Зинаида Николаевна (1869, с. Белев Тульской губ. – 1945, Париж), русская писательница, литературный критик. Дочь юриста из обрусевшей немецкой семьи (в России с 16 в.) и матери-сибирячки. Получила бессистемное домашнее образование (лишь несколько месяцев проучилась в Киевском женском ин-те и гимназии Фишер в Москве). С детских лет увлекалась писанием «тайных» дневников и стихов, музыкой, танцами и живописью. С 1889 г. – жена Д. С. Мережковского, с которым, по ее словам, прожила «52 года, не разлучаясь… ни на один день», тогда же переехала в Санкт-Петербург. Здесь быстро приобрела широкий круг литературных знакомств (А. Н. Плещеев, Я. Н. Полонский, Д. В. Григорович, А. Н. Майков) и вскоре заняла заметное место среди «старших» символистов. С 1868 г. выступала со стихами (первые собрания сочинений – 1904–10), развивая в них основную тему своего творчества: вечный внутренний разлад человека, мечущегося между верой и безверием, страхом смерти и светлыми надеждами, бесстрашным вызовом обществу и смирением, жаждой чувственных наслаждений и боязнью «тяжести счастия» (стихотворение «Предел»), между «божественным» и «дьявольским» в своей душе. Под псевдонимом Антон Крайний Гиппиус активно печаталась также как литературный критик, отстаивая позиции символизма (сборник ее многочисленных статей в периодике – «Литературный дневник», 1908). Будучи редактором (вместе с Д. С. Мережковским, П. П. Перцовым, затем – Д. В. Философовым) журнала «Новый путь», способствовала литературному дебюту в нем А. А. Блока.
Необычайно красивая, утонченная, высокомерная и страстная, насмешливая и увлекающаяся, называемая современниками то «декадентской мадонной», то «сатанессой», Гиппиус стала одной из «знаковых» фигур рус. культуры «серебряного века», воплотив не только в своем творчестве, но и в реальной жизни «все переживания современной души» (В. Я. Брюсов), в т. ч. психологию «излома», «душевного выверта», определенную манерность и склонность к «позе».
В 1900–10-х гг. дом Мережковских – один из центров литературной и религиозно-философской жизни Петербурга, где бывали такие крупные философы и литераторы, как В. В. Розанов, Н. М. Минский, Н. А. Бердяев, Ф. К. Сологуб, В. Я. Брюсов, З. А. Венгерова, М. С. Шагинян, А. Белый, посвятивший Гиппиус «Кубок метелей», А. А. Блок, впоследствии не принявший идей «петербургских мистиков» Мережковских, отошедший от Гиппиус с ее призывами к «охристианиванию мира» путем «освящения плоти».
Резкое неприятие критики, особенно либерально-народнической, вызвали рассказы Гиппиус (сборники «Новые люди», 1896; «Зеркала», 1898; «Алый меч», 1906; «Черным по белому», 1908; «Лунные муравьи», 1912), в которых писательница проповедовала свое «неохристианство» и вводила схематично-абстрактных, либо вызывающе-претенциозных, либо отчаявшихся и меланхоличных героев. Художественно неубедительной оказалась и романическая хроника Гиппиус: «Чертова кукла» (1-я часть, 1911) с ее героем вульгарно-ницшеанского толка и «Роман-царевич» (3-я часть, 1913, отд. издание 1913; 2-я часть, «Очарование истины», не закончена), посв. теме «религиозной революции» и пытающаяся представить галерею современных общественных типов. Протест против «мира старых», призыв к преображению действительности звучал в пьесах Гиппиус «Маков цвет» (1908, совместно с Д. С. Мережковским и Д. В. Философовым) и «Зеленое кольцо» (1916).
Решительно не приняв Октябрьскую революцию (сборник «Последние стихи. 1914–1918», 1918), Гиппиус с мужем эмигрировала в начале 1920 г. С конца 1921 г. жила в Париже, где организовала у себя дома «литературные воскресенья», общество «Зеленая лампа», собирающее эмигрантов разных поколений, с которыми отношения Мережковских, в силу их непримиримой ненависти к Советской России даже в период 2-й мировой войны, с годами резко осложнились. Ценная часть наследия Гиппиус – мемуары «Живые лица» (1925), дневники, письма, незаконченная книга «Дмитрий Мережковский» (опубл. в 1951).
0.00 байт
Владимир Соловьёв и Зинаида Гиппиус: "встречи" и "совпадения" (по материалам дневников З. Гиппиус)
Рассматривается типологическое сходство метафизических построений З. Гиппиус и философии любви Вл. Соловьёва. Анализируются статьи Вл. Соловьёва «Смысл любви», «Жизненная драма Платона» и «Дневник любовных историй» З. Гиппиус.