стирать написанное.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Стиль
(лат. stylus, греч. stylos — палочка), бронзовый стержень, заостр. конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец С. делался плоским, для того чтобы стирать написанное.

Источник: Словарь античности. 1989

СТИЛЬ
м.В искусстве и культуре устойчивая и единообразная система художественной формы. Различают, напр., звериный стиль, декоративный стиль. Изображения состоят из сложных линейных переплетений с включением мифологических животных, птиц (иногда людей). Получил особенное распространение в украшении церковных рукописных книг XIII–XV вв.

Источник: Основы православной культуры. 2011

СТИЛЬ
в языкознании, разновидность языка, обслуживающая одну из сфер общения: повседневную, деловую, научную, политическую. В художественной речи говорят скорее об индивидуальных, авторских стилях, напр. стиль А. А. Ахматовой. Стиль проявляется в отборе языковых средств всех уровней – от фонетики до строения текста.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

СТИЛЬ
палочка — в древности и в средние века заостренный стержень из кости, металла ипи дерева, которым писали на восковых дощечках или на бересте. Позже С. стали называть средства художественной выразительности, творческих приемов, общность образной системы, а также разновидность языка, используемого в типичной социальной среде или индивидуальные особенности письма и речи.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Стиль
фр. style от греч. stylos – палочка для письма) – общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейного содержания. Можно говорить о стиле отдельного произведения (напр., стиль русского романа сер. ХIХ в.), об индивидуальном стиле (творческой манере) отдельного автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

СТИЛЬ
в литературе и искусстве — (от греч. stylos — остроконечная палочка для письма на восковых дощечках) — исторически сложившаяся совокуп-ность художественных принципов, выразительных средств и приемов, характерных для творчества мастеров, работающих в различных видах и жанрах искусства. Эта совокупность порождает более или менее устойчивую и единообразную систему художественных форм. Определяющими при этом являются структура образа и художественная форма. Понятие стиля имеет несколько уровней. Может обозначать индивидуальную манеру писателя, художника или музыканта (стиль А. С. Пушкина, стиль Рафаэля). Также понятие «стиль» используется для обозначения типичных для какой-либо эпохи художественных направлений или тенден-ций («строгий» стиль древнегреческой классики, «псев-дорусский стиль» в русской архитектуре XIX в.). Сти-лем называют устойчивые особенности искусства  какоголибо народа в течение длительного периода времени (древнеегипетский стиль, китайский стиль). Стиль — это обозначение периода в истории искусств (романский стиль, готика, барокко).
Теория стиля как художественно-исторической кате-гории была разработана в конце XIX — начале XX вв. швейцарским историком искусства Г. Вельфлином и А. Ригелем. Они видели в стиле, прежде всего, формальную структуру и считали, что смена стилей — закон развития искусства. Важнейшим теоретическим вопросом является проблема соотношения индивидуального стиля автора, стилевых направлений и стиля эпохи. В ранние периоды развития искусства стиль обычно был единым, подчиненным строгим канонам. В таком случае мы видим систему синтеза искусств, в основе которого лежит архитектура, а все остальные виды искусства подчиняются архитектурным задачам. При этом могут выделяться местные школы, но стилевое единство несомненно (искусство Древнего Египта, романский стиль, готика, барокко, классицизм). Но с течением времени стиль начинает размываться, дробиться. И уже стиль эпохи эллинизма более дробен, чем стиль греческой архаики или Древнего Египта. Начиная с эпохи Возрождения, в искусстве резко возрастает значение индивидуального стиля автора (стиль Рафаэля, стиль Микеланджело, стиль Тициана и др.) который нередко нарушает формальные границы стиля эпохи. Появляются авторы, чье творчество не подчиняется ни одному стилю — Веласкес, Рем-брандт, И. С. Бах, Моцарт, Ф. Гойя. И с XIX в. в искусстве утверждается множественность индивидуальных стилей, а стилистическое единство распадается. Развитие искусства идет путем сложного сочетания индивидуальных стилей с художественными течениями (романтизм, реализм, импрессионизм и т.д.). В конце XIX — начале XX вв. модернизм попытался воссоздать единый стиль. Это не дало серьезных результатов, но послужило толч-ком для поисков многочисленных вариантов стиля XX в.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

СТИЛЬ
в литературе (лат. stylus – заостренная палочка для письма на покрытых воском дощечках), система взаимно обусловленных художественных приемов, образующих неповторимую и запоминающуюся творческую манеру, которая присуща отдельному автору, литературному направлению или целой художественной эпохе. В связи с этим выделяют следующие типы стилей: исторические, коллективные и индивидуальные.
К числу исторических стилей (также их часто называют большими стилями) принадлежат художественные системы, которые образуют целые эпохи в развитии литературы и искусства. К таким стилям можно отнести барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм и ряд других. Для большинства подобных систем характерна всеобщность и универсальность стилевого мышления, поэтому они нередко охватывают не только литературу, но и другие виды искусства. Яркий пример этому – Франция 18 в., где классицизм нашел отражение практически во всех областях художественной жизни. Такие черты классического стиля, как логичность, ясность, симметрия, можно обнаружить в поэзии, драматургии, архитектуре, живописи, садово-парковом искусстве и в других сферах. С последовательной сменой и борьбой стилей связана литературная эволюция – историческое развитие литературы.
Стилевое единство определенного художественного периода обычно более заметно для читателей и исследователей последующих эпох. Современники в первую очередь замечают борьбу литературных школ и направлений внутри данной эпохи. Стили литературных направлений принято относить к категории коллективных, поскольку они являются общими для целой группы авторов, которых объединяет близость художественных приемов и эстетических воззрений. Коллективные стили являются составной частью единого стиля эпохи. Например, немецкий романтизм начала 19 в., несмотря на общие для всех романтиков стилистические особенности, был внутренне далеко не однороден. В рамках этого исторического стиля существовал ряд школ, каждая из которых двигалась в литературе своим путем, формировала собственную систему выразительных средств и образов. Так, стиль романтиков «иенской школы» отличался в первую очередь философской насыщенностью и многозначностью символов, некоторой отвлеченностью и абстрактностью образов. «Гейдельбергская школа» романтиков разрабатывала во многом иной стиль, основанный на приемах и традициях народной поэзии и фольклора. Вместе с тем стили этих литературных школ, несмотря на их различие, являются характерным проявлением романтического стиля в целом.
Особое место в литературе занимают индивидуальные авторские стили. Авторская оригинальность высоко ценилась уже в античную эпоху. Однако на протяжении многих столетий считалось, что проявляться она должна лишь в рамках общих и незыблемых правил, которые описывались в трактатах по риторике и поэтике. Отсюда то огромное влияние, которое имела вплоть до 19 в. так называемая теория трех стилей. В ее основе лежало убеждение в необходимости жесткого соответствия темы, сюжета произведения и тех выразительных средств, с помощью которых раскрывается эта тема. Например, возвышенный героический сюжет обязательно требовал высокого стиля, торжественной приподнятой речи. Конкретный автор должен был показать свое мастерство, находясь в рамках заранее заданных стилей, смешение которых запрещалось. Однако уже в конце 18 в. авторская индивидуальность в литературе выходит на первое место. Именно к этому времени относится знаменитый афоризм французского естествоиспытателя Ж. Л. Л. Бюффона: «Стиль – это человек». 19 и 20 вв. – период, когда огромную роль в литературном процессе играют именно индивидуальные стили, хотя стили направлений и школ не утрачивают своего значения полностью. Многие крупные поэты 20 в. продолжают выступать в рамках определенной стилевой школы: символизм (А. Белый, А. А. Блок, В. Я. Брюсов, Вяч. И. Иванов); акмеизм (А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам); футуризм (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский).
Самые различные элементы являются слагаемыми любого литературного стиля. Один из самых характерных и заметных среди них – язык писателя, направления или целой эпохи. Например, точный и логически ясный язык классицизма резко отличается от пышного, эмоционального, изобилующего метафорами и сравнениями языка романтизма. Фраза А. С. Пушкина лаконична и сжата, а синтаксис его современника Н. В. Гоголя отличается пристрастием к сложным и развернутым конструкциям. Однако к составным элементам любого стиля относится не только язык, но и иные элементы художественной выразительности: определенные темы и сюжеты, композиционное построение произведения, те или иные жанры. Так, авторы эпохи классицизма, стремившиеся к единству действия, предпочитают простые и ясные сюжетные схемы, логичность и стройность композиции. Для романтического стиля, напротив, характерны сюжетная насыщенность, запутанность и сложность композиционного построения. Таким образом, проследить особенности использования тех или иных приемов, элементов художественной структуры можно практически на любом уровне литературного произведения, начиная от лингвистических и кончая образными и идеологическими.
Литературе второй половины 20 в. присуще особое богатство и многообразие авторских стилей – от традиционных до экспериментальных. Наиболее типичны для современной литературы различные стилевые течения, объединяемые понятием постмодернизм, для которого характерен отказ от стиля как некоторой внутренне цельной системы взаимосвязанных художественных приемов. Отличительные черты постмодернизма – нарочитая эклектичность и полистилистика (использование разнообразных стилевых средств прошлых эпох и связанные с этим приемы стилизации, цитатности и литературной игры). В то же время значительное место в литературе, особенно массовой, продолжают занимать реалистические стили, обогащенные опытом модернизма и постмодернизма.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
147.59 кб

Стиль работы и техника делопроизводства в разрядном приказе (1676/77 г. )

Новохатко Ольга Владимировна
Рассмотрен малоизвестный аспект деятельности органов центрального государственного управления XVII в. техника приказного делопроизводства: в отношении работы дьяков и подьячих как собственно канцелярской, так и административной.
Читать PDF
173.66 кб

«Купеческий стиль» (представления о моде в среде уральского купечества первой половины XIX в.)

Банникова Е. В.
Статья посвящена анализу внешнего облика представителей купеческого сословия трех губерний Урала Вятской, Пермской и Оренбургской в дореформенный период.
Читать PDF
257.34 кб

Воин-литератор: неизвестное о знаменитых (литературный стиль генерала Петра Ивашева)

Федорова Е. С.
Читать PDF
273.70 кб

Пазырыкский стиль символьной атрибутики республики Алтай в контексте картины мира алтайцев

Тадина Надежда Алексеевна, Ябыштаев Тенгис Степанович
Впервые раскрываются причины становления пазырыкских образов в качестве этнополитических символов Республики Алтай на примере герба региона и родовой тамги сёоков.
Читать PDF
2.42 мб

Скифский звериный стиль Евразии и Китай: некоторые особенности диалога

Переводчикова Е. В.
Читать PDF
33.75 кб

Пятая тематическая научная конференция «Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции»

Савинов Д. Г., Седых В. Н.
Читать PDF
294.03 кб

Пермский звериный стиль в исследованиях Камской археолого-этнографической

Игнатьева О. В.
Читать PDF
143.14 кб

Время - кадры - стиль

Алушкин Борис Кондулеевич
The paper describes personnel selection of higher party bodies in 1930s -1960s. During this period the autocratic commanding method of government continued to prosper in our country.
Читать PDF
109.10 кб

Стиль деятельности городских дум Западной Сибири последней трети xix - начала ХХ веков

Литягина А. В.
The article examines the style, character of work at provincial self-management of the Western Siberia during the last third of the 19th the beginningof the 20th century.
Читать PDF
924.97 кб

Стиль и проявление тенденций моды в женской одежде эпохи средней бронзы Южного Зауралья и Казахстана

Куприянова Елена Владиславовна
Сделана попытка стилевого анализа женской одежды племен эпохи бронзы Южного Зауралья и Казахстана. Исследование базируется на сопоставлении комплексов украшений, определяющих стиль костюма.
Читать PDF
118.96 кб

Г. Г. Гагарин и «Византийский стиль» в иконописи XIX в

Евтушенко Марина Маевна
Статья представляет историю создания иконописного класса в Санкт-Петербургской Академии художеств в середине XIX в. и образ его руководителя князя Г. Г. Гагарина.
Читать PDF
1,009.26 кб

Стиль исследователя — стиль исследования

Бондарская Галина Алексеевна
Читать PDF
166.24 кб

Мода и стиль в советских ювелирных украшениях 1920-1930-х годов

Перфильева Ирина Юрьевна
Читать PDF
123.76 кб

Стиль и техника в уроке и хореографии Августа Бурнонвиля

Силкин Петр Афанасьевич
Читать PDF
0.00 байт

«Неовикторианский» стиль в моде «Pret-а-porter» Японии: культурно-эстетические аспекты

Нестерова Марина Александровна, Спицина Ксения Андреевна

Похожие термины:

  • ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ

    тысячелетние традиции деревянной архитектуры не были забыты и в XVI-XVIII вв. В XVI-XVII вв. в каменной архитектуре сформировался своеобразный Ш.С., копирующий соответствующие деревянные сооружения. Даже
  • Чернофигурный стиль

    см. Вазопись.
  • Дворцовый стиль

    назв. стиля позднеминойской керамики 15 в. до н. э., период второго расцвета крито-минойской керамики. Вазы Д. с. найдены преим. в Кноссе, м. б., там и изготовлялись. Это в осн. большие хорошо обожж. сосуд
  • ЭСТИЛО /стиль/

    Эстило – старший сын гитары. Р.Сильва Вальдес: Чисто аргентинское музыкальное произведение, особенно прибрежных провинций. В нем гаучо при исполнении пением и на гитаре выражают все характерные о
  • ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

    см. Вазопись.
  • ГОТИКА, ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

    (итал. Gotico — букв. «готский», то есть «варварский», от названия варварского племени готов) — художественный стиль, возникший в середине XII в. во Франции и рас-пространившийся в Западной, Центральной
  • Краснофигурный стиль

    См. Вазопись.
  • НОВЫЙ СТИЛЬ

    григорианский календарь.
  • Ориентализирующий стиль

    см. Вазопись.
  • ЯНВАРСКИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ СТИЛЬ

    один из календарных стилей — с началом года 1 янв. (отсюда назв.). Впервые введен в Др. Риме в 153 до н.э. (1 янв. — выборы консулов), законом оформлен Юлием Цезарем в 46 до н.э. с введением юлианского календ
  • ЯНВБРСКИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ СТИЛЬ

    один из календарных стилей - с началом года 1 янв. (отсюда назв.). Впервые введен в Др. Риме в 153 до н. э. (1 янв. - выборы консулов), законом оформлен Юлием Цезарем в 46 до н. э. с введением юлианского календа
  • МАРТОВСКИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ СТИЛЬ

    один из календарных стилей (наряду с сентябрьским, январским) с началом года в марте (отсюда назв.); применялся в системах летосчисления "от сотворения мира" и "Рождества Христова". С древности сущес
  • СЕНТЯБРЬСКИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ СТИЛЬ

    один из календарных стилей (наряду с мартовским и январским) с началом года 1 сент. (отсюда назв.). Применялся в системах летосчисления "от сотворения мира" и "рождества Христова". На Руси до 1492 сущест
  • Мавританский стиль

    лат. мauri, гр. mauros - темный) – художественный стиль. Возник на основе искусства арабских племен (мавров), населявших в V— VII вв. Северо-Западную Африку. Характеризуется аркадами, куполами и богатым гео
  • СТАРЫЙ СТИЛЬ

    юлианский календарь, в России до 1918 г.
  • ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ

    см.: Пермский звериный стиль, Савромато-сарматский звериный стиль.
  • Шатровый стиль

    о с обый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каме
  • НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ

    условное, по фамилии Нарышкиных, название стилевого направления в русской архитектуре конца XVII—начала XVIII вв.: светски-нарядные многоярусные церкви, например в Филях и Троицком-Лыкове в Москве, св
  • Неорусский стиль

    возрождение в русской архитектуре традиций древнерусского зодчества в современной интерпретации последней трети XIX в. Характерные черты: использование в декоруме построек элементов деревянного
  • Пермский звериный стиль

    шаманские изображения, чудские образки, культовое литье), бронз. худ. пластика VII в. до н.э. - XII в. н.э. Распространен в лесной и лесотундровой зоне С.-В. Европы и Зап. Сибири от Камско-Вятского бассейна