ГОРА

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГОР
бог солнца в древнеегипетской мифологии, покровитель власти фараона, который считался земным воплощением Г., сын Осириса и Исиды. Изображался в виде сокола или человека с головой сокола.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ГОР
(horus), древнеегипетский бог с соколиной головой, которому поклонялись в Гиераполе, изображался в виде человека или птицы. Позднее стал считаться сыном богов Исиды и Осириса, царствующий фараон воспринимался как воплощение Г.

Источник: Археологический словарь. 1990

Горы
в греческой мифологии богини времен года: Эвномия («благозаконие»), Дике («справедливость»), Ирена («мир»); сестры мойр и харит. Являясь дочерьми Зевса и Фемиды, они упорядочивали жизнь человека, вносили в нее периодичность, наблюдали за ее закономерным течением.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ГОРЫ
оры — в греч. миф. богини времен года, три дочери Зевса и Фемиды: Эвномия («благозаконие»), Дике («справедливость»), Ирена («мир»); сестры мойр и харит. Г. унаследовали архаич. черты божеств — покровителей урожая и живител. сил природы, отсюда их имена в Афинах: божест-во роста — Ауксо, цветения — Талло, зрелого плода — Карпо.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ГОР
др.-егип. бог неба и солнца, почитавшийся покровителем фараонов. Существовали культы неск. богов Г., имевших общие черты и частично слившихся; чаще всего они изображались в виде царя с головой сокола. Наибольшее значение имели: Г. Великий, один из пяти детей бога земли и богини неба; Г., сын Осириса и Исиды, изображался часто в виде ребенка; Г. Бехудетский, почитавшийся в Идфу в образе крылатого солнечного диска.

Лит.: Матье М. Э., Древнеегипетские мифы, М.-Л., 1956 (библ.).

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Горы (Оры)
Первоначально богини времен года у греков. Их было три - в соответствии с ростом (Ауксо), цветением (Талло) и плодоношением (Карпо) сельскохозяйственных культур. Гор часто отождествляли с Грациями и редко изображали отдельно от других богов. В эпоху эллинизма число Гор увеличилось до четырех и их стали часто изображать на росписях и мозаиках в качестве символов времен года. В такой же роли Горы выступают в эпоху Ренессанса. Горы окружают богиню Луны на известном полотне Тинторетто.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Гор
(егип., греч. Horos — далекий, лат. Horus), егип. бог неба и солнца, изображался в виде сокола. Первоначально идентифицировался с фараоном (бог-царь), в мифе об Осирисе — сын Исиды и Осириса, который в качестве наследника своего отца мстил за его смерть Сету (Тифону), борец со злом (олицетворявшемся в крокодиле). У греков Г. соответствует Аполлону, со времен Александра Македонского к нему проявляется дополнительный интерес. Его почитание возрастало прежде всего в связи с расширением мистерий Исиды. Он изображался в виде мальчика (Гарпократ), как ребенок на руках Исиды (тип мадонны) или как воин с ястребиной головой.

Источник: Словарь античности. 1989

ГОРА
монтаньяры — в период Великой французской революции — революционно-демократическое крыло Конвента, представлявшее якобинцев, занимало на заседаниях верхние скамьи (отсюда название). В период революции 1848 г. во Франции группа мелкобуржуазных демократов в Учредительном собрании, считавшая себя наследниками идей монтаньяров конца XVIII в. В феврале 1849 г. название «Новой Горы» получил блок мелкобуржуазных демократов и социалистов, деятели которых фактически только на словах были сторонниками революционных действий. В переносном значении слово употребляется для обозначения революционного, решительного крыла в политическом спектре.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ГОР
   • Horus, Orus,
         ?????, египетский бог, которого Геродот (2, 144. 156) называет сыном Озириса (см, это слово) и Изиды, братом Артемиды (египетской Бубастиды) и отождествляет с Аполлоном. Мифы о нем, как и толкование их древними, очень разнообразны и несходны. Греки и также большая часть новейших толкователей объясняют его как особенное явление солнечного бога. От него отличают младшего Горуса, Horus Harpocrates, культ которого перешел к позднейшим грекам и римлянам. Он считается за рожденного позже, слабого сына Озириса и служит представителем зимнего солнца, между тем как старший Horus рассматривается как летнее солнце. Но он считался также изображением растительной силы и был отождествляем поэтами с Ирианом. Его изображали слабым ребенком, прикладывающим палец ко рту. Поэтому с ним соединяли значение таинственного и делали его богом молчания. В этом значении встречается он обыкновенно у римлян (Ov. met. 9, 692. Varr. l. l. 4, p. 17), отсюда выражение: facere, reddere aliquem Harpocratem (заставить кого замолчать, Catull. 74. 4). Как бог тайны и молчания он делается также богом семейной жизни.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Гора
евр. ар. Гора. С горой Библия сравнивает божественную силу и непоколебимую благодать (Пс. 35:7; Ис. 2:2; 11:9; Иер. 31:23; Дан. 2-35). Гора обозначает безопасность и прибежище (Пс. 29:8; 120:1); или же препятствие и затруднение (Зах. 4:7; Мат. 17:20; 21-21; Map . 11:23; срав. Пс. 96:5).
По словам одного писателя, все великие и славные дела Божий происходили на горах: на Араратской горе остановился Ноев ковчег (Быт. 8); на горе Мориа Авраам должен был принести своего сына в жертву Богу (Быт.22); на горе Синае дан был закон (Исх. 19); на этой же горе Господь говорил с Моисеем в течение 40 дней и 40 ночей (Исх. 24:16) лицом к лицу (Чис 12.8); на Хориве пророку Илии явился Господь «в веянии тихого ветра» (3 Цар. 19); на Горах Гевал и Гаризим произнесены были проклятие и благословение народу израильскому (И. Нав. 8:33); на горах были построены пророческие школы (1 Цар. 10: 5); на горе Мория был построен Иерусалимский храм. Сам Христос любил горы: на горе Он преобразился и часто удалялся от народа на гору (Иоан. 6:15); на горе Он молился (Лук. 6:12). На Елеонской горе начались страсти нашего Господа Иисуса Христа. На одной из Галилейских гор, после Своего воскресения, Он дал великое поручение Своим ученикам; с Елеонской горы Он вознесся на небо. Все это имеет свое таинственное значение.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ГОРА
монтаньяры (от франц. la Montagne - гора), - 1) В период франц. бурж. революции кон. 18 в. название революц.-демократич. группировки Конвента, связанной с Якобинским клубом и занимавшей в зале заседаний Конвента верхние скамьи (отсюда и назв. - Г., монтаньяры). 2) Во время франц. бурж.-демократич. революции 1848 Г. - группа мелкобурж. демократов в Учредит. собрании, считавших себя наследниками идей монтаньяров. В февр. 1849 "Новой Горой" был назван блок мелкобурж. демократов и мелкобурж. социалистов для защиты республики и борьбы с наступлением реакции. На выборах в Законодат. собрание 13 мая 1849 этот блок получил 180 мест из 750. Деятели Г. 1849 во главе с А. О. Ледрю-Ролленом, Ф. Пиа и др. на словах были сторонниками решительных революционеров, но, как показали события (демонстрация в Париже 13 июня 1849), проявили полную неспособность к революц. действиям (не выдвинули программы, способной поднять массы на борьбу с силами контрреволюции).

Лит.: Манфред А. З., Великая франц. бурж. революция XVIII в. 1789-1794, М., 1956, с. 160-187; Застенкер Н. E., Конец Учредительного собрания во Франции. Поражение республиканской буржуазии, в кн.: "Революции 1848-1849 гг.", т. 1, М., 1952, с. 699-724; его же, Выступление 13 июня 1849 г. и поражение мелкобуржуазной демократии во Франции, там же, т. 2, с. 7-29.

Н. E. Застенкер. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ГОР
Хор — в егип. миф. божество, воплощ. в соколе. Г. изображ. в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. Его символ — солнеч. диск с распростерт. крыльями. Первонач. Г. почитался как хищный бог охоты, когтями впивающ. в добычу. В династич. период происходит слияние различ. соколиных божеств в две тесно связанные между собой ипостаси Г.: Г. — сын Исиды (егип. Гор-са-Исет) и Г. Бехдетского. Г. Бехдетский, муж Хатор и отец Гора-Сематауи, в основном выступает как борющ. с силами мрака бог света, его глаза — луна и солнце. Г. — сын Исиды, действует прежде всего как мститель своего отца Осириса. И тот, и другой покровит. царской власти. Фараоны явл. «служителями Г.», преемниками его власти над Египтом. Своими крыльями Г. охраняет царя (на статуе фараона Хефрена на затылке изображен сокол, прикрывающий крыльями его голову). Имя Г. вошло обязательным компонентом в пятичленную титулатуру фараона. Ипостасями Г. явл. Гор-ахути, связанный с Ра — бог утреннего солнца, а также (с эпохи ХVIII ди-настии, 16 — 14 вв. до н.э.) бог горизонтов З. и В.; Гор-эм-ахет («Гор в горизонте»), солнечное божество, подобное Ра-Гарахути; Гор-ур («Гор старший»), упомин. Плутархом брат Исиды и Осириса (в связи с тем, что слово «ур» имело также значение «сильный», «великий», мог почитаться и как «Гор великий»); Гор-па-Ра, солнце-ребенок, рожденный Рат-тауи; Гор-пахерд и ряд др. С Г. отожд. также Амон (Амон-Ра-Гарахути), различ. соколиные боги (участник битвы с Сетом Немти, Сопду, Хентихети и др.). Почитание Г. было распростр. также в Нубии. Геродот сравнивал Г. с Аполлоном.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

гора
очень часто в Священном Писании символ высоты, силы, величия (Пс 67.17). В древности люди твердо верили что Бог, как и все их боги, обитает на горах, которые подняты от земли к небу, поэтому и жертвенники и богослужения устраивались на горах и возвышенных местах (ср. Евр 12.22). (См. высоты)
Очень многие великие и славные дела Божии совершались на горах:
- на Араратской горе остановился Ноев ковчег (Быт 8.4);
- на горе Мориа Авраам был призван совершить свою самую великую жертву (Быт 22.2);
- на горе Синай был дан закон (Исх 19.20);
- на горах Гаризим и Гевал были произнесены благословения и проклятия (Вт 11.29; Нав 8.33-35);
- Господь Иисус Христос часто поднимался на горы для молитв;
- на горе Он преобразился пред учениками (Мф 17.1-2);
- с Елеонской горы Господь вознесся на небо и таким же образом Он обещал вернуться (Деян 1.11-12).
Горой в Священном Писании часто называется место обитания народа, колена, например:
- гора Сеир, гористая местность на юго-запад от Мертвого моря, место обитания потомков Исава;
- гора Неффалимова (Нав 20.7), местность на северо-запад от озера Мером, удел Неффалимов;
- гора Ефремова (Нав 20.7; 21.21), гористая местность на запад от среднего течения Иордана, удел Ефремов;
- гора Иудина (Нав 11.21; 20.7; 21.11), гористая местность на запад от Мертвого моря-занимает большую часть удела Иудина;
- гора Израилева (Нав 11.16,21)-это вся земля на запад от Иордана;
- гора Аморрейская во Вт 1.20 означает всю обетованную землю.
Кроме перечисленных выше в Библии упомянуты следующие отдельные горы: Кармил, Ермон, Ор, Хорив, Ливан, Нево, Фасга, Сион.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Гора первый Сундук в Хакасии в сети суточных параллелей восходящих высокой зимней Луны и летнего Сол

Ларичев Виталий Епифанович, Гиенко Елена Геннадьевна, Паршиков Сергей Анатольевич, Прокопьева Светлана Анатольевна
Гора Первый Сундук в Хакасии является уникальным объектом природного происхождения, дополненным рядом искусственных сооружений, при помощи которых было возможно познание ритмов движения Луны и Солнца.
Читать PDF

Археологический комплекс Черная гора в Куньинском районе: к истории изучения

Мануйлова Е. А.
Читать PDF

Сельцо Лысая Гора и его владельцы

Никифоров Виктор Григорьевич
Читать PDF

2004. 02. 017. Гора. Верификация суеверий. Gora. Verify superstitions // atheist. - Vijayawada, 2003

Хлебников Г. В.
Читать PDF

К характеристике раннесредневекового поселения на городище Княжая Гора в бассейне Р. Полы

Торопов С. Е.
В статье предлагается обзор археологических материалов IX – X вв., полученных в результате раскопок городища Княжая Гора, важного административного центра на юге Новгородской земли в эпоху средневековья.
Читать PDF

Достопримечательное место «Барсова гора» - уникальный природно-археологический памятник Сургутского

Ведмидь Григорий Павлович
Читать PDF

Гора Чернышева – связующее звено триангуляционной сети меридиана свалбард

М. Г. Малахов, В. Г. Шляхин
Читать PDF

Два этапа горного дела средневековой Чехии: Йиглава и Кутна Гора

Лапшов Павел Николаевич
Горное дело в средневековой Чехии важная страница истории этой страны. Горное дело породило новые явления в экономике, социальных отношениях, оказало значительное влияние на политическое развитие, на развитие культуры и искусства.
Читать PDF

Гора Догээ как археологический и этнографический памятник Тувы

Кисель Владимир Антониевич, Хаврин Сергей Владимирович
В ХХ веке отношение местного населения Тувы к горе, возвышающейся над столицей республики, на правом берегу Енисея, менялось. Это отражали названия, которые появлялись на вершине горы в разные годы.
Читать PDF

Погребения амазонок из могильника Мамай-Гора

Фиалко Елена Евгеньевна
Крупнейший в Северном Причерноморье могильник Мамай-Гора занимает край левобережного плато в 3-5 км к югу и юго-западу от с. Великая Знаменка Каменско-Днепровского р-на Запорожской обл.
Читать PDF

Археологические исследования на объектах археологии ансамбля «Грибова гора» в Тайшетском районе Ирку

Дзюбас С.А., Стерхова И.В.
In 2001-2009 North-Western division of the archaeological expedition of OGU TsSN and archaeological department of OOO «Raritet» discovered and researched 9 sites on the River Akul'shetka (Gribova Cora 1-9) which results are presen
Читать PDF

Основные этапы археологического изучения стоянки Афонтова гора II

Артемьев Евгений Владимирович, Дроздов Николай Иванович, Макулов Владимир Иванович
Дается изложение основных этапов археологического изучения палеолитической многослойной стоянки Афонтова гора II. Подводятся итоги более чем 100-летнего изучения стоянки.

Похожие термины:

  • АФОНТОВА ГОРА

    группа из 4 стоянок позднего палеолита на лев. берегу Енисея, у г. Красноярска. Первая из них открыта И. Т. Савенковым в 1884. Раскопки велись Н. К. Ауэрбахом, В. И. Громовым и Г. П. Сосновским гл. обр. в 1923-25.
  • АЛЬБАНСКАЯ ГОРА И АЛЬБАНСКОЕ ОЗЕРО

    Первая была священной горой латинов; на вершине ее находился храм Юпитера, где совершалось общее празднество Латинского союза. К этой горе направлялись триумфальные шествия римских полководцев,
  • АЛЬБАНСКАЯ ГОРА

    господств. над Лацием горная вершина (совр. Монте-Каво), на к-рой стоял храм Юпитера. В антич. времена этот храм был известен как место провед. 47 лат. общинами ежегод. праздника. Здесь же праздн. свой т
  • Амаликова гора

    место в колене Ефремовом, где погребен судья Андон (Суд. 12:15).
  • Аматола, гора Кафрские войны

    Место сражения 1846 между кафрами под командованием Сандилли и англ. и капскими войсками под командованием полковников Кэмпбелла и Сомерсета. Сандилли был разгромлен, но, собрав силы, совершил успе
  • Белая Гора

    см. Прага I.
  • Гора Божия

    См. «Синай».
  • Цемараимская гора

    расположена в гористой части колена Ефремова (2 Пар. 13:4).
  • Ефрона гора

    Нав 15.9)-гора или горы (гористая местность) на границе уделов Иудина и Вениаминова, по-видимому, на восток или северо-восток от Иерусалима.
  • Инлобане, гора Англо-зулусская война

    28 марта 1879 отряд англичан из 1300 чел. под командованием полковников Буллера и Рассела атаковал хорошо укрепленный крааль зулусов и после ожесточенного боя был отброшен со значительными потерями. И
  • АРГЕЙСКАЯ ГОРА

       • Argaeus mous,          ???????? ??????, весьма высокая гора Малой Азии, покрытая на вершине вечным снегом, а у подошвы прекрасными лесами, часть Антитавра в северо-западной Каппадокии; н. Эрджиас. Plin. 6, 3, 3. S
  • Гора сонма богов

    Ис. 14:13). На нее хотел взойти вавилонский царь и быть подобным богам. Многие из древних народов полагали, что местопребыванием богов являются высокие горы в северных странах. Это представление они п
  • ГОРА ДЕТИ

    в егип. миф. древнейшие божества — сыновья Гора: Амсет, Хапи, Кебексенуф, Дуамутеф. Судя по 17-й главе «Книги мертвых», они первонач. считались астральн. богами, спутниками созвездия «Бедра коровы» (Б
  • Думная гора

    городище, место специализированного мет. произв. иткульской культуры (V-IV вв. до н.э.). Свердл. обл., г. Полевской. Пам. открыт Д.Н.Анучиным и Ф.А. Уваровым в конце XIX в.    Пам. (городище в сев. части и неук
  • Елеонская гора

    одна из гор, лежащая к востоку от Иерусалима и отделяемая от него Кедронской долиной. Получила свое название от растущих на ней оливковых деревьев. На западном склоне горы расположен Гефсиманский
  • ФИНИКИЙСКАЯ ГОРА

       • ????????? ´??o?,          узкий горный хребет в Беотии между озерами Копаидой и Гиликой. Strab. 9, 410.
  • ГАДИЛИЙСКАЯ ГОРА

       • Hadyllius mons,          ????????, см. Boeotia, Беотия.
  • Гора Господня

    Чис. 10:33). См. «Синай».
  • ФАВОР ГОРА

    Нав 19:22). На восток, неподалеку от Назарета, в коем Искупитель наш пребывал до вступления в дело нашего спасения, на север от Наина, где Он, милосердый, воскресил сына бедной вдовицы, на запад от моря
  • ФИКИОНСКАЯ ГОРА

       • ?????? ´??o?,          (?. ?? ??????), крутая, голая скала, в 15 стадиях на восток от Онхеста в Беотии, на которой, по преданию, жила Сфинкс (??? — эолическая форма для ?????). Paus. 8, 26, 2. Apollod. 3, 5, 18. Hesiod. scut. 33.