ГИМН
ГИМН
торжественная песнь, официальный символ государства. Известны Г. государственные, революционные, партийные, военные, религиозные, в честь определенных событий.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Гимн
греческое понятие, обозначавшее торжественную песню в честь божества. В Греции гимн был культовым пением или особой формой песни, позднее выступал в различных жанрах: пеана — гимн Аполлону, дифирамба — Дионису, просодия — песни процессий.
ГИМН
хвалебная песнь. В христианском богослужении гимны появились в первые века христианства наряду с псалмами. Их тексты были заимствованы из ветхозаветных книг и богослужений или составлялись самими христианами, например: «Свете тихий», «Тебе, Бога, хвалим». Последний приписывается св. Амвросию Медиоланскому (IV в.).
Источник: Православие. Словарь-справочник.
ГИМН
(греческое hymnos), торжественная песнь программного характера, предназначенная для коллективного исполнения. Во времена Петра I в России в характере гимна было принято слагать приветственные кантаты. Позднее государственным гимном служил полонез «Гром победы раздавайся» (стихи Г. Р. Державина, музыка И. А. Козловского). С 1833 государственным гимном Российской империи стала торжественнопатриотическая песня «Боже, царя храни» (слова В. А. Жуковского, музыка А. Ф. Львова).
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002
ГИМН
торжеств. песня. Г. — жанр музыки, истоками уходящий в глуб. древность. Первонач. Г. предназнач. для прославл. богов и героев. Древнейшие, дошедшие до нас тексты Г. — молитвен. песнопений лирич. хар-ра — были сложены в Египте и Месопотамии. Большое развитие Г. получ. в Др. Греции, где хвалеб. песни в честь к.-л. божества исполн. хором, стоя, под аккомпанемент кифары. Сохран. тексты 33 т.н. гомеровских Г. и напевы 2 дельфийских гимнов Аполлону Пифийскому. С утвержд. христианства получ. развитие религ. Г. в Сирии (Ефрем Сирин, 4 в., и др.), Византии (Роман Сладкопевец, 6 в., Иоанн Дамаскин, 7 — 8 вв., и др.), Киевской Руси (празднич. хвалебные Г. — кондаки), в зап.-европ. странах (католич. Г. — хоралы).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ГИМН
греч. h?mnos – торжественная песнь), в Др. Греции – торжественная песнь богам (т. н. «гомеровские гимны», гимны Каллимаха). В Средние века в гимнах воспевались Христос, Троица, святые («Гимн Троице» Пруденция). С «Гимнов» (1555–56) П. Ронсара в европейской литературе начинает формироваться традиция философской поэзии. Гимны посвящаются разнообразным, но обязательно высоким темам («Гимны небу» П. Ронсара, «Гимны дружбе» Ф. Гельдерлина, «Гимн радости» Ф. Шиллера, «Гимн жертвам Июля» А. Ламартина). Гимны, содержащие славословие Богу и святым, – один из первых жанров рус. поэзии 17 в. (они преобладали у т. н. новоиерусалимских поэтов). В 18–19 вв. гимны – стихотворения как религиозного («Гимн о премудрости Божией в солнце» А. П. Сумарокова, «Гимн Богу» В. А. Жуковского), так и светского содержания («Гимн лироэпический на прогнание французов из отечества» В. В. Капниста). В названиях сатирических стихотворений жанровое наименование «гимн» употребляется иронически («Гимн бороде» М. В. Ломоносова, «Гимн взятке» В. В. Маяковского). Известны гимны государственные, военные, религиозные, в честь определенных событий.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
Гимн
в Др. Греции поэт, жанр, возникший в рамках культовой практики. В широком смысле слова Г. - всякое обращение к богу с прославлением его деяний и призывом оказать содействие человеку или общине. Одн., от Г., написанных в традициях мелики, сохранились только поздние и не лучшие образцы. В более узком знач. понятие Г. прилагается к небол. соч., составленным б. ч. в гексаметрах: наиболее ранние из них - самые крупные из т. н. гомеровских Г. - содержат к.-н. эпизод из легендарной «биографии» бога, рассказ о его рождении, странствиях, учреждении культа. Напротив, Каллимах в своих Г. воссоздает самую обстановку празднества, повествуя о нем с живописными подробностями. У Клеанфа Г. - средство осмысления мировой роли Зевса в духе философии стоиков; такую хрилос.-религиозную окраску Г. возрождает мн. столетий спустя неоплатоник Прокл. К поздн. античности (II - III вв.) относится сб. орфических Г., в к-ром огромное число богов наделяется множ-вом достаточно сходных атрибутов в духе пантеизма. Особняком с формал. т. зр. стоят Г. Синесия, написанные в стиле классич. мелики.
В. Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
В. Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Гимн
(греч. hymnus), торжеств, песнь в честь божества. В Греции ранней эпохи Г. (как и ном) был культовым пением или особой формой песни, позднее Г. выступал в различных жанрах: пеана (paian Г. Аполлону), дифирамба (dithyrambos — Г. Дионису), просодия (prosodion — песни процессий), пролога. Гимнам предшествовали заклинания духов, из них развились именные обращения — призывы к богам с последующими просьбами, которые выделялись среди эпич. произведений. Такими эпич. Г. вне культового контекста являлись гомеровские Г. в дактилич. гекзаметре. Культовые Г. исполнялись певцами в сопровождении кифары, причем слушатели подпевали окончание на манер припева; были известны также хоровые Г. (древнейший Г. элейских женщин). Из греч. Г. архаич. эпохи сохранились лишь фрагменты, например из Терпандра, Алкея, Пиндара. Встречаются Г. как составные части атгич. драмы классич. времени. Лучше сохранились образцы поэзии эпохи эллинизма и Империи (Каллимах, т. н. орфич. Г., Гораций — секулярные песни Carmen saeculare), среди которых впервые дошли до нас Г. с музыкальными нотами (дельфийские Г., Г. Месомеда). В раннем христианстве также имелись Г. во славу бога, позднее — Г. святым. Во время домашних молитв пели, постровидимому, в сопровождении кифары хвалебные песни, к ним относится первый сохранившийся христианский музыкальный памятник — Г. из Оксиринха. Создатель христианских Г. Амвросий ввел собств. метрич. Г. в форме строф (четверостишия ямбич. диметра) в порядок богослужения в Милане, благодаря чему он считается отцом церковного пения. В средневековье появились ритмич. Г. в рифмованных стихах. Они образовали обширный, почти необозримый жанр религиозной лирики. Наиболее значительными авторами Г. поздней античности наряду с Амвросием считаются Пруденций и Седулий, а также Венанций Фортунат, в раннем средневековье — Рабан Мавр. По форме и содержанию Ср.-век. Г. родственны секвенциям. В византийской церкви (как и в вост. нац. церквах) Г. считались отголоском небесного пения ангелов. Тексты дают свободные парафразы Библии, их стих строился по счету слогов, причем ударения стиховое и словесное совпадают. Г. были унисонными, исполнялись без сопровождения, но иногда пелись в антифонной смене двух полухорий.
Источник: Словарь античности. 1989