СТИЛЬ
СТИЛЬ
бронз. стержень, заостр. конец к-рого использов. для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец С. делался плоским, для того, чтобы стирать написанное.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Стиль
(лат. stylus, греч. stylos — палочка), бронзовый стержень, заостр. конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец С. делался плоским, для того чтобы стирать написанное.
Источник: Словарь античности. 1989
СТИЛЬ
м.В искусстве и культуре устойчивая и единообразная система художественной формы. Различают, напр., звериный стиль, декоративный стиль. Изображения состоят из сложных линейных переплетений с включением мифологических животных, птиц (иногда людей). Получил особенное распространение в украшении церковных рукописных книг XIII–XV вв.
Источник: Основы православной культуры. 2011
СТИЛЬ
в языкознании, разновидность языка, обслуживающая одну из сфер общения: повседневную, деловую, научную, политическую. В художественной речи говорят скорее об индивидуальных, авторских стилях, напр. стиль А. А. Ахматовой. Стиль проявляется в отборе языковых средств всех уровней – от фонетики до строения текста.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
СТИЛЬ
палочка — в древности и в средние века заостренный стержень из кости, металла ипи дерева, которым писали на восковых дощечках или на бересте. Позже С. стали называть средства художественной выразительности, творческих приемов, общность образной системы, а также разновидность языка, используемого в типичной социальной среде или индивидуальные особенности письма и речи.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Стиль
фр. style от греч. stylos – палочка для письма) – общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейного содержания. Можно говорить о стиле отдельного произведения (напр., стиль русского романа сер. ХIХ в.), об индивидуальном стиле (творческой манере) отдельного автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
СТИЛЬ
в литературе и искусстве — (от греч. stylos — остроконечная палочка для письма на восковых дощечках) — исторически сложившаяся совокуп-ность художественных принципов, выразительных средств и приемов, характерных для творчества мастеров, работающих в различных видах и жанрах искусства. Эта совокупность порождает более или менее устойчивую и единообразную систему художественных форм. Определяющими при этом являются структура образа и художественная форма. Понятие стиля имеет несколько уровней. Может обозначать индивидуальную манеру писателя, художника или музыканта (стиль А. С. Пушкина, стиль Рафаэля). Также понятие «стиль» используется для обозначения типичных для какой-либо эпохи художественных направлений или тенден-ций («строгий» стиль древнегреческой классики, «псев-дорусский стиль» в русской архитектуре XIX в.). Сти-лем называют устойчивые особенности искусства какоголибо народа в течение длительного периода времени (древнеегипетский стиль, китайский стиль). Стиль — это обозначение периода в истории искусств (романский стиль, готика, барокко).
Теория стиля как художественно-исторической кате-гории была разработана в конце XIX — начале XX вв. швейцарским историком искусства Г. Вельфлином и А. Ригелем. Они видели в стиле, прежде всего, формальную структуру и считали, что смена стилей — закон развития искусства. Важнейшим теоретическим вопросом является проблема соотношения индивидуального стиля автора, стилевых направлений и стиля эпохи. В ранние периоды развития искусства стиль обычно был единым, подчиненным строгим канонам. В таком случае мы видим систему синтеза искусств, в основе которого лежит архитектура, а все остальные виды искусства подчиняются архитектурным задачам. При этом могут выделяться местные школы, но стилевое единство несомненно (искусство Древнего Египта, романский стиль, готика, барокко, классицизм). Но с течением времени стиль начинает размываться, дробиться. И уже стиль эпохи эллинизма более дробен, чем стиль греческой архаики или Древнего Египта. Начиная с эпохи Возрождения, в искусстве резко возрастает значение индивидуального стиля автора (стиль Рафаэля, стиль Микеланджело, стиль Тициана и др.) который нередко нарушает формальные границы стиля эпохи. Появляются авторы, чье творчество не подчиняется ни одному стилю — Веласкес, Рем-брандт, И. С. Бах, Моцарт, Ф. Гойя. И с XIX в. в искусстве утверждается множественность индивидуальных стилей, а стилистическое единство распадается. Развитие искусства идет путем сложного сочетания индивидуальных стилей с художественными течениями (романтизм, реализм, импрессионизм и т.д.). В конце XIX — начале XX вв. модернизм попытался воссоздать единый стиль. Это не дало серьезных результатов, но послужило толч-ком для поисков многочисленных вариантов стиля XX в.
Теория стиля как художественно-исторической кате-гории была разработана в конце XIX — начале XX вв. швейцарским историком искусства Г. Вельфлином и А. Ригелем. Они видели в стиле, прежде всего, формальную структуру и считали, что смена стилей — закон развития искусства. Важнейшим теоретическим вопросом является проблема соотношения индивидуального стиля автора, стилевых направлений и стиля эпохи. В ранние периоды развития искусства стиль обычно был единым, подчиненным строгим канонам. В таком случае мы видим систему синтеза искусств, в основе которого лежит архитектура, а все остальные виды искусства подчиняются архитектурным задачам. При этом могут выделяться местные школы, но стилевое единство несомненно (искусство Древнего Египта, романский стиль, готика, барокко, классицизм). Но с течением времени стиль начинает размываться, дробиться. И уже стиль эпохи эллинизма более дробен, чем стиль греческой архаики или Древнего Египта. Начиная с эпохи Возрождения, в искусстве резко возрастает значение индивидуального стиля автора (стиль Рафаэля, стиль Микеланджело, стиль Тициана и др.) который нередко нарушает формальные границы стиля эпохи. Появляются авторы, чье творчество не подчиняется ни одному стилю — Веласкес, Рем-брандт, И. С. Бах, Моцарт, Ф. Гойя. И с XIX в. в искусстве утверждается множественность индивидуальных стилей, а стилистическое единство распадается. Развитие искусства идет путем сложного сочетания индивидуальных стилей с художественными течениями (романтизм, реализм, импрессионизм и т.д.). В конце XIX — начале XX вв. модернизм попытался воссоздать единый стиль. Это не дало серьезных результатов, но послужило толч-ком для поисков многочисленных вариантов стиля XX в.
СТИЛЬ
в литературе (лат. stylus – заостренная палочка для письма на покрытых воском дощечках), система взаимно обусловленных художественных приемов, образующих неповторимую и запоминающуюся творческую манеру, которая присуща отдельному автору, литературному направлению или целой художественной эпохе. В связи с этим выделяют следующие типы стилей: исторические, коллективные и индивидуальные.
К числу исторических стилей (также их часто называют большими стилями) принадлежат художественные системы, которые образуют целые эпохи в развитии литературы и искусства. К таким стилям можно отнести барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм и ряд других. Для большинства подобных систем характерна всеобщность и универсальность стилевого мышления, поэтому они нередко охватывают не только литературу, но и другие виды искусства. Яркий пример этому – Франция 18 в., где классицизм нашел отражение практически во всех областях художественной жизни. Такие черты классического стиля, как логичность, ясность, симметрия, можно обнаружить в поэзии, драматургии, архитектуре, живописи, садово-парковом искусстве и в других сферах. С последовательной сменой и борьбой стилей связана литературная эволюция – историческое развитие литературы.
Стилевое единство определенного художественного периода обычно более заметно для читателей и исследователей последующих эпох. Современники в первую очередь замечают борьбу литературных школ и направлений внутри данной эпохи. Стили литературных направлений принято относить к категории коллективных, поскольку они являются общими для целой группы авторов, которых объединяет близость художественных приемов и эстетических воззрений. Коллективные стили являются составной частью единого стиля эпохи. Например, немецкий романтизм начала 19 в., несмотря на общие для всех романтиков стилистические особенности, был внутренне далеко не однороден. В рамках этого исторического стиля существовал ряд школ, каждая из которых двигалась в литературе своим путем, формировала собственную систему выразительных средств и образов. Так, стиль романтиков «иенской школы» отличался в первую очередь философской насыщенностью и многозначностью символов, некоторой отвлеченностью и абстрактностью образов. «Гейдельбергская школа» романтиков разрабатывала во многом иной стиль, основанный на приемах и традициях народной поэзии и фольклора. Вместе с тем стили этих литературных школ, несмотря на их различие, являются характерным проявлением романтического стиля в целом.
Особое место в литературе занимают индивидуальные авторские стили. Авторская оригинальность высоко ценилась уже в античную эпоху. Однако на протяжении многих столетий считалось, что проявляться она должна лишь в рамках общих и незыблемых правил, которые описывались в трактатах по риторике и поэтике. Отсюда то огромное влияние, которое имела вплоть до 19 в. так называемая теория трех стилей. В ее основе лежало убеждение в необходимости жесткого соответствия темы, сюжета произведения и тех выразительных средств, с помощью которых раскрывается эта тема. Например, возвышенный героический сюжет обязательно требовал высокого стиля, торжественной приподнятой речи. Конкретный автор должен был показать свое мастерство, находясь в рамках заранее заданных стилей, смешение которых запрещалось. Однако уже в конце 18 в. авторская индивидуальность в литературе выходит на первое место. Именно к этому времени относится знаменитый афоризм французского естествоиспытателя Ж. Л. Л. Бюффона: «Стиль – это человек». 19 и 20 вв. – период, когда огромную роль в литературном процессе играют именно индивидуальные стили, хотя стили направлений и школ не утрачивают своего значения полностью. Многие крупные поэты 20 в. продолжают выступать в рамках определенной стилевой школы: символизм (А. Белый, А. А. Блок, В. Я. Брюсов, Вяч. И. Иванов); акмеизм (А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам); футуризм (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский).
Самые различные элементы являются слагаемыми любого литературного стиля. Один из самых характерных и заметных среди них – язык писателя, направления или целой эпохи. Например, точный и логически ясный язык классицизма резко отличается от пышного, эмоционального, изобилующего метафорами и сравнениями языка романтизма. Фраза А. С. Пушкина лаконична и сжата, а синтаксис его современника Н. В. Гоголя отличается пристрастием к сложным и развернутым конструкциям. Однако к составным элементам любого стиля относится не только язык, но и иные элементы художественной выразительности: определенные темы и сюжеты, композиционное построение произведения, те или иные жанры. Так, авторы эпохи классицизма, стремившиеся к единству действия, предпочитают простые и ясные сюжетные схемы, логичность и стройность композиции. Для романтического стиля, напротив, характерны сюжетная насыщенность, запутанность и сложность композиционного построения. Таким образом, проследить особенности использования тех или иных приемов, элементов художественной структуры можно практически на любом уровне литературного произведения, начиная от лингвистических и кончая образными и идеологическими.
Литературе второй половины 20 в. присуще особое богатство и многообразие авторских стилей – от традиционных до экспериментальных. Наиболее типичны для современной литературы различные стилевые течения, объединяемые понятием постмодернизм, для которого характерен отказ от стиля как некоторой внутренне цельной системы взаимосвязанных художественных приемов. Отличительные черты постмодернизма – нарочитая эклектичность и полистилистика (использование разнообразных стилевых средств прошлых эпох и связанные с этим приемы стилизации, цитатности и литературной игры). В то же время значительное место в литературе, особенно массовой, продолжают занимать реалистические стили, обогащенные опытом модернизма и постмодернизма.
К числу исторических стилей (также их часто называют большими стилями) принадлежат художественные системы, которые образуют целые эпохи в развитии литературы и искусства. К таким стилям можно отнести барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм и ряд других. Для большинства подобных систем характерна всеобщность и универсальность стилевого мышления, поэтому они нередко охватывают не только литературу, но и другие виды искусства. Яркий пример этому – Франция 18 в., где классицизм нашел отражение практически во всех областях художественной жизни. Такие черты классического стиля, как логичность, ясность, симметрия, можно обнаружить в поэзии, драматургии, архитектуре, живописи, садово-парковом искусстве и в других сферах. С последовательной сменой и борьбой стилей связана литературная эволюция – историческое развитие литературы.
Стилевое единство определенного художественного периода обычно более заметно для читателей и исследователей последующих эпох. Современники в первую очередь замечают борьбу литературных школ и направлений внутри данной эпохи. Стили литературных направлений принято относить к категории коллективных, поскольку они являются общими для целой группы авторов, которых объединяет близость художественных приемов и эстетических воззрений. Коллективные стили являются составной частью единого стиля эпохи. Например, немецкий романтизм начала 19 в., несмотря на общие для всех романтиков стилистические особенности, был внутренне далеко не однороден. В рамках этого исторического стиля существовал ряд школ, каждая из которых двигалась в литературе своим путем, формировала собственную систему выразительных средств и образов. Так, стиль романтиков «иенской школы» отличался в первую очередь философской насыщенностью и многозначностью символов, некоторой отвлеченностью и абстрактностью образов. «Гейдельбергская школа» романтиков разрабатывала во многом иной стиль, основанный на приемах и традициях народной поэзии и фольклора. Вместе с тем стили этих литературных школ, несмотря на их различие, являются характерным проявлением романтического стиля в целом.
Особое место в литературе занимают индивидуальные авторские стили. Авторская оригинальность высоко ценилась уже в античную эпоху. Однако на протяжении многих столетий считалось, что проявляться она должна лишь в рамках общих и незыблемых правил, которые описывались в трактатах по риторике и поэтике. Отсюда то огромное влияние, которое имела вплоть до 19 в. так называемая теория трех стилей. В ее основе лежало убеждение в необходимости жесткого соответствия темы, сюжета произведения и тех выразительных средств, с помощью которых раскрывается эта тема. Например, возвышенный героический сюжет обязательно требовал высокого стиля, торжественной приподнятой речи. Конкретный автор должен был показать свое мастерство, находясь в рамках заранее заданных стилей, смешение которых запрещалось. Однако уже в конце 18 в. авторская индивидуальность в литературе выходит на первое место. Именно к этому времени относится знаменитый афоризм французского естествоиспытателя Ж. Л. Л. Бюффона: «Стиль – это человек». 19 и 20 вв. – период, когда огромную роль в литературном процессе играют именно индивидуальные стили, хотя стили направлений и школ не утрачивают своего значения полностью. Многие крупные поэты 20 в. продолжают выступать в рамках определенной стилевой школы: символизм (А. Белый, А. А. Блок, В. Я. Брюсов, Вяч. И. Иванов); акмеизм (А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам); футуризм (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский).
Самые различные элементы являются слагаемыми любого литературного стиля. Один из самых характерных и заметных среди них – язык писателя, направления или целой эпохи. Например, точный и логически ясный язык классицизма резко отличается от пышного, эмоционального, изобилующего метафорами и сравнениями языка романтизма. Фраза А. С. Пушкина лаконична и сжата, а синтаксис его современника Н. В. Гоголя отличается пристрастием к сложным и развернутым конструкциям. Однако к составным элементам любого стиля относится не только язык, но и иные элементы художественной выразительности: определенные темы и сюжеты, композиционное построение произведения, те или иные жанры. Так, авторы эпохи классицизма, стремившиеся к единству действия, предпочитают простые и ясные сюжетные схемы, логичность и стройность композиции. Для романтического стиля, напротив, характерны сюжетная насыщенность, запутанность и сложность композиционного построения. Таким образом, проследить особенности использования тех или иных приемов, элементов художественной структуры можно практически на любом уровне литературного произведения, начиная от лингвистических и кончая образными и идеологическими.
Литературе второй половины 20 в. присуще особое богатство и многообразие авторских стилей – от традиционных до экспериментальных. Наиболее типичны для современной литературы различные стилевые течения, объединяемые понятием постмодернизм, для которого характерен отказ от стиля как некоторой внутренне цельной системы взаимосвязанных художественных приемов. Отличительные черты постмодернизма – нарочитая эклектичность и полистилистика (использование разнообразных стилевых средств прошлых эпох и связанные с этим приемы стилизации, цитатности и литературной игры). В то же время значительное место в литературе, особенно массовой, продолжают занимать реалистические стили, обогащенные опытом модернизма и постмодернизма.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006