ГЕРОИ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГЕРОИ
первоначально так обозначался дух умершего, влияющий на живых; по более позднему толкованию, к героям стали причислятьолицетворенные силы природы, некоторых богов и демонов, потомков, родившихся от союза богов со смертными. Гесиод называл героев полубогами. В классическую эпоху значение слова изменилось — так стали называть выдающихся борцов за свободу, знаменитых полководцев. Герои считались посредниками между богами и людьми, защитниками и благодетелями, победителями враждебных людям сил. От героев вели свой род многие именитые семьи Греции и Рима.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Герои
Культ героев был широко распространен в Древней Греции. Считают, что этот культ сложился в конце 9 в. до н. э., когда гомеровский эпос стал широко известен и приобрел свой окончательный вид. Отдельные личности отождествлялись с легендарными персонажами - участниками фиванских и троянских войн: наиболее известными из них были Геракл, Персей и Тесей. Иногда культовые обряды совершались у надгробий исторических личностей: так, спартанский полководец Брасид после своей смерти на поле брани был причислен к героям. Считалось, что если совершать нужные обряды и жертвоприношения на могилах героев, то можно ожидать их помощи.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Герои
(греч. heros), персонажи греч. мифов, особенно доисторич. времени, не принадлежавшие к числу богов или только частично происходившие от божеств, родителей (Ахилл, Геракл), полубожеств. существа, стоящие на промежуточной ступени между богом и людьми. Г. считались также люди, которые после смерти продолжали оказывать влияние (покровительственное или вредоносное), основатели городов (Мильтиад в Херсонесе Фракийском), заслуженные законодатели (Солон), великие благодетели, прародители племен и общин (Г. давал имя общинам), к героям относили павших на войне (воины Марафона), основателей философских школ, крупных поэтов. Прежние боги могли также опускаться до Г. (Гиакинф), так что границы между богами и героями были иногда расплывчатыми. Г. помогали при всех государств, и частных событиях, при болезнях и несчастьях, способствовали развитию и защищали города и жилища, оказывали помощь в битвах. Они могли также выступать как мстители и приносить несчастье. Вера в Г. играла большую роль в греч. народе, часто к Г., связанным с данным местом, обращались как к богам, такие обычаи напоминают культ святых в христианстве. Культ Г. развился из культа мертвых и погребального аристократич. культа микенского времени. Могущество Г. было связано с его гробницей, поэтому могилы Г. часто находились на рыночных площадях или рядом с городскими воротами. Останки Г. иногда доставлялись с чужбины, с тем чтобы обеспечить их благословение, с этим связывался и христианский культ реликвий. Иногда на могилах находились часовни (Героон). На могилах приносили жертвы, по вечерам или ночам жертвовали черных животных, мясо которых сжигали. На могилах Г. устраивались также тризны в их честь, на которых оплакивали покойных.

Источник: Словарь античности. 1989

ГЕРОЙ
   • H?ros,

         ´????. Греки разумели под названием Г. богатырей древнейших времен, идеальные изображения человеческой силы и богатырского духа; они для них были представителями народа древности, посредниками между народом и его богами; Г., родившиеся от богов, были благодетели греческого народа, основатели их городов и государств, учредители законного порядка и по причине божеского своего происхождения и великих подвигов после смерти удостоились богами отличающей их от обыкновенных смертных участи, а людьми — поклонения. Г. нельзя рассматривать ни чисто исторически, как настоящих людей, ни чисто символически, как отвлеченные понятия; это — идеальные люди, освобожденные сказанием от случайностей и ограничений обыденной жизни и преображенные в пластически-прекрасные индивидуальности. Некоторые из них — просто творения воображения, без исторического основания, напр., в особенности так называемые ??????? или ?????????, основатели городов, артелей (напр., Визант, ?????, основатель Византии, Дедал); другие, может быть, действительные исторические личности, но удаленные сказанием из пределов исторического мира, как, напр., большая часть троянских богатырей; опять другие из богов сделались Г., как, напр., Трофоний, или, по крайней мере, олицетворяют самостоятельным образом одну сторону какого-либо божества. У Гомера говорится исключительно про Г., каждый богатырский, честный, свободный муж у него называется Г. (Od 2, 15. 8, 483. Il. 2, 110); в особенности так именуются князья и члены знатных семейств, производящие свой род от какого-либо бога (??????????; им противополагаются ´?????? ?????); они выдаются из остальных людей большей телесной силой; только некоторые из них, любимцы богов, как Менелай и Радаманфий, не видят смерти и живым телом переходят к блаженной жизни в Елисии. Но ни у Гомера, ни у следующих за ним эпиков нет следов поклонения им как богам, Гесиод (орр. et dd. 156 слл.) первый называет полубогами (????????, у Гомера только Il. 12, 23) поколение борцов под Фивами и Троей, отличающееся справедливостью, силой и отвагой; по смерти они живут особо от прочих людей на блаженных островах. У Пиндара Г., как сверхчеловеческие существа, стоят между людьми и богами и служат предметом религиозного поклонения. Исходной точкой их культа были преимущественно их могилы (??????); но со временем им воздвигались храмы и алтари и в местностях, отдаленных от их могил; в большем числе случаев, однако, поклонение известным Г. ограничивалось только известными местностями. Тайная благотворная деятельность Г. в качестве духов местности (???????? ??????????), происходящая из глубины их могил, явление их около своих могил и в битвах или других местностях, где они приносят спасительную помощь (напр., Тесей при Марафоне), служили для их поклонников доказательствами постоянного их покровительства и участия. Культ состоял в своеобразных жертвоприношениях, отличавшихся совершенно от жертв, приносимых богам; это были жертвы в честь умерших, состоявшие главным образом в излиянии смеси из меда, вина, воды, масла и молока. Эти излияния (????) выливались около жертвенного очага (???????) у могилы Г. в яму, вырытую на запад от могилы, причем лицом обращались на запад, страну тьмы и преисподни. Еcли Г. приносили в жертву животных, то кровь выливали в яму, а мясо сжигали. В позднейший греческий период даже исторические личности были производимы в сан Г., как, напр., Гармодий и Аристогитон, и Брасид, да, наконец, всякого покойника называли ´????, вместо ????????? (блаженный).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

«Герои здоровые» и «Герои нездоровые» в прозе Л. С. Петрушевской

Рыкова Д. В.
Talks about the world insanity are adopted in the modern society. There are no absolutely healthy people now. This tendency is reflected in the fiction of the modern writer Lyudmila Petrushevskaya.
Читать PDF
0.00 байт

Неизвестные герои прошлого. Карим Хакимов

Хайретдинов Р. Ф.
Статья посвящена первому советскому дипломату на арабском востоке Кариму Хакимову, который установил дружеские отношения с Саудовской Аравией в начале ХХ века.
Читать PDF
0.00 байт

Герои прошедшего времени в зеркале некролога

Андреева Елена Анатольевна
В статье на основе указанного специфического источника делается попытка обрисовать идеальный образ «хорошего человека», существовавший в сознании томичей второй половины XIX начала XX в.
Читать PDF
0.00 байт

Доблесть и слава кубанских казаков в период Великой Отечественной войны. (герои 4-го гвардейского Ку

Бабчук Н. А.
В статье рассказывается о героическом подвиге советских солдат, проявленном в годы Великой Отечественной войны на Кубани.
Читать PDF
0.00 байт

Герои панафинейского стадиона

Гвоздева Татьяна Борисовна
Великие Панафинеи главный государственный праздник Афин, который был посвящен покровительнице полиса Афине Полиас. Программа Панафинейских игр строилась по образцу Панэллинских игр, в первую очередь Олимпийских и Пифийских.
Читать PDF
0.00 байт

Герои «Поднятой целины» как коллективная и индивидуальная языковая личность

Козлова Раиса Петровна
The article analyses specific features of Don Cossacks' speech as representatives of a collective 'language person' as well as the main peculiarities of old man Shchukar's speech as an individual 'language person.
Читать PDF
0.00 байт

Герои "Стерегущего"

Валерий Владимирович Иванов
Автор рассказывает о миноносце "Стерегущем", чье имя входит в летопись борьбы российского Флота.
Читать PDF
0.00 байт

Политехники - трижды Герои Социалистического Труда. Член-корреспондент АН СССР Николай Леонидович ду

Кесаманлы Фагам Паша-оглы
Читать PDF
0.00 байт

Политехники - трижды герои Социалистического Труда. Академик Яков Борисович Зельдович

Кесаманлы Фагам Паша-оглы
Аннотация отсутствует.
Читать PDF
0.00 байт

Социальная структура общества позднего социализма в российских документальных телепроектах: герои и

Блышко Дмитрий Валерьевич
В настоящей статье сравниваются три разных способа репрезентации истории развитого социализма в отечественных телепроектах 1990-2000-х гг. («XX век. Русские тайны»; «Намедни: 1961-1991.
Читать PDF
0.00 байт

Герои виновники жертвы: проблематизация смерти и захоронения в случае коллективной гибели людей

Змеева Ольга Васильевна, Разумова Ирина Алексеевна
Статья выполнена на материале исследования случая коллективной гибели рабочих на руднике в г. Кировске Мурманской области в 2008 г.
Читать PDF
0.00 байт

Дагестанцы - герои советского Союза и кавалеры орденов славы

Бутаев Магомед Джалалутдинович
Читать PDF
0.00 байт

Политехники - трижды Герои Социалистического Труда: член-корреспондент АН СССР Кирилл Иванович щёлки

Кесаманлы Фагам Паша-оглы
Читать PDF
0.00 байт

2012. 01. 019. Герои терпения. Великая отечественная война в источниках личного происхождения: сб. Д

Беспалов С. В.
Читать PDF
0.00 байт

Герои и недруги: Саратовский край в годы войн России с Наполеоном,1805–1815 годы

Вовси Эман М.
Рецензия на книгу В. П. Тотфалушина «Саратовский край и Наполеоновские войны: К 200-летию Отечественной войны 1812 года». Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. 216 с.

Похожие термины:

  • ВОЗДУШНЫЕ БОИ: ГЕРОИ ПОДЛИННЫЕ И МНИМЫЕ

    По материалам К. Тарасова)   В последнее время стало модным перетряхивать архивы и пересматривать хорошо известные факты. Коснулись эти веяния и нашей победы в Великой Отечественной войне. К прим
  • ГОРОДА-ГЕРОИ

    пять крупных городов СССР (Киев, Ленинград, Одесса, Севастополь, Волгоград), прославившихся своей героич. обороной в период Вел. Отечеств. войны 1941-45. Оборона Киева продолжалась с 10 июля по 19 сент. 1941,
  • ПИОНЕРЫ‑ГЕРОИ

    советские пионеры, совершившие подвиги в годы становления Советской власти, коллективизации, ВОВ. Образы пионеров‑героев активно использовались в советской пропаганде как примеры высокой морал