место на воде, огражденное естественно или искусственно от волнения и представляющее удобную стоянку для судов.
Гавань
Гавань
Источник: Военно-исторический словарь
ГАВАНЬ
защищенная от ветра, волн и течений прибрежная часть водного пространства для стоянки, ремонта и зимовки судов, либо часть акватории порта для производства грузопассажирских операций.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Гавань
от голл. haven) - естественно или искусственно защищенное от волн, ветра и течений прибрежная часть водного пространства; место стоянки судов. Гаванью называется также прилегающая к причалам часть портовой акватории, где производят грузовые операции или посадку-высадку пассажиров. Различают гавани для стоянки судов специального назначения (например, военная гавань), ремонта судов (ремонтная гавань) или их отстоя в межнавигационный период (зимовочная гавань).
Источник: Военно-морской исторический справочник
ГАВАНЬ
сооруж. древнейшей Г. на Делосе (8 — 7 вв. до н.э.) сводилось к простой отсыпке гравия на набережной и каменной насыпи мола для защиты от бурь. Первая закрытая и укрепл. Г. была построена на Самосе при Поликрате, видимо, по образцу финикийских Г. с молом и укрепл. набережной. Простейш. постройками для Г. были мостки на плоском песч. берегу, сооружавш. с учетом прилива и отлива. Со времен Перикла в Мунихии каждую ночь зажигались фонари, чтобы обозначить вход в Пирей. Кроме предназнач. для паломников «священных» Г. (Делос, Дельфы, Элевсин и др.) в панэллин. святилищах и местах проведения празднеств, имелись также торг. и воен. Г. с бухтами. Товары выставлялись на продажу в залах (базиликах) и складировались в спец. помещениях. Антич. Г. зимой совершенно замирали, воен. суда вытаскив. на катках с лебедка-ми на расст. 30 — 40 м в доки, торг. суда — только на песч. побережье. Оснащение триер (такелаж, весла, паруса, утварь) лежало в Афинах готовым к употребл. в Арсенале, построенном в 333 до н.э. По своим размерам (110 х 30 м) он принадлежал к наиболее крупным спец. постройкам античности. В эпоху эллинизма размеры сооружений Г. (Сиракузы, Антиохия) возросли и появ. башни маяков или колоссов, служивших маяками (Александрия, Родос). Римляне познакомились с греч. стр-вом Г., по-видимому, на Сицилии. Против обмеления Г. они впервые применили в Путеолах сквозные молы, к-рые выполнялись в виде литых блоков, связанных под водой рим. цементом. Система защитных молов была построена так, чтобы наносимый песок мог вымываться из басс. Г. Значит. шагом вперед стали по-строен. при Августе Г. для стоянки флота. При Клавдии была построена одна из лучших Г. Империи Остия. Каждая крупная Г. располагала молом с башней маяка, набережной, погрузоч. краном, верфью, складск. помещениями и пассажир. конторой. Наряду с морск. римляне сооружали Г. для торг. и воен. судов также на гл. реках провинций.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Гавань
Сооружение древнейшей Г. на Делосе (8 — 7вв. до н. э.) сводилось к простой отсыпке гравия на набережной и каменной насыпи мола для защиты от бурь. Первая закрытая и укрепл. Г. была построена на Самосе при Поликрате, видимо, по образцу финикийских Г. с молом и укрепл. набережной. Простейшими постройками для Г. были мостки на плоском песчаном берегу, сооружавшиеся с учетом прилива и отлива. Со времен Перикла в Мунихии каждую ночь зажигались фонари, чтобы обозначить вход в Пирей. Кроме предназнач. для паломников «священных» Г. (Делос, Дельфы, Элевсин и др.) в панэллинских святилищах и местах проведения празднеств, имелись также торговые и военные Г. с бухтами. Товары выставлялись на продажу в залах (базиликах) и складировались в спец. помещениях. Античные Г. зимой совершенно замирали, военные суда вытаскивались на катках с лебедками на расстояние 30 — — 40 м в доки, торговые суда — только на песчаное побережье. Оснащение триер (такелаж, весла, паруса, утварь) лежало в Афинах готовым к употреблению в Арсенале, построенном в 333 до н. э. По своим размерам (110x30м) он принадлежал к наиболее крупным спец. постройкам античности. В эпоху эллинизма размеры сооружений Г. (Сиракузы, Антиохия) возросли и появились башни маяков или колоссов, служивших маяками (Александрия, Родос). Римляне познакомились с греч. строительством Г., постровидимому, на Сицилии. Против обмеления Г. они впервые применили в Путеолах сквозные молы, которые выполнялись в виде литых блоков, связанных под водой рим. цементом. Система защитных молов была построена так, чтобы наносимый песок мог вымываться из бассейна Г. Значительным шагом вперед стали построенные при Августе Г. для стоянки флота. При Клавдии была построена одна из лучших Г. Империи Остия. Каждая крупная Г. располагала молом с башней маяка, набережной, погрузочным краном, верфью, складскими помещениями и пассажирской конторой. Наряду с морскими римляне сооружали Г. для торговых и военных судов также на гл. реках пров.
рис. Сцена в гавани Клавдия в Остии (по рельефу 200): 1 — мостовые сходни к набережной; 2 бугшприт, одновременно погрузочный кран с полиспастом; 3 — парусные рифы; 4 — статуя Нептуна; 5 — триумфальная арка; 6 — башенный маяк; 7 — крупный парусник у набережной; 8 — жертвенные дары на задней палубе у каюты; 9 — лоцман в шлюпке; 10 — боковое рулевое весло.
рис. Сцена в гавани Клавдия в Остии (по рельефу 200): 1 — мостовые сходни к набережной; 2 бугшприт, одновременно погрузочный кран с полиспастом; 3 — парусные рифы; 4 — статуя Нептуна; 5 — триумфальная арка; 6 — башенный маяк; 7 — крупный парусник у набережной; 8 — жертвенные дары на задней палубе у каюты; 9 — лоцман в шлюпке; 10 — боковое рулевое весло.
Источник: Словарь античности. 1989