Пьеро делла (1420–1492) — итальянский живописец и теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. Уже в первых его произведениях обнару-жилась неповторимая творческая манера художника. Ра-боты его отличаются торжественной неподвижностью, массивными фигурами, светонасыщенным тоном и тщательно рассчитанной композиционной гармонией («Мария Магдалина», 1460; «Мадонна дель Парто», 1461; «Вознесение Христа», 1463 и др.). Персонажи Франческа занимают особое место в галерее образов, созданных мастерами Раннего Возрождения. В противоположность многим современникам он не наделяет своих героев ни активной жизненной энергией, ни яркой неповторимостью индивидуального облика и характера. Нравственная сила его персонажей заключена в их горделивом спо-койствии, торжественном равновесии их жизни, которая представляется прочной и неизменной. Его образы представляют собой вариации одного и того же типа — величественные, статные мужчины и женщины с неторопливыми движениями, скупыми жестами, крупными чертами невозмутимых лиц.
Кульминацией творчества Франческа явился его единственный фресковый цикл «История святого Креста» (1452–1460), созданный в расцвете творческих сил. Здесь раскрылось его умение придавать безупречную организованность сложным многофигурным компози-циям и его блистательный талант колориста. Художник почти не обращался к портретному жанру, но несколько его портретов (герцога Федериго да Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца, 1465) заняли видное место в истории портретного жанра XV века.
Франческа представлял собой редкий для XV в. тип художника-эрудита, обладавшего серьезными научными знаниями в области математики. Франческа написал два научных трактата: «О перспективе в живописи», в котором он дает математическую разработку приемов перспективы, и «Книжица о пяти правильных телах», посвященный практическому решению некоторых проблем стереометрии. Творчество Франческа заложи-ло основы искусства Возрождения в живописи, оказало значительное воздействие на развитие венецианской и флорентийской школ, на формирование живописной манеры Беллини и Перуджино.
0.00 байт