Гиппий
ГИППИЙ
1) Сын и наследник тиранич. власти Писист-рата в Афинах в 528 — 510 до н.э. Сначала он продолжил умерен. политику своего отца, но после того, как был убит правивший вместе с ним брат Гиппарх (514), перешел к политике насилия. Под давлением Алкмеонидов спартанцы изгнали его в 510. Оказавшись вместе с братьями и сыновьями в опале, Г. покинул Грецию и отправился к перс. царю Дарию I. 2) Г. из Элиды (ок. 400 до н.э.), прославл. греч. софист, отлич. большим красноречием и отлич. памятью, а также математич., астрономич., грамматич., и археологич. знаниями («многознающий» и «всемогущий»). Он составил список олимпийских победителей, к-рый имел большое знач. для греч. хронологии. Законодательство Г. называл тиранич. и противным природе человека. В двух диалогах Платона, назв. именем Г., была высмеяна суетность Г.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Гиппий
(греч. Hippias).
1. Сын и наследник тиранил, власти Писистрата в Афинах в 528 — 510 до н. э. Сначала он продолжил умеренную политику своего отца, но тосле того, как был убит правивший вместе с ним брат Гиппарх (514), перешел к политике насилия. Под давлением Алкмеонидов спартанцы изгнали его в 510. Оказавшись вместе с братьями и сыновьями в опале, Г. покинул Грецию и отправился к перс, царю Дарию I.
2. Г. из Элиды (ок. 400 до н. э.), прославл. греч. софист, отличался большим красноречием и отличной памятью, а также математич., астрономич., грамматич. и археологич. знаниями («многознающий» и «всемогущий»). Он составил список олимпийских победителей, который имел большое значение для греч. хронологии. Законодательство Г. называл тиранич. и противным природе человека. В двух диалогах Платона, названных именем Г., была высмеяна суетность Г.
1. Сын и наследник тиранил, власти Писистрата в Афинах в 528 — 510 до н. э. Сначала он продолжил умеренную политику своего отца, но тосле того, как был убит правивший вместе с ним брат Гиппарх (514), перешел к политике насилия. Под давлением Алкмеонидов спартанцы изгнали его в 510. Оказавшись вместе с братьями и сыновьями в опале, Г. покинул Грецию и отправился к перс, царю Дарию I.
2. Г. из Элиды (ок. 400 до н. э.), прославл. греч. софист, отличался большим красноречием и отличной памятью, а также математич., астрономич., грамматич. и археологич. знаниями («многознающий» и «всемогущий»). Он составил список олимпийских победителей, который имел большое значение для греч. хронологии. Законодательство Г. называл тиранич. и противным природе человека. В двух диалогах Платона, названных именем Г., была высмеяна суетность Г.
Источник: Словарь античности. 1989
Гиппий
из Элиды, V в. до н. э., греческий софист. Путешествовал по всей Греции в качестве учителя и оратора, нажив таким образом большое состояние. Принимал деятельное участие в государственных делах, ездил с посольствами в Афины, Спарту и другие города. Он писал труды по математике, астрономии, грамматике, поэзии, музыке, мифологии и истории. Занимался также созданием эпосов, трагедий и дифирамбов. Из обширного творчества Г. мы знаем лишь некоторые названия: Сборник (Synagoge; неизвестно чего); Имена народов (Ethnon onomasiai); Троянская речь (Troikos), вероятно, педагогического характера — сын Ахилла Неоптолем после падения Трои спрашивает старого Нестора, что должен делать молодой человек, чтобы добыть славу; Список олимпийских победителей (Olympionikon anagraphe), по-видимому, первая попытка хронологического подхода в греческой литературе. Ни одно его сочинение не сохранилось. Г. является героем двух диалогов Платона, названных его именем (Гиппий Больший и Гиппий Меньший), выступает он и в платоновском Протагоре, и в Меморабилиях Ксенофонта.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
Гиппий
греч. Hippias).
1. Афинский тиран с 527 по 510 г. до н.э., унаследовавший тиранию вместе с братом Гиппархом; был изгнан из Афин восставшим демосом в 510 г., бежал в Персию к царю Дарию и, по сведениям, погиб в битве при Марафоне.
2. Г. из Элиды (IV в. до н.э.) - софист, отличался красноречием и необычайной памятью; был математиком, астрономом, грамматиком и археологом; составил список победителей Олимпийских игр, имеющий огромное значение для греческой хронологии. Платон посвятил Г. два диалога.
Лурье С.Я. Клисфен и Писистратиды // ВДИ. 1940. № 2 (11).
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
др.-гр. оратор, ученый и философ-софист. Род. в Элиде. Посетил многие гр. города, обучая (за весьма значительную плату) философии и др. наукам. Нек-рое время находился в Афинах в качестве посла г. Лариссы (Фессалия). Предметами речей Г. были: полит, история Греции, мифология, грамматика, теория музыки, мораль, поэзия, юриспруденция, геометрия и астрономия. Из соч. Г. ничего не сохран., о них мы можем судить только по свид-вам антич. авторов (гл. обр. Платона). Платон представляет Г. человеком тщеславным и, несмотря на свое многознание, недалеким и поверхностным. Согласно антич. свид-вам, Г. писал технические трактаты, элегии и трагедии, от к-рых остались скудные фр-ты. В лекциях Г. гл. место занимала математика и астрономия: Г. нашел первое (за искл. окружности) геометр, определение кривой, т. н. квадратрикс. Эта линия образуется как путь точки, движение к-рой комбинируется из 2 разл. направленных движений. Характерной чертой филос. взглядов Г. явл. эклектизм.
Лит: Маковельский А. О. Софисты. Баку, 1941. С. 18-22; Чернышев Б. Софисты. М., 1929.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
1. Афинский тиран с 527 по 510 г. до н.э., унаследовавший тиранию вместе с братом Гиппархом; был изгнан из Афин восставшим демосом в 510 г., бежал в Персию к царю Дарию и, по сведениям, погиб в битве при Марафоне.
2. Г. из Элиды (IV в. до н.э.) - софист, отличался красноречием и необычайной памятью; был математиком, астрономом, грамматиком и археологом; составил список победителей Олимпийских игр, имеющий огромное значение для греческой хронологии. Платон посвятил Г. два диалога.
Лурье С.Я. Клисфен и Писистратиды // ВДИ. 1940. № 2 (11).
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
др.-гр. оратор, ученый и философ-софист. Род. в Элиде. Посетил многие гр. города, обучая (за весьма значительную плату) философии и др. наукам. Нек-рое время находился в Афинах в качестве посла г. Лариссы (Фессалия). Предметами речей Г. были: полит, история Греции, мифология, грамматика, теория музыки, мораль, поэзия, юриспруденция, геометрия и астрономия. Из соч. Г. ничего не сохран., о них мы можем судить только по свид-вам антич. авторов (гл. обр. Платона). Платон представляет Г. человеком тщеславным и, несмотря на свое многознание, недалеким и поверхностным. Согласно антич. свид-вам, Г. писал технические трактаты, элегии и трагедии, от к-рых остались скудные фр-ты. В лекциях Г. гл. место занимала математика и астрономия: Г. нашел первое (за искл. окружности) геометр, определение кривой, т. н. квадратрикс. Эта линия образуется как путь точки, движение к-рой комбинируется из 2 разл. направленных движений. Характерной чертой филос. взглядов Г. явл. эклектизм.
Лит: Маковельский А. О. Софисты. Баку, 1941. С. 18-22; Чернышев Б. Софисты. М., 1929.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ГИППИЙ
• Hipp?as,
??????,
1. сын Писистрата, со своим братом Гиппархом (третий брат Фессал редко упоминается) уже при втором изгнании (550 г. до Р. X.) поддерживал отца. Hdt. 1, 61. По смерти Писистрата Г. наследовал тиранию (Hdt. 5, 55. Thuc. 1, 20), но и Гиппарх занимал влиятельное место. Г. показал себя умным и дельным правителем, пользовался властью без суровости, понизил подати, наложенные отцом, с 1/10 на 1/20 и оставил в действии большую часть законов. Thuc. 6, 54. Но рядом с этим упоминаются и жестокие, насильственные меры и случаи вторжения его в имущество и семейную жизнь граждан. Г. высказывал стремление ко внешнему блеску и праздничным торжествам; Гиппарху же приписывается преимущественно забота об умственном развитии и образовании народа. Hdt. 7, 6. (Plat.) Hipparch. 288. 6. С. Круг поэтов, Анакреонт, Симонид и др., собрался в Афинах, и знание гомеровских песен распространилось в народе. Но когда Гиппарх пал жертвой частной мести (514 г.), правление Г. стало суровее; опасаясь государственного переворота, он вошел в сношение с заграничными державами, напр., с Эантидом, властителем лампсакским, который имел влияние на Дария. Thuc. 6, 59. Тогда Алкмеониды, изгнанные из отечества и тщетно пытавшиеся возвратиться собственной силой, великолепно отстроив дельфийский храм по поручению амфиктионов, сумели добиться оракула, приказавшего спартанцам возвратить их в отечество и низвергнуть тиранию. Hdt. 5, 62 cл. Первый подход под начальством Анхимолия был неудачен главным образом вследствие того, что фессальская конница подошла на помощь писистратидам. Но царь Клеомен сам предпринял второе наступление, и Г., когда дети его, высланные из Афин для большей сохранности, попались в плен, был принужден оставить Аттику в 510 г. Hdt. 5, 63 слл. Он отправился в Сигей (???????) к сводному своему брату Гегесистрату и затем в Лампсак, не отказываясь от надежды на возвращение; даже с лакедемонянами он вступил в сношения. Hdt. 5, 91. Только впоследствии он обратился к Дарию через Артаферна. Hdt. 5, 96. Thuc. 6, 59. Он подстрекал персидского царя к войне против Афин, провел персов в Марафон (Hdt. 6, 107) и, по некоторым известиям, пал в битве (Justin. 2, 9); более вероятно, что он скоро после того умер на острове Лемносе в глубокой старости от болезни;
2. софист из Элиды, современник Сократа, читал лекции и держал речи в греческих городах, в особенности в Афинах, был при этом человек с большим самолюбием, красовался все знающим и все умеющим и не только был готов говорить о всяком предложенном ему вопросе обширной, связной речью, но и хвастался тем, что сам может приготовить все, что требуется для наряда щеголя. Хеn. Socrat. 4, 4. Cic. de or. 3, 32. Его хвастовство хорошо охарактеризовано в названных по его имени диалогах Платона, в которых упоминается и о его замечательной памяти.
??????,
1. сын Писистрата, со своим братом Гиппархом (третий брат Фессал редко упоминается) уже при втором изгнании (550 г. до Р. X.) поддерживал отца. Hdt. 1, 61. По смерти Писистрата Г. наследовал тиранию (Hdt. 5, 55. Thuc. 1, 20), но и Гиппарх занимал влиятельное место. Г. показал себя умным и дельным правителем, пользовался властью без суровости, понизил подати, наложенные отцом, с 1/10 на 1/20 и оставил в действии большую часть законов. Thuc. 6, 54. Но рядом с этим упоминаются и жестокие, насильственные меры и случаи вторжения его в имущество и семейную жизнь граждан. Г. высказывал стремление ко внешнему блеску и праздничным торжествам; Гиппарху же приписывается преимущественно забота об умственном развитии и образовании народа. Hdt. 7, 6. (Plat.) Hipparch. 288. 6. С. Круг поэтов, Анакреонт, Симонид и др., собрался в Афинах, и знание гомеровских песен распространилось в народе. Но когда Гиппарх пал жертвой частной мести (514 г.), правление Г. стало суровее; опасаясь государственного переворота, он вошел в сношение с заграничными державами, напр., с Эантидом, властителем лампсакским, который имел влияние на Дария. Thuc. 6, 59. Тогда Алкмеониды, изгнанные из отечества и тщетно пытавшиеся возвратиться собственной силой, великолепно отстроив дельфийский храм по поручению амфиктионов, сумели добиться оракула, приказавшего спартанцам возвратить их в отечество и низвергнуть тиранию. Hdt. 5, 62 cл. Первый подход под начальством Анхимолия был неудачен главным образом вследствие того, что фессальская конница подошла на помощь писистратидам. Но царь Клеомен сам предпринял второе наступление, и Г., когда дети его, высланные из Афин для большей сохранности, попались в плен, был принужден оставить Аттику в 510 г. Hdt. 5, 63 слл. Он отправился в Сигей (???????) к сводному своему брату Гегесистрату и затем в Лампсак, не отказываясь от надежды на возвращение; даже с лакедемонянами он вступил в сношения. Hdt. 5, 91. Только впоследствии он обратился к Дарию через Артаферна. Hdt. 5, 96. Thuc. 6, 59. Он подстрекал персидского царя к войне против Афин, провел персов в Марафон (Hdt. 6, 107) и, по некоторым известиям, пал в битве (Justin. 2, 9); более вероятно, что он скоро после того умер на острове Лемносе в глубокой старости от болезни;
2. софист из Элиды, современник Сократа, читал лекции и держал речи в греческих городах, в особенности в Афинах, был при этом человек с большим самолюбием, красовался все знающим и все умеющим и не только был готов говорить о всяком предложенном ему вопросе обширной, связной речью, но и хвастался тем, что сам может приготовить все, что требуется для наряда щеголя. Хеn. Socrat. 4, 4. Cic. de or. 3, 32. Его хвастовство хорошо охарактеризовано в названных по его имени диалогах Платона, в которых упоминается и о его замечательной памяти.