ГЕРОИ
ГЕРОИ
первоначально так обозначался дух умершего, влияющий на живых; по более позднему толкованию, к героям стали причислятьолицетворенные силы природы, некоторых богов и демонов, потомков, родившихся от союза богов со смертными. Гесиод называл героев полубогами. В классическую эпоху значение слова изменилось — так стали называть выдающихся борцов за свободу, знаменитых полководцев. Герои считались посредниками между богами и людьми, защитниками и благодетелями, победителями враждебных людям сил. От героев вели свой род многие именитые семьи Греции и Рима.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Герои
Культ героев был широко распространен в Древней Греции. Считают, что этот культ сложился в конце 9 в. до н. э., когда гомеровский эпос стал широко известен и приобрел свой окончательный вид. Отдельные личности отождествлялись с легендарными персонажами - участниками фиванских и троянских войн: наиболее известными из них были Геракл, Персей и Тесей. Иногда культовые обряды совершались у надгробий исторических личностей: так, спартанский полководец Брасид после своей смерти на поле брани был причислен к героям. Считалось, что если совершать нужные обряды и жертвоприношения на могилах героев, то можно ожидать их помощи.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Герои
(греч. heros), персонажи греч. мифов, особенно доисторич. времени, не принадлежавшие к числу богов или только частично происходившие от божеств, родителей (Ахилл, Геракл), полубожеств. существа, стоящие на промежуточной ступени между богом и людьми. Г. считались также люди, которые после смерти продолжали оказывать влияние (покровительственное или вредоносное), основатели городов (Мильтиад в Херсонесе Фракийском), заслуженные законодатели (Солон), великие благодетели, прародители племен и общин (Г. давал имя общинам), к героям относили павших на войне (воины Марафона), основателей философских школ, крупных поэтов. Прежние боги могли также опускаться до Г. (Гиакинф), так что границы между богами и героями были иногда расплывчатыми. Г. помогали при всех государств, и частных событиях, при болезнях и несчастьях, способствовали развитию и защищали города и жилища, оказывали помощь в битвах. Они могли также выступать как мстители и приносить несчастье. Вера в Г. играла большую роль в греч. народе, часто к Г., связанным с данным местом, обращались как к богам, такие обычаи напоминают культ святых в христианстве. Культ Г. развился из культа мертвых и погребального аристократич. культа микенского времени. Могущество Г. было связано с его гробницей, поэтому могилы Г. часто находились на рыночных площадях или рядом с городскими воротами. Останки Г. иногда доставлялись с чужбины, с тем чтобы обеспечить их благословение, с этим связывался и христианский культ реликвий. Иногда на могилах находились часовни (Героон). На могилах приносили жертвы, по вечерам или ночам жертвовали черных животных, мясо которых сжигали. На могилах Г. устраивались также тризны в их честь, на которых оплакивали покойных.
Источник: Словарь античности. 1989
ГЕРОЙ
• H?ros,
´????. Греки разумели под названием Г. богатырей древнейших времен, идеальные изображения человеческой силы и богатырского духа; они для них были представителями народа древности, посредниками между народом и его богами; Г., родившиеся от богов, были благодетели греческого народа, основатели их городов и государств, учредители законного порядка и по причине божеского своего происхождения и великих подвигов после смерти удостоились богами отличающей их от обыкновенных смертных участи, а людьми — поклонения. Г. нельзя рассматривать ни чисто исторически, как настоящих людей, ни чисто символически, как отвлеченные понятия; это — идеальные люди, освобожденные сказанием от случайностей и ограничений обыденной жизни и преображенные в пластически-прекрасные индивидуальности. Некоторые из них — просто творения воображения, без исторического основания, напр., в особенности так называемые ??????? или ?????????, основатели городов, артелей (напр., Визант, ?????, основатель Византии, Дедал); другие, может быть, действительные исторические личности, но удаленные сказанием из пределов исторического мира, как, напр., большая часть троянских богатырей; опять другие из богов сделались Г., как, напр., Трофоний, или, по крайней мере, олицетворяют самостоятельным образом одну сторону какого-либо божества. У Гомера говорится исключительно про Г., каждый богатырский, честный, свободный муж у него называется Г. (Od 2, 15. 8, 483. Il. 2, 110); в особенности так именуются князья и члены знатных семейств, производящие свой род от какого-либо бога (??????????; им противополагаются ´?????? ?????); они выдаются из остальных людей большей телесной силой; только некоторые из них, любимцы богов, как Менелай и Радаманфий, не видят смерти и живым телом переходят к блаженной жизни в Елисии. Но ни у Гомера, ни у следующих за ним эпиков нет следов поклонения им как богам, Гесиод (орр. et dd. 156 слл.) первый называет полубогами (????????, у Гомера только Il. 12, 23) поколение борцов под Фивами и Троей, отличающееся справедливостью, силой и отвагой; по смерти они живут особо от прочих людей на блаженных островах. У Пиндара Г., как сверхчеловеческие существа, стоят между людьми и богами и служат предметом религиозного поклонения. Исходной точкой их культа были преимущественно их могилы (??????); но со временем им воздвигались храмы и алтари и в местностях, отдаленных от их могил; в большем числе случаев, однако, поклонение известным Г. ограничивалось только известными местностями. Тайная благотворная деятельность Г. в качестве духов местности (???????? ??????????), происходящая из глубины их могил, явление их около своих могил и в битвах или других местностях, где они приносят спасительную помощь (напр., Тесей при Марафоне), служили для их поклонников доказательствами постоянного их покровительства и участия. Культ состоял в своеобразных жертвоприношениях, отличавшихся совершенно от жертв, приносимых богам; это были жертвы в честь умерших, состоявшие главным образом в излиянии смеси из меда, вина, воды, масла и молока. Эти излияния (????) выливались около жертвенного очага (???????) у могилы Г. в яму, вырытую на запад от могилы, причем лицом обращались на запад, страну тьмы и преисподни. Еcли Г. приносили в жертву животных, то кровь выливали в яму, а мясо сжигали. В позднейший греческий период даже исторические личности были производимы в сан Г., как, напр., Гармодий и Аристогитон, и Брасид, да, наконец, всякого покойника называли ´????, вместо ????????? (блаженный).