Фронтон
Фронтон
треугольная плоскость, вершающая фасад здания.
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
ФРОНТОН
завершение, обычно треугольное, фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративные Ф. украшают двери и окна зданий.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Фронтон
фр. Fronton - лоб) – верхняя часть фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративным фронтоном украшают двери и окна зданий.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ФРОНТОН
франц. fronton, от лат. frons, родительный падеж frontis – лоб, передняя сторона), треугольное завершение фасада здания, портика, колоннады, образованное двумя скатами крыши и горизонтальным карнизом. Треугольное поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
ФРОНТОН
треугол. плоскость, завершающая фасад здания. На храмах и др. монументал. сооружениях поле Ф. часто заполнялось скульпт. украшениями из известняка, мрамора или терракоты (особенно у этрусков), а края Ф. украшались акротериями. Сохран. значит. композиции Ф. (напр., храм Афины Афайи в Эгине, храм Зевса в Олимпии, Парфенон). Они известны в архаич. и особенно в классич. храмах. В эллинистич.-рим. время все большее распростр. получил Ф. как украшающий элемент верх. края дверей, окон, эдикулов, ниш.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ФРОНТОН
(лат. frons — лоб, лицо, лицевая сторона) — в архитектуре завершение фасада здания, торец двускатной крыши или его имитация, имеющая обычно треугольную форму. По бокам фронтон ограничен скатами крыши (косыми карнизами), снизу — карнизом. Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. В эпоху барокко карнизы стали более разнообразными, появился лучковый фронтон в виде сегмента круга; раскрепованный фронтон с карнизами, имеющими отступ в середине; разорванный фронтон с карнизом, разомкнутым над вершиной; полуфронтон с разомкнутым нижним карнизом.
Фронтон
Marcus Cornelius Fronto) – римский ритор, адвокат и писатель II в., консул 143 г. от Р.Х. Родился в Цирте Нумидийской в последней четверти I в., умер около 170 г. Прославился в Риме как учитель красноречия и адвокат и приобрел особенное расположение императоров Адриана и Антонина Пия, так что ему было вверено воспитание императорских детей Марка Аврелия и Луция Вера. Пользовался высоким уважением своих современников, как выдающийся оратор, но все его речи утеряны. До нашего времени сохранилась только подборка его писем, являющихся важным историческим источником.
Источник: Словарь античных историков. 2011
Фронтон
1. (лат. Fronto) Марк Корнелий, рим. оратор и адвокат 2 в. из Цирты (Нумидия), воспитатель будущих императоров Марка Аврелия и Луция Вера, консул в 143. Из его речей, создавших ему славу оратора, не сохранилось ничего. Благодаря найденному в 1815 палимпсесту стало известно неполное собрание его писем, в которых существ, место занимают риторико-филологич. вопросы. Ф. был центром кружка, который в рамках архаич. тенденций избрал в качестве образца для себя др. доцицероновскую лат. литературу. Ф. рассматривал бытие как ритор и отклонял философию.
2. Треугольная плоскость, завершающая фасад здания. На храмах и других монументальных сооружениях поле Ф. часто заполнялось скульптурными украшениями из известняка, мрамора или терракоты (особенно у этрусков), а края Ф. украшались акротериями. Сохранились значительные композиции Ф. (например, храм Афины Афайи в Эгине, храм Зевса в Олимпии, Парфенон). Они известны в архаич. и особенно в классич. храмах. В эллинистич.-рим. время все большее распространение получил Ф. как украшающий элемент верхнего края дверей, окон, эдикулов, ниш.
2. Треугольная плоскость, завершающая фасад здания. На храмах и других монументальных сооружениях поле Ф. часто заполнялось скульптурными украшениями из известняка, мрамора или терракоты (особенно у этрусков), а края Ф. украшались акротериями. Сохранились значительные композиции Ф. (например, храм Афины Афайи в Эгине, храм Зевса в Олимпии, Парфенон). Они известны в архаич. и особенно в классич. храмах. В эллинистич.-рим. время все большее распространение получил Ф. как украшающий элемент верхнего края дверей, окон, эдикулов, ниш.
Источник: Словарь античности. 1989
Фронтон
в Др. Греции и Риме треугольное пространство под двускатной крышей здания. В постройках дорического и ионического ордера во внутреннем поле Ф. - тимпане - обычно размещалась скульптурная композиция. Края Ф. украшались акро-териями. Мн. фр-ты Ф. композиций сохран., часть их реконструирована. В древнейш. храмах Ф. были расписаны, затем украшались скульптурой из терракоты (чаще у этрусков), известняка и мрамора. Наиб, ранние храмы имели во Ф. изображение головы Медузы Горгоны (Селинунт, VI в.) или ее целой фигуры с двумя львами по сторонам (Артемисион на Керкире, храм Афины на Акрополе Афин, VI в.). С VI в. популярными темами Ф. становятся битвы богов и гигантов (Афины), кентавров и лапифов (храм Зевса в Олимпии), греков и амазонок, сюжеты Троянской войны (храм Афины Афайи в Эгине). В Парфеноне темой его Ф. стал миф о рождении Афины и о споре ее с Посейдоном за обладание городом. В эпоху эллинизма и рим. вр. Ф. композиции утратили свое знач., большее распространение получил Ф. как элемент декора верх, края дверных и оконных проемов, эдикул и ниш.
Лит.: Савостина Е. А. Фронтон архаического храма: образ универсума - Медуза Горгона // Образ - смысл в античной культуре. М., 1990. С. 134 - 150.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Лит.: Савостина Е. А. Фронтон архаического храма: образ универсума - Медуза Горгона // Образ - смысл в античной культуре. М., 1990. С. 134 - 150.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ФРОНТОН
• Fronto, M. Cornelius,
родился в правление императора Домициана или Нервы в Цирте в Африке; в числе его учителей им называются риторы Athenodorus и Dionysius Tenuior. В Риме он прославился как учитель красноречия и адвокат и приобрел особенное расположение императоров Адриана и Антонина Пия, так что ему было вверено воспитание императорских детей Марка Аврелия и Луция Вера. Через это и через преподавание риторики он приобрел значительные богатства, которые он употребил на постройку великолепных зданий и на покупку парка Мецената. Летом 143 г. от Р. X. он получил на два месяца консульское достоинство; от управления проконсульской провинцией он успел освободиться по слабости здоровья (он страдал подагрою). Эта болезненность и семейное горе (у него умерло пятеро детей и он оставил только одну дочь по имени Gratia) испортили ему лучшие годы жизни. Умер он ок. 170 г. от Р. X. Ф. пользовался высоким уважением своих современников; Евмений (panegyr. Const. 14) называет его Romanae eloquentiae non secundum, sed alterum decus, и целый ряд свидетельств назначают ему в истории римского красноречия место рядом со знаменитыми ораторами. Особенная школа, Frontoniani, признавала в нем свой образец и идеал. Однако этой блистательной славе не соответствуют сочинения Ф., найденные в 1815 г. кардиналом A. Mai в Амвросианской библиотеке в Милане и в Ватиканской библиотеке в Риме на вторично надписанном пергаментном кодексе. Главным образом они содержат переписку Ф. после его консульства с Антонином Пием, с Марком в двух книгах и с Луцием Вером, вместе с несколькими ответами этих императорских особ, между которыми Марк Антонин представляется во всей любезности своего характера; epistolarum ad ainicos Il. II, содержащие только рекомендательные письма, кроме того, более длинные послания научного, особенно риторического содержания. К этому присоединяются исторические отрывки de bello Parthico, principia historiae и риторические фокусы, напр., laudes fumi et pulveris, laudes negligentiae, Arion и т. п. Также несколько греческих стихов найдено в упомянутом палимпсесте. Много другого потеряно, не в ущерб писателю, которого славили бы более, не будь этих открытий. Насколько его старание сопротивляться чрезмерному влиянию греческого языка и греческой литературы заслуживает одобрения и насколько напыщенный слог африканцев, против которого он боролся, достоин порицания, настолько же восхваление с его стороны древнейших писателей и непризнавание собственно классических авторов показывает отсутствие в нем настоящего вкуса. Его сочинения производят равно неприятное впечатление как по слогу, так и по скудости содержания и ограниченности суждения. «Его стиль, кропотливо составленный из архаизмов и выражений старинных авторов, утварь, пестрый центон, которым он прикрывает наготу знания и мысли; но этой пустой учености он предается с неутомимым усердием, доходящим до фанатизма» (Bernhardy). Изд. A. Mai (1815, 1883), Niebuhr (1816, с дополнениями Buttmann´а и Heindorfa) и Naber (1867). Сочинения, приписыпавшиеся ему до открытия настоящих, а именно exempla elocutionum и de differentiis vocabulorum, принадлежат позднейшему грамматику по имени Arusianus Massius, который едва ли пользовался какими-либо сочинениями Ф.