Геркулес

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Геркулес
(лат. Hercules), лат. форма имени Геракла.

Источник: Словарь античности. 1989

ГЕРКУЛЕС
латинская форма имени Геракла (см.). В переносном значении — человек огромной физической силы.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Геркулес
Hercules)
   лат. форма имени Геракл.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Геркулес
Hercules"), кодовое наименование операции по высадке немецкого парашютного десанта на Мальту весной 1942. Проведение этой операции было отложено, когда 16 июня 1942 к острову подошли крупные силы английских ВМС и на острове была создана база военно-воздушных сил Великобритании. Английские самолеты полностью парализовали действия Люфтваффе и потопили множество немецких транспортных кораблей, шедших на помощь генералу Эрвину Роммелю в Сев. Африку.

Источник: Энциклопедия третьего рейха. 2004

ГЕРКУЛЕС
2Мак 4:19-20) — известный мифологический герой Греции, сын Юпитера и Алкмены, особенно почитаемый за свою силу и многие героические подвиги, не только в Греции и Риме, но и в Финикии, Карфагене, Тире и др. В последнем городе Геркулесу был воздвигнут великолепный храм и учреждены в честь его разные празднества и игры. И вот на эти-то языческие празднества недостойный иудейский первосвященник Иасон, брат Онии, при царе сирийском Антиохе Епифане, посылал зрителей и деньги, отвлекая таким образом народ от служения единому истинному Богу.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

ГЕРКУЛЕС
в рим. миф. бог и герой. Соотв. греч. Гераклу. Почит. во мн. городах Италии; его культ был заимств. римлянами из Тускула (или Тибура), где Г. почит. как воинств. бог «победитель», «непобедимый» и имел жрецов-салиев, аналогич. рим. салиям Марса. В Риме древнейший алтарь Г. находился у Бычьего рынка возле цирка; по преданию, он был поставлен Эвандром в память посещения его Г., возвращавш. из Испании со стадами Гериона (один из подвигов Геракла). С превращением культа Г. в гос. (сначала он обслуживался патрициан. родами Пинариев и Потитиев) жертвы на алтаре стал приносить, по греч. ритуа-лу, городской претор. Хотя и здесь Г. имел эпитет «непобедимый», он счит. в основном как бог обогащения; купцы и полководцы жертвовали ему десятую часть прибыли и добычи, шедшую на угощение народа. Женщины из участия в культе Г. исключ. и им запрещалось употреблять обыч. для мужчин клятву его именем, обусловившую его интерпретацию как гаранта честности. Культ Г. постепенно стал одним из самых распростр. в рим. мире. В Гадесе с ним был отожд. Мелькрат, в Галлии — Огма и др. Популярность Г. использов. императорами (его изображ. на монетах правителей Галльской империи, с ним отожд. себя Коммод, сближал себя Максимиан, приняв имя Геркулий).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Геркулес
в римской мифологии бог обогащения. В Риме древнейший алтарь Геркулеса находился у Бычьего рынка. Он был поставлен Эвандром в память посещения его Геркулесом, возвращавшимся из Испании со стадами Гериона (один из последних подвигов Геракла). Геркулес посоветовал подданным Эвандра отказаться от человеческих жертвоприношений и заменить их куклами для сбрасывания их в Тибр в праздник аргеев. Культ Геркулеса превратился в государственный (он обслуживался патрицианскими родами), и жертвы на алтаре стал приносить городской претор. Купцы и полководцы жертвовали Геркулесу десятую часть прибыли добычи, которой угощался народ. Женщины из участия в культе Геркулеса исключались, им запрещалось употреблять обычную для мужчин клятву его именем, обусловившую его интерпретацию как гаранта честности. Постепенно культ Геркулеса стал одним из наиболее распространенных в римском мире. Как человек, ставший богом за свои заслуги, Геркулес рассматривался в качестве залога надежды на бессмертие для любого честного человека (покойный часто изображался с атрибутами Геркулеса). Рабы почитали Геркулеса как вечного труженика, солдата-бога победы, аристократия — идеального царя. Популярность Геркулеса использовалась императорами. Соответствует греческому Гераклу.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Геркулес
   • Herc?les,

         ????????, высший идеал геройской силы, национальный герой греков, который, родившись от Зевса, высшего бога, и смертной женщины и одаренный могучею силою, исполнил самые тяжелые работы на земле, очистил свет от чудовищ и разного рода бедствий, а затем, поборовшись и погрешив и искупив грехи, взошел на Олимп и достиг бессмертия. Его деяния воспевались еще до Гомера в песнях (??????????), так что у Гомера, источник, мы находим развитыми все главные черты Геркулесовых сказаний. У него, равно как у Гесиода, Г. является совершенно греческим героем, с греческим героическим оружием, и его деяния не слишком далеко заходят за пределы Греции; впоследствии же Писандр (??????????, 640 г. до Р. X.) в своей «Гераклее» дал ему вместо обыкновенного оружия — палицу, а вместо одежды — львиную шкуру. Круг его сказаний был расширен, стали смешивать его с подобными героями других народов и переносить на него их деяния, восприняли в особенности финикийские и египетские элементы и по этим восточным представлениям привели деяния и походы Г. в отношение к движению солнца. Таким образом, почти все страны известного мира сделались поприщем его деяний, и около его имени скопилась такая масса сказаний, каковой не встречается ни у одного греческого героя. Все сказания распределяются по периодам жизни следующим образом:

         a) происхождение и рождение Г. Он происходит из рода аргивского Персея; его отец-человек, Амфитрион, был сын Алкая, внука Персея и царь Тиринфа (??????), а Электрион, брат Алкая, был царем Микен. Когда сыновья Птерелая вместе с тафосцами вторглись во владения Электриона, убили в сражении всех сыновей за исключением Ликимнея и угнали его стада, Электрион, намериваясь предпринять ради мести поход на тафосцев, передал Амфитриону свое царство и выдал за него свою дочь Алкмену (т.е. сильную); Амфитрион же застал похищенные стада в Элиде, куда их угнали тафосцы; при возвращении оттуда он убил Электриона нечаянно или нарочно и был изгнан Сфенелом, братом Электриона. Он бежал с женою и с Ликимнием в Фивы, к брату своей матери Креонту, который очистил его от греха и помог ему вместе с некоторыми другими героями завоевать остров Тафос. В Фивах, во время отсутствия Амфитриона, находившегося в походе против тафосцев, Г. был произведен Зевсом. Ноm. Il. 14, 323. Ноm. Od. 11, 266 (по тому он называется ?????????, по имени отчима ??????????????). В день, когда Алкмена должна была родить, Зевс похвастался в собрании богов, что сегодня родится муж, который будет царствовать над всеми соседними народами, над мужами того рода, который происходит от Зевса (Персиды). Гера же, раздраженная этим гордым словом, заставила его подтвердить клятвою и в качестве богини родов устроила так, что в этот день родился не Г., а от жены Сфенела — Еврисфей. Il. 19, 95. слл. Так Г. попал на служение к Еврисфею, слабейшему мужу. С Г. же родился еще двойник — брат Ификл (????????), сын Амфитриона. Hesiod. scut. Неrc. Pind. nem. 10, 19. isthm. 7, 5. Eur. Неrc. fur. Heraclid. 37. 210. Alcest. 508. 512. 842. Г. первоначально был герой живших в Фессалии дорийских Гераклидов, которые, после занятия Пелопоннеса, желая узаконить свое насильственное приобретение, сделали из него аргосского Персида, будто бы лишенного своего законного права на эту страну. В Фивы Г. попал отчасти через дорийских Гераклидов, отчасти по посредстве Аполлонова культа, проникшего туда из Дельфов;

         b) младенчество и отрочество Г. до времени служения. Когда родились Г. и Ификл, Гера, ненавидящая и преследующая героя в продолжении всей его жизни, послала двух огромных змей к колыбели младенцев, чтобы погубить их; но Г. схватил их и задавил до смерти. Так рассказывает сперва Пиндар (пет. 1, 49 слл.), как и вообще сказания, относящиеся к этому периоду жизни, все — позднейшего происхождения. Гомер говорит только вообще, что Г., преследуемый Зевсом и Афиной, преследуемый Герою, вырос в силе и, чувствуя свою силу, дерзнул даже ранить богов. Отец его, Амфитрион, сам научил его управлению колесницей, а оружейному бою — Кастор, борьбе — Автолик, стрельбе из лука — Еврит, музыке — Евмолп или Лин, которого он убил лирою, наукам — Хирон или Лин. Когда Г. убил Лина, отец, опасаясь неукротимой его силы, послал его к стадам на гору Киферон, где он убил огромного киферонского льва. В шкуру этого или, по другому преданию, немейского льва он оделся, так что пасть ему служила шлемом. Софист Продик к этому времени пребывания Г. на Кифероне относит сочиненную им басню о Г. на распутье: юный Г. сидел в уединении, обдумывая по какому ему идти пути жизни; вдруг предстали перед ним две женщины, величественной, но совершено различной осанки: изнеженность (??????) и добродетель (??????). Первая представила ему картину жизни, полную мягких наслаждений, а вторая показала ему трудный путь к славе. Г. выбрал путь славы. Хеn. Socrat. 2, 11. Cic. off. 1, 32. Когда Г., 18 лет от роду, возвратился в Фивы, он встретил послов Ергипа, царя орхоменских минийцев, пришедших за получением из Фивы годичной дани в 100 волов. Г. отрезал им носы и уши, послал их в оковах на родину и последующею затем войною принудил охроменцев возвратить вдвойне полученную дань. Из благодарности царь Креонт выдал за него свою дочь Мегару (Ноm. Od. 11, 269). Вскоре после того Еврисфей, царь Тирента или Микен, потребовал Г. к себе на служение. Г. должен был, по определению Зевса, исполнить 12 работ, наложенных на него Еврисфеем, и через это заслужить бессмертие. Когда дельфийский оракул приказал ему последовать призыву, Г. впал в безумие и в припадке бешенства убил своих трех детей от Мегары и двух детей Ификла. В этом изречении оракула он, по преданию, в первый раз был назван Г. (´??? — ?????), как герой, добывающий славу благодаря преследованию Герою, между тем как его до тех пор звали Алкаем или Алкидом (????????, ????????, от ?????, сила). Исцеленный от своего бешенства, Г. отправился в Тирент на служение Еврисфею, в котором он исполнил 12 громадных работ. Гомер упоминает только принесение из преисподни Кербера (Il. 8, 362, Ноm. Od. 11, 623); о числе 12 работ он ничего не знает, точно так, как и Гесиод, упоминающий о борьбе с немейским львом, с лернейским змеем и с Герионом (Hesiod. theog. 287. 313. 327). У поэтов следующего за тем периода, у Пиндара и трагиков, встречаются все, потребованные Еврисфеем работы. Круг двенадцати работ, вероятно, определен эпиком Писандром (см. Pisander, Писандр, 4). Эти 12 работ суть:

       1. борьба с немейским львом, который был непоразим оружием и происходил от Тифона и Ехидны. Г. загнал его в логовище и задушил его в своих руках. Когда он принес зверя в Микены, трусливый Еврисфей, испугавшись ужасной силы героя, залез в медную бочку под землею и приказал Г. впредь показывать доказательства своих подвигов за воротами города. Apollod. 2, 5, 1;

       2. Лернейская гидра, в болоте Лерне, на юг от Аргоса, также происходящая от Тифона и Ехидны, змея с 9-ю головами (100, 10000), из которых одна была бессмертна. Г. выгнал ее калеными стрелами из ее логовища и отрубил ей головы. Но т. к. вместо одной отрубленной головы тотчас же опять вырастали две головы, то он обжег концы шей горящими головнями, а на бессмертную голову навалил огромный камень. Свои стрелы он намазал ядовитою желчью гидры, так что производимые ими раны были неизлечимы. Иолай, сын Ификла, товарищ и возница Г., помогал ему в этой борьбе. Поэтому Еврисфей не хотел считать этой работы. Apollod. 2, 5. 2;

       3. Ериманфский вепрь, опустошавший Аркадию, был загнан Г. в глубокий снег и пойман живьем. Apollod. 2, 5. 4. Отправляясь на эту охоту, Г. дорогой, под горою Фолоей, радушно был угощен кентавром Фолом (?????, житель пещеры) жаренным мясом, а когда он, чтобы напиться, откупорил общую бочку, в которой находилось вино кентавров, то остальные кентавры напали на него сo стволами деревьев и каменьями; но Г. разогнал и преследовал их до жилища Хирона, изгнанного ланифами с Пелиона в Малею; Хирон без намерения Г. от его стрелы получил неизлечимую рану. Такие подвиги, не приказанные Еврисфеем, назывались ???????;

       4. Керинейская оленица, на горе Керинее между Аркадией и Ахаей или же на аркадской горе Менале (менальская оленица) с золотыми рогами и медными ногами, была посвящена Артемиде; Г., получивший приказание принести ее живую, преследовал ее целый год, наконец, он ранил ее стрелою и поймал ее в земле гиперборейцев, или же на реке Ладоне в Аркадии. Apollod. 2, 5, 3;

       5. стимфальские птицы на озере Стимфале в Аркадии имели медные когти, крылья и клювы и перья, которыми они стреляли как стрелами. Г. поднял их медною трещоткою и застрелил или разогнал их. Apollod. 2, 5, 6;

       6. пояс царицы амазонок Гипполиты Г. добыл для Адметы, дочери Еврисфея. Сначала Гипполита хотела добровольно отдать пояс, но Г. возбудил борьбу, в которой Гипполита была убита. На обратном пути Г. близ Трои убил морское чудовище, которому Гесиона, дочь царя Лаомедонта, отдавалась на съедение. Т. к. Лаомедонт не хотел ему выдать обещанных за спасение дочери коней, которых Зевс дал за похищенного Ганимеда, Г. ушел, пригрозив, что вскоре откроет войну. Apollod. 2, 5, 9; ср. Ноm. Il. 20, 145. 5, 638;

       7. скотный двор Авгея. Авгей (???????? или ???????), сын Гелия, или Форбы (??????), или Элея (???????), царь эпеев в Элиде, был чрезмерно богат стадами. Г. получил поручение очистить в один день его скотный двор от навоза и исполнил это таким способом, что провел через двор реку, по некоторым рассказам, реки Алфея и Пенея, вода которых унесла навоз. За этот труд Г. уже ранее просил десятую часть стада, но когда Авгей узнал, что это работа была наказана Г. Еврисфеем, он отказался выдать ему награду. Apollod. 2, 5, 5. Вследствие этого Г. собрал войско и выступил в поход; но он сам был болен, племянники Авгея, Молиониды Еврит и Ктеат, напали на войско в теснинах элидских и разбили его. За это Г. убил Молионидов близ Клеон в Аргосе, опустошил землю Авгея и убил его и сыновей его. Затем он учредил Олимпийские игры. Apollod. 2, 7, 2. Pind. ol. 11, 24 слл. 3, 13;

       8. критского быка, которого Посейдон вывел из моря, но сделал бешеным, потому что Миной, ослушавшись приказания его, не принес его в жертву, Г. привел живого в Микены, а затем отпустил на волю. По аттическому сказанию, бык убежал на Марафонское поле, где Тесей поймал его. Apollod. 2, 5, 7;

       9. кобылицы Диомеда. Диомед, царь бистонов во Фракии, бросал странников своим диким кобылицам на съедение. Г. победил его и самого отдал коням на съедение: коней же он привел к Еврисфею, который их опять отпустил на волю. Apollod. 2, 5, 8;

       10. коровы Гериона. Герион, сын Хрисаора и Калиррои, живший на крайнем западе в Океане на острове Эритее и состоявший из трех тел, сросшихся начиная с живота, владел большими стадами, которые паслись под надзором пастуха Евритиона и двуглавого пса Орфа (´?????? или ´???o?). Г., чтобы добыть эти стада, прошел через Европу и Ливию, поставил на границе обеих частей света (при Гибралтарском проливе) так называемые Геркулесовы столбы, как памятники своего дальнейшего похода, и дошел до Океана. Когда близкий здесь Гелий (солнце) стал слишком сильно жечь его, Г. прицелился на него из своего лука, а Гелий за такую отвагу предоставил ему воспользоваться золотым солнечным челноком или кубком, на котором он и проехал через Океан. На острове Эритее он убил Орфа и Евритиона и угнал стада. Герион, которому Менойтий, пасший здесь коров Гадеса, дал знать о похищении, погнался за Гераклом, но был убит им. На обратном пути Г. переправился через Пиренеи и Альпы и прошел через Лигурию и Италию. Apollod. 2, 5, 10. Когда в земле аборигенов близ Паланции, города царя Евандра, где впоследствии был основан Рим, он лег отдохнуть, ужасный исполин Как (Cacus) украл у него часть коров и втащил животных задом в свою пещеру, чтобы следы их ног не указывали их местопребывания. Г. открыл разбойника, услышав мычание коров, и убил его после жестокого боя. Затем он принес жертву Юпитеру под именем Pater Inventer. Евандр же, подошедший с пастухами этой местности, воздвиг жертвенник (Ara maxima) и принес жертву Г. за то, что он освободил землю от чудовища-разбойника. Семейства Потициев и Пинариев сделались настоятелями учрежденного тогда культа Г., который затем сохранился и у римлян. Liv. 1, 7. Verg. Aen. 8, 125 слл. Ov. fast. 1, 543 слл. В этот дальний поход вставляются еще некоторые другие ???????, бой с Антеем (см. Аntaeus, Антей) с Ериксом (см. Еrух, Эрикс), с Алкионеем (см. ?????????, Алкионей);

       11. золотые яблоки Гесперид, которые некогда были подарены Геей (????) Гере на свадьбу, сторожились на крайнем западе Гесперидами (см. Atlas, Атлас) и драконом Ладоном. Г. было наказано принести три яблока в Микены, Т. к. он не знал места, где они находились, ему пришлось долго скитаться, наконец он пришел к Атланту. Этот принес ему три яблока, а между тем Г. за него поддерживал небо. Возвратившись, Атлант не пожелал опять взять небо на свою голову, а хотел сам принести яблоки Еврисфею. Но Г. попросил его подержать бремя на короткое время, пока он положит себе подушку на голову. Атлант поддался на обман, Г. унес яблоки, которые затем получил от Еврисфея в подарок, а сам посвятил Афине; Афина же отнесла их опять на прежнее место. Apollod. 2, 5, 11;

       12. принесение Кербера из преисподни. Это была самая трудная из всех работ, и потому обыкновенно считается последней. Г. спустился при Тенаре и получил от Гадеса позволение вынести пса на свет, если он его преодолеет без оружия. Г. душил, связал, вынес его на свет и, показав Еврисфею, опять возвратил его в преисподню. Apollod. 2, 5, 12; ср. Ноm. Il. 8, 362. Ноm. Od. 11, 623;

         d) Время после служения. Совершив 12 работ, Г. освобождается от служения. Он отправляется в Фивы, выдает свою прежнюю жену Мегару за Иолая и уходит в Ойхалию (в Фессалии, по позднейшему сказанию, на Эвбее или в Мессении), чтобы попросить у царя Еврита его дочь Иолу в супружество. Еврит отказывает ему в дочери, и, т. к. у него в это время Автолик украл стада, он принимает Г. за вора. Чтобы оправдать его, Ифит, сын Еврита, отправляется с ним на поиски коров; но в Тиринфе Г. в припадке бешенства сбрасывает молодого друга со стены, так что он убивается до смерти. Apollod. 2, 6, 1. 2, ср. Ноm. Od. 21, 22 слл. За это, по приказанию дельфийского оракула, Г. должен три года служить Омфале, дочери Иардана, вдове Тмола, царице лидийской. Изнежившись в обществе женщины, Г. в мягких одеяниях прял шерсть, между тем как царица облачалась в львиную шкуру и носила палицу. Но и в это время он совершал мужественные подвиги; между прочим, он тогда связал Керкопов, хитрых лукавых карликов; но, увеселенный их остротами, он их опять отпустил на волю. Apollod. 2, 6, 3. Возвратившись от Омфалы, Г. на 18 кораблях отправился против Илиона, чтобы отомстить Лаомедонту. Город был взят и Лаомедонт со всеми сыновьями, за исключением Подарка, застрелены. Теламон, взлезший первый на стену, получил в награду Гесиону; эта выкупила брата своего Подарка за цену своего покрывала, почему он назван был Приам (???????, выкупленный). Г. возвратился в Грецию, предпринял поход против Авгея и затем против города Пилоса. Здесь он погубил род Нелея, за исключением Нестора, и ранил Гадеса, помогавшего пилосцам. Apollod. 2, 7, 2. 3; ср. Ноm. Il. 20, 145. 5, 638. 14, 249. 15, 18. 11, 689. 5, 395. Вскоре затем он приобрел Деиапиру, дочь этолийского царя Ойнея (?????? см. Achelous, Ахелой) и, остановившись некоторое время в Калидоне, повез ее в Трахин, где он пользовался гостеприимством друга своего Кеика (????). Дорогой на реке Евене он убил кентавра Несса, попытавшегося изнасиловать Деиапиру, и близ Трахина — Кикна, сына Ареева. В том бою ему помогали Иолай и Афина, между тем как Кикну помогал Арей, который сам был ранен Гераклом. Hesiod. scut. Неrc. Из Трахины Г. выступает на помощь Эгимию (см. ????????, Эгимий) Apollod. 2, 7. 7.

         e) Последние судьбы и апофеоз. Из Трахина Г. предпринимает поход против Еврита, чтобы отмстить ему, завоевывает Ойхалию, убивает Еврита и его сыновей и увозит с собою Иолу. Когда он приближается к Трахину, Деиапира, чтобы привязать его более к себе, посылает ему великолепную одежду, насыщенную, как она полагала, любовным зельем, подаренным ей однажды умирающим Нессом; как только одежда согревается на теле, яд, принятый за любовное средство, начинает съедать тело героя, так что он, мучимый ужасною болью и доведенный до бешенства, схватывает принесшего ему одежду Лихаса и бросает его в море (скала Лихаса). Деиапира, услыхав, какое она причиняла бедствие, сама убивает себя, Геракл же велит себя перенести в Трахип и, приказав своему сыну Гиллу (´?????) жениться на Иоле, отправляется на гору Ойту, строить костер, восходит на него и заставляет проходящего мимо Пойанта или сына его Филоктета поджечь его. За эту услугу он ему дает свои стрелы. Когда воспылал огонь, молнии падают с неба, и преображенный герой при треске громовых ударов возносится в облаке на небо. Так отец Зевс его возвысил в сан бессмеpтных. В мире с Герою, преследовавшей его в жизни, Г. живет на Олимпе как супруг Гебы, представительницы вечной юности. Геба родила от него Алексиарея (?????????) и Аникета. Гомер ничего не рассказывает про образ смерти Г., он говорит только, что и его, могучего сына Зевса, укротил смертельный рок. Il. 18, 117. Также он ничего не знает об обоготворении Г. По господствующим у него представлениям, Г. только и может существовать в преисподне, в виде тени. Место «Одиссеи» (11, 601 слл.), по которому тень его шествует в преисподне с напряженным луком и страшною перевязью, а между тем он сам живет на Олимпе, противоречит высказанному нами мнению; но это место позднейшего происхождения, а именно стихи 602 и 603 подложены Ономакритом.

         f) Культ. По преданию, тотчас же после исчезновения с земли Г., у самого костра его друзьями ему оказаны были почести, как полубогу (´????) через жертвоприношение; вскоре соседи последовали их примеру, а мало-помалу — весь эллинский народ. Как богу ему принес первую жертву афинянин Диом (??????), сын Колитта, и впоследствии — все греки, так что ему в одно и то же время приносились жертвы в разных местностях, как богу или как полубогу. Также его чествовали состязаниями. Празднества в честь его назывались Гераклеи (????????); таковые существовали в Сикионе, в Фивах, на островах Линдосе и Косе и в других местах. В Афинах праздновались ???????, шутками и весельем. Как представитель силы, Г. — покровитель всех гимназий и палестр ´???? ??????????); ?. посвящали в Риме гладиаторы, выходившие в отставку, свое оружие. Как славный победитель (??????????) и как герой, отдыхающий от боя, он любил увеселяться музыкой и пением и, таким образом, имел отношение к Музам (??. ??????????, Неrc. Musarum). В Италии культ Геркулеса (Геркулес) был весьма распространен, а именно, он и в Риме имел много храмов и святилищ. По всей вероятности, в Италии, вследствие влияния Великой Греции, греческий Г. слился с древним италийским героем того же свойства. На острова Сицилию, Корсику, Сардинию, Мальту и в город Гадес в Испании культ Г. перенесен был финикийцами. И у них, как у египтян, персов, лидийцев, был отождествлен с греческим Г. У галлов и германцев римляне также встретили Г. Tac. Germ. 3. 9. 34. Прозваний Геракла (Геркулеса) было множество, вот некоторые: ??????????? (отвращающий бедствие), ????????, ?????????, ????????? (истребляющий мух, червей, саранчу), ???????? (защитник и вождь в бою), ?????????? (славный победитель), victor, pacifer, claviger (палиценосец), laborifer (труженик), custos (страж), ???????? (борец), далее ?????????, ????????, ????????? (много едящий и пьющий), ´????????, ?????????? (родоначальник), ?????? (предсказатель, посредством игральных костей и инкубации, somnialis), ??????? (идейский Дактил). Посвящены ему были серебристый тополь, оливковое дерево, плющ, теплые источники. Искусство изображает его часто в виде ребенка, юноши и мужа; обыкновенно с палицею, с луком и с львиною шкурою; как совершивший огромные труды, он представляется с сильными членами и мышцами, с коротким, как у вола, затылком, с широкою грудью, сравнительно небольшою головою и небольшим глазами, с густыми короткими волосами, с сильно выступающей нижнею частью лба и серьезным выражением лица: 12 работ Г. были изображены на метопах храма Зевса в Олимпии, от которых сохранились значительные остатки. Знаменитое, сохранившееся до наших времен изображение героя известно под названием фарнесского Геркулеса; оно представляет его в положении отдыхающего; это работа афинянина Гликопа, подражание подлиннику Лисиппа. В мгновенном утомлении герой упирается всею тяжестью усталого тела на свою палицу, на которой, как бы вместо подушки, лежит львиная шкура, и угрюмо задумался о своей жизни, наполненной трудами и бедствиями. Гераклиды, ???????????, потомки Г., весьма многочисленны. Преимущественно этим именем назывался род Гилла, пришедший вместе с дорийцами в Пелопоннес, чтобы вновь завоевать покоренные некогда родоначальником земли, как-то: Аргос, Лакедемон, мессенский Пилос. Скоро после смерти Г., сыновья его, в числе которых Гилл был старший, стали преследоваться Еврисфеем. Они бежали из Трахина или из Аргоса и Микен, где Г., по преданию, царствовал последнее время, и искали убежище и помощь в Афинах у Тесея. Еврисфей приближается с войском, но поражается при Скиронских скалах афинянами и Гераклидами; он сам погибает от руки Гилла или Иолая. Макария, дочь Гаракла и Деиапиры, до сражения для спасения братьев добровольно посвятила себя смерти. Затем Гераклиды вторглись в Пелопоннес, но, когда их оттуда выгнала чума, пошли через Афины в Фессалию, где Эгимий (см. ????????, Эгимий) уступил Гиллу третью часть своего царства. Через три года Гилл, получивши из Дельфов указание, чтобы Гераклиды обождали третий плод и вторглись в Пелопоннес через теснину морскую, отправился с отрядом дорийцев в Пелопоннес Истмом, чтобы отнять у Атрея царство Еврисфеево, но (10 лет до Троянской войны) пал на границе Коринфа и Мегары в поединке со сражающимся за Атроя Ехемом, царем аркадским, сыном Аерона. Гераклиды обещались до поединка, что, если Гилл будет убит, они не возобновят в течениe 50-ти или 100 лет нападения на Пелопоннес, и поэтому они уступили. Сын Гилла Клеодей и впоследствии его сын Аристомах возобновили нападения в то время, когда в Пелопоннесе царствовал Тисамен, сын Ореста, но также погибли. Тогда, наконец, оракул объяснил сыновьям Аристомена, Темену, Кресфонту и Аристодему, свое прежнее изречение в том смысле, что «третий плод» обозначает третье поколение, а «морская теснина» — залив на правую руку от Истма; но когда первая попытка их не удалась вследствие оскорбления ими кудесника и Аристодем был убит молнией, то они, по совету оракула взять трехглазого вождя, выбрали в предводители царя этолийского Оксила, который был одноглазым и встретился им верхом на лошаке, переправились при Навпакте через море, победили и убили Тисамена и разделили землю между собою. Темен получил Аргос, Кресфонт — Мессению, сыновья Аристодема, Прокл и Еврисфен — Лакедемон. Оксил со своими этолийцами поместился в Элиде. Apollod. 2, 8, 1 слл. С этих пор походы Гераклидов принадлежат к истории. Братья и их потомки с этого времени царствуют над главными землями Пелопоннеса, над Арголидой, Мессинией и Лаконией, другой потомок Г., Алет, получил Коринф. В этом рассказе заметно стремление представить завоевание Пелопоннеса в виде возвращения собственности, на которую Гераклиды имеют законные притязания; этому способствовало название главной дорийской филы Гиллов (´??????? или ´?????), считавшихся потомками Гилла, или существовавшего уже в предании, или же выдуманного как мифического представителя филы. В Лаконии Гераклиды царствуют до 221 г. до P. X., в других землях они исчезают раньше. Если македонские цари производили свой род от Темена и называли себя Гераклидами (Hdt. 8, 137), то они этим, без сомнения, желали доказать свое эллинское происхождение в различие от варварского народа. Лидийская династия Гераклидов, производившая свой род от Г. и рабыни Иардана и в продолжениe 505 лет до Мермнадов царствовавшая в Лидии (Hdt. 1, 7), первоначально, стояла в связи с ассирийским героем Сандоном, называемым греками Г., и указывает на распространение ассирийского владычества над Лидией. Также и в Рим перенесли миф о Г. и отождествили его с туземными божествами, сабинским Санком и т. п. Он считался богом обилия, особенно гением, дарующим обилие полям города Рима. Некоторые римские семейства, Потиции и Пинарии, также и Фабии производили свой род от Геркулеса. Варрон считает 24 Г., Цицерон (Cic. de n. d. 3, 16) — 6 Г., Лид (Lydus) — 7 Г. Бог этого имени у германцев, упоминаемый Тацитом, вероятно, Донар; а воспеваемый при начале битвы (Tac. Germ. 3) — какой-нибудь герой (primus virorum fortium).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Культ Геркулеса-Магусана как фактор формирования батавской идентичности

Чернышев Л.В.
Рассматривается роль культа Геркулеса в формировании идентичности племени батавов.

Похожие термины:

  • ГЕРКУЛЕС, ГЕРАКЛ

    •Hercŭles, Ήρακλη̃ς, высший идеал геройской силы, национальный герой греков, который, родившись от Зевса, высшего бога, и смертной женщины и одаренный могучею силою, исполнил самые
  • ГЕРАКЛ, или ГЕРКУЛЕС

    персонаж мифологии, величайший герой древности, сын Зевса и Алкмены. Свою силу он обнаружил в самом раннем возрасте, задушив собственными руками двух змей, посланных ревнивой Герой, чтобы погубить
  • СТОЛБЫ ГЕРАКЛА, или ГЕРКУЛЕСОВЫ СТОЛБЫ

    согласно преданию, Геракл поставил на границе мира две скалы (нынешние Гибралтар и Сеута, расположенные по обе стороны Гибралтарского пролива). В переносном смысле Геркулесовы столбы — крайние гр
  • ГЕРКУЛЕСА МЫС

       • Herc?lis promunturium,          ?? ?????????,        1. мыс в Бруттиах, самая южная оконечность Италии, н. Cap. Spartivento, Strab. 6, 259;        2. мыс в Британнии, н. Hartland Point в Бристольском проливе.
  • ГЕРКУЛЕСА ПРОЛИВ

       • Hercul?um fretum,          ?? ????????? ???????, ?? ????? ???? ?????? ?????, пролив между Мавретанией в Африке и Испанией в Европе, ныне Гибралтарский пролив; Геркулесовы столбы образуются в Африке горою Абилою (н. Алмина
  • ГЕРКУЛЕСА РОЩА

       • Herc?lis silva,          роща в Германии, посвященная Геркулесу, (Tac. ann. 2, 12), на восток от реки Везера, может быть, н. S?ntelgebirge.
  • ГЕРКУЛЕСОВЫ СТОЛБЫ

    в древности так назыв. предгорья Абилы (ныне Сеута) на африк. и европ. берегах Гибралтарск. прол. Геракл обнаружил Г. с. по пути к великану Гериону или, по др. версии, сам соорудил их.
  • Геркулесовы столпы

    в греческой мифологии предгорья Абисы (ныне Сеута) на африканском и европейском берегах Гибралтарского пролива. Геракл обнаружил их по пути к великому Гериону или, по другой версии, сам соорудил и