ГАРШИН

Найдено 1 определение
ГАРШИН
Всеволод Михайлович (1855, имение Приятная Долина Бахмутского у. Екатеринославской губ. – 1888, Санкт-Петербург), русский прозаик, критик. Литературную известность Гаршину принес рассказ «Четыре дня» (1877), написанный в форме внутреннего монолога раненого солдата, вынужденного четыре дня находиться рядом с трупом убитого им турка. Уже в первом произведении определились свойственные манере писателя черты: особый тип героя – молодой интеллигент, человек чуткой совести, потрясенный неразрешимыми социально-философскими противоречиями (отсюда часты трагические финалы его произведений: разочарование, смерть, самоубийство); повышенный психологизм повествования, исповедальные формы (рассказы «Происшествие», «Трус», «Ночь» и др.). В рассказе «Художники» (1879) в столкновении антиподов: сторонника «чистого искусства» Дедова и Рябинина, остро ощущающего чужую боль и стремящегося к активному вторжению в жизнь, – выразилось трагическое осознание Гаршиным ограниченных возможностей искусства в воздействии на действительность. Ведущая идея в его творчестве – необходимость уничтожения социального зла – наиболее полно раскрыта в рассказе «Красный цветок» (1883), герой которого, пациент психиатрической лечебницы, воспринимает цветы мака, растущие в саду, как воплощение мирового зла. Прикладывая огромные усилия, чтобы преодолеть все возникающие на его пути препятствия, он пытается уничтожить их, и, когда ему удается сорвать последний, умирает, воображая, что совершил подвиг во имя спасения мира. Сюжетно простое произведение имеет глубокий внутренний смысл и является «ярким символом, воплощающим трагедию человеческого духа» (В. Г. Короленко). Принадлежавший к поколению «семидесятников» и с раннего возраста знакомый с социалистическими идеями, Гаршин не был сторонником политического радикализма и уповал на возможность мирного разрешения социальных противоречий. Последний период творческой деятельности писателя (с 1885) был связан с поисками новой манеры – стремлением к объективности повествования и созданию произведения большой эпической формы: «…нужно изображать не свое „я“, а большой внешний мир». К 1886–87 гг. относится нереализованный замысел романа о Петровской эпохе.
Страдавший наследственным душевным заболеванием, Гаршин покончил с собой, бросившись в лестничный пролет. Для современников трагическая фигура писателя знаменовала лучшие человеческие качества. Как «человек гаршинской закваски, недюжинный, честный и глубоко чуткий» был задуман главный герой рассказа А. П. Чехова «Припадок», написанного для сборника памяти Гаршина.
Большинство произведений Гаршина было напечатано в журнале «Отечественные записки», а также в журналах «Русское богатство», «Русская мысль», «Северный вестник». При жизни писателя вышло два сборника его произведений: «Рассказы» (1882), «Вторая книжка рассказов» (1885).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Функции повествователя и рассказчика в прозе В. М. Гаршина

Васина Светлана Николаевна
В статье автор рассматривает противопоставление двух вариантов освещения событий: изображение событий от третьего лица (повествователь) и от первого лица (рассказчик).
Читать PDF
0.00 байт

Опыт источниковедческого прочтения статьи В. М. Гаршина «Заметки о художественных выставках»

Пауткин А. А.
Читать PDF
0.00 байт

Новое о полемичности «Заметок о художественных выставках» (1887) В. М. Гаршина

Балуев Сергей Михайлович
В статье приводятся и исследуются новые данные о полемиках в художественной критике XIX в. Это дает возможность подойти к изучению принципиальных оснований художественной критики В. М. Гаршина.
Читать PDF
0.00 байт

«Сказание о гордом Аггее» В. М. Гаршина: источники, контекст

Денеко Алена Валерьевна
В статье представлен сравнительный анализ древнерус-ского произведения «Повесть о царе Аггее, который пострадал от гордости», повести В.М. Гаршина «Сказание о гордом Аггее» и драматургической обработки Л.Н. Толстого.
Читать PDF
0.00 байт

Творчество В. М. Гаршина в контексте идей А. Шопенгауэра - Э. Гартмана

Грачевская Елена Сергеевна
Автор рассматривает творчество В. М. Гаршина через призму идей немецких философов-пессимистов А. Шопенгауэра и Э. Гартмана.
Читать PDF
0.00 байт

Жанровая природа литературной сказки (на материале сказок В. Гаршина)

Поксыряева Ольга Николаевна, Цариненко Татьяна Александровна
в статье рассматривается жанровое своеобразие сказок В.Гаршина. Выявляются лейтмотивы, характеризуются герои, определяются символические детали, фольклорные традиции.
Читать PDF
0.00 байт

Исповедь в поэтике психологизма В. М. Гаршина

Васина Светлана Николаевна
Исследование проблемы психологизма в русской литературе второй половины XIX в. осуществлено на материале творчества В.М. Гаршина.
Читать PDF
0.00 байт

Испытание смертью как нравственная Голгофа героя в прозе Вс. Гаршина

Даренский Виталий Юрьевич
Статья посвящена анализу двух рассказов Вс. Гаршина «Четыре дня» и «Художники» в контексте «пасхального архетипа» русской литературы, сформированного христианской традицией.
Читать PDF
0.00 байт

Алексей Петрович как пленник границ («Ночь» Всеволода Гаршина)

Жеймо Божена
Указанный в заглавии мотив заключения гаршинского героя будем понимать как невозможность выхода за рамки двух типов границ: физической и психологической.
Читать PDF
0.00 байт

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ, БОЛЕЗНЬ И ТРАГИЧЕСКАЯ ГИБЕЛЬ ПИСАТЕЛЯ ВСЕВОЛОДА ГАРШИНА С ПОЗИЦИИ СОВРЕМЕНН

Кутько Игорь Иванович, Пересадин Николай Александрович, Терёшин Вадим Александрович
Читать PDF
0.00 байт

Дискурс модернизма в поэтике Вс. М. Гаршина

Фролова Оксана Васильевна
В истории русской литературы творчество В.М. Гаршина относят, как правило, к реалистическому художественному направлению.
Читать PDF
0.00 байт

Философские аспекты литературного творчества В. М. Гаршина: человек с больной совестью в конфликтном

Шелюто В.М.
Статья посвящена философским аспектам творчества русского писателя второй половины ХІХ века В. М. Гаршина.

Похожие термины:

  • Гаршин, А. Г

    земск. агроном Черниг. губ. 1900—10 гг. {Венгеров}
  • Гаршин, Евг. Мих

    педагог, р 15 авг. 1860, брат Всев. Мих. Гаршина (см.), дир. коммерч. учил. в Симфероп. {Венгеров}
  • Гаршин Евгений Михайлович

    Гаршин, Евгений Михайлович - писатель, младший брат Всеволода Гаршина , родился в 1860 г. Окончил историко-филологический факультет Нет. университета; состоял преподавателем словесности в петербург
  • Гаршин, Владимир Георгиевич

    [7(19) дек. 1887 — 20 апр. 1956] — сов. патологоанатом, действит. чл. Академии мед. наук СССР (с 1945). В 1913 окончил мед. фак-т Киев. ун-та. Проф. 1-го Лен. мед. ин-та (1938—52) и одновременно зав. отделом патологич. анато
  • Гаршин, М

    сотрудн. "Журн. землевл." 1858 г. и Харьковск. г., р. 1861. {Венгеров}
  • Гаршин, Всевол. Мих

    известный беллетр., р. 2 ф. 1855 в Бахмутск. у., Екатериносл губ., в старой двор. семье, † в СПб. 24 марта 1888 (бросился с лестницы). {Венгеров}
  • Гаршин Всеволод Михайлович

    [2(14).2.1855, имение Приятная Долина Бахмутского уезда ныне Донецкой области — 24.3(5.4).1888, Санкт-Петербург], писатель. На военной службе в 1877-1879. Окончил гимназию в Санкт-Петербурге (1874), учился в Горном инс
  • ГарШин иван порфирьевич

    (20.9.1923, село Девица Острогожского уезда – 24.12.1995, Челябинск), полный кавалер ордена Славы (III и II степени – 1944, I степень – 1945). Из крестьян. Участник ВОВ. Разведчик взвода пешей разведки стрелкового по
  • Гаршины

    Гаршины - старинный русский дворянский род; ведущий начало от Пахома Гаршина, владевшего поместьями в Воронежском уезде с 1632 г. Потомство его записано в VI части родословных книг Воронежской и Харь