ГОРАЦИЙ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Горации
(лат. Horatius), др.-рим. патрицианский род. Согласно легенде, вопрос о том, Рим или Альба Лонга должен стать гегемоном в возникающем государстве, был решен в пользу Рима в битве трех юношей-близнецов Г. и трех близнецов Куриациев.

Источник: Словарь античности. 1989

ГОРАЦИИ
патрициан. род в Др. Риме. По преданию наиболее известны: 1) Три брата-близнеца Г., решившие спор о преобладании Рима над Альба-Лонгой победой в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями. 2) Публий Гораций Коклес (одноглазый), прославивш. при нападении этрусков на Рим (6 в. до н.э.) тем, что один сдерживал врагов до тех пор, пока мост через Тибр позади него не был разрушен.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ГОРАЦИИ
Horatii) - патрицианский род в Др. Риме. По преданию наиболее известны: 1) 3 брата-близнеца Г., решившие спор о преобладании Рима над Альба-Лонгой победой в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями. 2) Публий Гораций Коклес (одноглазый), прославившийся при нападении этрусков на Рим (6 в. до н. э.) тем, что один сдерживал врагов до тех пор, пока мост через Тибр позади него не был разрушен.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Горации
Три брата из рода Горациев известны в связи с историческим эпизодом, возможно легендарным - относящимся ко времени правления третьего царя Рима Тулла Гостилия (7 в. до н. э.), о котором рассказывает Тит Ливий в первой книге своей "Истории". Во время правления Тула Гостилия был разрушен старинный латинский город Альба Лонга, а его население в основном депортировано в Рим. Во время сражения три брата Горации-римляне вступили в борьбу с тремя братьями Куриациями, выступавшими на стороне Альбы Лонги. Двое из Горациев были убиты, однако третий Гораций убил всех трех Куриациев и с триумфом возвратился в Рим. Там он встретился со своей сестрой, оплакивающей смерть своего жениха - Куриация. Гораций рассердился на свою сестру и убил ее, за что Тулл привлек его к суду, но после процедуры искупления вины он был оправдан.
   Гораций является главным героем одноименной трагедии Корнеля; на первом из классических полотен Давида "Клятва Горациев" образ однолинейно мыслящего героя отсылает нас к персонажам Французской революции.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ГОРАЦИЙ
Гораций Флакк, Квинт (Quintus Horatius Flaccus) (65-8 до н. э.) - рим. поэт. Род. в семье вольноотпущенника, служил в армии Брута, был близок к Меценату и Августу. Творчество Г. разнообразно по жанрам и темам. В "Эподах" ("Epodi") Г. призывает к гражд. миру, прославляет победу Августа над Антонием. В "Сатирах" ("Sermones") ставит проблему индивидуального счастья; в них много автобиографического, метких зарисовок быта и типов современников. В "Одах" ("Carmina"), помимо любовных и дружеских застольных мотивов, филос.-эпикурейских раздумий, содержится восхваление политики принципата. В т. н. "Римских одах" (III, 1-6) почитание Августа возводится в культ. 1-я кн. "Посланий" ("Epistolae") посвящена филос. размышлениям на этич. темы, во 2-й ("Послание к Пизонам" - "Epistolae ad Pisones") Г. разрабатывает теоретико-лит. вопросы. Значение наследия Г. не только в художеств. мастерстве, но и в отражении нравов и идейной борьбы в Риме кон. 1 в. до н. э.

Соч.: Opera. Tertium recognovit P. Klingner, Lipsiae, 1959; в рус. пер. - Гораций Флакк Квинт. Полн. собр. соч., пер. под ред. Ф. А. Петровского, М.-Л., 1936.

Лит.: Wili W., Horaz und die Augusteische Kultur, Basel, 1948.

А. Ч. Козаржевский. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ГОРАЦИЙ
(Квинт Гораций Флакк) (65 г. до н.э. — 8 г. н.э.) — римский поэт, представитель «золотого ве-ка» римской поэзии, связанного с именем императора Августа. Сын вольноотпущенника, после убийства Це-заря в 44 г. до н.э. он встал на сторону республиканцев, перенеся немало бед и гонений изза этого. Его произведения этого времени сатиры и эподы, написанные по образцу поэта–классика Архилоха, полны ощущением трагической беспомощности человека перед грозящи-ми ему отовсюду бедствиями. Постепенно Гораций все больше примиряется с империей, приветствует новую эпоху, несущую мир, стабильность и надежды на возрождение могущественного государства. Поэтому он воспользовался объявленной амнистией, купил долж-ность квесторского писца и вошел в кружок Мецената. С этого времени он с радостью откликался на победы Августа, прославлял новые законы и официально возрождавшуюся старую римскую мораль. Вершиной творчества поэта стали четыре книги «Од», в которых поэт поставил перед собой нелегкую задачу — стать наследником греческой лирики, сравняться с Алкеем и Сафо, Пиндаром и Анакреонтом. В его одах — темы любви, дружеских пиров, прелестей уединенной жизни, успехи римского оружия, бессмертие самой поэзии. Среди его произведений — знаменитый «Памятник», известный нам по переводам М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина и В. Я. Брюсова. Осо-бое место занимает известное всем европейским поэтам «Послание к Пизонам», за которым закрепилось название «Наука поэзия». Она легла в основу «Поэтического искусства» Н.Буало, сделала Горация в век классицизма образцом поэта и теоретика.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ГОРАЦИЙ
horatius), полное имя – Квинт Гораций Флакк (65 до н. э., Венузия – 8 до н. э., Рим), римский поэт. Родился в семье сборщика налогов, прежде бывшего рабом. На деньги отца в Риме и Афинах изучал философию и литературу. Позднее служил в войске республиканца Брута и получил должность военного трибуна. После поражения Брута в битве при Филиппах (42 до н. э.) вернулся в Рим и начал писать стихи. Познакомившись с поэтами Вергилием и Варием, вскоре примкнул к литературному кружку, связанному с Меценатом, политическим советником императора Октавиана Августа и известным покровителем поэтов. Меценату посвящена бОльшая часть его произведений, некоторые непосредственно обращены к нему.
История сохранила все сочинения Горация: «Сатиры» (правильнее «Сатуры»; в 2 книгах, 35 и 30 до н. э.), «Эподы» (30 до н. э.), «Оды» (3 книги – в 23 до н. э., 4-я книга – 13 до н. э.), «Юбилейный гимн» (17 до н. э.) и «Послания» (в 2 книгах; 20 и 13 до н. э.), среди которых выделяется исторически значимое «Послание к Пизонам» (известно также под заглавием «Наука поэзии»), оказавшее сильное влияние на поэтику классицизма. Наследие поэта отличается разнообразием стихотворных размеров: в «Сатирах» и «Посланиях» – гекзаметр, в «Эподах» – новаторское сочетание длинных и коротких строк ямба, в «Одах» – разные формы, в т. ч. алкеева и сапфическая строфы (названы по именам греческих поэтов Алкея и Сапфо).
Центральный мотив творчества – пропаганда умеренности в материальной и духовной жизни, впервые в мировой поэзии выраженная словесной формулой «золотая середина» («Оды», II, 10). Идеалы автора – спокойная жизнь в уединении, любовь и дружба. Вера в возможность человека управлять своей судьбой, довольствуясь необходимым и поддерживая душевное равновесие, выражена формулой «пользуйся днем» («Оды», I, 11). Этот мотив наслаждения жизнью (в частности – вином и любовью) как средство противостоять смерти будет активно эксплуатироваться европейскими поэтами, особенно романтиками (у А. С. Пушкина – в «Пире во время чумы»). Романтики наследовали и другие мотивы «Од»: презрение к непосвященной в таинства черни (III, 1), представление о творчестве как о форме бессмертия и сравнение поэта с парящей над толпой вольной птицей (II, 20). Знаменитую оду о памятнике (III, 30) перевел на рус. язык М. В. Ломоносов, а Г. Р. Державин и А. С. Пушкин создали подражания ей.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Гораций
Флакк Квинт, (лат. Horatius Flaccus), род. 08. 12. 65 до н. э. в Венузии (Апулия), ум. 27. 11. 8 до н. э. в Риме, рим. поэг. Сын вольноотпущенника (сборщика налогов), получил разностороннее образование в Риме и Афинах, где он познакомился с греч. литературой, философией и искусством. В гражданской войне Г. принимал участие как военный трибун. Он выступал на стороне республиканцев в битве при Филиппах (42 до н. э.). В 44 до н. э. был убит Цезарь (в результате заговора республиканцев). После конфискаций его владений в пользу безземельных ветеранов Г. зарабатывал средства к существованию на государств, службе в качестве писца. Для его настроения были характерны разочарование и пессимизм. Сочинял эподы, называемые также ямбами, в которых говорилось о прошлом (продолжительной гражданской войне), выражалось отчаяние и отречение от действительности (приглашение к путешествию на острова Блаженных), но в этих произведениях заметно также сознание ответственности за судьбы общества (призыв к согласию и миру). Ею идеал в большинстве типичных трогательных эподов — Архилох. В 38 до н. э. Вергилий представил Г. Меценату. Приняв в дар от Мецената сабинское поместье, Г. получил возможность беззаботно посвятить себя поэзии. С Меценатом Г. связывала длившаяся до самой смерти дружба. С улучшением материального положения Г. и благодаря eго близости к Меценату и Октавиану, ставшему позднее императором Августом, постепенно менялась его жизненная позиция. Он пришел к признанию образовавшейся монархии. Между 41 и 30 до н. э. Г. пишет 2 книги сатир гекзаметром, названных «Sermones» («Беседы»). Вслед за Луцилием, не делая острых выпадов, но достаточно критично и самокритично, с тактом и сознанием справедливости, он поднимает социальные и философские вопросы, рисует человеч. слабости и превратности судьбы, показав себя наблюдательным мастером, дающим остроумные характеристики и глубокое изображение ситуаций. С 20 по 13 до н. э. появились 2 книги Г. «Epistulae» («Послания»), написанные гекзаметром, в которых обсуждаются такие темы, как самовоспитание, философия жизни. Знаменитое послание «Ars poetica» («Искусство поэзии») касается сущности и задач поэтич. искусства. В 4 книгах од, названных «Carmina» («Песни»), — книги 1 — 3-я были опубликованы в 23 до н. э., книга 4-я появилась в 17 — 13 до н. э. — Г. познакомил читателей Рима с эолийскими песнями Алкея и Сапфо. В высокохудожеств. стихотворениях воспеваются любовь, общительность и дружба, поэзия и мир богов. Мн. из этих стихотворений, в особенности т. н. римские оды 3-й книги, «Сагтеп saeculare» («Торжественная песнь по случаю празднования секуляров 17 года») и стихи 4-й книги, прославляют императора Августа, его семью и политику. Однако предложенную ему должность при императоре Г. не принял, т. к. он хотел оставаться независимым. Растущее благосостояние и расцвет Римской империи при Августе сделали Г. сторонником императора. Стихотворения Г. отражают его отход от неотериков и их образа жизни, свидетельствуют о сознании ответственности поэта в качестве профессионального представителя, учителя и наставника своего народа. Произведения поэта, по которым вскоре стали учить детей в школах, целиком сохранились. Точность и искусство слова, глубина и образность стихов Г. сделали его поэзию образцом лирич. творений в Европе. Произведения Г. переведены на языки всех народов мира.

Источник: Словарь античности. 1989

Гораций
65–8 до н. э.) Квинт Гораций Флакк, один из прославленных римских поэтов эпохи Августа, родился в апулийском городе Венузии, на границе Лукании, и был сыном вольноотпущенника. Несмотря на скудный достаток, отец дал сыну приличное образование, сперва в Венузии, затем в Риме, где Гораций посещал школу Орбилия. По ее окончании он отправился для дальнейшего образования в Афины, где особенно усердно занимался философией. Когда в Афины прибыл Брут, Гораций присоединился к его войскам, заняв место военного трибуна. В 42 году до н. э. Гораций участвовал в битве при Филиппах и вместе с другими бежал с поля сражения. Когда по окончании войны ветеранов награждали земельными наделами, у Горация отняли его имение, и он, получив, правда, амнистию, вернулся с пустыми руками в Рим. Здесь, чтобы найти себе средства к существованию, он вступил в общество квесторских писцов, обратившись вместе с тем, не без материальных соображений, к литературе. Крылья подрезаны, дух приуныл, ни отцовского дома Нет, ни земли, — вот тогда, побуждаемый бедностью дерзкой, Начал стихи я писать. Вскоре его муза заинтересовала любителей литературы и придворное общество. В 38 году до н. э. Вергилий и Варий представили его Меценату, который, сблизившись с поэтом, оказывал ему материальную поддержку, а через несколько лет подарил ему имение в Сабинских горах. Меценат в свою очередь представил Горация Августу, но как в реальных отношениях, так и в поэзии Гораций, сочувствуя идеям Августа и будучи по существу придворным поэтом, держался на почтительном отдалении от императора. Безмятежно дожив свой век на лоне природы, вдали от политических страстей, Гораций умер в 8 году до н. э. на 57 году жизни, вскоре после смерти Мецената. Начало поэтической деятельности Горация относится к 40 году до н. э., когда он впервые выступил на поприще сатиры, сразу прославившей его как великого поэта. Учителями Горация были греческие комедиографы (по содержанию), римский сатирик II века до н. э. Луцилий (по содержанию и форме) и греческий киник Бион (ок. 300 года до н. э.), у которого Гораций заимствовал, например, форму обращения к воображаемому противнику. В сатирах Гораций обнаружил богатый жизненный опыт, знание людей, тонкую наблюдательность, умение метко и правдиво изображать характеры и, под оболочкой шутки, говорить серьезные вещи. Всего Гораций написал 18 сатир. Они составили две книги, из которых первая вышла в свет к 35 году до н. э., а вторая — к 30 году до н. э. Одновременно с сатирами Гораций писал эподы или ямбы, образовавшие дошедшие до нас сборники из 17 пьес. Эподами эти произведения называются по свойствам метрической формы, заимствованной Горацием у греческого поэта Архилоха. Но в отличие от страстной, язвительной насмешки Архилоха, эподы Горация отражают рассудительный, взвешенный подход к жизни, квиетический склад мыслей поэта. И еще одна категория произведений, именуемых Горацием «песнями» — оды — вошла в два сборника, первый из которых вышел в 23 году до н. э., а второй — в 13 году до н. э. «Так воспринимать Горация, как его воспринимали люди одного с ним языка, его современники, его соотечественники, мы уже не можем, — пишет известный литературовед С. Д. Артамонов. — Нас отделила от римского поэта даль веков. Мы не улавливаем того тонкого аромата слова, которым наслаждались римляне, читая его стихи. Для нас они отягчены именами неизвестных нам лиц, мифических героев, забытых географических названий, нам чужда их форма, их ритмический строй, столь ценимый современниками поэта. Мы можем только склониться перед авторитетом его имени, которое победоносно прошло через двадцать веков». Конечно, нам уже невозможно познать всю прелесть стихов Горация, но все-таки русским поэтам, переводившим его, — а это Пушкин, Державин, Жуковский, Фет, Блок, — удалось передать не только смысл, но и саму поэзию стихов Горация. Вот, например, как Пушкин переводил римского поэта: Кто из богов мне возвратил Того, с кем первые походы И браней ужас я делил, Когда за призраком свободы Нас Брут отчаянный водил? С кем я тревоги боевые В шатре за чашей забывал И кудри, плющем увитые, Сирийским миром умащал? Ты помнишь час ужасной битвы, Когда я, трепетный квирит,[2] Бежал, нечестно брося щит, Творя обеты и молитвы? Как я боялся! Как бежал! Но Эрмий[3] сам внезапной тучей Меня покрыл и вдаль умчал И спас от смерти неминучей. А ты, любимец первый мой, Ты снова в битвах очутился… И ныне в Рим ты возвратился, В мой домик темный и простой… «Можно ли не слышать в них живого Горация!» — отозвался об этих стихах Белинский. Гораций много размышлял о тайне творчества, о законах искусства. Свои идеи на этот счет он изложил в «Послании к Пизонам». В XVII–XVIII веках идеи Горация обрели вторую жизнь — «Послание к Пизонам» было самым авторитетным пособием для блюстителей поэтических канонов. Мы все помним «Памятник» Пушкина, часто повторяем «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». А ведь традиция таких стихов пошла от Горация, от его оды «К Мельпомене», которую так и стали переводить — «Памятник» Горация. По образцу этой оды писали стихи и Ломоносов, и Державин, и Пушкин. Гавриил Державин Подражание Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный; Металлов тверже он и выше пирамид: Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный. И времени полет его не сокрушит. Так! Весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И Слава возрастет моя, не увядая. Доколь Славянов род вселенна будет чтить. Слух пройдет обо мне от белых вод до черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк помнить будет то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал. Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетели Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить. О муза! Возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой, неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай. [1796] Геннадий Иванов

Источник: 100 великих писателей. 2004

ГОРАЦИИ
   • Horatii,

         патрицианский род, что доказывается уже именем (см. Curiatii, Куриации), латинского происхождения. Из этого рода прежде всех называются:

       1. 3 Horatii, которые вступили в бой с Куриациями. Liv. 1, 26. Оставшийся в живых П. Гораций в гневе умертвил свою сестру, которая оплакивала смерть своего жениха, одного из убитых Куриациев; он был освобожден от наказания по просьбе народа. Cic. Мil. 3, 7. Val. Max. 6, 3, 6. Liv. 1, 26. На это событие указывали еще и в позднейшее время памятники, гробницы и поле Г. в Риме. Публий (или Марк по Cic. Мil. 3, 7.) впоследствии разрушил Альбу. Dion. Hall. 3, 28 и cл.;

       2. М. Ноratius Pulvillus, потомок предыдущих, первый римский консул, в 509 г. до Р. X. (Liv. 2, 18. Plut. Publ. 12), принимал участие в изгнании последнего царя. Его брат 3) P. Horatius Cocles (одноглазый, Plin. 11, 37), по преданию, спас Рим во время войны с Порсеной; он защищал с двумя другими деревянный мост от этрусков до тех пор, пока мост не был сломан за ним; тогда он бросился в Тибр и переплыл на противоположный берег. Liv. 2, 10. Plut. Publ. 16. Cic. legg. 2. 4, 10, Cic. off. 1, 18, 61. За этот геройский подвиг благодарные граждане воздвигли ему статую и наградили его богатыми дарами;

       4. С. Horatius Pulvillus (сын упомянутого под цифрой 2), консул в 477 г., победоносно сражался с вольсками и этрусками (Liv. 2, 51) и был в 457 г. второй раз консулом. Он умер в 456 г. Liv. 3, 32;

       5. M. Horatius Barbatus, противник децемвиров в 449 г. до Р. X.; после падения их он опять примирил патрициев с народом, во второй раз удалившимся из Рима. Liv. 3, 53. Будучи консулом в 449 г. (Liv. 3, 55), он издал со своим товарищем Валерием Публиколой знаменитые lеges Horatiae Valeriae, об обязательности решений триб для всего народа, о неприкосновенности народных трибунов и некоторых других чиновников; он отправился в поход против сабинян и счастливо воевал с ними. Liv. 3, 56 и cл. По постановлении так называемых comitia tributa он праздновал триумф, в котором ему было отказано сенатом. Liv. 3, 63;

       6. Q. Horatius Flaccus, родился в 689 г. от основания города, т. е. в 65 г. до Р. X. 8 декабря в Венузии на границе Лукании и Апулии в стране романтически суровой, в которой протекал бушующий Авфид и возвышался покрытый лесами Вольтур. Как сын вольноотпущенника, вероятно, из tribus Horatia, имел он право на положение свободнорожденного (ingenuus). Его отец продал приобретенный клочок земли, чтобы переселиться в Рим и дать сыну лучшее воспитание. Трогательная картина, которую поэт рисует нам о мудром и полном любви образе действий отца (sаt. 1. 6), делает честь как отцу, так и сыну. Для окончания своего образования он направился, вероятно после получения toga virilis, в Афины и предался там изучению философии, слушая академика Феомнеста, перипатетика Кратиппа и эпикурейца Филодема, но сохраняя при этом полную свободу мысли. Как в Риме, так еще более в Афинах он вошел в тесные сношения с избранным обществом даровитых молодых римлян из знатнейших фамилий. В это время пришло в Афины известие об убийстве Цезаря, совершенном 15 марта 44 г. до Р. X.; когда на исходе лета Брут явился, чтобы собрать флот и войско для охраны Республики, он встретил здесь горячее сочувствие в пылкой молодежи. Гораций, избранный Брутом в военные трибуны, тотчас прекратил свои занятия и стал под знамена Брута; причем ему, вероятно, представился случай изучить берега Малой Азии и острова Архипелага, изображенные им в нескольких метких чертах. О роковом сражении при Филиппах мы имеем его собственное интересное сообщение (Od. 2, 7), вдвойне важное, потому что из него мы можем определить положение поэта по отношению к Республике и по отношению к наступившему единодержавию Августа. Он по убеждению консервативный, сторонник старой формы и старого строя общественной жизни; при идеальном стремлении его юношеского чувства от него ускользнуло, что старый дух давно уже не существовал в Республике и что без него не могла существовать и сама сделавшаяся пустой формой Республика. Исход сражения при Филиппах, в котором он столько же признает геройство побежденных, сколько счастье победителей, служил ему доказательством, что старая форма безвозвратно потеряна, т. к. даже оба главных защитника этой формы в отчаянии отказались от нее. Он сам себя не упрекает в малодушии, а приписывает только свое спасение богу, благодаря которому он, relicta non bene parmula, благополучно прибыл на родину. В это время он убедился, что только то стремление и та сила доставляют счастье, которые в состоянии успокоить волнение общественной жизни. Поэтому Октавиан был признан им как Pacificator orbis terrarum, который наконец восстановил давно желанный мир. Посреди этих событий, вероятно, умер его отец, и следовавшая ему часть наследства была отнята победителями; тогда бедность, способствующая предприимчивости, заставила его первыми попытками своего поэтического таланта снискивать себе благосклонность могущественных покровителей (ер. 2, 2, 49 и сл.). Поэты Вергилий и Л. Варий представили его Меценату, который пригласил его к себе, но вторично позвал только спустя 9 месяцев и принял в число своих amici или литературных собеседников, вероятно, в 39 г. до Р. X. (sаt. 1, 6, 54 и сл.). Через Мецената он также познакомился с Октавианом, когда этот последний возвращался в Рим летом 29 г. с парфянской и паннонской войн. Очень может быть, что только благодаря знакомству с Меценатом он получил должность scriba quaestorius, и т. к. для этого был нужен залог, вместо которого большей частью был представляем участок земли (отсюда praedium), то, кажется (по весьма вероятной догадке Цумита), Меценат подарил ему для этого Сабинум (см. Сабины) или дал деньги для покупки этого имения. С этого времени его обычным местопребыванием сделался Рим; но иногда мы видим его в Тибуре и в самом Сабинуме; это последнее поместье само по себе не было привлекательно, но поэт очень любил его. Гораций не был женат. Постепенно он сделался таким необходимым членом в тесном дружеском кругу Мецената, что тоска но нему доходила у высокого покровителя до болезненной грусти. Поэт, согласно предсказанию, которое он дал Меценату, умер вскоре после смерти последнего, когда ему было почти 57 лет, 27 ноября в 8 г. до Р. X. Его прах был погребен рядом с прахом Мецената на Эсквилине. Заслуга Горация, как поэта, состоит в том, что он пересадил на почву Лации и Италии лирическую поэзию в ее лучших и изысканнейших формах, которыми до этого времени отличалась только греческая поэзия. Следовательно, с этой стороны он, конечно, более poeta, чем vates. Но с другой стороны, у него не было недостатка и в поэтическом творчестве. Поэтическое направление и настроение у него не деланное, создано не искусственно, но есть продукт его жизненного опыта. Вследствие того что идеалы его юности были разбиты, ему пришлось вступить в борьбу с действительностью; он нашел успокоение и истину в отдаленном идеальном мире. В действительном мире его неприятно поражали разные мелкие черты, продукты тревожной жизни столицы, нисколько не соответствующие духу доблестных предков. Отсюда в нем развилось сатирическое направление, которое выступило сначала в полной силе, затем становилось постепенно мягче, серьезнее, искреннее, но даже в его последних поэтических произведениях не вполне исчезло. В середине его поприща это направление высказывается в серьезных и глубоко нравственных и религиозных мыслях, в которых он, хотя и напрасно, стремился к восстановлению давно исчезнувшего духа благороднейшего и чистейшего времени Республики. Этим объясняется весь ход его поэтического развития, каким оно является нам в его сохранившихся произведениях. Вместе с тем это обстоятельство дает нам верный масштаб для справедливой оценки его поэтического дарования; не в полете или в глубине мыслей, не в новизне их, не в изобилии эффектных оборотов, не в блеске слога (он явно употреблял для своих целей слова и обороты, иногда соображаясь только с метрической формой), не в метафорах, мало свойственных латинскому языку, не во всем этом заключается особая прелесть и достоинство Горациевой поэзии, а в правдивости чувств, благородстве идей, естественности мыслей и, главное, в простой, вполне соответствующей содержанию форме. Именно за это сделался он любимцем всех времен, как ему самому предсказывало смелое предчувствие. Трудно определить время появления отдельных написанных им произведений. Но насколько известно, он сперва написал обе книги сатир, потом книгу эподов, далее четыре книги од, или стихотворений, вместе с carmen saeculare, наконец, две книги посланий с включением так называемой ars poetica. Великий английский критик Бентли (Bentley) дает следующую долгое время принятую хронологию произведений Горация: I книга Sat. написана между 26 и 28 годом жизни поэта, II книга Sat. между 31 и 33 годами, II книга Carmina между 40 и 41 гг., III кн. Carmina между 42 и 43 гг., I книга Epist. между 46 и 47 годами, IV книга Carmina между 49 и 51 годами, а остальные произведения появились в более позднее время, которое не допускает более точного определения. Только в новейшее время Кирхнер доказал неосновательность предположений, лежащих в основе большей части этих хронологических данных, особенно того предположения, будто поэт в известное время постоянно посвящал себя только одного рода литературной деятельности и что все стихотворения, напр., одной книги, Carmina, были уже готовы раньше, чем появились произведения другой книги, между тем как, по всей вероятности, три первые книги Carmina были изданы вместе. Далее, обе книги сатир относятся к 41 — 36 гг., Эподы к 41-30 гг., три первые книги Carmina к 39-18 г., первая книга посланий к 27-15 г., четвертая книга Carmina к 18-10 гг., вторая книга посланий к 11-8 гг. до Р. X. Однако недавно и эти предположения были многократно изменяемы в частностях несколькими немецкими учеными, именно Гротефендом, Франке и Тейффелем. Но из каждого из этих определений времени появления отдельных произведений Горация следует, что различие в характере сатир и посланий, в которых некоторые хотели видеть полное сходство, проистекает уже из самого времени их появления. Издавна Горация толковали грамматики в школах; сохранились схолии Порфириона и другое собрание, носящее несправедливо имя Акрона. Издания Pauly (1858 и сл.), Hauthal (1859), Meyer (схолии Порфириона, 1874). Число рукописей очень велико, но только немногие из них относятся к средним векам. Некоторые интерполяции, должно быть, были сделаны уже в раннее время и признаются даже ранними критиками. Hofmann-Peerlkamp (1834-1862) в своем издании од приложил к их критике масштаб полнейшего совершенства, т. е. свой собственный масштаб, и поэтому объявил подложным значительное число стихотворений и строф. С этого времени многие пошли по этому направлению; не все с такою ученостью и осмотрительностью, как, напр., Martin, Linker, Haupt, Scheibe, Meineke, Heynemann (1871), весьма произвольно поступал Lehrs (1869) и, особенно, Gruppe (Minos, 1859, Aeacus, 1872), не говоря о множестве юношеских попыток. Полные издания: Lambin (1561 и др.), Cruquius (1579 и др.), Bentley (1711, последнее в 1869), Fea (1811), D?ring (1803 и др.), Orelli (3-е изд., 1850 и сл.; малое 5-е изд., 1869), D?ntzer (1849; объясн. школьное изд. 1868 и сл.), Dillenburger (6-е изд., 1875), Pauly (1855), Ritter (1856 и сл.), Keller и Holder (1864 и сл.), Lehrs (1869). Издания текста: Jahn (6-е изд. Schmid, 1855), Meineke (2-е изд., 1854), Stallbaum (1854), Haupt (3-е изд., 1871), Linker (1856), Luc. M?ller (1869 и 1879) и др. Издания сатир: Heindorf (3-е изд., 1859), Kirchner (докончено Deuffel´eм, 1854 и сл.), Hofmann-Peerlkamp (1863), Kr?ger (с посланиями, 9-е изд., 1879), Fritzsche (1875 и сл.); издания од (и эподов) Jani (2-е изд., 1809), Mitscherlich (1800), Hofmann-Peerlkamp (2-е изд., 1862), Obbarius (1848; школьное изд. 1856), Nauck (10-e изд., 1880), Herbst (1866), Sch?tz (1880) и др.; издания посланий: Schmid (1828 и сл.), Obbarius (1837 и сл., только первая книга), Ribbeck (1869).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

«Гораций для Марины Мнишек»: герои Смутного времени в поэзии Себастьяна Петрици

Эйльбарт Наталия Владимировна
Проводится исторический анализ выдающегося произведения эпохи польского позднего ренессанса «Гораций Флакк в трудах московского пленника», написанного доктором Себастьяном Петрици профессором Краковского университета и врачом семе
Читать PDF
0.00 байт

Гораций в издании Лукиана Мюллера

С. К. Егорова
Читать PDF
0.00 байт

2003. 04. 015. Пойсс Т. Гораций как поэт любви. Poiss Th. Horaz als Erotiker betrachtet // Wiener St

Махов А. Е.
Читать PDF
0.00 байт

2010. 02. 011. Джонсон Т. Лирика, история и воображение: Гораций как историограф (ода 2. 1). Johnson

Махов А. Е.
Читать PDF
0.00 байт

О возможном происхождении чтений в рукописях эподов Горация (Paris. 7972 и Leidensis В. Р. 28)

Егорова С. К.
Текст Эподов Горация, содержащийся в рукописях Paris. 7972 и Leidensis В. Р.
Читать PDF
0.00 байт

Историческая память Горация

Дуров В.С.
В статье рассмотрены все упоминания о событиях римской истории в поэзии Горация. Исторические знания — неотъемлемая часть духовной культуры Горация, в значительной степени определяющие стилистику его стихотворений.
Читать PDF
0.00 байт

Codex Petropolitanus и его место в рукописной традиции Горация

С. К. Егорова
Читать PDF
0.00 байт

Перевод М. Н. Муравьевым оды 11 первой книги Горация «к Левконое» (1776 г. )

Прокопьева Лилиана Борисовна
Анализируется перевод М.Н. Муравьева оды Горация «К Левконое» (I, 11). Первоисточник и перевод сопоставляются в лексико-семантическом, синтаксическом и эмоциональном планах.
Читать PDF
0.00 байт

Ода Горация «к Меценату» (i, 1) в переводе М. Н. Муравьева (1775 г. )

Прокопьева Лилиана Борисовна
Анализируется перевод М.Н. Муравьева оды Горация «К Меценату» (I, 1). Первоисточник и перевод сопоставляются в лексико-семантическом, синтаксическом и эмоциональном планах.
Читать PDF
0.00 байт

Тематические источники «Медного всадника» и ода Горация «к самому себе»

Багратион-мухранели Ирина Леонидовна
В статье рассматривается ряд вопросов, касающихся генезиса некоторых мотивов и образов пушкинской поэмы.
Читать PDF
0.00 байт

Рецепция Горация в поэзии Б. Кенжеева

Гончарова Маргарита Викторовна, Суханова Софья Юрьевна
Статья посвящена анализу горацианских образов в лирике Б. Кенжеева, особенностей рецепции мировоззрения и художественного мира Горация. Задача работы -анализ характера воплощения и трансформации в поэзии Б.
Читать PDF
0.00 байт

Жанр инвективы в творчестве Горация и его рецепция Г. Р. Державиным

Скибина Софья Николаевна
В статье проводится сравнительный анализ «7 эпода. К римскому народу» Горация и его перевода «Римскому народу» Г.Р. Державина с точки зрения жанрового содержания.
Читать PDF
0.00 байт

2 эпод Горация в русских переводах XVIII начала XIX вв

Реутова С. Н.
Читать PDF
0.00 байт

К проблеме горацианской оды в русской литературной традиции («Сельская жизнь. К Афанасью Матвеевичу

Скибина Софья Николаевна
В статье анализируется стихотворение М.Н. Муравьева «Сельская жизнь. К Афанасью Матве4 евичу Брянчанинову» с точки зрения объема, строфической организации, метрики, темы, субъек4 тно4объектного строя, хронотопа.
Читать PDF
0.00 байт

Комментарии к «Искусству поэзии» Горация и «Поэтике» Аристотеля в эпоху Чинквеченто

Лозинская Евгения Валентиновна

Похожие термины:

  • Гораций, Квинт Гораций Флакк

    римский поэт. Сын вольноотпущенника, родился в Венузии в Южной Италии. Благодаря отцу получил хорошее образование в Риме. Примерно в 44 г. до н. э. отец послал Г. в Грецию изучать философию. Когда Брут
  • Китченер Хартумский и Брумский Гораций Герберт, 1-й граф

    Китченер Хартумский и Брумский Гораций Герберт, 1-й граф (Kitchener of Khartoum and of Broome, Horatio Herbert, 1st Earl) (1850-1916), англ, генерал. Командовал англо-егип. армией, завоевавшей Судан (1896-98). Четкая орг-ция снабжения арм
  • Гинцбург, барон Гораций Осипович

    Барон Г. О. Гинцбург (1833—1909). — выдающийся общественный деятель и филантроп; род. в 1833 г. в Звенигородке (Киевской губ.), ум. в 1909 г. в Петербурге, погребен в Париже. Состоя в 1868—72 гг. гессен-дармштадтск
  • ГОРАЦИЙ ФЛАКК

    65 — 8 гг. до н. э.) — знаменитый римский поэт. Родился в городе Венузии, в Апулии. Отец дал ему последовательное образование; он учился в лучших школах Рима, а затем в Афинах. Когда стихотворения его ст
  • Гораций, Квинт Флакк

    (лат. Horatius, 65–8 гг. до н. э.) — римский поэт, был дружен с Вергилием, а также с Меценатом, покровителем поэтов. Август предложил ему стать его личным секретарем, но тот отказался. Наибольшую известност
  • Гинцбург, Гораций Осипович

    1833-1909, Париж)    действительный статский советник, купец первой гильдии, барон. Унаследовал банкирский дом в Петерб., открытый отцом, стал наиб. крупным в 1870-80-е. Кроме этого, Гинцбурги были в числе у
  • КОКЛЕС ГОРАЦИЙ

    римский герой, прославившийся защитой узкого моста через Тибр от всей этрусской армии, во главе которой находился Порсена, до тех пор пока мост не был разрушен римлянами, так что для этрусков сдела
  • Гинцбург, барон Гораций Осипович (Евзелевич)

    Барон Г. О. Гинцбург (1833—1909). — выдающийся общественный деятель и филантроп; род. в 1833 г. в Звенигородке (Киевской губ.), ум. в 1909 г. в Петербурге, погребен в Париже. Состоя в 1868—72 гг. гессен-дармштадтск
  • Гинцбург, барон Давид Горациевич

    — ориенталист, писатель и общественный деятель; род. в 1857 году в Каменец-Подольске. Получив домашнее образование и основательно изучив восточные языки под руководством таких ученых, как Адольф Не
  • Гейтс Горацио

    Гейтс Горацио (Gates, Horatio) (1728-1806), амер. генерал, уроженец Англии. Воевал под командованиемБраддока и Амхерста в англо-французских колониальных войнах, но затем встал на сторону борцов за независимос
  • Китченер, Горацио Герберт

    1850 - 1916) - граф, фельдмаршал английской армии. Окончив военную академию в 1871 г., был зачислен в инженерный корпус. В 1883 г. был послан английским правительством в Египет, где командовал египетскими вой
  • КЛЕМЕНТИ Горацио

    Композитор и гитарист 17 века. В Венской Национальной библиотеке хранятся в гитарной табулатуре и манускрипте семь его сочинений с песнями и прелюдиями в испанском стиле под номером 10248. Умер 1 авгу
  • Нельсон Горацио

    1758- 1805 гг.) - английский флотоводец, вице-адмирал (1801 г.), виконт (1801 г.). С 1798 г. командовал эскадрой в Средиземном море, одержал ряд побед над французским флотом, в том числе при Абукире (1798 г.), а в 1805 г. -
  • Нельсон Горацио, виконт

    Нельсон Горацио, виконт (Nelson, Horatio, Viscount) (1758-1805), англ, адмирал. Поступил на службу в Королевский военно-морской флот в возрасте 12 лет и стал капитаном в 20 лет. С началом войны с Францией в 1793 г. ему было
  • ЗАКОН ВАЛЕРИЯ ГОРАЦИЯ

       • Leges Valeriae Horatiae,          449 г. до Р. X.:        1. ut quod tributim plebs iussisset, populum teneret, см. Comitia, Комиции;        2. de provocatione (см. Воззвание);        3.
  • ЗАКОН ГОРАЦИЯ

       • Lex Horatia,          предоставлял весталке Таррации почести и привилегии за то, что она подарила государству землю. Gell. 6, 7.
  • Лозинский, Моисей Горациевич

    — общественный деятель, род. в 1873 г., ум. в Бобруйске в 1903 г. Л. учился в евр. семинарии Гильдесгеймера, в России же окончил юридический факультет в Киеве. Примкнув к политическому сионизму при самом е
  • Лозинский Самуил Горациевич

    Лозинский, Самуил Горациевич - писатель. Родился в 1874 г. Окончил курс историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Главные труды: ""История второй французской республики
  • Корганова, Нина Горациевна

    (Дунаева; сцен. псевд. Террачиано) — арт. оперы (сопрано), оперетты и педагог. С 1890-х гг. выступала в "Рус, комической опере и оперетте" (антр. С. Семенова-Самарского) в Уфе. Позднее выступала во Вла
  • Лозинский, Моисей (Хаим Моисей) Горациевич

    — общественный деятель, род. в 1873 г., ум. в Бобруйске в 1903 г. Л. учился в евр. семинарии Гильдесгеймера, в России же окончил юридический факультет в Киеве. Примкнув к политическому сионизму при самом е