Фреска

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Фреска
роспись водяными красками по сырой штукатурке

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Фреска
рисование по сырой штукатурке. Ими украшались православные храмы Кремля в Киевской Руси

Источник: Глоссарий исторических терминов

Фреска
итал. fresco – свежий) – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ФРЕСКА
Живопись по свеженанесенной (не высохшей) штукатурке красками на воде, известковом молоке, водном растворе растительного (отвар из зерен злаков) или животного клея.

Источник: Основы православной культуры. 2011

ФРЕСКА
свежий — живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей. Так же называется произведение, выполненное в этой технике.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Фреска
роспись стен минеральными красками, Которые наносили на сырую, непросохшую штукатурку. Такая техника живописи требовала от мастера твердой, опытной руки и быстроты работы.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

ФРЕСКА
техника живописи, при к-рой краска наносится на влажную штукатурку стены, в противоположность секко, когда краски наносятся на сухую стену. Техника Ф. была широко распростр. в античности.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Фреска
техника живописи, при которой краска наносится на влажную (итал. fresko) штукатурку стены, в противоположность секко, когда краски наносятся на сухую (итал. secco) стену. Техника Ф. была широко распространена в античности.

Источник: Словарь античности. 1989

Фреска
(от итал. fresco — свежий, сырой) — древнейший вид монументальной настенной живописи. Техника фрески предполагает живопись водяными красами по сырой штукатурке (существует также разновидность настенной живописи по сухой штукатурке).

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

ФРЕСKА
(итал. «свежий», «сырой») – живопись по свеженанесенной (не высохшей) известковой штукатурке красками на воде, водном растворе растительного (отвар из зерен злаков) или животного (казеин) клея. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Фреска
техника живописи красками на извести в кач-ве связующего материала, по сырой, свежеположенной штукатурке. В антич. эпоху, особенно в росписях внутр. помещений, была распространена т. н. фреска по сухому, исполнявшаяся по свежему, но подсохшему многослойному грунту (каждый слой тщательно утрамбовывался); в верх, слои добавляли мраморную пыль, позволявшую, при последующей полировке, добиться нежного блеска живописной поверхности.
   Лит.: Шмид Г. Техника античной фрески и энкаустики. М.; Л., 1934.
   О.Т.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ФРЕСКА
(ит. fresco — свежий, сырой) — техника стенной росписи водорастворимыми красками по сырой (аффреско) или сухой (а сакко) штукатурке. Фреской также называют произведения, выполненные в этой технике. Основное связующее вещество фрески — известь. Поэтому для нее годны краски, не всту-пающие в соединения с известью. Обычно применя-ются земляные натуральные краски сдержанных тонов. При письме приходится учитывать, что при высыхании краски бледнеют. Техника чистой фрески очень сложна, потому что грунт быстро высыхает. Поэтому часто фрески исполняются по частям, изза этого меж-ду частями видны соединительные швыграницы. Очень часто роспись фрески дополняется и исправля-ется с помощью темперы.
Фреска была распространена уже в крито-микенском искусстве (II тыс. до н.э.), использовалась в античности, на Востоке. Там роспись аффреско заканчивалась с помощью темперы. Те же приемы использовались и в средневековом искусстве Западной Европы, Византии, Древней Руси. В эпоху Возрождения большое распространение получила техника аффреско без применения темперы. Фрески использовались и в последующие эпохи, причем сегодня это понятие рас-ширилось, и теперь нередко фреской называют любую стенную роспись, выполненную в любой технике.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ФРЕСКА
от итал. fresco – свежий, сырой), вид монументальной живописи. Краски наносятся непосредственно на поверхность стены, потолка, свода. Площадь, занимаемая фреской, и ее композиция зависят от архитектурных форм здания. Обычно фресками украшают интерьеры; на фасадах зданий, где они могут подвергаться вредному воздействию влаги, их размещают гораздо реже. Фреска включает в себя несколько техник: живопись водяными красками как по сырой штукатурке (аль фреско), так и по сухой (а секко); живопись известково-казеиновыми и темперными красками.
Фреска – одна из самых древних живописных техник. Подлинными ее шедеврами являются росписи древнеегипетских гробниц в Медуме, Бени-Гасане и Фивах, Кносского дворца на острове Крит (2-е тыс. до н. э.), росписи домов вПомпеях (2 в. до н. э. – 1 в. н. э.). В раннехристианском искусстве (настенные росписи катакомб), в Средние века фреска стала одним из ведущих видов живописи. Фресковые росписи широко использовались для украшения храмов (в меньшей степени – светских сооружений) как в Восточной, так и в Западной Европе. Их размещение на стенах, сводах, опорных столбах храма подчинялось четкой схеме и было связано с символикой храма. Всемирно известны византийские фрески Нерези (церковь св. Пантелеймона, 1164, Греция), Милешева (Сербия, ок. 1245 г.), росписи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде (1378), Андрея Рублева в Успенском соборе г. Владимира (1408), Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря (1502–03) в Вологодской оласти, росписи 17 в. в храмах Ярославля. В Западной Европе фресковая живопись переживает расцвет в романском искусстве (росписи в церквях Санта-Мария и Сан-Клементе в Тауле, Сан-Исидро в Леоне, Испания; Берзе-ла-Виль, Франция; все – 12 в.). В эпоху готики создавались фрески и на светские темы (росписи Папского дворца в Авиньоне, Франция, 14 в.).
В эпоху Возрождения именно во фреске были совершены новаторские открытия [росписи Джотто в капелле Скровеньи (дель Арена), Падуя, 14 в.]. Все чаще создаются фрески на светские и мифологические сюжеты (росписи братьев П. и А. Лоренцетти в палаццо Публико в Сиене, 1337–39; А. Мантеньи в «Камере дельи Спози» в замке Сан-Джорджо, 1474;Рафаэля в Ватиканском дворце, 1509–14; Дж. Б. Россо и Ф. Приматиччо во дворце Фонтенбло, 1530–40-е гг.). Высшие достижения связаны и с церковным искусством (росписи Пьеро делла Франческа в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452–66; Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане, 1508–41; «Тайная вечеря»Леонардо да Винчи в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане, 1495–98). В эпоху барокко особенное внимание уделялось росписям плафонов, где с помощью иллюзионистических приемов, сильных ракурсов создавался эффект прорыва ввысь, разверзающихся небес, стремительного взлета фигур святых. Фрески 18 в. носят преимущественно декоративный характер (Дж. Б. Тьеполо). В эпоху классицизма входит в моду подражание мотивам росписей древних Помпей. Новую популярность фреска обретает в эпоху модерна.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Фреска «Видение Божией Матери апостолом Петром в преломлении хлеба» и проблема софийной иконографии

Васильева Александра Владимировна
Cтатья посвящена анализу одной из основных композиций центральной апсиды храмов Верхнего Поволжья второй половины XVII первой половины XVIII в.
Читать PDF

История развития фрески (часть 1. Древнерусская фреска. Две трансформации)

Кукс Юрий Михайлович, Лукьянова Татьяна Анатольевна
Цель статьи изучение письменных источников и анализ результатов петрографических и химических исследований материалов древнерусской фресковой живописи различных временных периодов.
Читать PDF

Христос Пантократор: византийско-итальянская мозаика Монреале, XII век и Петербургская фреска Троице

Алдошина Наталья Сергеевна
Читать PDF

Фреска "Богоматерь Воплощение с архангелами" в стенописи 1502 года соборной церкви Ферапонтова монас

Силина Ольга Владимировна
В статье впервые представлен анализ иконографических источников композиции «Богоматерь Воплощение с архангелами» в стенописи Дионисия 1502 года.
Читать PDF

"ОТЧАЛИВШАЯ РУСЬ" Г. В. СВИРИДОВА КАК "ФРЕСКА СТАРИННОГО ПИСЬМА"

Кузнецова Светлана Владимировна
В статье анализируются особенности преломления элементов древнерусской певческой традиции в поэме Г.В. Свиридова «Отчалившая Русь».
Читать PDF

Хтонические мотивы в староладожской фреске «Чудо Георгия о змие»

Мухин Андрей Сергеевич
Читать PDF

Фрески Феофана Грека в контексте воззрений исихазма

Филиндаш Лариса Васильевна
Читать PDF

Хронология когурёских гробниц с фресками

Гилёв Артём Александрович
Когурёские гробницы с фресками являются богатым источником для изучения материальной и духовной культуры корейцев раннего средневековья.
Читать PDF

ИЗОБРАЖЕНИЯ ОРУЖИЯ И ЗНАМЕН ТОХАРСКИХ ВОИНОВ НА ФРЕСКАХ КАРАШАРА, КЫЗЫЛА И ШОРЧУКА (ПО МАТЕРИАЛАМ АЛ

Борисенко Алиса Юльевна, Худяков Юлий Сергеевич
В последние годы научное наследие европейских ученых, исследовавших в конце XIX начале XX в.
Читать PDF

Отражение Акафиста Богоматери во фресках Дионисия

Самсонова Ирина Васильевна
Целью статьи является выявление особенностей развития акафистной темы в монументальной живописи Дионисия на примере фресок Ферапонтова монастыря.
Читать PDF

Пространство и время с точки зрения вечности на фресках Джотто в капелле Скровеньи и мозаиках Кахрие

Ходаковская Анастасия Евгеньевна, Деревянченко Екатерина Игоревна
Связь, сходства и различия между способами символического мышления восточной и западной ветвей христианства рассматриваются на примере и в сравнении особенностей композиции и содержания изобразительных циклов (евангельской истории
Читать PDF

Опыт сравнительного анализа образа Макария Египетского в житии и на фреске Феофана Грека

Панкратова Наталья Владимировна
Сделана попытка сопоставления словесного и живописного образа св. Макария Египетского, поставлена проблема соотношения вербальных и изобразительных возможностей создания образа святого в житии и во фресковой живописи.

Похожие термины:

  • ФРЕСКА ВИЗАНТИЙСКАЯ

    итал. fresco – свежий, сырой) как форма монументальной храмовой живописи, выполненной в технике стенной росписи водорастворимыми натуральными красками по сырой (афреско) или сухой (асекко) штукатурк
  • ФРЕСКОБАЛЬДИ Д

    Современный композитор, автор музыки для гитары. Опубликовал сочинения под названием «Воспоминание об Урбино» для гитары–соло, изданные в Милане А. Виддари.
  • ДЖИРОЛАМО ФРЕСКОБАЛЬДИ

    (12 IX 1583(?), Феррара - 1 III 1643, Рим) Дж. Фрескобальди - один из выдающихся мастеров эпохи барокко, основоположник итальянской органной и клавирной школы. Он родился в Ферраре, в то время - одном из крупнейш
  • ФРЕСКОБАЛЬДИ Хиеронимо

    Родился в Ферраре 9 сентября 1583 г. Выдающийся композитор, воплотивший в себе достижения музыкального искусства и особенно органного, в котором и был виртуозом. Служил органистом в римском соборе С
  • Фресковая живопись

    итал. - свежий) - техника стенной живописи - рисование по сырой штукатурке красками, разведенными на воде.