греч. glyptike, от glypho - вырезаю, выдалбливаю) – искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Геммы с врезанными (инталии) и выпуклыми (камеи) изображениями выполнялись на камнях мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твердых пород (сердолик, халцедон, хрусталь) вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами.
Глиптика
Глиптика
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Глиптика
от греч. glypho - вырезаю, выдалбливаю)
искусство резьбы по камню. Уже в IV тыс. до н.э. резьба по камню была развита в Месопотамии, Египте, Передней Азии, а с III тыс. до н.э. и на островах Эгейского моря. Особый интерес вызывают резные полудрагоценные и драгоценные камни (геммы) Древней Греции и Италии. Сюжеты античной глиптики самые разнообразные, в них отражены сцены материальной и духовной жизни античного общества. Эти изображения нередко являются единственным источником по какому-либо вопросу. Особенно ценны воспроизведения утраченных шедевров живописи. Одно из крупнейших в мире собраний глиптики находится в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
Максимова М.И. Античные резные камни Эрмитажа. Л., 1926; Неверов О.Я. Геммы античного мира. М., 1983; Неверов О.Я. Античные инталии в собрании Эрмитажа. Л., 1976; Неверов О.Я. Камея Гонзага: Из истории глиптики. Л. 1977.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
иск-во худож. резьбы по драгоцен. или полудра-гоцен. камням с помощью спец. инструментов, вручную или на простейшем станке. Произв. Г. - геммы - часто служили печатями. Г. возникла в Месопотамии (V тыс. до н. э.). На крито-микенских геммах (III - II тыс.) преобладают фигуры животных, исполненные обобщенно и выразительно. Др.-гр. геммы XI - VIII вв., часто вырезанные на кости, с упрощенным геометризированным рисунком; на архаич. геммах из стеатита, сердолика, в форме скарабея (заим. из Египта) изображены мифолог, персонажи. Геммы V - IV вв. из халцедона, яшмы отличает лаконизм композиции, тонкий рисунок, они часто подписные (геммы Дексамена). Этрусские геммы IV - III вв. исполнены в своеобразной технике «а глоболо» (шарики). В III - I вв. появл. портретные камеи, в к-рых обыгрываются красочные эффекты многослойных сардониксов (камея Гонзаго). В рим. период геммы, часто больших размеров, украшаются портретами императоров, сценами апофеоза, мифолог, сюжетами. Наряду с геммами из камней были популярны печати из стекла. В III - IV вв. преобладают т. н. гностические геммы с надписями, игравшие роль амулетов.
О.Т.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
искусство резьбы по камню. Уже в IV тыс. до н.э. резьба по камню была развита в Месопотамии, Египте, Передней Азии, а с III тыс. до н.э. и на островах Эгейского моря. Особый интерес вызывают резные полудрагоценные и драгоценные камни (геммы) Древней Греции и Италии. Сюжеты античной глиптики самые разнообразные, в них отражены сцены материальной и духовной жизни античного общества. Эти изображения нередко являются единственным источником по какому-либо вопросу. Особенно ценны воспроизведения утраченных шедевров живописи. Одно из крупнейших в мире собраний глиптики находится в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
Максимова М.И. Античные резные камни Эрмитажа. Л., 1926; Неверов О.Я. Геммы античного мира. М., 1983; Неверов О.Я. Античные инталии в собрании Эрмитажа. Л., 1976; Неверов О.Я. Камея Гонзага: Из истории глиптики. Л. 1977.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
иск-во худож. резьбы по драгоцен. или полудра-гоцен. камням с помощью спец. инструментов, вручную или на простейшем станке. Произв. Г. - геммы - часто служили печатями. Г. возникла в Месопотамии (V тыс. до н. э.). На крито-микенских геммах (III - II тыс.) преобладают фигуры животных, исполненные обобщенно и выразительно. Др.-гр. геммы XI - VIII вв., часто вырезанные на кости, с упрощенным геометризированным рисунком; на архаич. геммах из стеатита, сердолика, в форме скарабея (заим. из Египта) изображены мифолог, персонажи. Геммы V - IV вв. из халцедона, яшмы отличает лаконизм композиции, тонкий рисунок, они часто подписные (геммы Дексамена). Этрусские геммы IV - III вв. исполнены в своеобразной технике «а глоболо» (шарики). В III - I вв. появл. портретные камеи, в к-рых обыгрываются красочные эффекты многослойных сардониксов (камея Гонзаго). В рим. период геммы, часто больших размеров, украшаются портретами императоров, сценами апофеоза, мифолог, сюжетами. Наряду с геммами из камней были популярны печати из стекла. В III - IV вв. преобладают т. н. гностические геммы с надписями, игравшие роль амулетов.
О.Т.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ГЛИПТИКА
иск-во резьбы на драгоц. и полудрагоц. цветных камнях. Резные камни — геммы — с глубокой древности получили широкое распростр. в Египте, странах Передней Азии и в обл. эгейской культуры. Древнейшие образцы играли роль печатей (знаков собственности), амулетов и украшений. Они вырезалис сначала на мягких породах камня (гематит, стеатит, серпентин), позже использов. и твердые породы (сердолик, халцедон, лазурит и др.). К 4-му тыс. до н.э. относятся наиболее древ. произв. Г. Элама, Шумеро-Аккада и Египта, представл. собой гл. обр. цилиндры с врезан. глубь изображ. (обычно это сложные многофигурные композиции). Более поздние егип. геммы, как правило, имеют форму жуков-скарабеев, на плоском основании к-рых вырезыв. сюжетная композиция или надпись. С др.-вост. Г. связаны урартские печати (9 — 7 вв. до н.э.) из мягкого камня и др. материалов, имеющие обычно колоколовидную форму. Изображ. ураратских гемм — миф. и символич. Высокого художеств. совершенства Г. достигла в антич. мире. Антич. геммам-печатям часто придавалась форма жуков-скарабеев (мотив заимствован из Египта); обычно изображ. миф. и бытовые сцены, животные, птицы и др. От 6 в. до н.э. в лит-ре сохран. имена др.-греч. резчиков, в частн. Мнесарха, отца философа Пифагора, и Феодора Самосского, к-рый, по преданию, исполнил знаменитое кольцо тирана Поликрата. Благодаря походам и завоев. Александора Македонского камни, добывавш. на Востоке, стали в изобилии ввозиться в эллинистич. госуд. В моду начали входить аметисты, топазы, гранаты, сапфиры, аквамарины, изумруды, гиацинты и многослойные сардониксы. В это время ценится не только работа резчика, но и красота камней. Создается новый вид резных камней — камеи, т.е. геммы с рельефным, выпуклым изображ. С исключит. иск-вом вырезана из трехслойн. сардоникса (фон и верхний слой темнокоричневые, средний — молочно-белый) камея с парным портретом Птолемея Филадельфа и его супруги Арсинои (т.н. камея Гонзага; хранится в Гос. Эрмитаже). Александр Македонский имел своего придворн. резчика Пирготеля, получивш. право вырезывать портреты царя. Придворный хар-р Г. сохран. и в Др. Риме. Значит. место в антич. Г. занимают геммы Сев. Причерноморья (Боспор, Херсонес). Замечат. образцы антич. Г. были созданы в Закавказье. Тонкостью узора надписей отличаются геммы Бл. Востока. К глубокой древности восходит кит. Г. В Китае получили распростр. печати с каллиграфич. выполн. резным текстом.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Глиптика
(греч. glyptike), искусство художеств, или ремесл. обработки драгоц. камней и стекла. Важнейшие виды Г. — геммы и камеи. Кроме того, к Г. относится изготовление художественно украш. металлич. колец и печатей из кости, слоновой кости и камня. Г. возникла в Месопотамии, где с 5-го тыс. до н. э. употреблялись штемпельные, а позднее цилиндрич. печати. Егип. скарабеи из камня и фаянса довольно рано попали в сев.-вост. страны Средиземноморья. Жители Крита и микенской Греции восприняли печати-штампы от хеттов. Линзообразные лентоиды и миндалевидные амигдалоиды, которые нанизывались, как бусы, на шнуры, изготовлялись, как правило, из серпентина. При господстве в Греции геометрич. стиля были введены новшества в обработку кости и камня, что выразилось прежде всего в высоком качестве печатей того времени. Т. н. «островные камни» (7 в. до н. э.) носят следы влияния вост. образцов. В нач. 6 в. до н. э. в Грецию попали скарабеи (с изображением жука). Материалом для них вплоть до времен Рима служил камень сердолик. В то время как изображение самого жука было сильно упрощено, рисунок на его овальной нижней поверхности постоянно усложнялся. Мотивами этих архаич. гемм являются фигуры или пары фигур, взятые из мифологии или повседневной жизни. Нередко скарабеи просверливали и носили как кулоны; вставленные в оправу, они могли быть кольцами или амулетами. В конце 6 в. до н. э. скарабеи появляются у этрусков, которые усовершенствовали их форму. Греч. Г. 5 и 4 вв. до н. э. (классич. период) предпочитала гладкие выпуклые камни, скарабеоиды из халцедона и яшмы. Высшим достижением этого периода является творчество Дексамена Хиосского (2-я пол. 5 в.), от которого сохранились четыре геммы с подписью мастера; среди них один из первых реалистич. портретов. В кон. 4 в. до н. э. начали обрабатывать камни большей яркости и твердости (аметист, гранат, изумруд). Сначала преобладали перстни с выпуклыми камнями, позже они были заменены плоскими. Обычно мастера подписывали свои произведения. Имена некоторых из них дошли до нас благодаря письм. источникам. Не сохранились творения Пирготела, который вырезал на изумруде портрет Александра Македонского. В 3 в. до н. э. появляются многочисл. камеи, которые высоко ценились при дворе Птолемеев, а позже рим. императоров. В период поздней Республики создается множество изделий из камня и стекла, подражающих эллинистич. или этрусским образцам. В эпоху ранней Римской империи произошел новый расцвет Г. Наряду с камеями (Августова гемма) придворных мастеров и подписанными шедеврами появляется большое количество анонимных камней и изделий из стекла, подчас весьма высокого качества. Сюжегы этих гемм отражают различные стороны рим. жизни. Наряду с вышеназванными камнями появляются темно-зеленые изумруды (празеры), а также яшма различных оттенков. Во время поздней Империи преобладали грубо обработанные камни, носимые часто как амулеты (например, «гностические» геммы). Мягкие камни обрабатывались простыми инструментами, а твердые подвергались обязательной шлифовке заостренными вращающимися круглыми или плоскими фрезами, корундовой и алмазной пылью. Для нанесения тончайших штрихов пользовались алмазным острием. Имелись ли лупы — неизвестно. Т. к. геммы чаще всего использовались для оттиска печати на мягком материале, изображения на них, как правило, делались профильными. Оттиск точно передавал оригинал, не отражая, однако, его красок и яркости. Драгоц. геммы коллекционировались уже в древности (дактилиотеки). В средние века др. геммам подражали, в эпоху Ренессанса и барокко изучение гемм вызвало новый расцвет Г. С сер. 18 в. в связи с развитием буржуазно-гуманистич. стремлений к образованию слепки с античных гемм стали систематически собираться и описываться.
Источник: Словарь античности. 1989