ГИМН

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГИМН
   • Hymnus,
         см. Lyrici, Лирики.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ГИМН
торжественная песнь, официальный символ государства. Известны Г. государственные, революционные, партийные, военные, религиозные, в честь определенных событий.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Гимн
греческое понятие, обозначавшее торжественную песню в честь божества. В Греции гимн был культовым пением или особой формой песни, позднее выступал в различных жанрах: пеана — гимн Аполлону, дифирамба — Дионису, просодия — песни процессий.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ГИМН
хвалебная песнь. В христианском богослужении гимны появились в первые века христианства наряду с псалмами. Их тексты были заимствованы из ветхозаветных книг и богослужений или составлялись самими христианами, например: «Свете тихий», «Тебе, Бога, хвалим». Последний приписывается св. Амвросию Медиоланскому (IV в.).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

ГИМН
(греческое hymnos), торжественная песнь программного характера, предназначенная для коллективного исполнения. Во времена Петра I в России в характере гимна было принято слагать приветственные кантаты. Позднее государственным гимном служил полонез «Гром победы раздавайся» (стихи Г. Р. Державина, музыка И. А. Козловского). С 1833 государственным гимном Российской империи стала торжественнопатриотическая песня «Боже, царя храни» (слова В. А. Жуковского, музыка А. Ф. Львова).

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

ГИМН
торжеств. песня. Г. — жанр музыки, истоками уходящий в глуб. древность. Первонач. Г. предназнач. для прославл. богов и героев. Древнейшие, дошедшие до нас тексты Г. — молитвен. песнопений лирич. хар-ра — были сложены в Египте и Месопотамии. Большое развитие Г. получ. в Др. Греции, где хвалеб. песни в честь к.-л. божества исполн. хором, стоя, под аккомпанемент кифары. Сохран. тексты 33 т.н. гомеровских Г. и напевы 2 дельфийских гимнов Аполлону Пифийскому. С утвержд. христианства получ. развитие религ. Г. в Сирии (Ефрем Сирин, 4 в., и др.), Византии (Роман Сладкопевец, 6 в., Иоанн Дамаскин, 7 — 8 вв., и др.), Киевской Руси (празднич. хвалебные Г. — кондаки), в зап.-европ. странах (католич. Г. — хоралы).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ГИМН
греч. h?mnos – торжественная песнь), в Др. Греции – торжественная песнь богам (т. н. «гомеровские гимны», гимны Каллимаха). В Средние века в гимнах воспевались Христос, Троица, святые («Гимн Троице» Пруденция). С «Гимнов» (1555–56) П. Ронсара в европейской литературе начинает формироваться традиция философской поэзии. Гимны посвящаются разнообразным, но обязательно высоким темам («Гимны небу» П. Ронсара, «Гимны дружбе» Ф. Гельдерлина, «Гимн радости» Ф. Шиллера, «Гимн жертвам Июля» А. Ламартина). Гимны, содержащие славословие Богу и святым, – один из первых жанров рус. поэзии 17 в. (они преобладали у т. н. новоиерусалимских поэтов). В 18–19 вв. гимны – стихотворения как религиозного («Гимн о премудрости Божией в солнце» А. П. Сумарокова, «Гимн Богу» В. А. Жуковского), так и светского содержания («Гимн лироэпический на прогнание французов из отечества» В. В. Капниста). В названиях сатирических стихотворений жанровое наименование «гимн» употребляется иронически («Гимн бороде» М. В. Ломоносова, «Гимн взятке» В. В. Маяковского). Известны гимны государственные, военные, религиозные, в честь определенных событий.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Гимн
в Др. Греции поэт, жанр, возникший в рамках культовой практики. В широком смысле слова Г. - всякое обращение к богу с прославлением его деяний и призывом оказать содействие человеку или общине. Одн., от Г., написанных в традициях мелики, сохранились только поздние и не лучшие образцы. В более узком знач. понятие Г. прилагается к небол. соч., составленным б. ч. в гексаметрах: наиболее ранние из них - самые крупные из т. н. гомеровских Г. - содержат к.-н. эпизод из легендарной «биографии» бога, рассказ о его рождении, странствиях, учреждении культа. Напротив, Каллимах в своих Г. воссоздает самую обстановку празднества, повествуя о нем с живописными подробностями. У Клеанфа Г. - средство осмысления мировой роли Зевса в духе философии стоиков; такую хрилос.-религиозную окраску Г. возрождает мн. столетий спустя неоплатоник Прокл. К поздн. античности (II - III вв.) относится сб. орфических Г., в к-ром огромное число богов наделяется множ-вом достаточно сходных атрибутов в духе пантеизма. Особняком с формал. т. зр. стоят Г. Синесия, написанные в стиле классич. мелики.
   В. Я.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Гимн
(греч. hymnus), торжеств, песнь в честь божества. В Греции ранней эпохи Г. (как и ном) был культовым пением или особой формой песни, позднее Г. выступал в различных жанрах: пеана (paian Г. Аполлону), дифирамба (dithyrambos — Г. Дионису), просодия (prosodion — песни процессий), пролога. Гимнам предшествовали заклинания духов, из них развились именные обращения — призывы к богам с последующими просьбами, которые выделялись среди эпич. произведений. Такими эпич. Г. вне культового контекста являлись гомеровские Г. в дактилич. гекзаметре. Культовые Г. исполнялись певцами в сопровождении кифары, причем слушатели подпевали окончание на манер припева; были известны также хоровые Г. (древнейший Г. элейских женщин). Из греч. Г. архаич. эпохи сохранились лишь фрагменты, например из Терпандра, Алкея, Пиндара. Встречаются Г. как составные части атгич. драмы классич. времени. Лучше сохранились образцы поэзии эпохи эллинизма и Империи (Каллимах, т. н. орфич. Г., Гораций — секулярные песни Carmen saeculare), среди которых впервые дошли до нас Г. с музыкальными нотами (дельфийские Г., Г. Месомеда). В раннем христианстве также имелись Г. во славу бога, позднее — Г. святым. Во время домашних молитв пели, постровидимому, в сопровождении кифары хвалебные песни, к ним относится первый сохранившийся христианский музыкальный памятник — Г. из Оксиринха. Создатель христианских Г. Амвросий ввел собств. метрич. Г. в форме строф (четверостишия ямбич. диметра) в порядок богослужения в Милане, благодаря чему он считается отцом церковного пения. В средневековье появились ритмич. Г. в рифмованных стихах. Они образовали обширный, почти необозримый жанр религиозной лирики. Наиболее значительными авторами Г. поздней античности наряду с Амвросием считаются Пруденций и Седулий, а также Венанций Фортунат, в раннем средневековье — Рабан Мавр. По форме и содержанию Ср.-век. Г. родственны секвенциям. В византийской церкви (как и в вост. нац. церквах) Г. считались отголоском небесного пения ангелов. Тексты дают свободные парафразы Библии, их стих строился по счету слогов, причем ударения стиховое и словесное совпадают. Г. были унисонными, исполнялись без сопровождения, но иногда пелись в антифонной смене двух полухорий.

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

«Купляй Беларускае», или гимн белорусским дистрибьюторам электронных компонентов

Муромцева Светлана
Получив от Павла Асташкевича предложение рассказать со страниц этого славного издания обо всей белорусской дистрибьюции, я страшно загордилась.
Читать PDF

«Гимн ижевских патриотов»

Егорова Ольга Витальевна
Читать PDF

Поиск параллелей предметному комплексу одежды населения Верхнего Приобья эпохи раннего железа в гимн

Головченко Николай Николаевич
Выявляются параллели между содержанием религиозных гимнов Ригведы и археологическим материалом, происходящим из погребальных комплексов эпохи железа Верхнего Приобья.
Читать PDF

Гимн мученикам Гервасию и Протасию свят. Амвросия Медиоланского в контексте традиций почитания мучен

Ситарская Юлия Олеговна
В статье исследуется «мученический» гимн св. Амвросия Медиоланского в контексте христианской практики почитания мучеников в IV веке. Привлекаются данные исторической литургики, свидетельства современных св.
Читать PDF

Чему нас учит гимн

Романова Алёна Сергеевна
Читать PDF

Гимн липе!

Филиппова Н. А.
Читать PDF

Там, где видны фабричные трубы, или гимн индустриального периода (незавершённое эссе из 4 3/ 4 часте

Тимофеев Михаил Юрьевич
Читать PDF

Христианский гимн Te Deum: к вопросу о текстовых и мелодических архетипах

Трубенок Елена Александровна
Te Deum христианский латинский гимн, возникший в IV в. Его создание приписывается, по легенде, св. Амвросию (на основании этого Te Deum часто называют «Амвросианским гимном»). С IV в.
Читать PDF

Патриотическая песня польских католиков как гимн демократической России? Осторожно, большая ложь!

Радугин Виктор Михайлович
В статье рассмотрены спорные аргументы, высказанные в своё время в печати, согласно которым мелодия «Патриотической песни» М. Глинки, исполняемая в 1990-2000 гг.
Читать PDF

ПЕСЕННЫЙ ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ГИМН И СИТУАЦИЯ НОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ МЕССЕ (на примере католическ

Фиденко Юлия Леонидовна
В статье рассматриваются песнопения, использующиеся в современной культовой практике католических приходов азиатской части России Сибири и Дальнего Востока.
Читать PDF

«Народная песня», «Гражданская молитва»: официальный государственный гимн Российской империи

Розина Ирина Валерьевна
в статье рассматриваются процессы художественной символизации идеологический форм государства.
Читать PDF

Гимн Председателя. Структурно-семантическая организация в произведении А. С. Пушкина «Пир во время Ч

Александрова Е. Г.
В идейно-содержательном плане одним из центральных мест трагедии А. С. Пушкина «Пир во время чумы» является гимн Председателя, раскрывающий во многом характер героя и его внутренний мир.

Похожие термины:

  • Гимн Арвальских братьев

    в Др. Риме ритуальная песнь жреч. коллегии «пашенных братьев» (от лат. arvum - пашня). Исполнялась ежегод. в мае во время трехднев. празднеств в честь богини земледелия. По преданию, арвальские братья по
  • Церковный гимн

    Так ковбои называли песни, которые они пели коровам на пастбище, чтобы те оставались спокойными. Слова в песнях зачастую были едва ли приемлемы для ушей доброй церковной паствы.
  • Гимн государственный

    торжественная песнь, официальный символ государства.
  • ГИМН СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА

    , стихотворение Л. Е. Катанского, которое стало неофициальным гимном Союза Русского Народа (СРН). Впервые опубликован 23 апр. 1906 в органе СРН газете «Русское знамя» под названием «Молитва Благодатно
  • РЕЛИГИОЗНЫЙ ГИМН

    Молитвенная песнь, благодарение или славословие, мольба или "раскрытие души" душе-излияние в поэтической форме. Слова "пиют" и "пайтан" (автор пиютов) — производны от греч. "поэтес", т. е. поэт. Уже в эп
  • Боевой гимн республики

    (Battle Hymn of the Republic) одна из наиб. популяр. амер. патриотич. песен. Ее автор поэтесса и литератор Джулия Уорд Хау (1819-1910), ставшая после Гражданской войны одним из лидеров суфражизма и жен. движения за мир
  • ГИМН СОВЕТСКОГО СОЮЗА

    официальный символ СССР. До 1944 гимном Советского государства был «Интернационал». В ночь на 1 января 1944 по радио впервые прозвучал новый Государственный гимн (музыка А. В. Александрова, текст С. В. М
  • Гимн США

    (National Anthem) написан 14.09.1814 Фрэнсисом Скоттом Ки (1779-1843). Оказавшись свидетелем дливш. более суток обстрела англ. кораблями в ходе англо-американской войны форта Мак-Генри и увидев на рассвете развеваю
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН Союза Советских Социалистических Республик

    Редакция 1943 года. Впервые был исполнен по радио в новогоднюю ночь 1 января 1944 года. Слова С.В. МИХАЛКОВА и Г. ЭЛЬРЕГИСТАНА. Музыка А.В. АЛЕКСАНДРОВА. Союз нерушимый республик свободных Сплотила навек
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН СССР

    Летом 1943, когда обозначился перелом на советско‑германском фронте, по предложению И.В. Сталина правительство приняло решение о создании нового Государственного гимна СССР. Был объявлен конкурс н