Гейне
Гейне
Кристиан Готтлоб (1729 — 1812), специалист по классич. филологии, с 1763 профессор в Геттингене. Его деятельность в качестве секретаря Научного общества была решающей для его дальнейшей жизни. В качестве библиотекаря он принес университетской библиотеке славу, в продолжение своей успешной педагогич. деятельности способствовал престижу Геттингена в области филологии. Г. стремился рассматривать античную культуру в ее историч. развитии. Его сочинения включали в себя все области древности, особенно мифологию, искусство, историю культуры, и вводили в филологич. обучение т. н. реалии. Благодаря этому Г. стал предтечей науки о древностях Ф. А. Вольфа и А. Бека. К его слушателям принадлежали братья Гумбольдт и Шлегель.
Источник: Словарь античности. 1989
ГЕЙНЕ
Генрих (1797–1856) — немецкий поэт и публицист, называвший себя «последним королем тыся-челетнего царства романтизма». В его творчестве реальное жизненное содержание было выражено средствами романтической эстетики. В первом сборнике «Книга песен» Гейне, как и другие немецкие романтики, считает любовь первоосновой бытия, но не в философском, а в личном плане. Однако нередко пафос страсти снижается в его стихах иронической концовкой. Образцом художественной прозы Гейне являются его «Путевые картины» («Путешествие по Гарцу. Идеи. Книга Ле Гран», 1826–1831), в которых прослеживаются два начала: лирикоромантическое и публицистическосатирическое. Ро-мантический пафос сменяется в них иронией, восторги по поводу красот природы — намеренно грубыми разоблачениями немецких филистеров, одурманенных националистической пропагандой. Поездка в Германию в 1843 г. (с 1831 г. Гейне жил в эмиграции во Франции), охваченную зимней стужей реакции, стала основной темой поэмы «Германия. Зимняя сказка» (1844). Радость свидания с родиной сменяется в ней чувством обиды за свой народ, гневом против духовного убожества мещан, высокомерия и произвола прусской военщины и чинов-ников. Творчество Гейне, проникнутое боевым пафосом «новой лучшей песни», нашло горячих почитателей в Европе и в России. Его поэзия была источником вдох-новения для Р. Шумана, Ф. Шуберта, Ф. Листа, И. Брамса И Других композиторов.
ГЕЙНЕ
heine)Генрих (1797, Дюссельдорф – 1856, Париж), немецкий поэт. Родился в семье еврейского торговца. Дядя-миллионер, убедившись в неспособности Гейне к торговому делу, определил ему стипендию. Учился в ун-тах Бонна, Геттингена и Берлина. Первый сборник стихов был опубл. в 1822 г., но, как и ранние драмы «Альмансор» и «Уильям Редклиф», замечен не был. Получив степень доктора юридических наук, Гейне в 1825 г. принял крещение – «пропуск в европейскую культуру». Значительный успех имел сборник стихов «Книга песен» (1827), состоящий из нескольких тематических циклов. Он включает и романтические стихи, среди которых знаменитая баллада «Гренадеры» (1820), положенная на музыку Р. Шуманом и Р. Вагнером, и песни в народном духе, и лирическую автобиографию, отражающую историю несчастливой любви Гейне к его кузине Амалии. Стихотворение «Не знаю, что стало со мною» из цикла «Возвращение» (1824) стало народной песней под названием «Лорелея». Новаторским для немецкой литературы был цикл «Северное море», в котором изображение северного пейзажа сочетается с философскими размышлениями. Прозаические очерки «Путешествия по Гарцу» (1826), написанные по следам реального пешего путешествия студенческих лет, юмористически, а порой и резко сатирически изображают убожество провинциальной немецкой жизни и политическую отсталость страны. Особенно удачны картины природы Гарца. Позднее Гейне многократно использовал жанр путевых очерков для выражения своих политических взглядов, для резкой литературной полемики, выступлений против католической церкви. Сочинения его были запрещены во многих немецких государствах и провинциях. В 1831 г. переселился в Париж, где работал корреспондентом «Всеобщей Аугсбургской газеты». С 1835 г., когда декретом бундестага (немецкого парламента) были запрещены произведения писателей объединения «Молодая Германия», к которому отнесли и Гейне, его политические произведения больше не могли быть опубл. в Германии. Противник Пруссии и поборник демократических идей, Гейне в 1841 г. возобновил работу в немецкой прессе, из написанных им на французском языке очерков вырос сборник «Лютеция» (1840–47, отд. изд. 1854). Одновременно с политической сатирой «Германия. Зимняя сказка» вышли «Новые стихотворения» (1844), которые объединяли всю лирику, созданную с 1828 по 1844 г. С 1848 г. прикован к постели, «матрацной могиле».
Популярность Гейне в России и некоторых славянских странах больше, чем в Германии. Переводы из Гейне при жизни автора делали в числе многих крупнейших поэтов и переводчиков М. Ю. Лермонтов («На севере диком стоит одиноко», «Они любили друг друга»), Ф. И. Тютчев, лично знавший поэта, А. А. Фет, М. Л. Михайлов («Во Францию два гренадера//Из русского плена брели»), позднее – Ап. Григорьев («Они меня истерзали и сделали смерти бледней//Одни своею любовью, другие враждою своей»), И. Ф. Анненский, С. Я. Надсон, А. А. Блок, С. Я. Маршак, В. В. Левик.
Популярность Гейне в России и некоторых славянских странах больше, чем в Германии. Переводы из Гейне при жизни автора делали в числе многих крупнейших поэтов и переводчиков М. Ю. Лермонтов («На севере диком стоит одиноко», «Они любили друг друга»), Ф. И. Тютчев, лично знавший поэта, А. А. Фет, М. Л. Михайлов («Во Францию два гренадера//Из русского плена брели»), позднее – Ап. Григорьев («Они меня истерзали и сделали смерти бледней//Одни своею любовью, другие враждою своей»), И. Ф. Анненский, С. Я. Надсон, А. А. Блок, С. Я. Маршак, В. В. Левик.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
Гейне
Крупнейшим поэтом революционной демократии был Генрих Гейне (1797—1856). Сборник его ранних стихотворений — «Книга песен» (1827 г.) свидетельствует о связи поэта с романтизмом. Но своей иронией Гейне как бы разлагает изнутри возвышенный и условный мир романтики. Во многих своих произведениях Гейне опирается на народную песню. Развивая ее мотивы, он достигает необыкновенной естественности, ясности и простоты. Относящиеся к тому же периоду «Путевые картины» (1826—1830 гг.) — дневник, в котором на первом плане стоят личность поэта, его мысли и чувства, его оценка окружающей действительности. Юмор, злая насмешка и элегическая грусть прихотливо чередуются в его повествовании.
После июльской революции 1830 г. Гейне быстро эволюционировал влево. Находясь в эмиграции в Париже, он выступал в качестве духовного посредника между французской и немецкой культурой. В серии корреспонденции для «Аугсбургской газеты», объединенных в книге «Французские дела» (1832 г.), Гейне излагает идеи утопического социализма и прежде всего теорию Сен-Симона, старается познакомить немецкого читателя с политическим опытом Франции. В книгах «Романтическая школа» (1836 г.), «К истории религии и философии в Германии» (1834 г.) он рассказывает французам о развитии классической немецкой философии. Гейне толкует диалектику Гегеля в революционном духе, приближаясь к материализму. Поэт приходит к мысли, что в Германии философская революция предшествует политическому перевороту. Знакомство с революционной борьбой пролетариата убеждает Гейне в том, что рабочий класс победит и что наследниками немецкой теоретической мысли являются рабочие. К 1843—1845 гг. относится тесное сближение Гейне с Марксом. Под влиянием Маркса в поэтическом творчестве Гейне начинают звучать боевые революционные ноты. «Современные стихотворения" (1839—1846 гг.) и поэма «Германия. Зимняя сказка» (1844 г.) — вершина идейного развития великого поэта. Среди «Современных стихотворений» особое место занимают «Ткачи». В этом произведении Гейне поэтически выражает идею исторической миссии пролетариата как могильщика буржуазного строя. В поэме «Германия. Зимняя сказка» Гейне сатирически осмеивает отживший феодальный мир, защищает единство революционной мысли и революционного действия в борьбе за новую, демократическую Германию.
Революция 1848г. стала для Гейне, как и для многих мыслителей и художников его времени, источником духовной трагедии. Окончательно разочаровавшись в буржуазной демократии, Гейне, однако, не перешел на позицию рабочего класса. Его пугали уравнительно-коммунистические тенденции, распространенные в рабочем движении, особенно среди немецких ремесленников. Он по-прежнему считал победу пролетариата справедливой и неизбежной, но в то же время боялся этой победы, так как, по его мнению, она должна якобы повлечь за собой гибель искусства. Последняя книга стихов Гейне «Романсеро» (1851 г.) содержит мотивы разочарования, мысль о торжестве зла над добром. Но поэт по-прежнему непримиримо относится к реакционной Германии. Он язвительно осмеивает великогерманских шовинистов и трусливых мещан, монархов и князей, верноподданных холопов и попов — обманщиков народа.
Маркс и Энгельс критиковали непоследовательность Гейне, его уклонения от революционного пути, но они высоко ценили великого поэта и глубокого мыслителя, служившего своим пером делу освобождения человечества.
ГЕЙНЕ
Heine), Генрих (13.XII.1797 - 17.II.1856) - нем. поэт и мыслитель, революц. демократ. Родился в г. Дюссельдорфе в небогатой еврейской семье. В 1819-25 изучал право в ун-тах в Бонне, Геттингене, Берлине, слушал лекции по философии у Гегеля. В 1822 и последующие годы Г. опубл. несколько циклов стихов, позднее объединенных в "Книгу песен" (1827), ставшую одной из популярнейших поэтич. книг в мировой лит-ре. Крупнейшее произв. Г.-прозаика "Путевые картины" (1826-31) привлекло внимание смелой критикой отсталых нем. порядков и пропагандой лозунгов франц. революции. В 1831 Г. переехал в Париж. Крупным вкладом в развитие нем. обществ. мысли явились работы Г. "К истории религии и философии в Германии" (1834) и "Романтическая школа" (1833-35, полн. изд. 1836). В истории философии Г. видел борьбу сенсуализма и спиритуализма (приближаясь в их трактовке к понятиям материализма и идеализма). Отстаивая сенсуализм, Г. в нек-рых отношениях предвосхищал Л. Фейербаха. Выдающейся заслугой Г. явилось понимание ист. значения классич. нем. философии. Г. был первым в Германии, кто оценил революц. смысл диалектики Гегеля. Гегелевская идея развития, применяемая к обществ. жизни, в сочетании с учением утопич. социалистов, определила направление демократич. мысли Г. Г. рассматривал как пройденный этап "художественный период" ("Kunstperiode") в истории нем. лит-ры, когда эстетич. проблемы главенствовали над политическими (веймарский классицизм и романтизм), и приветствовал проникновение в лит-ру духа времени, "духа массы". Критич. отношение к режиму июльской монархии во Франции усиливало в творчестве Г. антибурж. тему ("Французские дела", 1832) и углубило его скептицизм к нем. бурж. радикалам (в т. ч. к Л. Берне, к писателям, входившим в группу "Молодая Германия"). Сложным путем развивалось мировоззрение Г. в 40-е гг. Демократич. подъем в Германии на первых порах был встречен поэтом скептически. Поэма "Атта Троль" (1843) отразила противоречивый характер восприятия Г. нем. обществ. жизни. Выступление Г. против политически тенденциозной поэзии означало критич. отношение с позиций франц. политич. опыта к лозунгам бурж. демократии и одновременно свидетельствовало о недооценке перспектив бурж.-демократич. революции в Германии. Поездка Г. в Германию (1843) поставила поэта лицом к лицу с главными обществ. проблемами страны, вызвала к жизни боевую революц. сатиру. В романтической поэме "Германия. Зимняя сказка" (1844) и цикле "Современные стихотворения" (1843-44) Г. подверг острой критике режим феод. реакции, прусскую военщину, реакц. политич. теории, в частности идею объединения Германии сверху, и провозгласил социалистич. идеал в духе Сен-Симона. Большое впечатление на Г. произвело знакомство с молодым К. Марксом (в Париже в дек. 1843). Влияние Маркса ощущается в стихотв. "Ткачи" (1844), являвшемся откликом на силезское восстание ткачей. В 1844 Г. сотрудничал в издававшейся в Париже революц. газете нем. эмиграции - "Vorw?rts", в редактировании к-рой нек-рое время участвовал К. Маркс. Революция 1848 застала Г. прикованным к постели тяжелой болезнью. В его стихотворениях 1848-49 преобладала суровая горькая сатира - поэт обличал политич. незрелость нем. бурж. демократии ("Михель после марта" и др.). Острота и актуальность сатиры Г. выразительно подтверждалась тем, что ее броские строки постоянно звучали в статьях К. Маркса и Ф. Энгельса на страницах "Новой Рейнской газеты". Г. сохранял глубокий интерес к коммунистич. идеям, хотя они были известны ему лишь в домарксовских формах. Его пугали уравнительные идеи утопич. коммунистов, он питал ложные опасения за судьбу иск-ва в будущем "царстве материализма" и вместе с тем был убежден, что только коммунисты, как самая революц. партия, будут способны нйкогда покончить с деспотией и мракобесием и прежде всего с ненавистным ему нем. национализмом. Г. вошел в мировую лит-ру как проникновенный лирик, блестящий мастер боевой публицистики и грозный сатирик, беспощадно обличавший феод. и бурж. реакцию во всех ее проявлениях. Творчество Г. высоко ценили К. Маркс и Ф. Энгельс. Стихи Г. принадлежали к числу произведений, к-рые В. И. Ленин брал в сибирскую ссылку. После смерти Г. развернулась острая борьба вокруг его наследия. Либерально-бурж. литературоведы противопоставляли лирику Г. его политич. поэзии и публицистике. В фаш. Германии соч. Г. были запрещены, его книги сжигались. В ГДР наследие Г. рассматривается как часть ценнейшего нац. достояния. Соч.: S?mtliche Werke, hrsg. E. Elster. Bd 1-7, Lpz. u. W., 1893; Werke, Bd 1-5, Weimar, 1957-60; в рус. пер. - Полное собр. соч., общ. ред. Н. Я. Берковского, т. 1-10, Л., 1956-59. Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2 (см. именной указ.), М., 1957; Дейч А., Г. Гейне, поэт, М., 1941; Дмитриев А. С., Г. Гейне, М., 1957; Меринг Ф., Гейне, в его кн.: Лит.-критич. статьи, т. 2, М.-Л., 1934; Шиллер Ф. П., Генрих Гейне, М., 1962; Г. Гейне (библ. рус. переводов и критич. лит-ры на рус. яз.), сост. Левинтон А. Г., М., 1958; Strodtmann A., Heines Leben und Werke. 3 Aufl., Bd 1-2, Hamb., 1884; Victor W., Marx und Heine, (3 Aufl.), В., 1953; Pfeiffer H., Begriff und Bild, Rudolstadt, (1958). С. В. Тураев. Москва.