Гиллел

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Гиллел
хвала) (Суд 12.13,15)-отец (предок) Авдона.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ГИЛЛЕЛ
ок. 70 до н.э. – 10 н.э.)   Язычник попросил мудреца Гиллела объяснить ему иудаизм как можно проще. Если бы Гиллелу это удалось, безбожник обещал обратиться в иудаизм и стать твердым верующим. Гиллел ответил: «Что ненавистно тебе, того не делай соседу твоему. В этом вся Тора. Остальное – комментарий. А теперь иди и учи его». Марк повествует, что учитель Иешуа, известный своим последователям на протяжении многих столетий как Иисус, проповедовал около 29 г. н.э.: «Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12:31). Кое-кто считает, что Гиллел был учителем Иисуса. В Гиллеле Старшем, или Вавилонянине, многие раввины видят самого идеального еврея, сравнимого по характеру с Конфуцием или Линкольном. Подобно им он вырос в жуткой нищете. Говорил он пословицами. Доходчиво излагая великие истины, Гиллел сжато выражал многовековую еврейскую ученость в афоризмах, легко усваивавшихся людьми. Многие из его коротких поговорок удивительно похожи на высказывания Иисуса. О жизни Гиллела мало что известно. Он скорее знаком нам по своим словам и своему достоинству влиятельного учителя. Ему приписывают создание классического иудаизма, основанного не столько на храмовом ритуале, сколько на библейских догматах и нравственных заповедях. Его сосредоточенность на приобретении знаний, его поиск понимания сути иудейского закона и создание компактной, переносной религии (мысль можно захватить с собой куда угодно) позволили его народу сохранить единство в грядущей диаспоре и создать великую сокровищницу иудейского закона – Талмуд. Этическое восприятие им «tikkun olam» (совершенствования мира через нравственные ценности) заложило основу постбиблейского иудаизма и зарождения христианства. Гиллел страстно стремился к знаниям. Он оставил свой дом в Вавилоне, отважившись учиться в Иудее. В одной популярной легенде рассказывается, что в одну снежную субботу у него не оказалось денег, чтобы заплатить за вход в иерусалимскую религиозную школу. Не желая пропустить хоть один день учебы, он забрался на крышу и слушал через световой люк. Учителя обратили внимание на то, что в классе было необычно темно. Посмотрев наверх, они заметили покрытую снегом фигуру, загораживавшую солнце. Нарушив запрет на работу в субботу, ученики полезли на крышу, чтобы спасти уже замерзавшего Гиллела. Затем учителя и ученики помыли, обсушили и одели его. Любой человек, так жаждущий знаний, посчитали они, заслуживает внимания даже за счет неповиновения закону. Так был заложен прецедент. Побывав дома в Вавилоне, Гиллел вернулся в Иерусалим и председателем Синедриона – высшего суда древней Иудеи, возглавлявшегося раввинами. Он обнаружил, что члены Синедриона того времени не знали должным образом иудейского закона. Устное предание теряло свое значение в результате римской оккупации и порочной тирании царя Ирода. Гиллел назначил своим заместителем по Синедриону серьезного, твердого, высокомерного и педантичного Шмая. На протяжении столетий их последователей будут называть «Школой Гиллела» и «Школой Шмая». Один – оптимист, другой – пессимист; один был доволен самим бытием, другой уверен в том, что небытие окажется значительно лучше. Гиллел никогда не сердился, Шмай постоянно казался взбешенным. Гиллел шел на компромисс в любом вопросе, Шмай никогда не отказывался от раз занятой позиции. Хотя и рассказывали, что Бог – когда Его об этом спросили – предпочел точку зрения Гиллела на жизнь, мнения обоих послужили основой талмудистской мысли и полемики, сформировав тем самым мышление еврейского народа. И Гиллел, и Шмай были фарисеями, предвестниками современного еврейства. Многие христиане считали фарисеев времен Иисуса косными и искалеченными слепым повиновением закону. И все же Иисус исповедовал фарисейский иудаизм и ясно дал понять, что пришел не для того, чтобы упразднить закон. Его внушение, что многие дотошно следуют иудейскому закону, соответствует учениям Гиллела и Шмая.      

Источник: 100 великих евреев. 2003

Гиллель
Как уже говорилось выше, священный канон иудаистских книг стал оформляться в те годы, когда во главе иерусалимской храмовой общины стоял знаменитый книжник и законоучитель Ездра. При нем произошла канонизация текста главной священной книги иудеев — Торы (Закона), или Пятикнижия Моисеева. Она стала первым отделом Танаха — еврейской Библии. В III в. до Р.Х. — I в. по Р.Х. усилиями нескольких поколений книжников были отобраны и канонизированы сочинения, вошедшие в два других отдела Танаха: Невиим (Пророки) — 21 книга, и Кетувим (Писания) — 13 книг. Таким образом, общее число священных иудейских книг достигло 39 (если не считать некоторых текстологических отличий, они соответствуют каноническим книгам Ветхого Завета православной Библии). Книги Танаха стали как бы фундаментом, на котором было воздвигнуто здание иудаистской религии. Ее характерной особенностью является тщательнейшим образом разработанная ритуальная система, определяющая поведение правоверного иудея буквально во всех случаях жизни. Это объясняется тем, что с точки зрения иудаизма верующий доказывает свою верность Богу прежде всего скрупулезным соблюдением огромного количества мелочных, детально разработанных правил, обычаев и обрядов. Законоположения Торы могли служить для этого только отправной точкой, так как были слишком общи и неконкретны. Их развитием и разработкой занимались в последующие века многие иудейские книжники — знатоки Закона. Составленный ими свод религиозно-этических, ритуальных и правовых положений был в конечном счете объединен в Талмуд, который стал второй по значению книгой иудаизма. Формирование Талмуда было долгим и сложным. (Это и понятно, ведь ни одно из его положений не могло быть просто сформулировано — все они 182 должны были быть освещены авторитетом Торы и в конечном итоге выводиться из нее.) Первой исторической ступенью на этом пути стало появление большого числа толкований текстов Танаха — мидраши, которые составлялись учеными евреями в послевавилонскую эпоху. Несколько позже знатоки закона приступили к систематизации так называемой Устной Торы — законодательного материала, состоявшего из комментариев, суждений, толкований и разъяснений, сложившихся в среде иудейских книжников при изучении и рассмотрении Письменной Торы. В течение долгого времени этот материл бытовал в устной традиции и передавался от учителке ученику в специальных школах по изучению Закона. Для того чтобы сделать эти разрозненные положения доступными каждому еврею, необходимо было записать их, собрать воедино и систематизировать. Это была долгая и очень кропотливая работа, занявшая несколько столетий — со II в. до Р.Х. по VI в. (в истории иудаизма этот период получил название талмудического). А начал ее в I в. до Р.Х. знаменитый иерусалимский знаток Закона Гиллель, который считается одним из величайших учителей Израиля той эпохи. Гиллель родился около 75 г. до Р.Х. в Вавилонии, в знатной семье, происходившей, по преданию, от царя Давида. Около 40 г. до Р.Х. он приехал в Иерусалим и поступил в школу известного законоучителя Шемайя, чтобы изучать письменные и устные законы иудаизма. Обладая независимым характером, Гиллель не пожелал прибегать к помощи богатой родни. Чтобы добыть деньги на учебу, он стал работать поденщиком и сторожем. Рассказывают, что однажды, в зимний вечер, Гиллель не был допущен на лекцию Шемайя, так как не имел денег, чтобы заплатить привратнику за вход в школу. Тогда он взобрался на стену школьного здания, приник к окну и в таком положении прослушал лекцию учителя. Углубившись в смысл читаемого, он не чувствовал холода и не замечал снега. Наконец Шемай заметил фигуру, заслонявшую свет в окне, велел пустить Гиллеля в дом и обогреть. Ему очень пришлось по душе такое рвение к учебе, и он сказал: «Ради этого человека стоило нарушить субботний покой». Прошло немного времени, и Гиллель принял от старого рабби руководство школой. В то время руководителями синедриона были законоучителя из фамилии Бне-Батара, но они не долго занимали это почетное место, уступив их Гиллелю. Произошло это после одного достопамятного случая. В 30 г. до Р.Х. Пасха совпала с субботой, и между законоучителями возник спор: можно ли приготовлять праздничного агнца в этот день. Обратились к Гиллелю, и он рассудил так: поскольку жертвы, приносимые в храме, в субботу не отменяются, то тем более не следует отменять пасхальный обряд. Всех поразила простота аргумента, и Гиллель прослыл человеком, способным предлагать мудрые решения. Вскоре его выбрали главой академии и наси — председателем раввинского совета. Величайшая заслуга Гиллеля в истории иудаизма состояла в том, что он первый постарался связать накопившиеся в устной традиции установления законоведов с писанными библейскими законами. Тем самым он обозначил путь, по которому пошли в дальнейшем составители Талмуда. Гиллель также устанавливал новые законы, выводя их из мыслей и выражений Танаха. Став главой академии, он занялся вопросами экзегезы и сформулировал основные миддот — правила для изъяснения Закона. Как, например, быть, если в Писании встречаются два противоположных утверждения? Эту сложную проблему Гиллель решил при помощи следующего силлогизма. Поскольку Тора содержит истину, а в то же время в ней попадаются два противоположных высказывания, значит, истинны они оба. Толкователь же должен в самом Писании отыскать текст, который снимает противоречие. Говорили, что Гиллель был сведущ в самых разных отраслях знаний, что он «умел рассуждать о горах и долинах, о деревьях и травах, о диких и домашних животных», что ему были «одинаково доступны и светские и богословские науки». Однако главной наукой Гиллель считал умение жить по заповедям Торы. В памяти Израиля он остался человеком необычайного обаяния, благородства и кротости. Гиллель считал, что выдержка и доброта — главные достоинства служителя мудрости. «Люби мир и водворяй его повсюду, — говорил он, — люби созданных Богом людей и приближай их закон к Божию. Не суди ближнего, пока сам не побывал на его месте; там, где нет людей, — сам будь человеком». Основу благочестия Гиллель видел не в обрядах, а в нравственности. Одному иноверцу, который соглашался принять иудаизм, если рабби сможет изложить ему Закон в двух словах, он дал классический ответ: «Не делай ближнему того, что неприятно тебе — вот суть всей Торы, все же прочее лишь комментарий». Но он не был реформатором, пренебрегавшим традицией, и не имел намерения ломать обычаи, защищая авторитет предания. Когда один язычник, пожелавший принять иудаизм, усомнился в значении Устной Торы, Гиллель убедил его наглядным примером. Он начал учить новичка еврейскому языку, каждый день по-разному называя одни и те же буквы. «Как же я могу научиться?» — удивился тот. «А как же ты хочешь познать Писание без устной традиции?» — ответил Гиллель. Его терпение и выдержка были удивительными. Рассказывают, что один иудей побился об заклад, что сумеет вывести Гиллеля из себя — он явился к нему накануне праздника, вызвал из бани и завел пустячный разговор, ожидая, что учитель вспылит. Но сколько глупых вопросов ни задавал он Гиллелю, тот неизменно отвечал ему с терпением и благожелательностью, пока насмешник не понял, что проиграл пари. Народ прозвал Гиллеля Закеном, то есть Старцем. Этот глава фарисеев никогда не кичился своими знаниями и почетным положением, он был внимателен к людям, прост в обращении и не чуждался безобидной шутки. Умер Гиллель ок. 10 г. в преклонном возрасте, окруженный любовью всего народа. Потомки его затем в течение многих поколений были иудейскими патриархами.

Источник: 100 великих пророков и вероучителей. 2002

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
205.23 кб

2017.01.012. ГИЛЛЕАРД К., ХИГГС П. КАК НАЛАДИТЬ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЕЙ И СОЦИОЛОГИЕЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТ

Якимова Е.В.
Читать PDF
243.28 кб

«Гиллелизм» и «Гомаранизм» Лазаря Заменгофа

Симонов Игорь Валентинович
Российский еврей, врач-окулист Лазарь Заменгоф (1859-1917), известный прежде всего как инициатор международного планового вспомогательного языка эсперанто(1887), создал и пропагандировал религиозно-этическое учение под названием г
Читать PDF
472.14 кб

Агатон Гиллер и его описание археологических памятников Забайкалья

Эйльбарт Наталья Владимировна
В статье рассматривается исследование археологических памятников Забайкалья польским политическим ссыльным журналистом Агатоном Гиллером.
Читать PDF
229.58 кб

2010. 03. 020. Гиллеспи А. Д. Сквозь мутное зеркало: двойничество и поэтическое самопредставление в

Юрченко Т. Г.

Похожие термины:

  • ГИЛЛЕВИОНЫ

       • Hillevi?nes,          см. Scandia, Скандия.
  • Каган, Маркус Гиллелевич

    (ןהכה ללה ןנ יכדרמ) — писатель и общественный деятель; род. в 1856 г. в Могилеве губ., в зажиточной семье. К., путем самообразования, приобрел общие знания и ознаком
  • Гиллель бен-Цеви Гирш Вилейковский

    (Гиллель Салантер) — раввин, род. в 1819 г., ум. в Мстиславле (Могилевской губ.) в 1899 г., был раввином в Крево, Салантах, Поневеже, Шклове, Хиславичах и Мстиславле. Г. состоял членом раввинской комиcсии в С.-
  • Цейтлин, Гиллель

    — писатель. Род. в м. Корма (Могилевской губ.) в 1872 г., в хасидской семье. Отец Цейтлина, талмудист, дал сыну традиционное воспитание. Богато одаренный Ц. уже в юности обратил на себя внимание своими об
  • Златопольский, Гиллель

    (Илья Злотопольский) — общественный деятель; род. в 1870 г. С 1898 г. стал писать по сионистским вопросам в "Гамелице" и "Гацефире" против Дэвиса Тритша, агитировавшего за Кипр, и против террито
  • ГИЛЛЕН

       • Hyllus,          ´?????,        1. река в Ионии, которая начинается в Лидии и впадает в Герм. Ноm. Il. 20, 392. Hdt. 1, 80;        2. сын Геракла, см. Hercules, Геркулес.
  • Гиллер, И

    сост. с И. Корелен "Студенч. справ. на 1910—11 г." (СПб.). {Венгеров}
  • Гиллер, Петр Карл

    член кассы взаимопом. литерат. (Саратов). {Венгеров}
  • Бирни Джеймс Гиллеспи

    (Bimey James Gillespie), 4.02.1792-25.11.1857 полит. и обществ. деятель. Род. в Джовилле, Кент., в семье рабовладельца. В 1810 закончил колледж Нью-Джерси (Принстон), в 1814 допущен к юрид. практике. В 1833 освободил своих рабов,
  • Гилленшмидт, Ал-др Фед. фон

    воен. писат., р. 1 окт. 1867, ген.-м., ком. л.-гв. 2 артил. бриг. {Венгеров}
  • Гилленшмидт, Яков Яковлев

    (Gyllenschmidt), генер. от артил., инспектор артиллерии при импер. Николае I; р. 1782 г. (1780?), † 24 марта 1852 г. {Половцов}
  • Гилленшмит, Яков Яковлевич

    (Gyllenschmidt) — генерал от артиллерии, инспектор всей артиллерии, из дворян Лифляндской губ., родился в 1782 г., воспитывался в частном училище, в службу вступил каптенармусом 27 августа 1795 г. во 2-й канонирс
  • Гиллер, Агатон

    — польский революционер, историк, исследователь Сибири, родился в 1831 г. в Опатовке под Калишем, среднее образование получил в Калише, Ломже и Варшаве, а высшее в Краковской академии. Принял участие
  • Гиллер, Соломон Аронович

    (14.I.1915—7.VI.1975) Сов. химик-органик, акад. АН ЛатвССР (с 1958). Р. в Риге. Окончил Латвийский ун-т (1941). В 1942—1946 работал на Казанском хлебопекарном з-де, в 1946— 1957 — в Ин-те лесохозяйственных проблем АН ЛатвСС
  • Блэн Джеймс Гиллеспи

    (Blame James Gillespie), 31.01.1830-27.01.1893 полит. деятель. Род. в Пенс., потомок ирл. эмигранта. В 1847 закончил колледж Вашингтон, Пенс., до 1854 преподавал в школе. После переезда в Мэн занялся журналистикой, быстро прио
  • Лившиц, Гиллер Маркович

    1909 - 1986)    доктор история и философ, наук, профессор, специалист в области древней и средневековой истории и философии; преподавал историю древнего мира и средних веков в Белгосуниверситете и др. в
  • Гиллерсон, Арнольд Исид

    прис. пов. в СПб., издал сборн. своих речей, р. 1864 в Витебске. {Венгеров}
  • Гиллерсон, Арнольд Исидорович

    — юрист; род. в 1864 г. в Витебске (правнук каббалиста Аарона Старосельского). В 1886 г. окончил курс юридического факультета в Новороссийск. университете. Состоя помощн. присяжн. поверенного в Москве, Г.
  • Блейн Джеймс Гиллеспи

    Блейн Джеймс Гиллеспи (Blame, James Gillespie) (1830-93), амер. политик, госсекретарь при президентах Гарфилде (1881) и Уильяме Генри Гаррисоне (1889-91). Как лидер т.н. республиканцев-"полукро-вок" (выступавших за примир
  • ДИЗЗИ ГИЛЛЕСПИ

    /1917-1993/   Имя этого негритянского музыканта неотделимо от истории современного джаза: Диззи Гиллеспи был и остается одним из тех, кто всегда видел в джазе подлинное тонкое искусство, развивал его, о