Гончарное ремесло получило большое развитие еще в древности. Уже в 7 — 6 вв. до н. э. спрос на гончарные изделия послужил толчком к созданию крупных мастерских и профессиональной специализации. Глину мяли, отмучивали, обезжиривали. Занимался этим помощник Г., в обязанности которого входило также крутить рукой или ногой гончарный круг. За процессом сушки изделия следил другой человек. После сушки вазописец расписывал сосуд. Для обжига изделие помещали в печь. Проверкой качества и доставкой изделий занимались сам мастер-Г. и его помощники. В гончарном деле раньше, чем где-либо, стали использовать труд рабов. В 6 — 5 вв. до н. э. появляются мастера-Г. из числа рабов, но это было скорее исключением, чем правилом. В 4 в. до н. э. в Греции, а в 3 в. до н. э в Юж. Италии после периода наивысшего расцвета гончарного искусства наблюдается его спад. Керамика этрусских мастеров гою же периода теряет свои самобытные черты. Эллинизация способствовала распространению расписных гончарных изделий, но спрос на них был уже не таким, как два столетия назад, когда скифы, фракийцы, иллирийцы, финикийцы, египтяне и кельты скупали их в больших количествах. Гончарные изделия, выполн. вручную или при помощи профильной дощечки, стали вытесняться штампованными изделиями, в некотором роде эпоха эллинизма способствовала механизации производств, процесса. Процесс штамповки получил широкое распространение, что привело к массовому изготовлению керамич. штампов, заимствованных римлянами. В 50 до н. э. в г. Ареццо римляне стали изготавливать таким способом керамику особого рода, т. н. терра сигиллата. Здесь начали образовываться объединения гончаров, одним из которых была корпорация в г. Ля Грофесенке, центре гончарного искусства кельтских рутенов (у г. Мийо на р. Тарн). Записи, содержащие сведения о произведенной продукции — 23 205 изделий (в месяц?), — сделаны на разных кельтских диалектах. Из этих записей видно, что среди компаньонов существовала четкая специализация, что они использовали труд рабов и наемных рабочих, что между собой компаньоны поддерживали тесные деловые отношения, что свою продукцию они экспортировали в Германию и пров., располож. в верховье Дуная. Одним из достижений Г. являлось умение придать пористой глине такую плотность, чтобы внутрь сосуда не проникала влага. Дополнительная герметичность достигалась путем ангобирования изделия, т. е. нанесения покрытия в виде тонкого слоя белой или цветной глины. Другим важным моментом следует считать двухэтапный процесс изготовления керамич. изделий: прочность достигалась посредством нанесения на необработанную глину слоя высокопластичной глины толщиной 8 — 10 мм. Этим занимались специализированные мастерские. Обжиг керамич. изделий проходил при температуре 800 — 960°, которая регулировалась с помощью воздуходувных мехов. При огранич. доступе воздуха в печь, невысокой температуре и нанесении толстого слоя глиняной поливы — шликера с примесями металлов получалась темная окись железа (чернолаковая керамика), а при нанесении тонкого слоя при той же температуре получалась красная окись (краснолаковая керамика). В дополнение к рисункам, изображающим небольшие по размерам обжиговые печи, археологи нашли печи, камеры обжига которых составляют 6,8 м Топка и камера обжига отделялись друг от друга стенкой, для того чтобы на изделия не попадала копоть. Большинство печей имели высоту порядка 1,5 м и использовались одновременно для подсушки изделий.
рис. Вверху: 1 — вазописец со стоящими на полке для сушки готовыми изделиями (рисунок внутри чаши, сер. 4 в. до н. э.). Внизу: гончарня в Афинах (рисунок на гидрии, период греко-персидских войн); 2 — гончар у обжиговой печи; 3 — гончар с большой амфорой перед сушилкой; 4 — мастер; 5 — гончар, несущий вазу на сушилку; 6 — помощник гончара, вращающий гончарный круг; 7 — гончар во время работы; 8 — гончар, полирующий амфору; 9 — кронциркуль; 10 — гончарная печь с изображением бога-покровителя. Справа: обжиговая печь, высота 1,40 м, диамегр 1,90 м, со сопкой, отделяющей топку от обжиговой камеры из Апулума (Альба Юлия, Румыния, 150).
0.00 байт
Творец - Гончар, солнце, композитор?
Современная наука преобразовала наши представления об универсуме, который теперь предстает целостной системой, непрерывно развивающейся и характеризующейся взаимодействием случая и закона.