Гераклит
Гераклит
из Эфеса (греч. Herakleitos) (ок. 554 — 483 до н. э.), греч. философ, происходил из знатного жреч. рода. За глубину и загадочность мыслей, которые часто выражал в сложных понятиях и образах, получил прозвище Темный. Толкование многих фрагментов спорно даже сегодня. Г. выступал против народных масс и демократич. партии. Он вынудил к изгнанию враждебно настроенного к знати правителя Меланкома. Был противником демократов, поддерживавших антиперс, ионийское восстание. Философские воззрения Г. были направлены против традиционной народной религии, определялись аристократич. сознанием. Из сочинения Г. «О природе» сохранились отдельные фрагменты. Первооснову мира Г. видел в постоянном движении, течении вещей, изменениях, воплотившихся (вероятно, позднее) в формуле «panta rhei» — «все течет». В противоположности первым натурфилософам, которые отыскивали устойчивое первовещество, Г. признавал только изменчивость саму по себе. Огонь для него был воплощением самих превращений. Постоянная подвижность огня трактовалась Г. как выражение изменений мира вообще. Из огня развились вода, земля и воздух; тем же путем «элементы» возвращались к огню, изменяясь по вечным законам логоса, мирового закона. Логос и первичный огонь Г. часто отождествляет, его учение о логосе материалистично. Все происходящее, по Г., основано на столкновении противоположностей («Война — отец всех вещей»). Различные и даже противоположные предметы и явления при объединении рождают гармонию, так же как различные звуки рождают гармонию в музыке. Г. выдвинул идею вечности мира, разрабатывал отдельные положения теории познания. Г. читал ненадежным полагаться на органы чувств, хотя от их свидетельств также нельзя отказываться. Глубина и четкость диалектич. и материалистич. мышления Г. вызывали интерес к его учению и личности в последующие века (Стоя, Гегель, Маркс, Энгельс, Лассаль, Ленин).
Источник: Словарь античности. 1989
Гераклит
• Heracl?tus,
??????????, процветал ок. 500 г. до Р. X., следовательно, отчасти был современник Парменида. Он удалился от государственных дел, посвятил себя вполне науке и жил в уединении, занимаясь только философией. Про его жизнь нам чрезвычайно мало известно; рассказывают, что он отклонил просьбу своих сограждан о принятии участия в управлении государства и ответил отказом на приглашение Дария Гистаспа приехать в Персию и познакомить его с греческою философиею. Г. написал, по известиям древних писателей, только одно сочинение, которое, по некоторым, имело заглавие ???????, а по другим — ????? ??????; он сложил это сочинение в храме Артемиды в Эфесе, и оно, как кажется, находилось там еще впоследствии. Г. уже в древности был известен своей темностью и поэтому назывался ?????????, выражение, которое Цицерон (Cic. de n. d. 1, 26, 74. Cic. fin. 2, 5, 15) неправильно толкует как намек на умышленную темность; она, напротив, вытекала из пренебрежения к сочетанию слов и из неразвитости языка, а главным образом из глубокомысленности его спекуляции; поэтому он в Платоне и Гиппократе нашел усердных последователей своей системы. Некоторые главные черты его учения следующие: ????? ????? ???? ??? ?????, ??????? ?????? ?? ´?? ???? ??? ´????? ?????. Он, следовательно, выходит еще за пределы учения элеатов об отвлеченном быте. Абсолютное он понимает как единство бытия и небытия, суть состоит в перемене, истина и основание всего бытия — происхождение. В этом смысле он говорит, что все течет (??????????), ничего не существует и никогда не остается тем же самым; он сравнивает предметы c течением реки, прибавляя, что нельзя два раза опуститься в ту же самую реку. Только одно есть, говорит он у Аристотеля, что остается; из этого одного все другое преобразовывается. Он, однако, не ограничился областью логики, но дал своей идее реальное выражение. По причине этого естественно-философского направления Г. иногда причисляется к ионийской школе, от которой он, однако, замечательно различается. Он говорит, между прочим: время есть первое телесное (вернее, чувственное) существо; он видит в нем первую форму происхождения: в видимом мире — время является самым первым. Но, желая определить процесс времени ближе, физикальным образом, он находит огонь как первое существо: это — физикальное время, абсолютное беспокойстве, абсолютное разрешение существующего, постоянная гибель и непребывание. Разбирая далее явления этой стихии, он находит, что свойственное ей преобразование определенного есть испарение (????????????); поэтому он и в этом реальном процессе описывает две различные стороны; огонь сгущается влагою и, останавливаясь, превращается в воду; твердеющая вода — в землю; это — дорога вниз (????? ???). Земля затем опять плавится, из нее делается влага, а из влаги — испарение моря, из которого затем все происходит; это дорога вверх (????? ´???). Он называл глаза и уши плохими свидетелями (но считал глаза надежнее ушей), а ум (?????) — судьей истины; познавание общего признавалось им единственным познаванием истины, причину заблуждения он видел в объединении мышления, зло — в отлучении от общего. Душу он признавал бессмертною (´??? ??????? ???????????, ???? ?????? ?????????? ???? ????) и самую сухую (пламенную) — наилучшею. Он хотя и говорил, что Вселенная не сотворена ни Богом, ни человеком и есть и остается постоянно живой огонь, воспламеняющийся и потухающий по своей мере, но учение об общем пожаре Вселенной, вероятно, нечто иное, как выдумка. Монографии: Schleiermacher в Wolf´s Museum der Altermumsw, т. 1. Schuster, Heraklit von Ephesos (1873).
Гераклит
из Эфеса, VI/V вв. до н. э., греческий философ. Происходил из известного рода, в котором передавалась по наследству должность жреца культа героя Андрокла, основателя Эфеса. Г. отказался от этой должности в пользу брата. Он был сторонником аристократии и презирал народ. — Г. написал ок. 490 прозаических философских произведений, цитируемых позднее под заглавием О природе (Peri physeos). Сохранилось ок. 130 подлинных фрагментов. Своему сочинению Г. намеренно придал форму сборника афоризмов, которые еще в древности понимались различно. Эта форма произведения принесла Г. прозвище "Темный" (skoteinos). Работам Г. противопоставлялись труды Демокрита, написанные просто и ясно. Возможно, что Г. специально писал туманно, ибо хотел сделать свои работы "недоступными для толпы". Произведение Г. знали и ценили в Афинах V в. до н. э. (его читали Еврипид и Сократ). В IV в. до н. э. Скифин с Теоса переложил сочинение Г. в трохеические тетраметры. Г. знал своих предшественников, но отверг спекуляции ионийских натурфилософов (Анаксимандр, Анаксимен, Фалес), как и взгляды Ксенофана и Пифагора и методы ионийских логографов, собиравших сведения о разных народах. Еще древние не могли причислить Г. ни к одной философской школе. Г. порвал с методами познания мира своего времени и провозгласил, что истина познается проникновением в самого себя, поскольку человеческая душа есть часть космоса. Из разрозненных мелких фрагментов Г. невозможно сложить единую и свободную от противоречий философскую систему. Довольно часто исследователи приходят к совершенно различным выводам. Однако, как представляется, можно утверждать, что, по мнению Г., миром управляет Логос — всеобщий разумный закон. Познание этого мирового закона является обязанностью каждого человека, который не имеет варварской души. Остается под вопросом, являлась ли, по Гераклиту, целью человека жизнь в соответствии в этим мировым законом (что напоминает одну из главных заповедей стоической этики, следовательно, возможна стоическая интерпретация мысли Г.). Отрицая статическое представление о мире, Г. создал теорию всеобщей изменяемости (вариабилизм). Он образно говорил, что нельзя дважды войти в ту же реку. Позднее мысль Г. была передана афоризмом panta rhei (все течет). Основой всех вещей и явлений являются борющиеся между собой, но в то же время тождественные противоположности (день-ночь, молодость-старость, жизнь-смерть, явь и сон — в основе своей они одно и тоже). Мир представляется нашему сознанию как совокупность напряжений (символами которых являются лук и лира), но за ними стоит еще одно высшее единство ("скрытые связи сильнее явных"). Мир явлений не был сотворен ни богами, ни людьми; мир есть результат длительного действия реализующей себя созидательной силы, соединяющей борющиеся друг с другом противоположности ("борьба — начало всех вещей"). Эта находящаяся в постоянном движении сила и есть главный принцип мира. Г. называл ее "огнем", но думал не о том огне, что горит (как предполагали Аристотель и Теофраст, а также многие ученые нового времени), но об огне-символе движения и перемен. По этой причине причисление Г. к ионийским натурфилософам было неправомерным. Дело усложняет тот факт, что Г. упоминал, возможно, основываясь на трудах Анаксимена, о механизме кругооборота элементов, которые выходят из огня и в него возвращаются (огонь-воздух-вода-земля). Говорил он также о пути вверх и пути вниз, тождественном ему, описывая тем самым процесс изменения. Г., вероятно, не предполагал, как стоики, мирового пожара (ekpyrosis), поскольку в этом случае остановилась бы созидающая борьба противоположностей, но он говорил о "возгорании", то есть превращении всех вещей в огонь, связанном с циклическим обновлением мира и с повторяемостью истории. Божественная сущность обозначена им как полнота противоположностей, которые могут изменяться. Г. был убежден, что нашел абсолютную истину, и поэтому презирал не только глупцов, но также ученых и философов (Гесиода, Пифагора, Ксенофана и Гекатея Милетского), которые знали многие истины о природе и человеке, но не проникли в основной закон мира. Порицание со стороны Г. получили также Гомер и Архилох. Г. не основал философской школы, но его учеником слыл Кратил, у которого Платон почерпнул концепцию вариабилизма для мира явлений. По-видимому, в оппозиции к Г. развивал свою философскую систему Парменид. Релятивизм Г. унаследовали софисты. Стоики (Зенон, Хрисипп и др.) ссылались на Г. как на своего предшественника. Они считали, что он предвосхитил два стоических догмата: о праогне как начале и конце мира и о космическом разуме. Поэтому современным исследователям приходится различать дословные цитаты из произведения Г. и парафрастические интерпретации стоиков. Г. интересовались скептики (особенно Айнесидем в I в. до н. э.). Г. снова стал актуален в I в. н. э. для киников, произведением которых являются 9 псевдогераклитовых писем (не представляется подлинной переписка Г. с персидским царем Дарием). Взглядами Г. интересовались и христианские писатели. Климент Александрийский и Ипполит Римский передали близко к тексту содержание некоторых отрывков из Г. Апологет Юстин называл Г. христианином, поскольку он жил в согласии с Разумом. В XIX в. высоко оценили Г. романтики (часто, однако, плохо его пони) и Ф. Ницше. Некоторые высказывания Г. были подхвачены материалистическими диалектиками.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
Гераклит
(греч. Herakleitos)
(ок. 544 - 483 до н.э.)
греческий философ, один из основоположников диалектики, выходец из Эфеса. Свое учение Г. изложил в трактате «О природе», где говорил, что все пребывает в вечном движении. Согласно утверждению Г., бытие - объективно и вечно, основой всего он считал огонь.
Антология мировой философии: В 4 т. Т.1. М., 1969. С. 275-280; Кессиди Ф.Х. Философские и эстетические взгляды Гераклита Эфесского. М., 1963; Муравьев С.Н. Жизнь Гераклита Эфесского // ВДИ. 1974. № 4; Муравьев С.Н. Гераклит: современники, легенда, иконография // ВДИ. 1975. № 1; Свидетельства о жизни и сочинении Гераклита Эфесского / Пер. и коммент. С.Н. Муравьева // ВДИ. 1974. № 4; 1975. № 1.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
1. Философ из Эфеса (ок. 554 - 483 до н. э.). Учил, что все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Гераклит был известен своими таинственными изречениями (поэтому получил прозвище Темный) и критикой религиозной практики греков - погребальных обрядов, идолопоклонства, веры в сны. Из сочинения "О природе" сохранились отдельные фрагменты.
2. Из Галикарнаса (совр. Бордум) - поэт, друг поэта Каллимаха, который написал на смерть Гераклита поэму "Соловьи".
Кто-то сказал мне о смерти твоей, Гераклит, и заставил
Тем меня слезы пролить. Вспомнилось мне, как с тобой
Часто в беседе мы солнца закат провожали. Теперь же
Прахом ты стал уж давно, галикарнасский мой друг!
Но еще живы твои соловьиные песни; жестокий,
Все уносящий Аид рук не наложит на них.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. философ. Род. и жил в Эфесе. По свид-ву Диогена Лаэртского, не был ничьим учеником (нек-рые утверждают, что он слушал Ксенофана и Гиппаса-пифаго-рейца). Гл. соч. Г. - «О природе» - дошло до нас в разл. фр-тах и интерпретациях. За неясное местами изложение его взглядов антич. традиция нарекла Г. Темным.
Началом сущего,первоэлементом Г. назвал огонь. Все вещи (обменный эквивалент огня) возникают из него путем разрежения и сгущения в силу противоположности. Вселенная конечна, и космос един. Он рожд. из огня и вновь сгорает дотла через опред. периоды времени. Происходит же это согласно судьбе. Та из противоположностей, к-рая ведет к возникновению,- война, та, что к сгоранию, - мир. В отличие от хаотического начала Анаксимена (воздух), начало Г. содержит в себе, кроме хаотичности, отношение к миру и направленность. Единственный из всех элементов, огонь не пребывает сам по себе, но живет жизнью другого, символизируя антагонист, природу космоса и его постоянное движение. Г. ввел новое понятие - Логос (Слово). Это говорящий сам с собою космос, принцип разумного единства мира, к-рый упорядочивает мир при помощи смешения противополож. начал и становится тем самым всеобщим, единым, через к-рое, по словам Г., можно познать все. Судьба у Г. тождественна необходимости, ее сущностью явл. разумный Логос, к-рый пребывает в некоем особенном (конкретном) космосе. В отличие от подвижного, уничтожимого космоса, этот - «один и тот же для всех», его никто не создал, он всегда был, есть и будет; он также подвержен изменению, но не возникает и не уничтожается. Ничто не обладает истинным бытием, находясь в постоянном становлении, кроме организующего это становление Логоса, т. е. посредством ощущений познать мир нельзя, он ´умопостигаем лишь через Логос. Челов. разум и разумный Логос, по Г., имеют общую природу, но Логос существует в вечности и управляет космосом, моментом к-рого явл. человек. Челов. речь неадекватна текущему космосу, она вносит разлад в космическую речь («Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»). Все изменяется, и челов. понятия и имена перестают соответствовать божественным и не выражают сути вещей. Насколько можно судить, Г. был противником демократического устройства и предпочитал монархию или аристократию. Этика Г. подразумевала аскетизм. Целью жизни Г. считал облегчение страданий, к-рые неизбежно испытывает человек, проходя через мировую вражду и не будучи в состоянии проникнуться космич. разумом. Одн. живущий согласно природе и Логосу может, достигнув божеств, просветления ума, «нечаянно» приобщиться к Логосу и стать богом при жизни.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)